Методические рекомендации по содержанию и организации экспериментальных игр.
методическая разработка по окружающему миру
В методической разработке представлены рекомендации по организации игр-экспериментов с детьми дошкольного возраста, направленные на создание условий для самостоятельной и групповой деятельности детей. Также описаны возможные варианты мотивирования детей к данному виду деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnye_igry.docx | 19.82 КБ |
eksperimentalnye_igry.pptx | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по содержанию и организации экспериментальных игр.
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Педагог работает в этом направлении во время проведения занятий, на прогулках, тематических досугах, мотивирует к экспериментированию в самостоятельной игровой деятельности.
Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе сюжета, заданного воспитателем либо придуманного непосредственно ребенком.
Подобные игры разрабатываются или отбираются воспитателем на основе следующих принципов:
возраста и опыта детей;
доступности содержания игр;
сочетания наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;
ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре;
сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;
адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;
постепенного усложнения игр;
цикличной организации игр.
Н.Н. Поддъяков, в своих работах выделяет следующую структуру экспериментальных игр:
∙ постановка проблемы;
∙ поиск путей решения проблемы;
∙ проведение наблюдения, игровая деятельность
∙ анализ увиденных результатов;
∙ формулировка выводов.
Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то эксперименты проводятся в русле игровой направленности. В подобных играх присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.).
Педагогу важно организовать экспериментальную игру так, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую случается, практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия. Поэтому рекомендуется обращать внимание на активацию внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос.
Варианты мотивирующих начал
Игра-эксперимент | Вариант мотивирующего начала |
«В снежном плену» | В группу приходит письмо от Снежной Королевы, она приглашает ребят в своё царство. При помощи волшебного портала дети попадают в мир вечного льда и снега, где им предстоит выполнить задания сказочной хозяйки и принять участие в эксперименте по изучению свойств снега. |
«Домик для ёжика» |
|
Не руководить, а лишь направлять замыслы ребенка, дать возможность ребенку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир,– вот роль педагога в детской экспериментальной игре.
Этот вид игры — самый древний. Игра возникает по инициативе
ребенка в созданных взрослым условиях. Как своеобразный эксперимент с
игрушкой (предметом), она присуща всему периоду детства, начиная с младенчества.
Преимущества игр-экспериментирований — это свобода детей, высокая
степень самостоятельности, наличие возможности для самореализации,
эмоциональная насыщенность, проявление высокой степени любознательности, удовольствия от познания.
В играх-экспериментированиях развивается самостоятельность детей.
Решение экспериментальной задачи предоставляет дошкольнику
неограниченные возможности самостоятельно применить навыки и
умения в различных условиях (в группе, на прогулке и т. д.), развивается
инициатива ребенка, он учится мыслить.
Среди игр-экспериментирований наиболее распространены:
—игры с игрушками;
— игры с природным материалом;
— игры-экспериментирования с животными;
—особые игры, в которых ребенок экспериментирует на материале
общения со взрослыми и с другими детьми;
—современные игры-экспериментирования на основе компьютерных
программ для детей.
РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРОВАЯ СРЕДА ДЛЯ ИГР-
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЙ
1 Образцы материалов: дерево, ткань, бумага, глина, камень, песок,
металл, стекло, а также предметы из этих материалов.
2 Сыпучие материалы: горох, желуди, мелкие камушки, семена бобов,
тыквы, подсолнуха и др. Приспособления для пересыпания: совочки,
коробочки, пластмассовые баночки, мешочки, корзинки и др. Мерные
емкости.
3 Наборы плотно закрытых флаконов для различения и узнавания
запахов.
4 Весы, термометры, линейки, лупы, магниты, часы, календари, мерные
емкости.
5 Мелкие предметы и игрушки для развития тактильных ощущений
(«Чудесный мешочек»).
6 Дощечки с наклеенными материалами, резко отличающимися по
тактильному восприятию.
7 Плавающие игрушки: животные, птицы, корабли, лодки, парусники,
плоты (готовые игрушки и самоделки из различных материалов).
8 Инструменты: сачки, удочки, лопатки, совки.
9 Бросовый материал: мешки, пробки, гвозди, дощечки, пенопласт.
10 Технические игрушки с «секретом»: заводные игрушки, телефоны,
конструкторы, трансформирующиеся игрушки, разнообразные
простейшие часы и др.
11.Ленты, тесемки, веревочки, палочки, реечки, необходимые для
восприятия и сравнения размеров и проведения игр-экспериментов.
12.Дидактический материал — наборы мелких игрушек-моделей:
посуда, транспорт, мебель, орудия, животные, мозаики, конструкторы,
кубики-вкладыши, разрезные картинки.
13 Природный материал: сухие листья, цветы, каштаны, желуди, камни,
земля, шишки, песок, глина, мелкая галька, ракушки, а также
приспособления для экспериментирования по выращиванию рассады,
проращиванию различного рода семян и луковиц (поддоны, горшки, лей-
ки, деревянные ящики и др.).
14 Дидактические игрушки с характерными признаками цвета, формы,
величины, объема и т. п.
15 Наборы образцов различных тканей, лент; мотки и катушки ниток.
16 Звучащие игрушки: молоточки, бубны, музыкальные инструменты,
шумовые коробочки и баночки, колокольчики, различного рода предметы
для развития слухового анализатора.
Игра может начаться как с подачи воспитателя, так и с самостоятельной игровой деятельности ребенка.
Игра «ПОМОЖЕМ МЫШАТАМ »
Дети строят норки для мышей, нагребая небольшие кучки песка с
помощью совков, утрамбовывают его, используя небольшие дощечки.
Затем начинается игра.
Ход игры.
Мышата бегают и резвятся на полянке, вдруг появляется кот. Мышата
убегают и прячутся в норки. Коту мышек не найти. Мыши выбегают из
норок, кот устает ловить мышей. Потом дети играют друг с другом по
своему желанию.
Игра «БАБУШКИН СЕКРЕТ»
Дети в песочнице «пекут пироги» с помощью маленьких формочек.
Родитель предлагает напечь пирогов с начинкой: ягодами, творогом,
рыбой, картошкой и т. д. На дно формочки дети кладут то, что есть под
руками: камушки, веточки, ракушки, листики и т. д.
Ход игры.
Открывается «Пирожковая». Там праздничная распродажа: все
приходят, пробуют, хвалят, покупают, делают заказы.
Игра в «Пирожковую» может перейти в игры «Столовая», «Семья»,
«День рождения» и т. д.
В своем дошкольном образовательном учреждении мы будем развивать способность экспериментировать, побуждать детей к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Подобные игры разрабатываются или отбираются воспитателем на основе следующих принципов : возраста и опыта детей; доступности содержания игр; сочетания наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей; ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре; сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности; адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе; постепенного усложнения игр; цикличной организации игр.
Структура экспериментальных игр: постановка проблемы; поиск путей решения проблемы; проведение наблюдения, игровая деятельность анализ увиденных результатов; формулировка выводов.
Варианты мотивирующих начал Игра-эксперимент Вариант мотивирующего начала «В снежном плену» В группу приходит письмо от Снежной Королевы, она приглашает ребят в своё царство. При помощи волшебного портала дети попадают в мир вечного льда и снега, где им предстоит выполнить задания сказочной хозяйки и принять участие в эксперименте по изучению свойств снега. «Домик для ёжика» В группу приходит сказочный персонаж Ёжик, он фырчит и ничего не говорит, но выглядит очень взволнованным. Он принёс ребятам письмо от лесных жителей, в котором рассказывается о попытках Ёжика сделать себе домик: в коробке было жёстко, на шишках неудобно, в мох он проваливался. Лесные жители просят ребят помочь Ёжику в создании удобного домика. Варианты мотивирующих начал
Среди игр-экспериментирований наиболее распространены: игры с игрушками; игры с природным материалом; игры-экспериментирования с животными; особые игры, в которых ребенок экспериментирует на материале общения со взрослыми и с другими детьми; современные игры-экспериментирования на основе компьютерных программ для детей.
РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРОВАЯ СРЕДА ДЛЯ ИГР- ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЙ Образцы материалов: дерево, ткань, бумага, глина, камень, песок,металл , стекло, а также предметы из этих материалов. Сыпучие материалы: горох, желуди, мелкие камушки, семена бобов, тыквы , подсолнуха и др. Приспособления для пересыпания: совочки, коробочки , пластмассовые баночки, мешочки, корзинки и др. м ерные емкости . Наборы плотно закрытых флаконов для различения и узнавания запахов . Весы , термометры, линейки, лупы, магниты, часы, календари, Мелкие предметы и игрушки для развития тактильных ощущений (« Чудесный мешочек»). Дощечки с наклеенными материалами, резко отличающимися по тактильному восприятию. Дидактический материал — наборы мелких игрушек-моделей: посуда , транспорт, мебель, орудия, животные, мозаики, конструкторы, кубики-вкладыши , разрезные картинки. Природный материал: сухие листья, цветы, каштаны, желуди, камни, земля , шишки, песок, глина, мелкая галька, ракушки.
Вывод В играх-экспериментированиях развивается самостоятельность детей. Решение экспериментальной задачи предоставляет дошкольнику неограниченные возможности самостоятельно применить навыки и умения в различных условиях (в группе, на прогулке и т. д.), развивается инициатива ребенка, он учится мыслить . В своем дошкольном образовательном учреждении мы будем развивать способность экспериментировать, побуждать детей к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по содержанию родительских уголков групп раннего возраста.
Оформление родительского уголка....
Методические рекомендации по содержанию книжного уголка в группах младшего и старшего дошкольного возраста
В статье указаны общие требования по расположению,оснащению и наполняемости книжного уголка в детском саду, даны принципы отбора произведений для дошколльников. Также в статье имеетс...
Консультация для воспитателей "Методические рекомендации по содержанию книжного уголка в дошкольном учреждении"
Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста ...
Методические рекомендации по содержанию образовательного плана по работе с детьми с ОВЗ с учетом ФГОС ДО
Методические рекомендации по содержанию образовательного плана по работе с детьми с ОВЗ с учетом ФГОС ДО...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Рекомендуемое содержание РППС в группе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Рекомендуемое содержание РППС в группе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста"...
Методические рекомендации по содержанию и организации по опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками для педагогов и родителей.
Методические рекомендации по содержанию и организации по опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками для педагогов и родителей. Детско...
Сообщение из опыта работы с методическими рекомендациям«Обновление содержания образовательной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада». мастер класс «Тимбилдинг игры – игры для сплочения коллектива».
В последние годы умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека...