Методические рекомендации по содержанию и организации экспериментальных игр.
методическая разработка по окружающему миру

Белова Евгения Владимировна

В методической разработке представлены рекомендации по организации игр-экспериментов с детьми дошкольного возраста, направленные на создание условий для самостоятельной и групповой деятельности детей. Также описаны возможные варианты мотивирования детей к данному виду деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnye_igry.docx19.82 КБ
Файл eksperimentalnye_igry.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по содержанию и организации  экспериментальных игр. 

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Педагог работает в этом направлении во время проведения занятий, на прогулках, тематических досугах, мотивирует к экспериментированию в самостоятельной игровой деятельности.

Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе сюжета, заданного воспитателем либо придуманного непосредственно ребенком.

Подобные игры разрабатываются или отбираются воспитателем на основе следующих принципов:

возраста и опыта детей;

доступности содержания игр;

сочетания наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;

ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре;

сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;

адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;

постепенного усложнения игр;

цикличной организации игр.

Н.Н. Поддъяков, в своих работах выделяет следующую структуру экспериментальных игр:

  ∙ постановка проблемы;

  ∙ поиск путей решения проблемы;

  ∙ проведение наблюдения, игровая деятельность

  ∙ анализ увиденных результатов;

  ∙ формулировка выводов.

Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то эксперименты проводятся в русле игровой направленности. В подобных играх присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.).

Педагогу важно организовать экспериментальную игру так, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую случается, практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия. Поэтому рекомендуется обращать внимание на  активацию внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос.

Варианты мотивирующих начал

Игра-эксперимент

Вариант мотивирующего начала

«В снежном плену»

В группу приходит письмо от Снежной Королевы, она приглашает ребят в своё царство. При помощи волшебного портала дети попадают в мир вечного льда и снега, где им предстоит выполнить задания сказочной хозяйки и принять участие в эксперименте по изучению свойств снега.

«Домик для ёжика»


В группу приходит сказочный персонаж Ёжик, он фырчит и ничего не говорит, но выглядит очень взволнованным. Он принёс ребятам письмо от лесных жителей, в котором рассказывается о попытках Ёжика сделать себе домик: в коробке было жёстко, на шишках неудобно, в мох он проваливался. Лесные жители просят ребят помочь Ёжику в создании удобного домика.

Не руководить, а лишь направлять замыслы ребенка, дать возможность ребенку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир,– вот роль педагога в детской экспериментальной игре.

Этот вид игры — самый древний. Игра возникает по инициативе

ребенка в созданных взрослым условиях. Как своеобразный эксперимент с

игрушкой (предметом), она присуща всему периоду детства, начиная с младенчества.

Преимущества игр-экспериментирований — это свобода детей, высокая

степень самостоятельности, наличие возможности для самореализации,

эмоциональная насыщенность, проявление высокой степени любознательности, удовольствия от познания.

В играх-экспериментированиях развивается самостоятельность детей.

Решение экспериментальной задачи предоставляет дошкольнику

неограниченные возможности самостоятельно применить навыки и

умения в различных условиях (в группе, на прогулке и т. д.), развивается

инициатива ребенка, он учится мыслить.

Среди игр-экспериментирований наиболее распространены:

—игры с игрушками;

— игры с природным материалом;

— игры-экспериментирования с животными;

—особые игры, в которых ребенок экспериментирует на материале

общения со взрослыми и с другими детьми;

—современные игры-экспериментирования на основе компьютерных

программ для детей.

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРОВАЯ СРЕДА ДЛЯ ИГР-

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЙ

1 Образцы материалов: дерево, ткань, бумага, глина, камень, песок,

металл, стекло, а также предметы из этих материалов.

2 Сыпучие материалы: горох, желуди, мелкие камушки, семена бобов,

тыквы, подсолнуха и др. Приспособления для пересыпания: совочки,

коробочки, пластмассовые баночки, мешочки, корзинки и др. Мерные

емкости.

3 Наборы плотно закрытых флаконов для различения и узнавания

запахов.

4 Весы, термометры, линейки, лупы, магниты, часы, календари, мерные

емкости.

5 Мелкие предметы и игрушки для развития тактильных ощущений

(«Чудесный мешочек»).

6 Дощечки с наклеенными материалами, резко отличающимися по

тактильному восприятию.

7 Плавающие игрушки: животные, птицы, корабли, лодки, парусники,

плоты (готовые игрушки и самоделки из различных материалов).

8 Инструменты: сачки, удочки, лопатки, совки.

9 Бросовый материал: мешки, пробки, гвозди, дощечки, пенопласт.

10 Технические игрушки с «секретом»: заводные игрушки, телефоны,

конструкторы, трансформирующиеся игрушки, разнообразные

простейшие часы и др.

11.Ленты, тесемки, веревочки, палочки, реечки, необходимые для

восприятия и сравнения размеров и проведения игр-экспериментов.

12.Дидактический материал — наборы мелких игрушек-моделей:

посуда, транспорт, мебель, орудия, животные, мозаики, конструкторы,

кубики-вкладыши, разрезные картинки.

13 Природный материал: сухие листья, цветы, каштаны, желуди, камни,

земля, шишки, песок, глина, мелкая галька, ракушки, а также

приспособления для экспериментирования по выращиванию рассады,

проращиванию различного рода семян и луковиц (поддоны, горшки, лей-

ки, деревянные ящики и др.).

14 Дидактические игрушки с характерными признаками цвета, формы,

величины, объема и т. п.

15 Наборы образцов различных тканей, лент; мотки и катушки ниток.

16 Звучащие игрушки: молоточки, бубны, музыкальные инструменты,

шумовые коробочки и баночки, колокольчики, различного рода предметы

для развития слухового анализатора.

Игра может начаться как с подачи воспитателя, так и с самостоятельной игровой деятельности ребенка.

Игра «ПОМОЖЕМ МЫШАТАМ »

Дети строят норки для мышей, нагребая небольшие кучки песка с

помощью совков, утрамбовывают его, используя небольшие дощечки.

Затем начинается игра.

Ход игры.

Мышата бегают и резвятся на полянке, вдруг появляется кот. Мышата

убегают и прячутся в норки. Коту мышек не найти. Мыши выбегают из

норок, кот устает ловить мышей. Потом дети играют друг с другом по

своему желанию.

Игра «БАБУШКИН СЕКРЕТ»

Дети в песочнице «пекут пироги» с помощью маленьких формочек.

Родитель предлагает напечь пирогов с начинкой: ягодами, творогом,

рыбой, картошкой и т. д. На дно формочки дети кладут то, что есть под

руками: камушки, веточки, ракушки, листики и т. д.

Ход игры.

Открывается «Пирожковая». Там праздничная распродажа: все

приходят, пробуют, хвалят, покупают, делают заказы.

Игра в «Пирожковую» может перейти в игры «Столовая», «Семья»,

«День рождения» и т. д.

В своем дошкольном образовательном учреждении мы будем развивать способность экспериментировать, побуждать детей к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Методические рекомендации по содержанию и организации экспериментальных игр» Выполнила воспитатель МДОАУ «Детский сад №59» Белова Е.В.

Слайд 2

Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.

Слайд 3

Подобные игры разрабатываются или отбираются воспитателем на основе следующих принципов : возраста и опыта детей; доступности содержания игр; сочетания наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей; ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре; сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности; адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе; постепенного усложнения игр; цикличной организации игр.

Слайд 4

Структура экспериментальных игр: постановка проблемы; поиск путей решения проблемы; проведение наблюдения, игровая деятельность анализ увиденных результатов; формулировка выводов.

Слайд 5

Варианты мотивирующих начал Игра-эксперимент Вариант мотивирующего начала «В снежном плену» В группу приходит письмо от Снежной Королевы, она приглашает ребят в своё царство. При помощи волшебного портала дети попадают в мир вечного льда и снега, где им предстоит выполнить задания сказочной хозяйки и принять участие в эксперименте по изучению свойств снега. «Домик для ёжика» В группу приходит сказочный персонаж Ёжик, он фырчит и ничего не говорит, но выглядит очень взволнованным. Он принёс ребятам письмо от лесных жителей, в котором рассказывается о попытках Ёжика сделать себе домик: в коробке было жёстко, на шишках неудобно, в мох он проваливался. Лесные жители просят ребят помочь Ёжику в создании удобного домика. Варианты мотивирующих начал

Слайд 6

Среди игр-экспериментирований наиболее распространены: игры с игрушками; игры с природным материалом; игры-экспериментирования с животными; особые игры, в которых ребенок экспериментирует на материале общения со взрослыми и с другими детьми; современные игры-экспериментирования на основе компьютерных программ для детей.

Слайд 7

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРОВАЯ СРЕДА ДЛЯ ИГР- ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЙ Образцы материалов: дерево, ткань, бумага, глина, камень, песок,металл , стекло, а также предметы из этих материалов. Сыпучие материалы: горох, желуди, мелкие камушки, семена бобов, тыквы , подсолнуха и др. Приспособления для пересыпания: совочки, коробочки , пластмассовые баночки, мешочки, корзинки и др. м ерные емкости . Наборы плотно закрытых флаконов для различения и узнавания запахов . Весы , термометры, линейки, лупы, магниты, часы, календари, Мелкие предметы и игрушки для развития тактильных ощущений (« Чудесный мешочек»). Дощечки с наклеенными материалами, резко отличающимися по тактильному восприятию. Дидактический материал — наборы мелких игрушек-моделей: посуда , транспорт, мебель, орудия, животные, мозаики, конструкторы, кубики-вкладыши , разрезные картинки. Природный материал: сухие листья, цветы, каштаны, желуди, камни, земля , шишки, песок, глина, мелкая галька, ракушки.

Слайд 8

Вывод В играх-экспериментированиях развивается самостоятельность детей. Решение экспериментальной задачи предоставляет дошкольнику неограниченные возможности самостоятельно применить навыки и умения в различных условиях (в группе, на прогулке и т. д.), развивается инициатива ребенка, он учится мыслить . В своем дошкольном образовательном учреждении мы будем развивать способность экспериментировать, побуждать детей к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по содержанию книжного уголка в группах младшего и старшего дошкольного возраста

В статье указаны общие требования по расположению,оснащению и наполняемости книжного уголка в детском саду,  даны  принципы отбора произведений для дошколльников. Также в статье  имеетс...

Консультация для воспитателей "Методические рекомендации по содержанию книжного уголка в дошкольном учреждении"

Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста ...

Методические рекомендации по содержанию образовательного плана по работе с детьми с ОВЗ с учетом ФГОС ДО

Методические рекомендации по содержанию  образовательного плана по работе с детьми с ОВЗ с учетом ФГОС ДО...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Рекомендуемое содержание РППС в группе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Рекомендуемое содержание РППС в группе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста"...

Методические рекомендации по содержанию и организации по опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками для педагогов и родителей.

Методические рекомендации по содержанию и организации  по опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками для педагогов и родителей.        Детско...

Сообщение из опыта работы с методическими рекомендациям«Обновление содержания образовательной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада». мастер класс «Тимбилдинг игры – игры для сплочения коллектива».

В последние годы   умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах   деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека...