Картотека дидактических игр для старшей группы
картотека (старшая группа)

Дидактические игры для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

1.Дидактическая игра «Зимующие и перелетные  птицы»

Цель: совершенствовать и обобщать у детей старшей группы представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.

Расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

Игровые действия

Дети берут картинки с изображением птиц, называют их и определяют перелетные или зимующие они.

Правила игры

Необходимо правильно разложить картинки птиц на перелетных и зимующих, не допуская ошибки.

Подведение итогов

Проверить разложенные картинки по группам «перелетные и зимующие», похвалить если все правильно разложено, а если допущена ошибка рассмотреть по какой причине была допущена ошибка.

Предупредить детей быть внимательными.

2 Дидактическая игра «Спасатели»

Цель: закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой, развивать навык порядкового счета в прямой и обратной последовательности, упражнять в умении находить соседей числа.

Оборудование: картинки персонажи из м/ф «Щенячий патруль» с цифрами от 1 до 7, картинки машинок со звездочками от 1-7.

Ход игры:

- Посмотри, кто сегодня хочет с тобой поиграть?

Предложить ребенку расставить по порядку персонажей от 1 до 7 или от 7 до 1. Проверить последовательность.

- Уточнить, кто первый по счету? Назови, кто пятый? И т. д.

- Найди, кто будут соседи персонажа с цифрой 4? А с цифрой 2? Кто стоит перед персонажем с цифрой 7? Кто стоит после персонажа с цифрой 5?

- Случилась беда,срочно нужно всем выезжать на задание: посмотри внимательно на персонажей, назови какая цифра у них на костюме, найди нужную им машину!

Ребенок рассматривает персонажа, называет цифру, ишет машинку с нужным количеством звездочек, считает и ставит рядом. Так помогает всем героям найти свой транспорт, чтобы отправится на задание!

Усложнения: Предложить 7 детям выбрать себе персонажа, и по команде найти ему свой автомобиль. Кто первый нашел, тот и победитель!

Игру можно использовать как индивидуально, так и для работы в подгруппе.

3. «Раз, два. Три , опасный предмет найди»

Задачи: закреплять представления об источниках опас-ности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки).

Ход игры. Воспитатель, или Стобед, или ребенок отво-рачивается и считает до 3—5 (при необходимости до 10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор.

4. Дидактическая игра «Магазин игрушек».

Цель: научить детей выбирать нужный предмет, исключая при этом названые признаки, развивать наблюдательность, уметь использовать в речи сложные предложения.

Оборудование:

  1. Доска и магниты, 3-4 картинки с изображением одинаковых игрушек, но отличающих друг от друга несколькими признаками (цвет, детали, размер).
  2. Предметные картинки: машины (самосвал, грузовик, фургон – по 3 картинки).
  3. Игрушечные пирамидки разные по размеру, колпачки разного цвета – по 3 картинки
  4. Зайчики, один белый и два серых: у одного –жилет, у второго – бантик на шее, у третьего – полосатые шорты, каждых по 3 картинки.
  5. Матрешки: у первой платок синего цвета, у второй платье желтое, третья с красным поясом (3 картинки)

Ход игры:

Логопед развешивает пере играющими на доске картинки с изображением машин, зайчиков, пирамидок и матрешек рядами и спрашивает: «Представьте, что вы пришли в магазин игрушек с младшим братом или сестрой, чтобы купить игрушку, которую он попросит. Катя твой братик просит купить пирамидку. И он говорит так: «Купи мне пирамидку не с зеленым колпачком и не большую». Ты должна выбрать, какая пирамидка понравилась твоему брату? Почему ты считаешь, что маленькая с зеленым колпачком?

Коля, а твоя младшая сестра хочет купить матрешку. Он говорит: «Мне нужна матрешка не с красным поясом и не в желтом платье, а другая».

Твой брат Наташа, просит купить ему машину: «Не самосвал, не грузовик и не с зеленым кузовом» Твоей сестре, Миша, понравился зайка. Она просит: «Купи мне зайчика, не серого, не в полосатых шортах и без бантика».

Потом предложить можно детям отгадать еще одного зайчика или машинку. Например: «Мне нужно купить зайчика не в синей рубашке, и без бантика». Или например: «Я хочу купить машинку не с зеленой кабиной и без кузова» и т. д.

Итог: ребенок должен научиться правильно отгадывать и объяснять, почему эту именно он игрушку он покупает для своего брата или сестры, логопед вручает ему картинку.

5 «Времена года»

Цель: закреплять с детьми времена года по их признаку, находить соответствующие картинки; развивать зрительную память, внимание.

Материал: большие картины с временами года и маленькие карточки с временами года для каждого ребёнка.

На столе перед детьми картинки с временами года, и там же лежат карточки с изображенными явлениями природы. Воспитатель предлагает ребенку взять одну карточку и подойти к картине с соответствующим временем года. Необходимо назвать каждому ребёнку свое время года, объяснить, почему он подошел к той или иной картине.

Когда это бывает?

Цель: учить детей называть времени года по их признакам; развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.

Ход игры

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времени года на картинках и выставляют их на мольберт.

Кто, скажи мне милый друг,

Красит белым всё вокруг,

И деревья, и дома?

Это — зимушка -… (ЗИМА)

Стало солнышко теплей,

Зажурчал в лесу ручей,

Вся природа расцветает,

Время года кто узнает? (ВЕСНА)

Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (ЛЕТОМ)

Листья быстро пожелтели

И на землю полетели.

Так бывает раз в году,

А когда? Я не пойму! (ОСЕНЬ)

6.Дидактическая игра «Найди опасные предметы» 

Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с ним.

Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.

Ход: В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:

- все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;

- нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;

- ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;

- нельзя трогать стиральные порошки, средство для мытья посуды, соду, хлорку;

- опасно одному выходить на балкон.

7Дидактическая игра «Кто что делает?»

Цели:  развивать умение называть имена своих родителей, их трудовые обязанности в семье; прививать любовь к близким.

Оборудование: мяч

Ход: Педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает детям мяч по очереди, задавая вопросы: «Что дома делает мама (бабушка, сестра, папа и т.д.)?» Дети ловят мяч и отвечают на вопросы (стирает, варит суп, вяжет, ремонтирует и т.д.).

8Дидактические игры “Не ошибись”  “Кто рассказывает?”

Цель: закрепить у меня детей различать овощи фрукты по внешнему виду, учиться относить предмет из с его изображением; развивает слуховое внимание.

 Ход занятия Воспитатель показывает овощи фрукты (на подносе). Вызывает сразу 4- 5 человек к столу. Дети берут с подноса по одному предмету и, показав его всем присутствующим, называют: “У меня морковка.... А у меня большая свекла ...У меня маленькая свекла”.  “Про нее можно сказать- свеколка”,- уточняет воспитатель, и малыши повторяют новое слово.

 Дети возвращаются на свои места, а к столу выходит следующая подгруппа (задания должны выполнить все участники занятия)

 Далее проводится игра “Не ошибись”. Педагог показывает яркую картинку- изображение овоща или фрукта, ставит ее на подставку доски. Приглашает ребенка взять этот же овощ или фрукты с подноса и положить рядом с картинкой. Ребенок сопровождает свои действия речью: “На картинке морковка. И рядом морковка”.

 После того как в игре примут участие еще несколько человек, педагог усложняет задание : выставляют сразу по две картинки, причем один из изображенных на них овощей и фруктов на подносе отсутствует. Ребенок должен ответить так : “На картинке огурчик, а на подносе его нет”. Старшие дети подтверждает правильность ответа. Если ребенок ошибается и неправильно соотносит натуральной овощ и его изображение, педагог прячет картинку и возвращает предмет на поднос.

 Затем воспитатель организует игру “Кто рассказывает?”. Он называет ребенка и предлагает ему встать рядом с собой, спиной ко всем присутствующим. В это время кто-то из детей выходит к столу, берет с подноса фрукт или овощ, говорит: “Я взял и держу в руке яблоко”. Кладет предмет и возвращается на место. “Угадай ,кто держал в руке яблоко и сообщил тебе об этом?”- спрашивает педагог у водящего ребенка. Если тот узнает товарища по голосу, дети хлопают в ладоши, подтверждая ответ, а узнанный ребенок занимает место водящего. Если малыш ошибается, то водит еще раз.

9.Дидактическая игра «Это верно или нет, поскорее дай ответ»

Цель. Побуждать детей включаться в диалог со взрослыми: инициативно высказываться, отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы. Развивать: произвольное внимания и слухового восприятия; активизация: памяти, мышления, внимания.

Я поэт зовусь Незнайка

Снова начал сочинять

Только страшно мне опять

Вдруг чего то, я напутал

Вдруг, я что то перепутал

Помогите мне друзья

Что здесь верно, что здесь нет?

Дайте мне на все ответ

***

Всех приглашаю я поиграть

И на вопросы мои отвечать

Собирайтесь скорее в кружок

Я начинаю читать вам стишок

А вы ребята не зевайте

И на вопросы отвечайте

***

Волки все живут в коре

А жучки все в конуре

А весною из берлоги

Выползают носороги

Что здесь верно, что здесь нет?

Поскорее дай ответ (обсуждение с детьми кто где живёт)

***

Любят рыбу лоси есть

Да так много, что не счесть

Их детишки прямо в речке

Съели сразу две овечки

Это правда или нет?

Поскорее дай ответ (ответы детей)

***

Если снег в лесу растаял

И везде видна трава

Значит, к нам пришла зима

Это верно или нет?

Поскорее дай ответ (ответы детей; можно задать дополнительные вопросы)

***

Если солнце ярко светит

Речки скованы все льдом

А на улице мороз

Щиплет каждого за нос

Отвечайте на вопрос

Правду люди говорят

Что к нам гуси прилетят? (высказывания детей с объяснением своего ответа)

***

Если листья пожелтели

Фрукты, ягоды созрели

Дождик льет как из ведра

Это тоже ведь весна (ответы детей)

***

А теперь я вам скажу

И возможно покажу

Кто родился у кого.

Родила свинья котят

У нее их целых пять

А у лошади вчера

Родилось аж два ежа

Что здесь верно, а что нет

Посмотри и дай ответ

(карточки с изображениями животных и их детёнышей и ответы детей)

***

Это вовсе не секрет

Дней в неделе ровно шесть

Снова, снова не зевай

Поскорее отвечай

Если сможешь, сосчитай

Назови и отвечай (обсуждение с детьми, повторение названий дней недели)

***

Начинаю я считать: раз, два, три и пять

Шесть, семь восемь, десять

А теперь ты дай ответ

Это правильно или нет? (ответы детей)

***

Птицы сели к нам на грядку

Сосчитаем по порядку

Две вороны, два грача

Зайца два и три стрижа

Получилось ровно пять

Иль считать мне все опять

Снова - снова не зевайте

Проверяйте, отвечайте

Это верно или нет

Дайте мне скорей ответ (ответы детей с полным объяснением)

***

И опять не зевай

Что здесь лишнее отвечай

Чайка, ворон, воронята

Воробей и лягушата (ответы детей)

***

Будь внимательным дружок

Слушай дальше мой стишок

Это правда или нет

Что звезды падают с небес (падают метеориты)

***

А теперь ты мне ответь

Пингвин птица или нет? (ответ детей)

***

Каждый грамотный ребёнок

Должен твердо знать с пелёнок

Светофор наш лучший друг

Он всегда укажет путь

Если красный свет горит

Ты дорогу - переходи

Желтый свет тебе подскажет

А зеленый стоп нам скажет

Это верно или нет?

Поскорее дай ответ (обсуждение с детьми)

***

Вот спасибо вам ребята

Помогли найти ответ

Что здесь верно, а что нет

Я пойду все исправлять

А вы, можете гулять.

10 Дидактическая игра

«Скажи по-другому».

Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

11Дидактическая игра

«Наоборот».

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)

12«Летает – не летает».

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фишкой».

13«Это правда или нет?».

Цель: находить неточности в тексте.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле».

Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей «Га-га-га» пел соловей.

Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?

Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно.

14. «Угадай, что в мешочке».

Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Ход игры. Воспитатель в мешочек складывает овощи и фрукты. Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке, и загадать загадку об этом, чтобы дети могли отгадать, что в руках у ведущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр в старшей группе

Картотека дидактических игр в старшей группе...

картотека дидактических игр для старшей группы

Подборка дидактических игр для старшей группы в виде карточек...

Картотека дидактических игр для старшей группы

Когда это бывает? Цель: Уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления.«Составь предложение».  Цель: научить составлять предложения с задан...

картотека дидактических игр в старшей группе

картотека дидактических игр в старшей группе...

Картотека дидактических игр в старшей группе

Данная картотека дает педагогу возможность, быстро и продуктивно провести речевое занятие, которое будет интересным и увликательным....

картотека дидактических игр в старшой группе

подбор материалов в виде карточек...

Картотека дидактических игр в старшей группе

Полная картотека дидактическихх игр для детей старшей группы по развитию речи....