Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)
Исследовательская деятельность в сташей группе в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_eksperimentirovaniyu_v_starshey_gruppe.docx | 372.49 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
на тему: «Воздух»
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слов.
Расширять у детей представления о свойствах воздуха, его значимости. Развивающие:
Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа:
наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.
Оборудование:
оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей, листы бумаги по количеству детей, гуашь, баночки с конфетами. Лак,
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение в кругу)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
(дети присаживайтесь на стульчики)
Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)
Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)
Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).
Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (дети подходят к столу)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
В: Вот мы пришли в научную лабораторию. Садитесь за столы. (дети садятся)
В: Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
В: Итак, начнем наши опыты:
Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?
(одевает халат, шапочку, очки).
А вы будете научными работниками лаборатории. (дети надевают фартуки, шапочки на голову) Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.
Правила (на слайде)
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения заведующего.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.
Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
В: Итак, начнем наши опыты:
Восп: Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. Так происходит газообмен нашего организма и окружающей среды. А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?
(Ответы детей)
Восп: Давайте проверим, правда, это или нет!
Эксперимент №1 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Дети проделывают эксперимент - берут трубочку, опускают один конец в воду, а в другой дуют. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не видим. (Глаз)
Восп: А что такое воздух? (это то, чем дышат люди и все живое)
Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух? (ответы детей – нет, не видим) А почему? (ответы детей – потому, что он не видимый)
Восп: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы его и не видим.
Эксперимент №2 «Как поймать воздух?»
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный». (цвет)
Эксперимент №3 «Чувствуем воздух»
Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).
А теперь подуйте на ладоши, подышите, что чувствуете? (воздух холодный, теплый, струю воздуха).
Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его
- Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)
Проводиться упражнение.
- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки, дышали).
Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух можно почувствовать. (рука)
- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.
Как услышать воздух?»
Эксперимент №4 «Слышим воздух»
Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух слышим. (ухо)
Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?
Эксперимент №5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Я вас приглашаю на ковёр, вначале мы должны подготовиться к эксперименту.
Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу (в баночках разложены предметы для запаха и пустая баночка). Предложить ароматы: мандарин, конфета, духи, лак, и т.д. Дети стараются угадать по запаху.
Вывод: воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи
Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет запаха. (нос)
Молодцы вы совсем справились.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)
Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)
Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)
Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутсявверх)
Восп: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? Я приглашаю вас сесть за столы. (На столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ.
Восп: Какие красивые картины у вас получились. Давайте украсим ими нашу группу!
Эксперимент № 7 «Что же нам нужно делать для очистки воздуха у нас в группе?»
«Что же нам нужно делать для очистки воздуха у нас в группе?» Для того чтобы воздух в нашей группе был чистым, нам следует проветривать помещение, выращивать комнатные растения, делать уборку в группею.
А чистота воздуха влияет на наше здоровье? И как?
Вывод: Воздух всем необходим, без него нет жизни.
Подведение итогов:
А теперь вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали о воздухе.
-Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?
Работа по схемам:
-Сегодня мы узнали:
Увидели воздух:
- С помощью трубочек и ёмкости с водой.
- Когда наклонили стаканчик и опустили в воду, увидели пузырьки воды.
Почувствовали воздух;
- С помощью шариков, вееров, дули на ладонь.
Услышали воздух:
- С помощью бутылочек, баночек.
- С помощью шарика.
Воздух переносит запах
- С помощью закрытых глаз, смогли по запаху уловить аромат
Посмотрите на модели: (глаз, цвет, рука, ухо, нос,) и давайте их запомним.
Рефлексия: Под запись песни «Цветные сны»
- Что интересного мы с вами узнали о воздухе?
- Какой он?
- Что вам понравилось больше всего?
- Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Мне с вами было сегодня так весело, можно в память о нашей встрече, я вам, подарю маленькие сувенирчики? Подарки -мыльные пузыри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы «Путешествие капельки»
Ознакомление детей со свойствами воды...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» .
Материал способствует развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению; совершенствованию умений работать с различными материалами, проя...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебный воздух».
Цель: Уточнение и обобщение представлений о свойствах и функциях воздуха. Задачи:- способствовать расширению знаний о воздухе;- поддерживать познавательную активность, инициативу, сообразительнос...
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Магнетизм.
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.Магнетизм.Цель: формировать представление о магните. Расширять словарный запас детей. Развивать любознательность, са...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Чистая вода"
Конспект непосредственно образовательной деятельностив области познание, познавательно-исследовательская деятельностьдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Чистая вода»Интеграция образовательны...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"
Занятие направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха и способами его обнаружения....