Артикуляционная гимнастика на тему: Дружба
материал (подготовительная группа)

Артикуляционная гимнастика на тему: Дружба

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _tkachuk_n.v._druzheskaya_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx759.95 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Ткачук Н.В.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

(артикуляционная  гимнастика)

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает: улучшить кровоснабжение и подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк, научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу; увеличить амплитуду движений; подготовить речевой аппарат к правильному произношению звуков.

Перед выполнением упражнений желательно познакомить ребенка с органами артикуляции.  Попросите  ребенка отгадать загадки.

   Когда мы едим — они работают,

   Когда не едим — они отдыхают.

   Не будем их чистить —

   Они заболят .  (зубы).

   Посильней ты их раздуй,

   На горячее подуй.   ( щеки)

    Всегда он в работе,

    Когда мы говорим,

    А отдыхает,

    Когда мы спим.  (язык)

    Дом, где наш язык живёт,

    Называем все мы … (рот).

Затем взрослый знакомит ребёнка  с органами артикуляционного аппарата. Необходимо взять зеркало, чтобы хорошо было видно лицо.

Взрослый читает  стихотворение,   показывает  и выполняет все движения языка, губ, щёк. Ребёнок вслед за взрослым повторяет.

Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - Язычок.

Он удобно в доме лёг.

(Широко открыть рот и показать язык).

В этом доме две стены.

Это щёки нам видны.

Могут стены в дом втянуться,

А потом, как шар, раздуться.

(Надувать и втягивать щеки).

Пол есть тоже в доме нашем.

Челюсть нижнюю покажем.

Эта челюсть нижняя

В домике подвижная.

(Подвигать  нижней челюстью).

 

Потолок вверху, внутри,

Это нёбо. Посмотри.

Можно к нёбу прикасаться,

Постучать и там остаться.

(Широко открыть рот; погладить языком по нёбу или  слегка «постучать» языком по нёбу).

Вход в дом двери запирают.

Двери разные бывают.

Двери-зубы. Осторожно.

Закрываются надежно.

(Широко улыбнуться; обнажить верхние и нижние зубы).

Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

(Растянуть губы в улыбку; собрать  губы в «трубочку»).

Переходим к выполнению артикуляционных упражнений. Артикуляционные упражнения делятся на  статические  и динамические.

Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу 5-10 секунд.

Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.


Артикуляционная гимнастика (статические упражнения)

«Улыбочка»

Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

«Трубочка»

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

«Хоботок»

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать 10 секунд.

«Лопаточка»

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

«Иголочка»

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать на счет от 1 до 10.

«Сердитая кошечка»

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.

«Желобок»

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 секунд.

«Парус»

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать на счет от 1 до 10. Выполнять 2 – 3 раза.

«Чашечка»

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка приподнять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3 – 4 раза.

«Заборчик»

Зубы плотно сжать, губы в положении улыбки. Выполнять 5 – 6 раз по 10 – 15 секунд.


Артикуляционная гимнастика (динамические упражнения)

«Утиный клювик»

Губы сложены трубочкой. Щеки вытянуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения.

«Шторки»

Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 5 – 6 раз.

«Лошадка»

Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно – быстрее – очень быстро). Выполнять 10 – 15 раз.

«Грибок»

Широко открыть рот. «Присосать поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5 – 6 раз.

«Маляр»

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Выполнять в медленном темпе 5 – 6 раз.

«Дятел»

Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук Д, подражая дятлу: д-д-д-д… (15 – 20 секунд.)

«Утюжок»

Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперед. Выполнять 20 – 25 раз.

«Прогони комарика»

Верхняя и нижняя губа прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение – язык дрожит.

«Покусаем  кончик  языка»

Губы в положении улыбки. Прикусывание кончика языка производится 8 – 10 раз.

«Катание шарика»

Губы сомкнуты, языка делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5 – 6 кругов), затем против часовой стрелки. Скорость движения языка можно менять.

«Часики»

Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так. Время выполнения – 20 секунд.

«Расческа»

Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3-4 раза.

«Прятки»

Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10 раз.

«Вкусное варенье»

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5 – 6 раз.

«Змейка»

Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать  вглубь рта. Движения производятся в медленном темпе. Выполнять 5 – 6 раз.


После того как ребенок   научился правильно  выполнять  основные артикуляционные упражнения, можно предложить  ему выполнить  зарядку для язычка в стихах.

«Качели»

Раз, два, три

Язычок вверх подними.

Четыре, пять-

Опустили вниз опять.

Ты, язык не обижай,

На качелях покачай.

Подними его скорей,

Ему станет веселей.

Снова вниз опусти,

И немного отдохни.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку.

«Маляр»

Будет наш язык маляр,

Он нисколько не устал,

Красим небо, облака,

Маляра жизнь не легка.

Постарайся ты дружок,

И покрась весь потолок.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

«Часики»

Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так.

В одну сторону, в другую

Поиграй в игру такую.

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

«Почистим зубки»

Утром зубы каждый день,

Чистить нам совсем не лень.

И вверху, и внизу

Щеткой я своей пройду.

Рот закрыт. Круговым движением  языка обвести между губами и зубами.

«Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем,

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«Футбол»

Любим с мячиком играть,

Им в ворота попадать.

Влево  вправо, будет гол,

Удивительный футбол.

Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку.

«Лошадка»

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка наверху.

«Гармошка»

К нёбу язычок прижми,

Челюсть ниже опусти.

Рот открой, потом прикрой,

Гармонист  ты неплохой.

Улыбнуться. Присосать широкий язык к нёбу. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

«Барабанщик»

Барабанщиков отряд,

Барабанят дружно в ряд,

Язычок ты подними,

Барабан изобрази.

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося Д-Д-Д…

«Змейка»

Язык наш змейку не боится.

В неё легко он превратится.

Вперёд-назад, вперёд-назад,

Не пугает он ребят!

Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад. Язык не касается нижней губы, а выдвигается вперёд.

Звуки - добрые друзья!

Нам без них никак нельзя!

Чтобы было всё в порядке,

Будем помнить о зарядке:

Заниматься нам не лень

Пять минут два раза в день!

https://inza-sad4.ucoz.ru/Dokument/logoped/devochka.jpg

Другой вариант выполнения зарядки для Язычка. Разложите перед ребенком картинки (можно их перевернуть, чтобы не было видно изображения). Ребенок берёт любую картинку и выполняет соответствующие движения.

https://funforkids.ru/pictures/littlehorse/horse001.png                  https://i.pinimg.com/736x/39/f1/2c/39f12c44d287898cbe06a3ab008892f4.jpg

https://i.pinimg.com/originals/ba/73/cd/ba73cd02f0cdb344835f62bac94b438d.png                       https://1olestnice.ru/wp-content/uploads/2019/11/kartinki-dlja-detej-baraban-1881a6d.jpg     

https://img2.freepng.ru/20190213/jzx/kisspng-clip-art-cuckoo-clock-floor-grandfather-clocks-v-5c63c76c1792e8.4675211715500429880966.jpghttps://mmedia.ozone.ru/multimedia/1015778316.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека комплекса артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок» для детей старшей группы (5 – 6 лет).

Задача  совершенствования  артикуляционного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей, учить их при разговоре дос...

Комплекс артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок» для детей старшего дошкольного возраста

Картотека. Комплекс артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок» для детей старшего дошкольного возраста...

Артикуляционная гимнастика по теме "Витамины"

Представлена артикуляционная гимнастика по теме "Витамины"...

Артикуляционная гимнастика по теме "Дикие животные"

Артикуляционная гимнастика по теме "Домашние животные"...

Артикуляционная гимнастика на тему "Зима"

Артикуляционная гимнастика на тему "Зима"...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...