Опыт работы.
материал
"Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 508 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малыш»
ОПЫТ РАБОТЫ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
ТЕМА
«Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи»
учитель-логопед
Лапаева М.В.
Рославль, 2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
1 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА …………………………………….3
2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА …………………………..4
3 СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА ……………………………………………………..8
4 ПЛАНИРОВАНИЕ ……………………………………………………………14
5 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ………………………………………………………17
6 ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………...19
7 ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………….21
Условия формирования опыта
На формирование опыта педагога оказали следующие факторы:
- методическая литература;
- изучение опыта коллег;
- посещение КПК;
- посещение занятий;
- посещение районных семинаров, методических объединений;
Теоретическая интерпретация
По мнению психологов, на успеваемость в школе влияют более 200 факторов, но существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор – уровень развития устной и письменной речи ребёнка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний. Как показывает практика, в наши дни в целом по стране немалый процент детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Эти отклонения в речевом развитии носят различный характер и по разному сказываются на общем развитии ребёнка, однако отставание в учёбе неизбежно, если логопату своевременно не оказать логопедическую помощь. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу начальной школы.
При правильной же организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими учащимися овладеть школьными знаниями.
Проблема, над которой я работаю вот уже несколько лет и считаю наиболее актуальной на сегодняшний день - это формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения. Для формирования у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи большое значение имеет изучение развития и формирование фонематического восприятия (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, Р.Е Левина, Н.Х Швачкин, А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, Г.Л. Розенгард-Пупко и др.).
Актуальность проблемы обусловлена тем, что на сегодняшний день большая часть детей с ФФН и с ОНР имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, которое отрицательно влияет не только на устную, но и на письменную речь.
Впервые Л. С. Выготский ввел понятия "фонема": доказал, что единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков. Фонема - это не просто звук, а значащий звук.
Выготским был введен термин "фонематический слух", который включает в себя 3 речевые операции: способность слышать есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Несколько позже Д.Б. Элькониным был введен термин "фонематическое восприятие". Фонематическое восприятие - искусственный звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Д.Б. Эльконин выделил три операции, характерные для фонематического восприятия: умение определять наличие или отсутствие звука в слове, умение определять место положения звука в слове, умение определять последовательность звуков и их количество.
В настоящее время фонематическое восприятие подразумевает специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея сохранный слух и полноценный интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении чтением и письмом. Значительная распространенность данного вида речевого нарушения зависит от множества наследственных и внешних факторов современной жизни, которые выражаются в виде мелких парциальных нарушений. В первую очередь страдают наиболее молодые в эволюционном отношении функции, в частности, различные звенья порождения речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность звуков выражается в следующем:
- искажения звуков;
- замена звуков более простыми звуками по артикуляции;
- смешения звуков.
Неправильное произношение звуков в данном случае – лишь вершина айсберга, так как эти отклонения в своей основе имеют недоразвитие фонематического восприятия: затруднения в различении звуков на слух и в произношении, ошибки при определении общего звука в словах, наличия звука в слове в чужой и собственной речи, в различении слов-паронимов. Наряду с низким уровнем развития фонематического восприятия у такой категории детей слабо сформированы навыки звукового анализа и синтеза: они не могут выделить первый и последний звук в слове, определить место звука в слове, последовательность звуков в слове.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова и др.), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период. Своевременное личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции и систематизированное обучение позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития, обеспечив полноценную интеграцию в среду нормально развивающихся сверстников.
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.
Особенности фонематических процессов у детей с ОНР впервые были представлены в работе Р.Е. Левиной. Исследователь отмечает, что у детей III уровня речевого развития характерно недифференцированное произнесение звуков (свистящих, шипящих, сонорных), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы (звук "сь" заменяет звуки "с", "ш", "ц", "ч", "щ"). То есть фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа - при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук.
У детей с ОНР восприятие фонем отличается незаконченностью процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. В устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. По акустико-артикуляционному сходству смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные; лабиализованные гласные; сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов. Такое состояние развития звуковой стороны речи мешает овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и нередко приводит к вторичному (по отношению к недоразвитию устной речи) дефекту, нарушениям чтения и письма.
По данным Л.Ф. Спировой, низкий уровень фонематического восприятия у детей с ОНР с наибольшей отчётливостью выражается в следующем:
а) нечёткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих - звонких, свистящих - шипящих, твердых - мягких, шипящих - свистящих - аффрикат и т.п.;
б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
в) затруднение при анализе звукового состава речи.
Преодоление фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического восприятия.
Подводя итоги следует отметить, что без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом. Анализ логопедической практики показывает, что современная коррекционная педагогика нуждается в систематизации ценных положений соответствующих теорий и формировании на их основе новых идей, которые отвечали бы современным условиям и способствовали оптимальному решению проблемы формирования у детей дошкольного возраста фонетико-фонематической системы речи.
Опыт работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи может быть использован учителями-логопедами дошкольных и медицинских учреждений, воспитателями и родителями детей, имеющих речевые трудности.
Содержание опыта
Теоретическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения обусловили цель моей работы: создать условия для формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР и др. речевыми патологиями), зачисленных для оказания
логопедической помощи в ДОУ.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
- проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
- выявить особенности фонематического восприятия у старших дошкольников с нарушением речи;
- изучить возможности использования игровых упражнений для развития фонематического восприятия у старших дошкольников с нарушением речи;
- разработать перспективное планирование;
- исследовать уровень развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи;
- проанализировать полученные результаты и сделать выводы;
- разработать рекомендации для родителей по вопросу возможности развития речевого слуха в домашних условиях;
Проблема обучения детей с ФФНР рассматривается исследователями с разных позиций.
Исследователи Т.Б. Филичева и Н.А. Чевелева предлагают проводить работу по развитию фонематического восприятия с первых дней коррекционной работы в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков, постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми и те, которые вновь ставятся (или исправляются и вводятся в самостоятельную речь ребенка). Кроме этого, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая двоякая направленность занятий позволяет добиться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия.
В разделе «Развитие фонематического восприятия» логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы исследователи условно делят на шесть этапов:
1) Узнавание неречевых звуков.
2) Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
3) Различение слов, близких по звуковому составу.
4) Дифференциация слогов.
5) Дифференциация фонем.
6) Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.
Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.
Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.
Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.
Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.
В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка.
К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.
Упражнение − это многократное повторение ребёнком практических и умственных заданных действий.
Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия:
- осознание ребёнком цели. Это зависит от чёткости и ясности постановки задачи, использования правильного показа способов выполнения, расчленённости показа сложных упражнений с учётом возрастных и психологических особенностей ребёнка;
- систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на логопедических занятиях, вне их с использованием разнообразного речевого и дидактического материала и различных ситуаций речевого общения);
- постепенное усложнение условий с учётом этапа коррекции возрастных и индивидуально - психологических особенностей ребёнка (осознанное выполнение практических и речевых действий; самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции, хотя на начальных этапах коррекции упражнения могут выполняться с помощью логопеда, с механической помощью; дифференцированный анализ и оценка выполнения).
В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра. Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно развивать фонематический слух, восприятие и преодолевать дефектное произношение на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.
Игровые упражнения для развития фонематических процессов позволяют повышать успешность обучения у детей с речевыми нарушениями и в непринуждённой, интересной форме подготовить дошкольника к обучению грамоте, вызывая естественный интерес к звучанию слова.
Игровые упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению. Происходит совершенствование чувственного опыта в области русского языка: развитие способности ребёнка на основе собственного опыта выделять существенные признаки звуков русского языка. Дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Учатся выделять все звуки по порядку и моделировать слова.
Начинается работа по формированию фонематического восприятия с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.
Работа по развитию фонематического восприятия ведётся сначала на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.
Следует отметить, что при формировании у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звуки через специально подобранную систему игр и упражнений таких как, «Угадай, что звучало?», «Что делает Петрушка?», «У кого звучит игрушка?» и т. д, формируются также и навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.
С помощью данных упражнений решаются и задачи воспитания звуковой культуры речи. Например, для того, чтобы учить детей различать тембр и качество голоса, можно провести игру «Угадай, кто позвал?»: малыши угадывают товарища по голосу, а старшие дети — по тому, как их позвали (тихо, громко медленно, быстро, ласково и т.д.).
Для формирования фонематического восприятия можно использовать следующие упражнения: 1) «Выдели слово» (Детям предлагают хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком); 2) «Какой звук есть во всех словах?» (Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах); 3) «Подумай, не торопись» (Детям предлагаются несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол».
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова «сыр». (Воробей,грач...)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы [к], а последний – [а].
- Назови предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на «А»; что начитается на «С», в середине слова звук «Т» и т.д.) и пр.
Эффективная программа обучения детей с ФФН, в которой большое внимание уделяется развитию фонематического слуха, разработана Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. В «Программе обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» они предлагают задания, направленные на развитие фонематических процессов и подобранные с учётом возрастных особенностей детей. Программа создана для детей старшего дошкольного возраста. В ней работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию слухового восприятия.
Процесс обучения делится на три периода. В течение первого периода обучения детей учат чётко, даже утрированно, воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удержанию в памяти ряда, состоящего из 3-4-х гласных звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме.
Отработка правильного произношения простых согласных звуков сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги среди других слогов, а также определять наличие данного звука в слове. Сначала дети выделяют начальную позицию звука в слове, затем конечную.
Много внимания уделяется запоминанию слоговых рядов, типа та – ат, пу- уп –пу и так далее. Эти слоги произносятся с разной интонацией, силой голоса, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов с этим звуком осуществляется в процессе игр с использованием различного дидактического материала.
Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, переходят к определению его места в слове. Умение выделять гласные и согласные звуки позволяет перейти к анализу и синтезу обратных слогов (ат, ап, уп и т.д.), придумывание слов на определённый звук.
Вначале детей учат слышать, различать и определять первый звук в одном слове (д/и “Определи первый звук”), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра “Цепочка слов”).
Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение “Найди место звука в слове”). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры "Кто в домике живет?”, “Собери букет”), в дифференциации наиболее сложных звуков: С–Ш, Р–Л (игры “Кто быстрее соберёт вещи?”, “Магазин”).
В игровом упражнении “Найди пару” ребёнок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом и т.п.
Во втором периоде новым является усиление направленности на дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципу твёрдости и мягкости, звонкости и глухости. Продолжается работа по закреплению навыков звукового анализа и синтеза.
На материале изучаемых звуков дети тренируются в выделении согласного в слове, определении его позиции (начало, середина, конец слова), составлении слогов типа ас-са, цу-цо и т.д. в это же время учат определять гласный в положении после согласного (мак, суп, кот) и т.д. в конце второго периода обучения дети самостоятельно в устной форме анализируют слоги типа са-со-су, соединяют отдельные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобразуют их (са-су, цу-цо и т.д.) в то же время на практике усваиваются термины: слог, слово, гласные звуки, согласные звуки (звонкие, глухие, мягкие, твёрдые), предложение.
Картонные куклы-девочки (гласные звуки) и куклы-мальчики (согласные) тренируют дошкольников с четырех лет определять по артикуляции нужный звук. Малыши раскладывают картинки по звукам-человечкам (Ане – арбуз, альбом, автобус и т.д.).
Узнавание и различение речевых звуков, слоговое деление слов формируется в словесных играх: “Эхо”, “Поле чудес”, “Живые звуки”, “За грибами”, “Отбей мячом слово по слогам”. Развивают фонематический интерес игры: “Подбери рифму”, “Доскажи словечко”, “Слова-перевёртыши”, “Добавлялки”.
Особенно нравятся дошкольникам игры с различными манипуляциями: "Построй домик", "Собери цветочек", "Кукла наряжается", "Охотники", "Поймай рыбку", "Звенит-жужжит", "Телеграф".
В третьем периоде обучения на каждом логопедическом занятии даются упражнения на звуковой анализ и синтез. Основной единицей изучения является теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, где длинной полоской обозначено слово, короткими – слоги. Выделяются гласные звуки – красными кружочками, согласные – синими.
К концу третьего периода дети самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (рак, шум, лук), слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов типа: стол, стул, шкаф.
Таким образом, формирование фонематического восприятия и речевого слуха происходит у детей поэтапно. Для работы с детьми используются игровые упражнения и игры, на каждом этапе свои. Игры включаются в занятия по развитию речи, отдельные занятия, направленные на формирование фонематического восприятия, на развитие фонематических навыков.
Игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием, помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Они позволяют сделать более доступными сложные задачи обучения и способствуют становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями речи будет эффективна при условии, что будет проводиться поэтапно, системно и регулярно совместно с логопедами, воспитателями и родителями.
Родителям необходимо посещение общих и открытых занятий в логопедических группах. На таких занятиях родители принимают участие в коррекционно-развивающей работе через систему методических назначений. Также до их сведения доводится информация о необходимости своевременного предупреждения недостатков речи, а именно:
1. Наблюдать за состоянием ребенка, закреплять его организм с помощью закаливания;
2. Следить за состоянием полости рта, вовремя обращаться к стоматологу, наблюдать в каком состоянии находится носоглотка; ни в коем случае не допускать хронического насморка, предупреждать ребенка не перенапрягать голос после ангины и так далее;
3. Обеспечивать ребенку все необходимые условия для верного речевого воспитания в семье;
4. Не нужно подвергать наказанию детей за ошибки в речи, раздраженно исправлять его или передразнивать.
Рекомендуем родителям достойные внимания увлекательные речевые игры, которые станут благоприятно воздействовать на формирование речи их ребенка. Эти игры можно проводить как дома, так и по дороге домой
(Приложение).
Ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то в коррекционной работе широко используются игры и игровые приемы.
Эффективнее формирование речевых умений происходит в играх, где дети применяют творчество в естественной для них обстановке. Невзирая на то, что дети сталкиваются с некими проблемами в процессе разгадки задач, установленных в игровой форме им интересно, они увлечены замыслом игры и даже не замечают, что учатся.
За основу коррекционной работы по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников выбрана методика Т.А. Ткаченко.
Работу с детьми по формированию фонематического восприятия можно построить в несколько этапов:
1. Узнавание неречевых звуков.
2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
3. Различение слов, близких по звуковому составу.
4. Дифференциация слогов.
5. Дифференциация фонем.
6. Предлагаемые упражнения могут проходить в форме игры.
Перспективное планирование
Сроки | Игры | Задачи |
сентябрь | «Угадай, на чём играю?» | развивать способность узнавать и различать неречевые звуки. |
«Какой слышишь инструмент?» | развивать слуховое внимание, слуховую память; продолжать способность узнавать и различать неречевые звуки. | |
«Угадай, что я делаю?»: | развивать способность на слух различать неречевые звуки, способность наиболее полно рассказывать о действиях взрослого. | |
«Что звучало?» | развивать слуховое восприятие, внимание; дифференцировать звуки, производимые музыкальными игрушками; узнавать и называть звучащие игрушки; понимать и использовать глаголы «звенит», «гудит», «стучит». | |
октябрь | «Шуршит, трещит» | дифференцировать неречевые звуки; знать и употреблять глаголы в прошедшем времени: “шуршала”, “трещала”. |
«Где позвонили?» | определять направление звука, называть его положение в пространстве, используя наречия: “впереди”, “сзади”; узнавать и называть существительные, обозначающие звучащие игрушки. | |
«Дождь льет и капает» | различать темп звучания (частое и редкое звучание звyкoпoдражаний). | |
«Веселые куклы» | соотносить игрушку (картинку) со звукоподражанием; знать и называть звучащие игрушки; понимать и употреблять в речи наречия: “тихо”, “громко”; дифференцировать громкий и тихий звуки. | |
ноябрь | «Запомни и повтори» | упражнять в умении воспроизводить ритмический рисунок (ритм) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте. |
«Узнай, кто позвал?» | развивать способность узнавать и различать максимально сокращённый звукокомплекс по тембру. | |
“В лесу” | дифференцировать громкое и тихое звучания слога АУ; воспроизводить звукоподражания тихо и громко. | |
«Три медведя» | развивать слуховое внимание, дифференцировать звукоподражания, производимые высоким и низким | |
декабрь | «Повторяй за мной» | учить воспроизводить образец одного и того же звука с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски |
«Красный – зелёный» | различать слова, близкие по звуковому составу, учить слышать правильное название предмета и находить его среди похожих по звучанию слов | |
«Какие слова похожи?» | различать и находить слова, похожие по звучанию | |
«Звуки перепутались» | находить в стихотворении «неправильное» слово и заменять его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом | |
январь | «Скажи как я» | развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание; упражнять в воспроизведении цепочки слов в названном порядке |
«Имена» | различать слова, близкие по звуковому составу, развивать слуховое внимание; определить одинаковые слышит имена или разные | |
«Выбери слово» | развивать фонематический слух, находить среди картинок одно слово, наиболее отличающееся по звуковому составу | |
«Подскажи словечко» | развивать фонематический слух, подбирать к стихотворению подходящее рифмующееся слово | |
февраль | «Послушай и повтори» | развивать слуховое восприятие, упражнять в воспроизведении слогов: а) со сменой ударного слога; б) с общим согласным и разными гласными звуками; в) с общим гласным и разными согласными звуками. |
«Успокой Таню» | выделять звук А из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени “плачет”, “уронила”. | |
“Паровозик” | выделять звук У из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени “бежит”, “гудит”. | |
“Песни леса” | продолжать развивать слуховое внимание, фонематический слух, выделять гласный У из ряда гласных звуков. | |
март | “Угадайка” | дифференцировать звуки [И], [У]; соотносить звукоподражания с предметом; развивать мелкую моторику. |
“Дом большой — дом маленький” | дифференцировать звуки [А], [О]; развивать общую моторику. | |
“Повтори за мной” | дифференцировать звуки П-Б в слогах, словах, воспроизведение слоговых сочетаний, различающихся по звонкости и глухости | |
“Аленушка-ревушка” | учить определять количество произнесенных речевых звуков, развивать слуховое внимание и память. | |
апрель | «Поймай звук в ладоши» | развивать фонематическое восприятие, учить находить определённый гласный звук в звуковом потоке среди других гласных звуков. |
«Найди символ» | развивать фонематическое восприятие, учить находить нужный символ гласного звука. | |
«Выложи дорожку» | развивать слуховое восприятие, внимание, выкладывать звуковые комплексы с помощью символов гласных звуков. | |
«Речевая зарядка» | развивать слуховое восприятие, внимание, память; повторение слоговых цепочек. | |
май | «Поймай звук в ладоши» | развивать фонематическое восприятие, учить находить определённый согласный звук в звуковом потоке среди других звуков. |
«Найди символ» | развивать фонематическое восприятие, учить находить нужный символ согласного звука. | |
«Дружба» | развивать слуховое восприятие, внимание, память; учить выкладывать слоги (с+г) с помощью зрительных символов | |
«Где живёт звук?» | развивать фонематическое восприятие, учить определять позицию звука в словах |
Результативность
В процессе работы мной были использованы следующие методы исследования: мониторинг, изучение результатов деятельности воспитанников, качественная и количественная обработка данных.
С целью сформированности уровня фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста использован набор диагностических методик разных авторов: Н. И. Дьяковой, Т. Б. Филичевой, Г. А. Каше, Г. В. Чиркиной и др. Методика обследования состояла из 5 заданий, целью которых являлось выявление состояния фонематического восприятия у детей.
1. Узнавание неречевых звуков. «Угадай, что звучит».
Цель: определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.
Инструкция: «Слушай внимательно и скажи (или покажи), что звучит».
2. Различение слов близких по звуковому составу. «Внимательные ушки».
Цель: определить слышит ли ребёнок правильное слово среди похожих по звучанию слов.
Инструкция: Покажи картинку, если произнесу слово правильно. гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса.
3. Дифференциация слогов. «Послушай и повтори».
Цель: определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость- мягкость, свистящие- шипящие.
Инструкция: «Слушай внимательно и повтори за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, прикрыв рот ладошкой или экраном)
да-та-да па-ба-па ка-га-ка
4. Дифференциация фонем. «Поймай звук в ладоши».
Цель: исследовать навыки дифференциации фонем, определить готовность к формированию навыков звукового анализа.
Инструкция: хлопни в ладоши, если услышишь звук [м].
5. Навыки звукового анализа и синтеза. «Где слышится звук?»
Цель: определить слышит ли ребёнок, где находится звук в слове.
Инструкция: где ты слышишь звук «А» в слове «акула» в начале, середине или в конце?» и т. д.;
Результаты мониторинга в 2018-2019 учебном году.
Уровень сформированности фонематического восприятия | 2018-2019 учебный год. | |
Нач. года | Конец года | |
Высокий | 0 % | 64 % |
Средний | 56 % | 36 % |
Низкий | 44% | 0 % |
Результаты мониторинга в 2019-2020 учебном году.
Уровень сформированности фонематического восприятия | 2019-2020 учебный год | |
Нач. года | Конец года | |
Высокий | 0 % | 71 % |
Средний | 67 % | 29% |
Низкий | 33 % | 0% |
Таким образом, данное обследование позволило увидеть положительную динамику и результаты коррекционной работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Список литературы
- Буковцова Н.И. Формирование фонематического анализа и синтеза у дошкольников с задержкой психического развития// Логопед в детском саду. – 2004. - №1.
- Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. СПб. – 2000.
- Горчакова А.М. Принципы коррекционно-логопедической работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с недоразвитием речи // Логопед в детском саду. – 2004. - №3.
- Диагностика нарушений устной и письменной речи у детей и программа логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении: сб. метод. Рекомендаций и программа. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – Екатеринбург, 2000.
- Кудрова Т.И. Игровые технологии в развитии фонематических процессов у дошкольников 5-6 лет // Логопед в детском саду. – 2008. - №5.
- Кудрова Т. И. К вопросу обследования фонематических процессов у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2009. - №1.
- Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.:СОЮЗ,1999.
- Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968.
- Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. – М., 1985.
Приложения
Рекомендации для родителей.
Игра «Слоговые дорожки».
Цель игры:
1. Автоматизация звука в слогах различной слоговой структуры (ША, АШ, ШТ, СА, ОС, СТ, ТР,АР, ОЛ и так далее)
2. Развитие мелкой моторики.
Оборудование: песочница.
Ход игры: взрослый и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок рисует на песке круги пальчиком, проговаривая данные слоги либо слова.
Игра «Мячик».
Цель игры:
1. Автоматизация звука в слогах, словах;
2. Развитие мелкой моторики.
Оборудование: шарик или мячик.
Ход игры: взрослый и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок проговаривает слоги либо слова, перекладывая из руки в руку шишку или мячик.
Игра «Чудесная лента».
Цель игры:
1. Автоматизация звука в предложениях, чистоговорках;
2. Развитие мелкой моторики.
Оборудование: ленточка.
Ход игры: взрослый и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок наматывает ленточку на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.
Игра «Улиточка».
Цель игры:
1 Автоматизация звука в предложениях;
2. Развитие мелкой моторики;
3. Развитие зрительной координации;
Оборудование: рисунок улитки.
Ход игры: взрослый и ребёнок сидят на скамейке за столом,
Ребёнок проговаривает предложения, проводя пальчиком по спирали – домику улитки.
Игра «Лабиринт».
Цель игры:
1. Автоматизация звука в предложениях, чистоговорках;
2. Развитие мелкой моторики;
3 Развитие зрительной координации.
Оборудование: нарисованный на асфальте лабиринт, цветные мелки.
Ход игры: По нарисованному лабиринту ребёнок проводит дорожку мелом, проговаривая предложения, чистоговорки.
ЗРИТЕЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
ЗРИТЕЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Звук М Корова мычит | Звук Н Девочка плачет | Звук В Ветер воет |
Звук Ф Фонтан шумит | Звук Б Колокол звенит | Звук П Паровозик пыхтит |
Звук Д Барабан звучит | Звук Т Молоточек стучит | Звук Г Гусь гогочет |
Звук К Каблучки стучат | Звук X Греем замерзшие руки | Звук С Насос свистит |
Звук 3 Комарик звенит | Звук Ц Тише, спит малыш | Звук Ш Из лопнувшего шара |
Звук Ж Пчела жужжит | Звук Л Гудит корабль | Звук Р Гудит мотор |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...