Игра, как средство формирования любознательности у дошкольников
статья (младшая группа)

Ключева Светлана Анатольевна

Статья на тему: "Игра,как средство формирования любознательности у дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Ключева Светлана Анатольевна, воспитатель

ГБДОУ детский сад № 25 комбинированного вида

Невского района, г. Санкт-Петербурга

 

Статья.

Игра как средство формирования любознательности у дошкольников.

Детство – волшебный уникальный мир. Ребёнок с рождения является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Игра – вечный спутник детей, инструмент обогащения личного опыта, формирования воли, творческого выражения. Игра учит, воспитывает маленького человека. Она создает предпосылки к развитию творческих и умственных способностей ребенка, раскрывает задатки, которые заложены в человеке с рождения.

Окружающий мир будит в нем интерес «первооткрывателя». В результате у ребенка проявляется стремление к познанию предмета, любопытство, страсть узнать в подробностях что-нибудь новое. В Толковом словаре С. И. Ожегова: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый».

Любознательность и есть естественное стремление ребёнка к приобретению всё новых знаний, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. Поэтому задача взрослых - создать оптимальные условия для развития любознательности у дошкольника. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности, ведь позднее она перерастает в познавательную активность.

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ, дети создают игру. В игре нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий. В играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализы, делает обобщение.

В процессе игровой деятельности возникает любопытство – срабатывает ориентировочно-исследовательский рефлекс. Для того, чтобы любопытство переросло в любознательность, необходима интеллектуальная активность. Любознательность стимулирует потребность в познавательной деятельности, которая вызывает интерес к предмету или явлению. Чтобы не потерялось ни одно из этих звеньев, взрослые должны поддерживать ребенка на каждом этапе его развития.

Дети – творцы настоящего и будущего. В этом обаяние игры. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. 

Важную роль в формировании любознательности и познавательного интереса детей дошкольного возраста имеют:

Дидактические игры – это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Дидактические игры оказывают большое влияние на умственное развитие дошкольников, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. 

В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. 

Сюжетно-ролевая игра – это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. Главное условие игры – наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. Эти знания служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. 

Игра экспериментирование  – один из методов развития любознательности детей дошкольного возраста. В процессе эксперимента возникает необходимость анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление опыта, желание узнать больше.

Таким образом, игра является важным средством формирования познавательного интереса детей. Использование на занятиях различных игр, создаёт мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство формирования любознательности у дошкольников.

Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного на...

Статья "Игра как средство формирования любознательности у дошкольников."

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию статью, в которой говориться о том, как с помощью игры формируется любознательность дошкольников....

Методическая разработка «Игра как средство формирования любознательности у дошкольников»

Методическая разработка «Игра как средство формирования любознательности у дошкольников»...

Выступление на тему:"Игра как средство формирования любознательности у дошкольников"

Выступление на тему:"Игра как средство формирования любознательности у дошкольников"...

Статья "Игра как средство формирования любознательности у дошкольников"

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В игре нет реальной обусловленности обстоятельствами, простр...

Семинар "Игра как средство формирования любознательности у дошкольников"

laquo;Только та игра целесообразна, в которой ребенок активнодействует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует,преодолевает трудности»...