Мастер-класс «Поисковая экспериментальная деятельность в детском саду «Экспериментируем играя».
методическая разработка по математике (средняя группа)
В даном материале, дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире через поисково-исследовательскую деятельность .Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер-класс по экспериментированию | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Поисковая экспериментальная деятельность в детском саду «Экспериментируем играя». Воспитатель – Лисицкая Р.В.
Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково – исследовательскую деятельность.
Задачи мастер – класса:
- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
- представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста;
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Ожидаемые результаты:
Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поиково – исследовательскую деятельность, рост мотивации участников мастер – класса на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Оборудование: ноутбук, проектор.
Раздаточный материал: таз с водой, лилии из бумаги, прозрачные стаканы, салфетки, сахарный песок, одноразовые шприцы, краски, ложки.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Лисицкая Рита Валентиновна. Я воспитатель детского сада «Кристаллик» п. Чернянка.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Моя задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. В среднем дошкольном возрасте у детей развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, которая развивает продуктивные формы мышления. Ребенок усваивает всё прочно только тогда, когда слышит, видит и делает сам.
Кто любит сказки? Поднимите руки.
Хочу пригласить вас в мир чудесной сказки. Где есть волшебство, где всё интересно. Подойдите, пожалуйста, 7 человек. Интересно как вы думаете, кого мы встретим в нашей сказке?
Под дождём она гуляет,
щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно – это … (утка).
Приглашаю Вас в мою сказку, она называется «Путешествие утёнка».
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы – утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой – уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. И с ним произошла интересная история.
Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошёл открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нём плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и утёнок увидел, как распускаются эти цветы.
И ему стало интересно, наблюдать за тем, как же они распускаются. Но наблюдая за этим, он вспомнил о других маленьких утятах и маме – утке. Ведь они остались на птичьем дворе и не видят этого, как же быть?...
Опыт №1.
Я вам предлагаю помочь утёнку сделать кувшинки.
Вырежьте из бумаги лепестки и серединку цветка, потом скрепите их степлером. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А потом опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Кто первый сделает кувшинку, потом сделает лягушку для украшения нашего пруда. Есть разные опыты и эксперименты с водой, вот некоторые из них. Как вытолкнуть воду, куда делась вода, откуда берётся вода, прозрачная вода может стать мутной, влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.
Что вы видите? (буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Как вы думаете, почему это происходит? (Это происходит потому, что бумага намокает от воды, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются).
Утёнок очень обрадовался, что вы ему помогли. Посмотрел на кувшинки полюбовался и отправился дальше познавать окружающий мир. Но тут подул ветер, на небе появились тучи и пошёл дождь. Утёнок испугался спрятался под кустом.
Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Утёнок решил идти дальше. Пришёл наш утёнок на полянку. Что бывает после дождя?... Что – то радуги нет! Неужели утёнок так и не увидит это замечательное явление. Но не расстраивайтесь – мы с вами можем сделать свою радугу. Выходите ко мне, возьми ленточки из корзинки, и становитесь по кругу.
Водящий берёт корзинку с набором ленточек 7-ми цветов радуги и становится в центр, идут по кругу напевая:
Дождик льёт, а, из-за туч
Солнышко нам светит!
Значит, будет радуга
Радуга на небе!
Здравствуй, радуга – дуга,
Что ты детям принесла?
Водящий командует: «Раз-два-три, радугу собери!» Дети выстраиваются по порядку цветов радуги, держа ленточку в руках со своим цветом. Вот и появилась радуга. Решил утёнок подойти к ней поближе.
Но она стала исчезать и пропала совсем. Он очень расстроился. Что делать? Как можно помочь утёнку? (Давайте сделаем утёнку такую радугу, которая не исчезнет.)
Опыт №2.
Каждой из вас в свой стакан с водой добавляет краску определённого цвета и сахар. Причём, первый участник сахар не добавляет, второй – добавляет 0,5 ложки, третий – 1 ложку, четвёртый – 1,5 ложки и пятый – 2 ложки, шестой – 2,5 ложки, седьмой участник добавляет в стакан 3 ложки сахара. Вода с краской и сахаром тщательно перемешивается и набирается в шприцы. Потом в пустой стакан аккуратно вливаем окрашенную воду. Наберите шприцом из стакана под №7 воду полный шприц и аккуратно вливаем в стакан, потом набираем воду из стакана №6 и аккуратно по стенке стакана вливаем поверх предыдущего цвет и так с каждым последующим слоем. Если вливать новую порцию аккуратно по стенке поверх предыдущей, то вода не смешается, а разделится на слои и получится красивая радуга. Пока вы заканчиваете свой эксперимент. Дорогие зрители, подберите прилагательное к слову радуга (вода).
Вот и получилась наша радуга.
Почему слои не перемешиваются, как вы думаете? У кого есть, какие предположения? Ответы: а получается это из-за разного содержания сахара в воде.
Утёнок очень устал за время своего путешествия, и решил вернуться домой на птичий двор. Ему так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
Рефлексия.
Вот и подошла к концу наша сказка о путешествии нашего утёнка. Утёнок рад, что узнал много интересного и поделился своими впечатлениями со своими близкими. Вы хотите поделиться своими впечатлениями о нашем путешествии? Каким оно было для вас? Что было интересного? (Ответы детей).
«Мы прощаемся со сказкой и берём с собой всё важное, что было сегодня с нами».
Уважаемые коллеги, мы познакомились с опытами и экспериментами, которые можно использовать в своей работе с детьми. Надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое и интересное из представленного мной мастер-класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Поисковая экспериментальная деятельность в детском саду «Экспериментируем играя».
В даном материале, дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире через поисково-исследовательскую деятельн...
Мастер-класс для педагогов "Исследовательская деятельность в детском саду"
Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.Среди возможных средст развития познавательной активности д...
Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность в детском саду»
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию ...
Мастер-класс для воспитателей «Театрализованная деятельность в детском саду.»
Театральная деятельность учит детей быть творческими личностями, общительными, коммуникативными, дружелюбными, добрыми, веселыми, образованными, интеллектуальными, умными, развитыми, талантливым...
Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность в детском саду». «Театр эмоций»
Театр в детском саду! Как много значит, он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним!Искусство кукольного театра по своей природе народное. Куклы могут всё или почти всё. О...
Мастер класс для педагогов "Экспериментальная деятельность в детском саду"
Мастер класс для педагогов "Экспериментальная деятельность в детском саду"...