Мастер - класс "Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду "Обучение с увлечением"
опыты и эксперименты (старшая группа)
Мастер - класс "Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду "Обучение с увлечением"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_bezrukova_e._n.docx | 845.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Золотая рыбка» общеразвивающего вида
городского округа Стрежевой»
Мастер-класс
по экспериментальной деятельности
«Обучение с увлечением»
Подготовила: воспитатель
Безрукова Елена Николаевна
Стрежевой 2021
«Самое лучшее открытие то,
которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельность.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
- представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Оборудование: проектор, ноутбук, слайдовая презентация по теме мастер класса, часть необходимых предметов из уголка экспериментирования.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения.
Методические рекомендации: Чтобы детское экспериментирование проходило более интересно можно провести его в форме инсценированной сказки.
Слайд 1.
I. Организационный момент
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. И начну я ее с интересной истории, подсмотренной во дворе.
Пятилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – огромная лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камушек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги. Лужа морщится. От маленького камушка – немножко. От большого камня - по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыба почерневшего апрельского снега…
Что делает ребенок? Дурачится? Нет. Он – ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕТ.
II. Вводная часть
Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят познавательный интерес к окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне. Поэтому, нам, педагогам, необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат в познавательном развитии воспитанников, что и требует от нас современная педагогика. А какое удовлетворение получает сам ребенок оттого, что сделал для себя открытие!
Я предлагаю вам мастер класс по использованию опытно – экспериментальной деятельности «Обучение с увлечением»
III. Основная часть
И так, приступим, а поможет мне в этом сегодня веселая, озорная девчонка по имени Маша
(Маша из мультфильма «Маша и Медведь»)
Сегодня Маша встала рано и выглянула в окно: «Почему нет радуги?» «Хочу радугу!» - воскликнула она и затопала ногами.
Давайте, поможем Маше сделать радугу.
Слайд 2.
Опыт 1. Радуга.
Понадобятся: 7 стаканов чередующихся слева направо: красный, без красителя, желтый, без красителя, синий, без красителя, красный. Опускаем в стаканы сложенные М – образно тонкие бумажные салфетки. Обратите внимание на то, что краска присутствует только в 4-х стаканах и из них, ну, никак не может получиться радуга. Не будем торопиться и немного подождем.
Ведь радуга бывает после дождя.
Слайд 3.
Опыт 2. Капли дождя.
Понадобятся: стакан, наполовину наполненный водой, пена для бритья, шприц, жидкая краска голубого или синего цвета. У нас она фиолетовая.
Инструкция:
В стакане с водой делаем облако с помощью пены для бритья, набираем в шприц жидкую краску и капаем ее поверх облака. Наблюдаем, как капли проходят свозь облако и выпадают в виде дождя на дно стакана.
Слайд 4.
Объяснение
Краска просачивается сквозь пену и опускается на дно за счет большей плотности. Опыт помогает показать и объяснить детям, что такое дождь.
Посмотрим, что делает Маша … заглянула в холодильник, обнаружила в нем сок и, конечно же, решила приготовить Мишке завтрак и смешала сок с растительным маслом.
Слайд 5.
Опыт 3 «Лавовая лампа»
Для этого опыта понадобятся: подсолнечное масло, сок, высокий стакан и какие-либо шипучие таблетки (у нас – это витамины).
Инструкция:
Вначале, наливаем масло в стакан так, чтобы он заполнил примерно 40% объема тары. Набираем в шприц сок и вводим его порционно в стакан, наблюдаем за тем, как красиво он опускается на дно емкости. Ждем, пока сок отделится от подсолнечного масла. Бросаем в стакан таблетку и наблюдаем эффект, похожий на лаву. Когда таблетка растворится, то можно бросить еще одну.
Слайд 6.
Объяснение
Масло отделяется от воды, так как оно имеет меньшую плотность. Растворяясь в соке, таблетка выделяет углекислый газ, который захватывает части сока и поднимает его наверх. Газ выходит полностью из стакана, когда достигает вершины, при этом частицы сока падают обратно вниз.
Приготовив для Мишки завтрак, Маша отправилась во двор и увидела, что в пруду плавает золотая рыбка. «Ура!» Закричала Маша, к сожалению, радость ее была не долгой, ведь у нее не было удочки, чтобы поймать золотую рыбку. Но мы – то с вами знаем, как помочь Маше.
Слайд 7.
Опыт 4 «Ловись, рыбка»
Понадобятся: стакан, тарелка, немного воды (мы возьмем воду, оствшуюся после опыта с дождем), свеча, спички (или зажигалка), монетка.
Инструкция:
Кладем на дно тарелки монетку (рыбку), наливаем воду. Ставим на дно тарелки зажженную свечу, накрываем стаканом. Свеча погаснет, а вся вода из тарелки окажется в стакане, а мы сможем без труда вынуть рыбку из пруда, не замочив рук.
Слайд 8.
Объяснение
Свеча, прежде чем погаснуть, нагревает стакан. Теплый стакан втягивает в себя воду из тарелки, и мы получаем возможность взять монетку, не замочив рук. Это происходит потому, что при нагревании воздух в стакане расширяется и выходит из стакана, затем недостаток воздуха замещается водой.
Маша поймала золотую рыбку и рассказала ей о своем желании увидеть на небе радугу. Но нам не нужна для этого золотая рыбка. Давайте посмотрим, что получилось из наших 4-х красок. Самая настоящая радуга!
Слайд 9.
Объяснение опыта №1 Радуга
Окрашенная вода поднимается по салфетке вверх, краски встречаются, смешиваются между собой, образуя новые цвета.
Вот так интересно начался для Маши выходной день. Она побежала дальше познавать мир, ей нужно многое успеть, пока Мишка не проснулся. А наш мастер класс подошел к своему завершению.
Слайд 10.
Закончить свой мастер класс я хочу притчей: «В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на очередном собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если скажет «нет» — то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: «Все в твоих руках». В наших руках то, как мы сможем развить задатки, данные нашим детям от природы, или они останутся нераскрытыми. В наших с вами руках, коллеги, будущее наших детей!
Слайд 11.
Уважаемые коллеги, проведем рефлексию:
1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.
2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.
3. Появился ли у вас интерес к детскому экспериментированию и желание применять его в своей работе?
Если мастер класс был для вас полезен, прошу вас пустить мыльные пузыри.
В завершении я хочу вручить вам буклеты по организации опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.
Спасибо за участие в мастер классе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Экспериментальная деятельность как средство активации взаимодействия "Родитель - ребенок"
"Экспериментальная деятельность как средство активации взаимодействия "Родитель - ребенок"...
Мастер - класс "Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС."
Мастер класс"Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста"...
Мастер - класс "Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду "Путешествие с Буратино"
Мастер - класс "Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду "Путешествие с Буратино"...
Мастер-класс «Поисковая экспериментальная деятельность в детском саду «Экспериментируем играя».
В даном материале, дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире через поисково-исследовательскую деятельн...
Мастер-класс «Поисковая экспериментальная деятельность в детском саду «Экспериментируем играя».
В даном материале, дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире через поисково-исследовательскую деятельн...
МО Рецензия на мастер - класс «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей.»для педагогов МБДОУ детский сад №20 " Снегурочка" г. Охи Сахалинской обл.
МО Рецензия на мастер - класс «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей.»для педагогов МБДОУ детский сад №20 " Снегурочка" г. Ох...
Мастер класс для педагогов "Экспериментальная деятельность в детском саду"
Мастер класс для педагогов "Экспериментальная деятельность в детском саду"...