Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Алейникова Ольга Юрьевна

Здоровье ребенка - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Древнейшие учёные Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времён и народов Авиценна ещё тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными расстройствами. С 19 века пошло распространение Музыкотерапии в Европе.

Из должностных обязанностей музыкального руководителя: "Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса". В процессе музыкальных занятий музыкальный руководитель напоминает детям об охране детского голоса и слуха,  правильной певческой установке, красивой осанке во время пения и движения.  Организует привычные виды музыкальной деятельности с пользой для здоровья: использует жизнеутверждающие песенки-распевки, дающие позитивный настрой детям на весь день. Перед пением песен проводит дыхательные, артикуляционные и фонопедические упражнения для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Применяет игровой массаж и самомассаж. Пальчиковые игры - развивают мелкую моторику, повышают координационные способности пальцев. Речевые игры - эффективно влияют на развитие эмоциональной сферы, выразительности речи детей, двигательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_rabote_muz_ruk.docx27.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя: аспекты реализации требований ФГОС ДО"

Здоровье ребенка - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и  полное физическое, психическое и социальное благополучие.  От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Древнейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле.  Выдающийся врач всех времен и

народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными расстройствами. С 19 века пошло распространение Музыкотерапии в Европе.

Из должностных обязанностей музыкального руководителя: «Обеспечивает охрану жизни

и здоровья воспитанников во время образовательного процесса». В процессе музыкальных

занятий музыкальный руководитель напоминает детям об охране детского голоса и слуха, правильной певческой установке, красивой осанке во время пения и движения. Организует  привычные виды музыкальной  деятельности с пользой для здоровья: использует  жизнеутверждающие  песенки - распевки, дающие позитивный настрой детям на весь день. Перед пением песен проводит дыхательные, артикуляционные и фонопедические упражнения  для горла и голосовых связок с целью профилактики  простудных заболеваний. Применяет игровой массаж и самомассаж. Пальчиковые игры – развивают мелкую моторику, повышают координационные способности пальцев . Речевые игры - эффективно влияют на развитие эмоциональной сферы, выразительности речи детей, двигательной активности. Музыкально-ритмические движения - помогают тренировать мышцы шеи, плечевого пояса, ног, корпуса; развивают быстроту, чѐткость, размах движений; помогают устранить отдельные физические недостатки. Они проводятся и с предметами и без них.

Музыка в детском саду сопровождает детей в течении всего дня. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения и восхищения. У них формируются первоначальные ценности ориентации – способность ценить красоту в жизни. Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию, а значит, косвенно влияет и на физическое развитие и состояние. Музыкальный руководитель помогает педагогам ДОУ подобрать соответствующий музыкальный

репертуар, консультирует по актуальным вопросам.

Музыка сопровождает детей в  течение всего дня. Утром, при встрече детей, создает положительный  эмоциональный фон. Утренняя гимнастика проходит  обязательно  с музыкальным  сопровождением. Этот вид  деятельности детям очень нравится. Выполняя движения, они стараются передать музыкальный образ произведения. Музыка является активным действенным средством эмоциональной коррекции, помогает войти в нужное

эмоциональное состояние. Все это дает положительный эмоциональный заряд на целый

день. Если прогулка проходит под музыку – это здорово и приятно! В солнечный день и в морозную свежесть, бодрые и веселые аккорды музыкального произведения оживляют движения. Детям хочется веселиться, играть, что-то придумывать. Радостная музыка задает определенный жизненный ритм, оказывает мобилизующее воздействие, выраженное в игровой форме. Ритмичная музыка положительно влияет на развитие нервной системы ребенка. Слушая такую музыку на свежем воздухе, дети могут танцевать, подпевать, запоминая слова новых песен.  Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Для этого в детском саду создаются необходимые условия: музыкальный центр и диски, со специально подобранными мелодиями – «колыбельными». Под воздействием такой музыки у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям уснуть.

«Музыка не только фактор облагораживающий,  воспитательный. Музыка – целитель здоровья.» (Бехтерев В.)

Музыкотерапия  – одно  из перспективных  направлений,  способствует  коррекции психофизического  здоровья  детей  в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально подобранной как фон)  формы музыкотерапии. Музыкальный руководитель использует элементы активной музыкотерапии при организации детской деятельности. Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей. Замкнутые, скованные дети становятся  более спонтанными, у них развиваются  навыки взаимодействия с другими  людьми. Улучшается речевая функция. Улучшается сенсомоторная функция. Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения: она помогает установлению эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Музыка благотворно воздействует через телесный уровень на эмоциональное состояния дошкольника. Музыкальный руководитель в своей деятельности активно использует логоритмику – систему упражнений, заданий, игр на основе  сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленную на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Логоритмика предполагает и укрепление здоровья, и воспитание правильной речи, и устранение речевых нарушений, но прежде всего – развитие мышления и понимания, без которых решить указанные задачи невозможно.

В современном мире детей окружает самая разнообразная звуковая среда, и к сожалению, она  не  всегда благотворно влияет на наших малышей.  Музыкальный руководитель напоминает родителям об охране детского голоса, о том, что  музыка и другие шумовые эффекты не должны звучать очень долго и  очень громко, так как даже самое полезное средство при неумеренном использовании может принести вред, то есть  негативно отразиться на эмоциональном и соответственно физическом состоянии ребенка. При этом музыкальный руководитель использует разнообразные формы взаимодействия с родителями, такие как: выступления на родительских собраниях, консультации, анкетирование, проведение музыкальных праздников,  досугов с участием родителей и другие.

 

Рекомендуемые музыкальные произведения (утро, встреча)

П.И.Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик».

П.И.Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик».

И. Штраус. Полька «Трик-трак».

М.И. Глинка. «Детская полька».

А. Вивальди. «Зима».

П.И.Чайковский. «Апрель».

Г.В. Свиридов. «Музыкальный ящик».

Г.В. Свиридов. «Веселый марш».

Н.А. Римский –Корсаков. Вступление «Три чуда».

Рекомендуемые музыкальные произведения (в течение дня)

Р. Шуман. «Клоуны».

А.Т. Гречанинов. «Игра в лошадки».

«Во поле береза стояла» р.н.п.

М.И. Глинка. «Вальс-фантазия».

П.И.Чайковский. Мазурка.

Л.В. Бетховен. Менуэт. Экосез.

С.С. Прокофьев. «Вальс» из балета «Золушка».

П.И.Чайковский. Русская пляска.

Д.Д. Шостакович. «Танцы кукол».

А.К. Лядов. «Дождик-дождик».

К. Сен-Санс. «Осел», «Кенгуру», «Аквариум», «Лебедь».

П.И.Чайковский. Времена года.

Рекомендуемые музыкальные произведения (сон)

Колыбельные.

П.И.Чайковский. «Октябрь».

Ц.А. Кюи. Колыбельная.

Г.В. Свиридов. «Грустная песенка».

Н.А. Римский –Корсаков. «Море» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Н.А. Римский –Корсаков. Опера «Снегурочка», сцена таяния Снегурочки.

К.В. Глюк. Опера «Орфей и Эвредика», «Мелодия».

М.И. Глинка. Ноктюрн ми-бемоль-мажор.

Л.В. Бетховен. «Сурок».

Л.В. Бетховен. Соната No14, 2-я часть.

Ф. Шуберт. «Аве Мария».

Ф. Шуберт. Серенада.

Здоровье детей - это не только правильный рацион питания, но и состояние души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ"

Данная презентация освещает некоторые здоровьесберегающие технологии, которые можно с успехом использовать в непосредственно образовательной деятельности музыкального руководителя ДОУ....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя

в соответствии с новыми нормативными документами  особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая  внедрения здоровьесб...

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя (из опыта работы).

 Планирование работы по здоровьесбережению:самостоятельная деятельность детейсовместная деятельность педагога и детейработа с детьми ОВЗвзаимодействие с родителями...

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя

Использование здоровьесберегающих технологии в ДОУ....

Выступление на общем родительском собрании МДОУ Детский сад №39 "Сказка" "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя".

В  данной презентации  представлены  здоровьесберегающие технологии, используемые мною  в работе: актуальность темы, примерная схема  музыкального занятия с применением здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов,...