Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Олечка

 Исследовательская деятельность в сташей группе в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

на тему: «Воздух»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через экспериментальную деятельность.
Задачи: 
Образовательные:

Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слов. 
Расширять у детей представления о свойствах воздуха, его значимости. Развивающие:

Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки. 
Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции. 

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа: 
наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

Оборудование: 
оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей, листы бумаги по количеству детей, гуашь, баночки с конфетами. Лак,
Ход занятия:

Организационный момент: 

Воспитатель: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение в кругу)

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
(дети присаживайтесь на стульчики)

Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)

Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)

Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. 

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (дети подходят к столу)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

В: Вот мы пришли в научную лабораторию. Садитесь за столы. (дети садятся)

В: Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

В: Итак, начнем наши опыты:

Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? 
(одевает халат, шапочку, очки).

А вы будете научными работниками лаборатории. (дети надевают фартуки, шапочки на голову) Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. 

Правила (на слайде)
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения заведующего. 

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим. 

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус. 

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место. 

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых. 

В: Итак, начнем наши опыты:

Восп: Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. Так происходит газообмен нашего организма и окружающей среды. А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

(Ответы детей)
Восп: Давайте проверим, правда,  это или нет!

Эксперимент №1 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Дети проделывают эксперимент - берут трубочку, опускают один конец в воду, а в другой дуют. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. 

Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не видим. (Глаз)

Восп: А что такое воздух? (это то, чем дышат люди и все живое)

Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух? (ответы детей – нет, не видим) А почему? (ответы детей – потому, что он не видимый)

Восп: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы его и не видим.

Эксперимент №2 «Как поймать воздух?»

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный». (цвет)

Эксперимент №3 «Чувствуем воздух»

Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).

А теперь подуйте на ладоши, подышите, что чувствуете? (воздух холодный, теплый, струю воздуха).

Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его

- Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)

Проводиться упражнение.

- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки, дышали).

Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух можно почувствовать. (рука)

- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

Как услышать воздух?»

Эксперимент №4 «Слышим воздух»

Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух слышим. (ухо)

Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

Эксперимент №5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Я вас приглашаю на ковёр, вначале мы должны подготовиться к эксперименту.

Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу (в баночках разложены предметы для запаха и пустая баночка). Предложить ароматы: мандарин, конфета, духи, лак, и т.д. Дети стараются угадать по запаху.

Вывод: воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи

Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет запаха. (нос)

Молодцы вы совсем справились.

Физкультминутка 
Ветер дует нам в лицо. 
(Дети машут руками на себя)

Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)

Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)

Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутсявверх)

 Восп: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? Я приглашаю вас сесть за столы. (На столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ.

Восп: Какие красивые картины у вас получились. Давайте украсим ими нашу группу!

Эксперимент № 7 «Что же нам нужно делать для очистки воздуха у нас в группе?»

 «Что же нам нужно делать для очистки воздуха у нас в группе?» Для того чтобы воздух в нашей группе был чистым, нам следует проветривать помещение, выращивать комнатные растения, делать уборку в группею.        

А чистота воздуха влияет на наше здоровье? И как?

Вывод: Воздух всем необходим, без него нет жизни.

Подведение итогов: 

А теперь вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали о воздухе.
-Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего? 

Работа по схемам:
-Сегодня мы узнали:

Увидели воздух:

- С помощью трубочек и ёмкости с водой.

- Когда наклонили стаканчик и опустили в воду, увидели пузырьки воды.

 Почувствовали воздух;

- С помощью шариков, вееров, дули на ладонь.

Услышали воздух:

- С помощью бутылочек, баночек.

- С помощью шарика.

Воздух переносит запах

- С помощью закрытых глаз, смогли по запаху уловить аромат

Посмотрите на модели: (глаз, цвет, рука, ухо, нос,) и давайте их запомним.

Рефлексия: Под запись песни «Цветные сны»

- Что интересного мы с вами узнали о воздухе?

- Какой он?

- Что вам понравилось больше всего?

- Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Мне с вами было сегодня так весело, можно в память о нашей встрече, я вам, подарю маленькие сувенирчики? Подарки -мыльные пузыри.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/09f3/0015ef6a-c3e08de4/img8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» .

Материал способствует развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению; совершенствованию умений работать с различными материалами, проя...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебный воздух».

Цель: Уточнение и обобщение представлений о свойствах и функциях воздуха. Задачи:- способствовать расширению знаний о воздухе;- поддерживать познавательную активность, инициативу, сообразительнос...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Магнетизм.

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.Магнетизм.Цель: формировать представление о магните. Расширять словарный запас детей. Развивать любознательность, са...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Чистая вода"

Конспект непосредственно образовательной деятельностив области познание, познавательно-исследовательская деятельностьдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Чистая вода»Интеграция образовательны...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Занятие направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха и способами его обнаружения....