Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет»
методическая разработка (младшая группа)
Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет» | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ДЕТСКИЙ САД №60 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ГНЕЗДЫШКО»
*: 192241 , С-Пб, пр. Славы, д. 46, кор 2; (: (812) 360-85-30 , факс: (812) 361-04-14
Методическая разработка
Тема: «Развитие сенсорных способностей
у детей 3-4 лет»
Составила воспитатель: Громова Наталья Викторовна
г. Санкт-Петербург
2021 год
Содержание
- Введение 3
- Игры и упражнения для развития сенсорных способностей
у детей младшего дошкольного возраста 4
- Литература 16
Введение
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Игры и упражнения для развития сенсорных способностей у детей 3-4 лет
Возраст 3-4 лет наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования его органов чувств, что с одной стороны, обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем мире, с другой – составляет фундамент общего умственного развития – процессов мышления, памяти, воображения.
Предлагаемые развивающие игры и упражнения направлены на развитие и освоение эталонов (общепринятых образцов) цвета, форм, величины. Каждая игра и упражнение содержит цель, краткое описание, рекомендации к проведению.
Рекомендации составлены с учетом особенностей детей этого возраста в различных видах развивающих заданий и открывают широкий спектр возможностей использования этих заданий (от индивидуальных до групповых).
Для успешного проведения занятий воспитателю важно стать для ребенка заинтересованным партнерам по игре, поддерживать инициативу малыша. В этом случае предлагаемый материал позволит провести игру так, что малыш будет учиться (осваивать и использовать эталоны, способы обследования предметов) незаметно для себя. При таком подходе у детей постепенно будет появляться познавательный интерес, который приходит на смену игровому.
АППЛИКАЦИЯ
«САЛФЕТОЧКИ ДЛЯ ФИГУРОК-ЧЕЛОВЕЧКОВ»
Цель: ознакомление детей с овалом и прямоугольником.
Материал: картонный овал и прямоугольник с нарисованными лицами – фигурки-«человечки»;у ребенка – 2 прямоугольных листа бумаги для аппликации (один с контурным изображением овала, другой – с контурным изображением прямоугольника), по одному овалу и прямоугольнику, клей, кисточка, салфетка, клеенка.
Рекомендации к проведению: взрослый напоминает ребенку о стране фигурок-«человечков» и предлагает познакомиться с новыми «жителями» этой страны. Ребенок вместе с взрослым рассматривает овал и прямоугольник; взрослый называет их, просит ребенка сказать, на какую из знакомых ему фигурок похож овал и на какую – прямоугольник (овал похож на круг, только немного вытянут; прямоугольник похож на квадрат, но тоже вытянутый). Далее ребенок выполняет аппликацию салфеток для фигурок-«человечков», наклеивая на лист бумаги с контурным изображением овал или прямоугольник; дарит салфетки той фигурке, для которой она сделана.
«КТО ГДЕ СПИТ»
Цель: развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Материал: большие фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (фигурки-человечки);
у ребенка – те же фигуры меньших размеров с «лицами» – один набор; карточки с контурным изображением тех же фигур, той же величины.
Рекомендации к проведению: ребенок вспоминает названия знакомых фигурок-«человечков». Взрослый поочередно показывает большие фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя пальцем фигуру, взрослый выясняет, помнит ли ребенок «имя» (название) фигурки-«человечка». Затем взрослый предлагает поиграть с маленькими фигурками-«человечками»: уставших «человечков» надо уложить спать в подходящие для них «кроватки», т. е. разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными.
Примечание: для групповых занятий: в более сильной подгруппе размер фигур может быть меньше, чем контуры на карточке.
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОМНАТЫ»
Цель: развитие представлений об основных цветах спектра: красном, оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом.
Материал: карточка, разделенная на 6 клеток, карточки шести цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового), набор мелких картонных силуэтов игрушек тех же цветов.
Рекомендации к проведению: взрослый дает ребенку большую карточку, разделенную на 6 цветных квадратов, предлагая представить, что это цветные комнаты, в которых живут различные разноцветные игрушки. Ребенок вместе с взрослым рассматривает разноцветные комнаты, называет, какого они цвета. Далее взрослый дает ребенку коробку с силуэтами игрушек шести цветов спектра, просит рассмотреть их, обращает внимание на то, что одни и те же игрушки могут быть разного цвета (машинка зеленая и машинка желтая) и что разные игрушки могут быть одного цвета (красная чашка, красная рыбка, красный флажок). Затем проводится игра: ребенок раскладывает силуэты игрушек по «комнатам», подбирая их по цвету к каждой комнате (в красную комнату – все красные игрушки, в синюю – все синие и т. д.).
Если задание выполнено правильно, на столе появляется многоцветный флажок. При появлении белого флажка ребенок ищет, какие игрушки попали не в свою «комнату».
Примечание: Количество игрушек в коробках может меняться в зависимости от степени подготовленности ребенка. Цвет игрушек должен точно совпадать с цветом «комнат».
ЛОТО «ЦВЕТ»
Цель: развитие представлений об основных цветах спектра, подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов.
Материал: шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов шести цветов; маленькие карты с теми же изображениями.
Рекомендации к проведению: в данной игре взрослый является и ведущим и играющим партнером. Он раздает карты лото (на первых порах ребенок может играть с меньшим количеством карт) и предлагает рассмотреть их. Затем проводится игра. Взрослый-ведущий достает из коробки по одной картинке и спрашивает: «У кого такая?» Если у ребенка есть такая же картинка, он отзывается, получает ее и закрывает картинку на карте. Взрослый действует аналогично, создавая в игре положительный эмоциональный настрой. Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все картинки на картах у взрослого и у ребенка.
Примечание: Если ребенок усвоил и запомнил 6 основных цветов спектра, ему можно дать две и более карт лото.
«ПОСТРОИМ БАШНЮ»
Цель: ознакомление со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), определение величины предмета по отношению к другим: «большой», «средний», «маленький».
Материал: картинки с изображением зверей: медведя, лисы, мышки; 3 квадрата постепенно убывающей величины (большой, поменьше, самый маленький); у ребенка – по три квадрата (большой, поменьше, самый маленький).
Рекомендации к проведению: взрослый вместе с ребенком рассматривает изображенных на отдельных картинках зверей, располагая их по порядку: самый большой (медведь), поменьше (лиса), самый маленький (мышка).
Далее ребенок и взрослый строят башню для зверей из квадратов: внизу — самый большой квадрат, затем – поменьше, затем – самый маленький. Ребенок определяет величину квадратов, накладывая их друг на друга. Ребенок и взрослый обсуждают, где удобнее будет жить медведю (внизу), где – лисе (чуть повыше), а где – мышке (на самом верху).
После этого ребенок самостоятельно строит такую же башню из квадратов (дом для зверей) используя способ наложения.
Примечание: Игра может проводиться повторно с большим количеством зверей и квадратов.
«ГОСТИ»
Цель: ознакомление со способом группировки по форме геометрических фигур, различающихся по цвету и величине.
Материал: картонные круг и овал с нарисованными лицами – фигурки-«человечки»; большие листы бумаги с контурными изображениями круга и овала – «домики» фигурок - «человечков»;
у ребенка – круги и овалы разных цветов и размеров – по 3-4 шт.
Рекомендации к проведению: взрослый предлагает ребенку вспомнить про страну фигурок-«человечков» и поиграть с ними. Он достает из коробки большие круг и овал с нарисованными лицами и просит вспомнить их «имена»; сказать, чем отличаются круг и овал друг от друга (овал – вытянутый).
Далее проводится игра: ребенку предлагается помочь заблудившимся «младшим братцам» круга и овала (круги и овалы разного цвета и величины) найти свои «домики». Ребенок группирует все круги, раскладывая их на листе бумаги с контуром круга, все овалы – на листе с контуром овала.
Примечание: Игра проводится повторно с другими фигурами (треугольником, квадратом, прямоугольником).
АППЛИКАЦИЯ «ЕЛОЧКА»
Цель: использование способа расположения предметов на листе бумаги в порядке убывания величины.
Материал: образец аппликации елочки; у ребенка – по 4-5 треугольников постепенно убывающей величины, лист бумаги для аппликации, клей, кисточка, салфетка, клеенка.
Рекомендации к проведению: взрослый показывает ребенку образец аппликации елки и предлагает ему сделать такую же. Внимание ребенка фиксируется на том, как расположить элементы аппликации, чтобы получилась красивая, стройная елочка (в порядке убывания величины).
Далее ребенок выполняет аппликацию: сначала раскладывает элементы аппликации в порядке убывания величины, затем наклеивает их.
«НАКОРМИМ МИШЕК»
Цель:
Использование способа соотнесения предметов по величине при установлении соответствия между 2-3 предметными рядами.
Материал:
Картинка с изображением 6-8 мишек, стоящих по росту, 6-8 мисочек постепенно убывающей величины; у ребенка – 6-8 мисочек убывающей величины.
Рекомендации к проведению:
Взрослый вместе с ребенком рассматривает мишек, изображенных на картинке, отмечает, что они стоят по росту. Ребенок говорит, какой мишка самый большой, какой поменьше, еще меньше и т. д. Далее взрослый предлагает поиграть, представить, что мишки пришли из леса и хотят есть, каждому мишке надо дать ту мисочку, из которой он привык есть (самому большому мишке – самую большую миску, тому, кто поменьше – самую большую из оставшихся и т. д.). Взрослый сопровождает свой рассказ показом способа выбора мисочек. Затем ребенок самостоятельно раскладывает миски для мишек у себя на столе, подбирая их по величине от самой большой до самой маленькой, соблюдая принцип отбора, – выбирать самую большую из оставшихся.
Примечание: Игра может проводиться повторно с большим количеством медведей и мисочек, а также с добавлением ложек в соответствии с размером и количеством мисок.
«ОКРАСКА ВОДЫ»
Цель: ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «тёмный», «светлее», «темнее».
Материал: 2 большие банки с наклейками темно-красного и светло-красного цветов, красная гуашевая краска, кисть; у ребенка – 2 маленькие баночки с водой, красная гуашевая краска, кисточка.
Рекомендации к проведению: взрослый предлагает ребенку поиграть: приготовить соки для кукол. Он показывает, как сделать «сок», – набирает на кисть немного краски и разводит ее в воде, вместе с ребенком рассматривает получившийся светло-красный «сок». Далее взрослый предлагает сделать другой «сок»: макая кисть в краску 2 раза, получает более темную воду.
Внимание ребенка обращается на разницу получившихся оттенков воды («соков»). После этого ребенку предоставляется возможность самостоятельно сделать воду двух оттенков – светло-красную и темно-красную и вылить ее в банки с соответствующими цветными наклейками.
Примечание: Экспериментирование с окрашиванием воды может проводиться несколько раз с использованием красок разного цвета и получением большего количества оттенков.
«ПОСТРОИМ ДОМИКИ ДЛЯ ФИГУР»
Цель: развитие представлений о геометрических фигурах с целью их самостоятельного воспроизведения.
Материал: большие фигуры пяти форм: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; 13 палочек (можно неотточенные карандаши); тонкая проволока или толстая нитка (для круга – длина проволоки или нитки короче, чем для овала); у ребенка – фигурки-«человечки» меньшего размера, 13 счетных палочек, тонкая проволока или толстая нитка.
Рекомендации к проведению: взрослый показывает ребенку геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник), просит вспомнить, как они называются, предлагает построить для них домики. Ребенок вместе с взрослым строит домики для фигур из палочек и «поселяет» туда большие фигуры.
Затем взрослый показывает ребенку круг и овал, ребенок называет их. Домики для круга и овала строятся из проволоки или ниток.
После этого ребенку предлагается самостоятельно построить домики для маленьких фигурок.
«ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЛОТО»
Цель: ознакомление со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической фигурой (эталоном).
Материал: пять карт, разделенных на пять квадратов; пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), изображенных на маленьких карточках; 25 маленьких карт с изображением предметов разной формы (по пять разной формы):
круглой – часы, яблоко, футбольный мяч, воздушный шар, апельсин; квадратной – коврик, платок, оконная рама, телевизор, флаг; овальной – дыня, слива, лист, жук, яйцо; прямоугольной – портфель, конверт, книга, домино, картина; треугольной – елка, пирамидка, косынка, треугольный кусочек сыра, морковка.
Рекомендации к проведению: взрослый вместе с ребенком рассматривает материал лото. Ребенок называет фигуры и предметы на маленьких карточках, отмечает, что предметы на маленьких карточках разной формы (круглой – мяч, яблоко, квадратной – коврик, платок и т. д.). Затем проводится игра, в которой взрослый является и ведущим и играющим партнером.
Взрослый кладет маленькие карточки с геометрическими фигурами изображением вниз и предлагает ребенку выбрать наугад одну или несколько карточек. Выбранная карточка помещается в вырез, имеющийся в большой карте. Далее взрослый по одной показывает картинки с предметами разной формы, спрашивая: «Кому нужен предмет такой формы?». Ребенок подбирает себе карточки с предметами, ориентируясь на фигуру в углу большой карты, и закрывает клетки на карте. Игра повторяется 2-3 раза с новыми фигурами.
«СОСТАВНЫЕ КАРТИНКИ»
Цель: овладение умением анализировать изображение предмета сложной формы и воссоздавать ее из частей.
Материал: образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: машина, елочка, домик, человечек и т. д.; у ребенка - одноцветные круги, квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники разной величины и пропорций.
Рекомендации к проведению: взрослый вместе с ребенком рассматривает образцы рисунков, анализирует их с точки зрения составных частей изображенных предметов: особенности величины, пропорций и форм, особенности расположения их в пространстве. Затем ребенок составляет различные картинки из отдельных геометрических фигур самостоятельно.
Примечание: Игру можно повторить с другими образцами рисунков.
«ЗАКРОЙ ДВЕРИ В ДОМИКАХ»
Цель:
Развитие представлений о величине предметов, соотнесение предметов по ширине.
Материал:У ребенка – по 2 вырезанных из картона домика, у которых разные по ширине, но одинаковые по высоте прорези для дверей; по 2 прямоугольника одинаковой высоты, но разной ширины – «двери» (соответственно прорезям в домиках); игрушка – лиса.
Рекомендации к проведению: взрослый предлагает ребенку рассмотреть домики, лежащие перед ним, и поиграть в игру «Закрой двери в домиках». Он рассказывает, что в домиках живут зайчики, двери в домиках открыты. Когда на охоту выходит лиса, надо помочь зайчикам надежно спрятаться в домиках, закрыв двери: подобрать к каждому из домиков ту дверь, которая плотно закроет дверной проем в доме. Если ребенок узкий проем закроет широкой дверью, то оставшаяся дверь будет уже проема второго домика, и лиса сможет утащить зайца.
Игра может повторяться несколько раз. В конце игры ребенок сравнивает ширину дверей путем наложения.
Примечание: При повторном проведении игры можно дать ребенку три домика и три дверцы.
«ИГРА С МЯЧОМ»
Цель: развитие представлений о высоте, развитие глазомера.
Материал: мяч, 5-6 картонных одноцветных кругов, разрезанных пополам, различающихся по величине последовательно на 1 см.
Рекомендации к проведению: взрослый предлагает ребенку поиграть в мяч, перебрасывая его друг другу. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет мяч. (Мяч прячется то высоко на шкаф – его не достать с пола, то низко – мяч легко достать). Ребенок определяет положение мяча (высоко, низко), ищет способ, как достать мяч, если он лежит высоко.
Игра повторяется несколько раз.
В процессе игры создается еще одна игровая ситуация: при доставании мяча упали и разбились «тарелки» (половинки «тарелок» раскладываются на полу), а вторые половинки даются ребенку. Взрослый предлагает подобрать половинки «тарелок» так, чтобы потом их можно было «склеить». Ребенок подбирает и «склеивает» тарелки (складывает две подходящие половинки), так чтобы получилась красивая радуга.
АППЛИКАЦИЯ «ОРНАМЕНТ»
Цель: развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их формы и цвета.
Материал: образец орнамента: в центре – зеленый квадрат, по углам – красные круги; у ребенка - лист бумаги меньшего, чем на образце, размера с контурным изображением того же орнамента: квадрат зеленого цвета, красные круги, клей, кисточка, салфетка, клеенка.
Рекомендации к проведению: взрослый вместе с ребенком анализирует образец аппликации: какая фигура и какого цвета наклеена посередине, какие – по углам. Взрослый предлагает ребенку выбрать из лежащих перед ним фигур необходимые и разложить их на листе, после этого сделать аппликацию.
Примечание: При повторном проведении занятия ребенку можно дать большее количество материала: 4 красных и 4 зеленых круга, 4 красных и 4 зеленых квадрата, чтобы у него была возможность выбора.
ЛОТО «ЦВЕТ И ФОРМА»
Цель: развитие ориентировки на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего (величины).
Материал: шесть карт лото с расположенными в разном порядке пятью геометрическими фигурами, тридцать вырезанных фигур пяти форм, шести цветов большей величины.
Рекомендации к проведению: в данной игре взрослый является и ведущим и играющим партнером. Взрослый достает из коробки по одной фигуре и спрашивает: «У кого такая?». Если ребенок отзывается, он получает ее и закрывает соответствующую фигуру на карте; если не отзывается – фигура откладывается в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все фигуры на картах.
Литература
- Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма. Цвет. Звук. [Текст]: популярное пособие для педагогов и родителей / Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с.
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет [Текст]: книга для воспитателей детского сада / Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1998. – 144с.
- Венгер, Л.А. Восприятие и обучение [Текст]: учебное пособие / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1969. – 48с.
- Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1973. – 110с
- Венгер, Л.А. Игры и упражнения для развития умственных способностей [Текст] / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 130с.
- Венгер, Л.А. Развитие. Программа нового поколения для ДОУ. Младшая группа [Текст] / под ред. О.М. Дьяченко – 2-е изд., испр. и доп. – М.: «Издательство Гном Д», 2002. – 96с.
- Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей / под ред. Н.Н. Подъякова, В.Н. Аванесовой. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1981. – 192с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка пособия для развития сенсорных способностей у детей
«Ёжик на лесной полянке» «Ёжик на лесной полянке» - это пособие, предназначенное для развития детей. Данное пособие помогает детям познакомиться с окружающим миром через тактильные и слуховые ощущения...
Методическая разработка «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Методическая разработка«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой ...
Методическая разработка по теме: " Развитие сенсорных способностей у детей первой младшей группы через дидактические игры"
Методическая разработка по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей первой младшей группы через дидактические игры"....
Методическая разработка " Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры"
Здесь я излагаю как развить способности ребенка через дидактическую игру....
Методическая разработка: «Цикл дидактических игр и упражнений, направленных на развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством многофункционального пособия «Бизиборд»
Методическая разработка представляет из себя цикл дидактических игр и упражнений, направленных на развитие сенсорных способностей у детей посредством многофункционального пособия «Бизиборд»...
Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей в первой младшей группе «Сенсорное развитие детей»
В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. В 3 года ребенок начи...
Методическая разработка. Консультация для родителей. «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»
Консультация для родителей. «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия ифо...