Роль мелкой моторики в развитии речи детей среднего возраста
консультация

 Актуальность
 В последние годы в детском саду поступают дети, имеющие множественные проблемы в речевом, психическом и физическом развитии. Это влияет на общее развитие ребенка, и уровень его готовности к дальнейшему освоению знаний дошкольной и школьной программы обучения. Давно известна зависимость речи, психических процессов от степени подвижности пальцев рук У детей, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения. Систематическое использование воспитателем в практической деятельности специальных игр и упражнений по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволит сформировать координацию движений пальцев рук, что благоприятно отразится на общем, речевом развитии и более качественной подготовке ребенка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.pptx875.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Роль мелкой моторики в развитии речи детей среднего возраста» Выполнила : Сивцева А. Ф.

Слайд 2

«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.» (И.И. Павлов) «Ум ребенка находится на кончике пальцев» (В.А. Сухомлинский) «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует ее развитию» (В.М. Бехтерев) «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В.А. Сухомлинский) «Рука – это инструмент инструментов» (Аристотель)

Слайд 3

Цель работы по самообразованию: Возможности стимулирования речевой и мыслительной деятельности ребенка среднего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики (традиционными и нетрадиционными способами) Задачи : 1. Изучить психолого – педагогическую литературу по данному вопросу, интернет – ресурсы; 2 . Выявить уровень развития мелкой моторики , речевого развития и психических функций детей группы; 3 . Подобрать возможные варианты игровых упражнений по развитию мелкой моторки детей; 4 . Привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук;

Слайд 4

Актуальность: В последние годы в детском саду поступают дети, имеющие множественные проблемы в речевом, психическом и физическом развитии. Это влияет на общее развитие ребенка, и уровень его готовности к дальнейшему освоению знаний дошкольной и школьной программы обучения. Давно известна зависимость речи, психических процессов от степени подвижности пальцев рук У детей, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения. Систематическое использование воспитателем в практической деятельности специальных игр и упражнений по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволит сформировать координацию движений пальцев рук, что благоприятно отразится на общем, речевом развитии и более качественной подготовке ребенка к школе.

Слайд 5

Ожидаемые результаты ребенок: - овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - любознательный и активный; - имеющий первичное представление о мире и природе; - физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; - овладевший необходимыми умениями и навыками;

Слайд 6

Принципы и формы работы по развитию мелкой моторики Принципы : - Учет индивидуальных особенностей - От простого к сложному - Радость от совместной деятельности Систематичность Формы работы: - «Пальчиковые игры» -« Элементы изодеятельности и конструктивной деятельности» - «Развитие графической моторики»

Слайд 7

Обследование мелкой моторики рук Материал для заданий Инструкция ребенку Умения ребенка Пособие по шнуровке «Сапожок» «Продень шнурочек» Продевать шнурок сквозь узкое отверстие Пирамидка (5колец) «Собери пирамидку» Нанизывать кольца на стержень Матрёшка (3-х местная) «Собери матрёшку» Соединять части матрёшки Тренажер с крышками (4 штуки) «Открути крышечки, а теперь закрути их» Закручивать (откручивать) крышки Рамки Монтессори (с пуговицами) «Застегни пуговки и расстегни их» Расстёгивать (застёгивать) пуговицы Мелкие предметы (бусинки, пуговки), ёмкость «Переложи из тарелочки бусинки в баночку» Перекладывать предметы Рамки Монтессори (верёвочка) «Завяжи узелок, а теперь развяжи» Завязывать узелки Пластмассовый шарик (диаметром 2см.) «Покатай шарик межу ладошками, а теперь пальчиками» Катать шарик между ладонями, пальчиками

Слайд 8

Результаты в начале года

Слайд 9

Комплексно-тематическое планирование месяц тема цель интеграция сентябрь Обследование состояния развития моторики рук Выявить уровень развития мелкой моторики рук -Художественное творчество (умение держать карандаш, отрывать пластилин) -Физическая культура(согласованность движений пальцев и координация руки). Октябрь Пальчиковые игры: -« Сорока-белобока » -«Ладушки» -«Моя семья » - «Домик зайчат» Развитие мелкой моторики пальцев; понимание(восприятие) речи и её активизация -Чтение художественной литературы(песенки, потешки , прибаутки, короткие стишки). -Музыка (песенки, ритмические движения) Ноябрь Дидактические игры -« Весёлые прищепки» - «Шнуровки» -« Цветные вкладыши» -« Ниткотерапия» -« Игры с водой» Развитие зрительного восприятия, воображения, кординированности движений рук, развитие тонких движений пальцев рук (кончиков пальцев), ориентировка на листе бумаги. -Познание (образ предмета, сенсорное развитие) -Безопасность -Коммуникация(речевое общение) Декабрь Специальный массаж для рук -логопедический инвентарь -мячи-ёжики -шестигранные карандаши Снятие излишнего напряжения с руки, развитие мускулатуры пальцев рук. -Здоровье(влияние на общее самочувствие ребенка), положительные эмоции.

Слайд 11

Основные виды игр, заданий, упражнений - игры с пальчиками -массаж пальцев и кистей рук -игры с разными материалами: песком, крупой, водой, бумагой, красками. -игры с разборно-сборными игрушками, с вкладышами, с прищепками -игры с тренажерами.

Слайд 12

Пальчиковая гимнастика «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.

Слайд 13

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Игры с крупой («Пересыпаем крупу», «Покормим птичек», «Разложи по тарелочкам»), бусинками, пуговицами, бросовым материалом Игры с крупой, бусинками, пуговицами, бросовым материалом

Слайд 14

Узор из ниток

Слайд 15

Рисование красками

Слайд 16

Собирание мозаики

Слайд 17

Игры с конструкторами, кубиками

Слайд 18

Рисование Карандашами, аппликации

Слайд 19

Игры с прищепками :

Слайд 20

Лепка

Слайд 22

Взаимодействие с семьей: консультации ; анкетирование ; наглядная информация ; привлечение родителей к изготовлению игр и игрушек

Слайд 23

Показатели эффективности работы: систематизировала игры, развивающие мелкую моторику ребенка; дополнила предметно-развивающую среду нестандартным дидактическим материалом; оформила картотеку пальчиковых игр со стих ами

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль мелкой моторики в развитии речи детей"

Данная перзентация была создана для консультации родителей и представлена на родительском собрании....

Роль мелкой моторики в развитии речи детей.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образн...

Консультация для воспитателей «Роль мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Роль мелкой моторики в развитии речи детейдошкольного возраста»...

Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»

Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...

Консультация для родителей: «Роль мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей: «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".

quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...