Статья "Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста"
статья
Эмоции и чувства играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоциональный мир ребенка гораздо богаче и колоритнее, чем у взрослого человека. Ребенок может радоваться и сердиться, переживать и грустить одновременно. Положительные эмоции направляют ребенка в его творческих поисках и смелых начинаниях, а отрицательные тормозят процесс развития. Еще Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста.
Подготовила: воспитатель
старшей группы «А» ГБДОУ№47
Киселева Т.А.
Эмоции и чувства играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоциональный мир ребенка гораздо богаче и колоритнее, чем у взрослого человека. Ребенок может радоваться и сердиться, переживать и грустить одновременно. Положительные эмоции направляют ребенка в его творческих поисках и смелых начинаниях, а отрицательные тормозят процесс развития. Еще Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.
Цель: способствовать успешной социализации детей, основываясь на уверенности в себе и эмоциональной отзывчивости.
Задачи: Формирование уверенности в себе, своих силах и возможностях. Становление умений осознанию относиться к своим и чужим чувствам, желаниям, стремлениям. Формирование здорового, адекватного поведения в обществе, умение ориентироваться и адаптироваться в сложном противоречивом мире. Развитие способности действовать свободно, раскрепощено, но в соответствии с нормами и правилами общества.
Эмоции представляют собой наши реакции на конкретные ситуации, переживание отношений к различным предметам и явлениям окружающего мира, а также к самому себе.
Большинство ученых выделяет 10 базовых эмоций и варианты проявлений каждой из них:
Интерес - базовая эмоция, проявляющаяся в процессах: внимательность, концентрированность, настороженность.
Радость: восторг, счастье, удовольствие.
Удивление: удивление (испуг), изумление, ошеломление (шок).
Печаль: унылость, печальность, обескураженность.
Гнев: разгневанность, злость, бешенство.
Отвращение: неприязнь, отвращение, омерзение.
Презрение: высокомерие, пренебрежительность, надменность.
Страх: испуг, боязнь.
Стыд: сконфуженность, стыдливость, стеснительность.
Вина: раскаивание, виновность, заслуживающая порицания.
Такие эмоции рассматриваются как базовые потому, что каждая из них имеет характерное внешнее выражение, интуитивно понятное большинству людей, и сопровождается определенными физиологическими изменениями в организме человека.
Эмоции делят на положительные и отрицательные. Это не значит, что первые для человека полезны, а вторые – вредны. Просто положительные эмоции субъективно приятны, их хочется испытывать снова и снова, а отрицательные – наоборот.
Среди базовых эмоций чисто положительных всего две: интерес и радость. Удивление занимает промежуточное положение, оно может быть как положительным, так и отрицательным – в зависимости от того, что именно человека удивило. Все остальные базовые эмоции – отрицательные, т.е. в большинстве случаев человеку переживать их неприятно, он рассматривает их преобладание как плохое настроение.
У детей раннего возраста выделяют всего несколько видов эмоций: интерес, радость, печаль, страх.
Воспитатель должен знать краткую характеристику каждой эмоции. Тогда более ясно можно представлять себе, что и как надо воспитывать у ребенка.
Каждая из этих эмоций выполняет несколько функций:
- биологическая - направляет кровь, энергетические ресурсы;
- мотивирующее воздействие - направляет и побуждает восприятие, мышление, поведение;
- социальная функция - обеспечивает, организует взаимодействие ребенка с людьми.
Необходимо помнить, что эмоции неизменны; меняется лишь форма их проявления. Радость - всегда радость; печаль - печаль, а вот форма проявления в детстве, отрочестве, зрелости - разная.
В развитии эмоциональной сфере ребенка, четко выделяются два пути: | |||
Расширение эмоциональной сферы: | Обучение детей управлению своими эмоциями | ||
Знания о природе | Объективно в связи с созревание нервной системы, чувства ребенка становятся более глубокими и более объективными (обучение, наглядные картинки) | Направления работы | |
Общение | Развитие: понимание смысла и значения различных эмоций. | Обучение: поведение ребенка в стрессовой ситуации (разбирать при детях конфликтные ситуации, предложить альтернативный способ разбора ситуации (считалочки)) | |
Организация игровой деятельности | |||
Совместное чтение художественной литературы | |||
Телевидение и компьютер совместный просмотр (подражание эмоциям взрослых) |
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
- Необходимо усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет увеличения количества игрушек.
- Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.
- Безопасность: Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
- Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться свободно со сверстниками и взрослыми.
- Закреплять умение подбирать предметы по цвету и величине(большие, средние и маленькие шарики 2-3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета.
- Помогать детям объединяться в группы по интересам, симпатиям.
Центр развивающих игр и игрушек:
«Дидактическая черепаха» Развивать парное взаимодействие.
Уголок природы и экспериментирования:
Зонтик «Солнышко-дождик» - Необходимо подвести детей к осознанию причин радости и печали.
Стол «вода-песок» - Развивать парное взаимодействие.
Дидактическое пособие:
«Какой я?»
Портреты детей: формировать представления о характерных особенностях собственной внешности и внешности сверстников: цвет и длина волос, цвет глаз, особенности прически».
«Чего не стало?», «Что звучит?»
Обогащать в играх с дид. материалом чувственный опыт детей. Проводить игры на развитие внимания и памяти.
«Чудесный мешочек», «теплый - холодный, легкий - тяжелый»
Проводить игры на развитие тактильных ощущений, температурных различий.
Развивать мелкую моторику рук (пособие с пуговицами, крючками, молнией и шнуровкой)
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Книжный уголок:
- С помощью художественных и фольклорных произведений показать детям большой эмоциональный мир книг. Вызвать положительные эмоции при прослушивании этих произведений.
- Предлагать для самостоятельного рассматривания иллюстрации, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей. Подводить к осознанию собственных предпочтений.
- Объяснять моральные нормы поведения на примерах поступков героев прочитанных произведений.
- Развивать желание выражать впечатления о прочитанном речевыми и неречевыми средствами.
Сюжетные картинки:
- Формировать представления о выражениях эмоций радости и печали. На картинках показать состояние людей и животных: радуется, грустит и т.д. Подводить к осознанию причин их возникновения.
КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
- Развивать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу. Поддерживать желание строить самостоятельно. Способствовать пониманию пространственных соотношений.
- Учить детей использовать в играх строительный материал.
- В процессе игр с игрушками и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру; формировать уважительное отношение к окружающим, развивать умение общаться спокойно, без крика.
- Поощрять участие детей в совместных играх, создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.
- Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий, развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила.
- Учить детей использовать в играх строительный и природный материал, разнообразно действовать с ними.
- Предлагать совместно с взрослыми конструировать башенки, домики, машины.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Физкультурный уголок:
- Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).
- Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений, поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.
Качалки, пособие «Разноцветные ленточки» и др.
«Догони мяч», «Передай мяч», Доползи до погремушки», «маленькие и большие», «Воробышки и автомобиль», «Перешагни через палку», «Солнышко и дождик», «Через ручеек», «Найди флажок».
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
- Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами(например: шофер-пассажир), развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.
Кукольный уголок:
Большая кукла, куклы с изображением эмоций.
Формировать представления о выражении эмоций радости и печали.
Игровые комплексы:
«Кухня», «Гостиная», «Спальня», «Медицинский», «Парикмахерская».
Формировать умение проявлять интерес к игровым действия сверстников. Помогать играть рядом, не мешая друг другу. Развивать умение играть вместе со сверстниками.
Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения, учить связывать сюжетные действия с ролью.
Уголок ряженья:
Зеркало, костюмы и прочие атрибуты.
Представление о внешних особенностях своих и сверстников: цвет волос, цвет глаз, особенности прически. Развивать парное взаимодействие.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
«Люди смотрят на кукол и видят в них отражения самих себя. И если меняются люди, то меняются куклы. Но с другой стороны люди – тоже отражение, в данном случае – отражение кукол. А значит, если меняются куклы, то изменяются и люди».
Борис Голдовский.
Известно, что театрализованную деятельность можно рассматривать как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умения делать выбор.
Однако педагогическая ценность театрализованных игр будет проявляться при определенных условиях, когда цель организации детского театра будет не показе спектакля, а именно в восприятии детей, развития нравственных, волевых, творческих качеств личности.
Взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи куклы, ребенок как бы прячется за нее и таким образом чувствуя, себя более защищенным. В таких ситуациях взрослый может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребенку, а к кукле, и такое воздействие педагога будет значительно мягче и корректнее.
- Необходимо побуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем, расширения контактов со взрослым.
- Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы) подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.
- Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения, развивать умение выбирать роль, вызывать желание действовать с элементами костюмов и атрибутами как внешними символами роли, выступать перед сверстниками, обустраивать место для выступления.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Изобразительная деятельность:
- Развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведение их по контору.
- Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора.
- Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, подводить к простейшим ассоциациям: на что это похоже?
- Формирование представлений о выражении эмоций: радости и печали (солнышко, дождик)
- Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами.
- Побуждать, дополнять изображение характерными деталями; осознанно повторять такие получившиеся штрихи, линии, формы.
Лепка:
- Вызывать интерес у детей к лепке. Знакомить с пластическими материалами.
ПРОГУЛКА.
- Развивать активность детей в двигательной деятельности, закреплять навыки организованного поведения в детском саду, на улице.
- Поощрять игры, развивающие ловкость движений, постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений.
- Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
- Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем поется и эмоционально реагировать на содержание.
- Определять вместе с детьми их предпочтения в музыке.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что игра, рисование, лепка должны иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность разрушается. Ребенок не способен делать то, что не вызывает у него интереса. Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка с взрослыми и сверстниками. В общении с взрослыми, а именно с воспитателями, преобладают мотивы сотрудничества. Кроме воспитательской любви, дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах. Эмоции заряжают и регулируют все психические процессы и виды деятельности.
Литература:
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Васильева М.А.
- Программа социально-эмоционального развития детей «Расти счастливым» Пашкевич Т.Д.
- Педагогический проект «Мир эмоций» 2011г. Щавелева О.А.
- Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста Кончинская А.Л.
- Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- «Кукляндия» учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. М.И.Родина, А.И.Буренина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями в развитии на тему «Игры на познавательное развитие детей раннего возраста»
Игры на познавательное развитие детей раннего возраста...
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...
Методические материалы с 1 заседания ГМО " Развитие детей раннего возраста"«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»
Тема : «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»...
Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста". («Комплексный подход к образованию детей раннего возраста»)
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста"....
«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....
Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.
Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...