Картотека дидактических игр для старшей группы
картотека (старшая группа)
Дидактические игры для детей старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр
1.Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»
Цель: совершенствовать и обобщать у детей старшей группы представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.
Расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.
Игровые действия
Дети берут картинки с изображением птиц, называют их и определяют перелетные или зимующие они.
Правила игры
Необходимо правильно разложить картинки птиц на перелетных и зимующих, не допуская ошибки.
Подведение итогов
Проверить разложенные картинки по группам «перелетные и зимующие», похвалить если все правильно разложено, а если допущена ошибка рассмотреть по какой причине была допущена ошибка.
Предупредить детей быть внимательными.
2 Дидактическая игра «Спасатели»
Цель: закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой, развивать навык порядкового счета в прямой и обратной последовательности, упражнять в умении находить соседей числа.
Оборудование: картинки персонажи из м/ф «Щенячий патруль» с цифрами от 1 до 7, картинки машинок со звездочками от 1-7.
Ход игры:
- Посмотри, кто сегодня хочет с тобой поиграть?
Предложить ребенку расставить по порядку персонажей от 1 до 7 или от 7 до 1. Проверить последовательность.
- Уточнить, кто первый по счету? Назови, кто пятый? И т. д.
- Найди, кто будут соседи персонажа с цифрой 4? А с цифрой 2? Кто стоит перед персонажем с цифрой 7? Кто стоит после персонажа с цифрой 5?
- Случилась беда,срочно нужно всем выезжать на задание: посмотри внимательно на персонажей, назови какая цифра у них на костюме, найди нужную им машину!
Ребенок рассматривает персонажа, называет цифру, ишет машинку с нужным количеством звездочек, считает и ставит рядом. Так помогает всем героям найти свой транспорт, чтобы отправится на задание!
Усложнения: Предложить 7 детям выбрать себе персонажа, и по команде найти ему свой автомобиль. Кто первый нашел, тот и победитель!
Игру можно использовать как индивидуально, так и для работы в подгруппе.
3. «Раз, два. Три , опасный предмет найди»
Задачи: закреплять представления об источниках опас-ности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.
Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки).
Ход игры. Воспитатель, или Стобед, или ребенок отво-рачивается и считает до 3—5 (при необходимости до 10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор.
4. Дидактическая игра «Магазин игрушек».
Цель: научить детей выбирать нужный предмет, исключая при этом названые признаки, развивать наблюдательность, уметь использовать в речи сложные предложения.
Оборудование:
- Доска и магниты, 3-4 картинки с изображением одинаковых игрушек, но отличающих друг от друга несколькими признаками (цвет, детали, размер).
- Предметные картинки: машины (самосвал, грузовик, фургон – по 3 картинки).
- Игрушечные пирамидки разные по размеру, колпачки разного цвета – по 3 картинки
- Зайчики, один белый и два серых: у одного –жилет, у второго – бантик на шее, у третьего – полосатые шорты, каждых по 3 картинки.
- Матрешки: у первой платок синего цвета, у второй платье желтое, третья с красным поясом (3 картинки)
Ход игры:
Логопед развешивает пере играющими на доске картинки с изображением машин, зайчиков, пирамидок и матрешек рядами и спрашивает: «Представьте, что вы пришли в магазин игрушек с младшим братом или сестрой, чтобы купить игрушку, которую он попросит. Катя твой братик просит купить пирамидку. И он говорит так: «Купи мне пирамидку не с зеленым колпачком и не большую». Ты должна выбрать, какая пирамидка понравилась твоему брату? Почему ты считаешь, что маленькая с зеленым колпачком?
Коля, а твоя младшая сестра хочет купить матрешку. Он говорит: «Мне нужна матрешка не с красным поясом и не в желтом платье, а другая».
Твой брат Наташа, просит купить ему машину: «Не самосвал, не грузовик и не с зеленым кузовом» Твоей сестре, Миша, понравился зайка. Она просит: «Купи мне зайчика, не серого, не в полосатых шортах и без бантика».
Потом предложить можно детям отгадать еще одного зайчика или машинку. Например: «Мне нужно купить зайчика не в синей рубашке, и без бантика». Или например: «Я хочу купить машинку не с зеленой кабиной и без кузова» и т. д.
Итог: ребенок должен научиться правильно отгадывать и объяснять, почему эту именно он игрушку он покупает для своего брата или сестры, логопед вручает ему картинку.
5 «Времена года»
Цель: закреплять с детьми времена года по их признаку, находить соответствующие картинки; развивать зрительную память, внимание.
Материал: большие картины с временами года и маленькие карточки с временами года для каждого ребёнка.
На столе перед детьми картинки с временами года, и там же лежат карточки с изображенными явлениями природы. Воспитатель предлагает ребенку взять одну карточку и подойти к картине с соответствующим временем года. Необходимо назвать каждому ребёнку свое время года, объяснить, почему он подошел к той или иной картине.
Когда это бывает?
Цель: учить детей называть времени года по их признакам; развивать мышление, память, внимание.
Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.
Ход игры
Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времени года на картинках и выставляют их на мольберт.
Кто, скажи мне милый друг,
Красит белым всё вокруг,
И деревья, и дома?
Это — зимушка -… (ЗИМА)
Стало солнышко теплей,
Зажурчал в лесу ручей,
Вся природа расцветает,
Время года кто узнает? (ВЕСНА)
Солнце печет, липа цветет,
Вишня поспевает,
Когда это бывает? (ЛЕТОМ)
Листья быстро пожелтели
И на землю полетели.
Так бывает раз в году,
А когда? Я не пойму! (ОСЕНЬ)
6.Дидактическая игра «Найди опасные предметы»
Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с ним.
Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.
Ход: В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:
- все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;
- нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;
- ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;
- нельзя трогать стиральные порошки, средство для мытья посуды, соду, хлорку;
- опасно одному выходить на балкон.
7Дидактическая игра «Кто что делает?»
Цели: развивать умение называть имена своих родителей, их трудовые обязанности в семье; прививать любовь к близким.
Оборудование: мяч
Ход: Педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает детям мяч по очереди, задавая вопросы: «Что дома делает мама (бабушка, сестра, папа и т.д.)?» Дети ловят мяч и отвечают на вопросы (стирает, варит суп, вяжет, ремонтирует и т.д.).
8Дидактические игры “Не ошибись” “Кто рассказывает?”
Цель: закрепить у меня детей различать овощи фрукты по внешнему виду, учиться относить предмет из с его изображением; развивает слуховое внимание.
Ход занятия Воспитатель показывает овощи фрукты (на подносе). Вызывает сразу 4- 5 человек к столу. Дети берут с подноса по одному предмету и, показав его всем присутствующим, называют: “У меня морковка.... А у меня большая свекла ...У меня маленькая свекла”. “Про нее можно сказать- свеколка”,- уточняет воспитатель, и малыши повторяют новое слово.
Дети возвращаются на свои места, а к столу выходит следующая подгруппа (задания должны выполнить все участники занятия)
Далее проводится игра “Не ошибись”. Педагог показывает яркую картинку- изображение овоща или фрукта, ставит ее на подставку доски. Приглашает ребенка взять этот же овощ или фрукты с подноса и положить рядом с картинкой. Ребенок сопровождает свои действия речью: “На картинке морковка. И рядом морковка”.
После того как в игре примут участие еще несколько человек, педагог усложняет задание : выставляют сразу по две картинки, причем один из изображенных на них овощей и фруктов на подносе отсутствует. Ребенок должен ответить так : “На картинке огурчик, а на подносе его нет”. Старшие дети подтверждает правильность ответа. Если ребенок ошибается и неправильно соотносит натуральной овощ и его изображение, педагог прячет картинку и возвращает предмет на поднос.
Затем воспитатель организует игру “Кто рассказывает?”. Он называет ребенка и предлагает ему встать рядом с собой, спиной ко всем присутствующим. В это время кто-то из детей выходит к столу, берет с подноса фрукт или овощ, говорит: “Я взял и держу в руке яблоко”. Кладет предмет и возвращается на место. “Угадай ,кто держал в руке яблоко и сообщил тебе об этом?”- спрашивает педагог у водящего ребенка. Если тот узнает товарища по голосу, дети хлопают в ладоши, подтверждая ответ, а узнанный ребенок занимает место водящего. Если малыш ошибается, то водит еще раз.
9.Дидактическая игра «Это верно или нет, поскорее дай ответ»
Цель. Побуждать детей включаться в диалог со взрослыми: инициативно высказываться, отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы. Развивать: произвольное внимания и слухового восприятия; активизация: памяти, мышления, внимания.
Я поэт зовусь Незнайка
Снова начал сочинять
Только страшно мне опять
Вдруг чего то, я напутал
Вдруг, я что то перепутал
Помогите мне друзья
Что здесь верно, что здесь нет?
Дайте мне на все ответ
***
Всех приглашаю я поиграть
И на вопросы мои отвечать
Собирайтесь скорее в кружок
Я начинаю читать вам стишок
А вы ребята не зевайте
И на вопросы отвечайте
***
Волки все живут в коре
А жучки все в конуре
А весною из берлоги
Выползают носороги
Что здесь верно, что здесь нет?
Поскорее дай ответ (обсуждение с детьми кто где живёт)
***
Любят рыбу лоси есть
Да так много, что не счесть
Их детишки прямо в речке
Съели сразу две овечки
Это правда или нет?
Поскорее дай ответ (ответы детей)
***
Если снег в лесу растаял
И везде видна трава
Значит, к нам пришла зима
Это верно или нет?
Поскорее дай ответ (ответы детей; можно задать дополнительные вопросы)
***
Если солнце ярко светит
Речки скованы все льдом
А на улице мороз
Щиплет каждого за нос
Отвечайте на вопрос
Правду люди говорят
Что к нам гуси прилетят? (высказывания детей с объяснением своего ответа)
***
Если листья пожелтели
Фрукты, ягоды созрели
Дождик льет как из ведра
Это тоже ведь весна (ответы детей)
***
А теперь я вам скажу
И возможно покажу
Кто родился у кого.
Родила свинья котят
У нее их целых пять
А у лошади вчера
Родилось аж два ежа
Что здесь верно, а что нет
Посмотри и дай ответ
(карточки с изображениями животных и их детёнышей и ответы детей)
***
Это вовсе не секрет
Дней в неделе ровно шесть
Снова, снова не зевай
Поскорее отвечай
Если сможешь, сосчитай
Назови и отвечай (обсуждение с детьми, повторение названий дней недели)
***
Начинаю я считать: раз, два, три и пять
Шесть, семь восемь, десять
А теперь ты дай ответ
Это правильно или нет? (ответы детей)
***
Птицы сели к нам на грядку
Сосчитаем по порядку
Две вороны, два грача
Зайца два и три стрижа
Получилось ровно пять
Иль считать мне все опять
Снова - снова не зевайте
Проверяйте, отвечайте
Это верно или нет
Дайте мне скорей ответ (ответы детей с полным объяснением)
***
И опять не зевай
Что здесь лишнее отвечай
Чайка, ворон, воронята
Воробей и лягушата (ответы детей)
***
Будь внимательным дружок
Слушай дальше мой стишок
Это правда или нет
Что звезды падают с небес (падают метеориты)
***
А теперь ты мне ответь
Пингвин птица или нет? (ответ детей)
***
Каждый грамотный ребёнок
Должен твердо знать с пелёнок
Светофор наш лучший друг
Он всегда укажет путь
Если красный свет горит
Ты дорогу - переходи
Желтый свет тебе подскажет
А зеленый стоп нам скажет
Это верно или нет?
Поскорее дай ответ (обсуждение с детьми)
***
Вот спасибо вам ребята
Помогли найти ответ
Что здесь верно, а что нет
Я пойду все исправлять
А вы, можете гулять.
10 Дидактическая игра
«Скажи по-другому».
Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.
Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.
11Дидактическая игра
«Наоборот».
Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)
12«Летает – не летает».
Цель: развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фишкой».
13«Это правда или нет?».
Цель: находить неточности в тексте.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле».
Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей «Га-га-га» пел соловей.
Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?
Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно.
14. «Угадай, что в мешочке».
Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.
Ход игры. Воспитатель в мешочек складывает овощи и фрукты. Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке, и загадать загадку об этом, чтобы дети могли отгадать, что в руках у ведущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр в старшей группе
Картотека дидактических игр в старшей группе...
картотека дидактических игр для старшей группы
Подборка дидактических игр для старшей группы в виде карточек...
Картотека дидактических игр для старшей группы
Когда это бывает? Цель: Уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления.«Составь предложение». Цель: научить составлять предложения с задан...
картотека дидактических игр в старшей группе
картотека дидактических игр в старшей группе...
Картотека дидактических игр в старшей группе
Данная картотека дает педагогу возможность, быстро и продуктивно провести речевое занятие, которое будет интересным и увликательным....
картотека дидактических игр в старшой группе
подбор материалов в виде карточек...
Картотека дидактических игр в старшей группе
Полная картотека дидактическихх игр для детей старшей группы по развитию речи....
- Мне нравится (1)