Тренировка памяти
материал

Любименко Светлана Сергеевна

Тренировка памяти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trenirovka_pamyati.docx13.2 КБ

Предварительный просмотр:

Память — развитие и тренировка

Человек вынужден ежедневно перерабатывать большое количество информации и воспринимать массу различных впечатлений. Огромная лавина сведений обрушивается на каждого из нас из печатных изданий, интернета и телевидения. Чтобы стать успешным человеком, необходимо уметь справляться с информационным потоком и анализом полученных сведений.

Нужно научиться разделять информацию на полезную и актуальную в данный момент времени, оставить на хранение ту, которая может пригодиться со временем и проигнорировать бесполезную. Поэтому развитие и тренировка памяти являются необходимыми для каждого человека, стремящегося к успеху.

Память делится на три вида:

  •     слуховая память. Она в ответе за звуковые ощущения, которые испытал наш организм;
  •     зрительная память. Она отвечает за информацию, полученную путем наблюдений;
  • моторная память. Это автоматическое запоминание процессов любых действий, совершаемых нами.

Умственная способность человека становится хуже из-за ухудшения связи между головным мозгом и нервными клетками. Однако эта связь восстанавливается при регулярных умственных тренировках.

Существует огромное количество способов улучшения и развития памяти, которые будут особенно полезны организованным людям, а так же специальные тренинги, обеспечивающие улучшение памяти.

 

Высокоэффективные способы развития памяти

    Одним из лучших способов развития памяти, по мнению психологов, является изучение иностранных языков.

    Больше читайте книг. При чтении мозг концентрируется и происходит непроизвольное запоминание деталей.

    Учите стихи. Способ является проверенным временем и очень надежным, ведь не зря школьной программой предусматривается изучение большого количества стихотворений, начиная с начальных классов обучения. Только учить лучше, что больше нравится, например, тексты понравившихся песен.

    Повторение вызывает улучшение памяти, но желательно повторять не десять раз сразу после того, как прочитали, а один раз в день в течение десяти дней.

    Чаще задумывайтесь над перспективами и возможностями достижения определенных результатов, которые откроются благодаря хорошей памяти. Это подстегивает на тренировку памяти.

    Посвящайте свободное время решению в уме несложных арифметических задач, постепенно усложняя их.

    Ежедневно прокручивайте в уме все события прошедшего дня.

    Мозг лучше запомнит информацию, если ее проговаривать. Чаще объясняйте другим людям то, что хотите запомнить сами.

    Научитесь запоминать различные предметы и места. Например, если работаете в офисе, запомните что лежит на столах ваших коллег, их одежду. Потом, закрыв глаза, попытайтесь представить картинку со всеми деталями. Желательно записать запомнившееся.

    Если забыли номер телефона, важную цифру или исполнителя звучащей песни, не нужно торопиться обращаться к справочнику, блокноту или интернету; постарайтесь сами вспомнить то, что забыли.

    Во время прогулки постарайтесь посчитать пролетающих мимо птиц, количество домов с синими заборами или слов, начинающихся на какую-либо букву, в понравившейся песне. Эти упражнения хорошо тренируют внимание – основную составляющую памяти.

    Лучше всего, утром и перед сном, выполнять несложные упражнения: посчитать от 1 до 100 и наоборот, пересказать алфавит и т. д. Через месяц выполнения таких упражнений память значительно станет лучше.

    Отличный тренер памяти – это цифры. Например, при помощи номерных знаков автомобилей можно хорошо тренировать счет и память, путем сложения цифр. Чтобы запомнить сложный телефонный номер, представьте хозяина телефона, подумайте, что он ждет вашего звонка, и вам будет легче его запомнить.

    Номерные знаки

    Несомненно, улучшение памяти наступит при тренировке различных видов памяти одновременно. Заучивайте любой текст, предварительно переписав его и проговорив вслух. Таким образом, будут задействованы все виды памяти. Заучивая по 15-20 предложений в день, произойдет не только тренировка памяти, но и увеличение словарного запаса.

    Полезно комбинирование различных видов работ. Выполняя физические упражнения во время запоминания, происходит ослабление нагрузки на мозг. Так, при хождении по комнате или выполняя приседания, значительно легче будет запомнить изучаемый конспект или выучить стихотворение.

    Прекрасным способом тренировки памяти является применение ассоциаций. Изучив новый текст, представляйте его в виде картинки. Это позволит надолго запомнить усвоенную информацию.

    Просмотр телевизионных передач затормаживает работу мозга, что делает его ленивым. Для активного сознания необходимо изучать новое, принимать участие в беседах и дискуссиях на различные темы, чаще путешествовать.

Выбирая удобные упражнения, развивающие внимание, мышление и память, нужно настраиваться на их систематическое выполнение. Однако не стоит относиться к ним как к обязательной работе. Подберите интересные и понравившиеся, из перечисленных выше, способы развития памяти, соответствующие образу жизни. И тогда достигнутые успехи будут наилучшей мотивацией к выполнению заинтересовавших упражнений.

Для повышения эффективности вышеперечисленных способов, необходимо соблюдать правила развития памяти, которые под силу каждому человеку, желающему достичь успеха в условиях насыщенной разнообразными событиями жизни.

Правила развития памяти

    Правильное питание. Для полноценного функционирования мозга необходимо насытить организм достаточным количеством витаминов и микроэлементов. Необходимо присутствие в рационе рыбы жирных сортов, грецких орехов, льняного масла. Употребляя картофель, гречку, молочные продукты, злаки, яйца, свежие фрукты и овощи проще будет добиться желаемого результата.

    Кровь должна быть насыщена кислородом для обеспечения высокой мозговой активности. Умственная работа должна прерываться на несколько минут для «кислородных» пауз; не забывайте о своевременном проветривании комнаты.

    Избегайте алкоголя, так как его применение ослабевает память. Прием пищи, сопровождающийся употреблением не большого количества вина или пива, значительно снизит способность запоминания информации.

    Откажитесь от курения. Проведя ряд многочисленных исследований, ученые утверждают, что при употреблении табака память ухудшается.

    Чтобы обеспечить полноценную работу мозга, нужно высыпаться. Сон взрослого человека 7-8 часов, подростка – 9 часов в сутки. Так как человеческий мозг имеет настройки биологических ритмов, лучше спать ночью. Это будет способствовать полному восстановлению мозговых клеток.

    Помните, что регулярная физическая нагрузка укрепляет память. Выполнение несложных физических упражнений вызывает улучшение памяти, так как является отличным стимулятором роста нервных окончаний. Благодаря физической нагрузке активизируется мозговое кровообращение.

К общим способам развития и тренировки памяти можно отнести такие рекомендации: чаще решайте ребусы, играйте в лото, шашки, шахматы, разгадывайте кроссворды, рассматривайте картинки, с предложением найти отличия. Постарайтесь как можно больше находиться на улице, займитесь спортом, чередуйте умственную и физическую нагрузку.

Благодаря выполнению способов и правил развития и тренировки памяти, хорошая память не покинет вас до глубокой старости.

Приёмы и упражнения для развития памяти, облегчения процессов запоминания

Рассмотрим некоторые приемы и упражнения для развития памяти, облегчения запоминания.

. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).

. Ритмизация - перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова - чтобы запомнить медицинские термины, «супинация» и «пронация», используют созвучную и шуточную фразу «суп несла и пролила»).

. Нужно находить яркие, необычные образы, картинки, которые по «методу связки» соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук - запомнить это будет легко, если вы вообразите их «персонажами» яркого, фантастического мультфильма, где стройный франт - «карандаш» в «очках» подходит к полной даме «люстре», на которую шаловливо влезает «стул», на обивке которого сверкают «звезды». Такой придуманный мультик забыть или перепутать трудно. Чтобы повысить эффективность запоминания по «методу связок», полезно сильно искажать пропорции (огромный «жук»); представлять предметы, в активном действии («карандаш» подходит); увеличивать количество предметов (сотни «звезд»); менять местами функции предметов («стул» на даме «люстре»).

. Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, - все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».

6. При запоминании цифр, чисел можно использовать приемы: а) выявить 'арифметическую зависимость между группами цифр в числе, например, в номере телефона 358954 зависимость 89 = 35 + 54; б) выделить знакомые числа - например, в числе 859314 выделить 85 - год рождения брата, 314 - первые цифры числа «пи» и т. д.; в) В этом методе каждая цифра ассоциируется с какой-либо буквой по внешнему сходству с нею.

= 0

= Т или Г (главный элемент - вертикальная палочка)

= П (буква на двух «ножках»)

= 3

= 4

= Б

= С

= У

= В

= Р

Чтобы запомнить число, нужно превратить его цифры в буквы, и с них будут начинаться слова, которые вы допишете по своему усмотрению так, чтобы из них образовалась легко запоминающаяся фраза. Как и при запоминании имен, дайте простор своему воображению; пробуйте разные варианты, пока вам на ум не придут подходящие слова. Например, вот номер телефона:

г) Метод 10 рисунков. Идея этого кода состоит в ассоциировании каждой цифры с образом некоего предмета. Совсем не трудно связать в воображении цифры со следующими символами:

- тарелка

- копье

- лебедь

- вилы

- парус

- растопыренные пальцы руки

- змея

- семафор

- песочные часы

- улитка

Этот метод идеален для очень быстрого запоминания достаточно коротких чисел. Испробуйте его, когда нужно запомнить время отправления поезда, телевизионной программы, свидания или деловой встречи. Например, чтобы запомнить время 8.12, нужно вообразить песочные часы, копье и лебедя. Уделите несколько мгновений визуализации их образов в правильном порядке. Вообразите, что это кадр из мультфильма, а его сценарий, связывающий разные элементы в заданном порядке, пусть вам подскажет воображение.

7. Метод тренировки зрительной памяти - метод Айвазовского. Посмотрите на предмет или пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях, задавайте себе вопросы по подробностям этого образа, потом откройте глаза ни 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.

. Запоминание слов связыванием их в рассказ.

Исходные положения:

Øобразы должны быть яркими, четкими, необычными. Вы должны видеть их в воображении;

Øони должны быть в движении;

Øсвязка между ними может быть в виде накладывания друг на друга, перекатывания, на основе «похожести».

. Связка слов через сокращение образов (метод запоминания).

Представьте слона, муху. А теперь слоно-муху, т.е. слона, у которого выросли крылышки мухи, и который пытается взлететь, взмахивая большими крыльями. Порядок слов при запоминании определяется присутствием в образе большего объема первого слова.

. Оживление (метод запоминания).

Попробуйте представить какого-либо зверя, животное. Теперь представьте, что он ожил и начал двигаться. Отпустите его, пусть живет своей жизнью в Вашем воображении. Поупражнявшись с живыми существами, переходите к оживленным предметам по той же схеме. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а затем и с открытыми. Можно представлять, что Вы касаетесь предмета, и он оживает, дуете на него и т.д. Теперь попробуйте выполнять какие-либо операции с предметами или живыми существами по Вашей воле. Необходимо достигнуть состояния, когда Вы свободно манипулируете предметами.

. Взаимодействие с образами (метод запоминания).

Возьмите художественную книгу, прочитайте один абзац (5-6 предложений), представляя себя на месте главного героя или участвующим в виде какого-либо предмета. Найдите какое-либо ключевое слово в абзаце, представьте его. Подойдите мысленно к нему, войдите в него, начните двигаться в нем, жить. Представьте, что этот предмет - Вы, и начинайте составлять рассказ, оживляя слова и сокращая их. Вы должны заранее подготовить 20-30 слов, из которых и составляйте рассказ. Представьте, что Вы на основании "похожести": цвета, каких-либо общих черт, формы, тяжести материала и т.д. перетекли и превратились в другой образ. Доведите количество слов до 50-70 и переходите к следующему упражнению.

 «Перетекание»

Представьте два предмета (лучше, если потренироваться на слайдах). На основании «похожести» какой-либо черты из одного предмета образуется другой. Что же это за похожесть? Одинаковый цвет, форма, место расположения, запах, тактильные ощущения, тяжесть. Запомните на основе перетекания пять слов. Доведите до 30-50. На это должно уйти максимум 3-4 дня, если тренироваться по 1, 5-2 часа. Возвращаться, повторять слова во время их запоминания нельзя. Нужно держать в воображении предыдущее слово, а затем на основе «похожести» из одного предмета образовывать другой. Например, арбуз - книга. Представим огрызок арбуза, внутреннюю белую часть, как из нее начинают выпадать страницы, которые складываются и сшиваются в книгу. Причем страницы того же цвета, что и внутренняя часть кожуры (похожесть).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для тренировки памяти у дошкольников

Игры для тренировки памяти у дошкольников...

"Тренировка памяти на прогулке".

Память - это запоминание , сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта . У дошкольника преобладает непроизвольный вид памяти , при котором отсутствует сознательно поставленная цель . ...

"Тренировка памяти на прогулке".

Память - это запоминание , сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта . У дошкольника преобладает непроизвольный вид памяти , при котором отсутствует сознательно поставленная цель . ...

"Тренировка памяти на прогулке".

Память - это запоминание , сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта . У дошкольника преобладает непроизвольный вид памяти , при котором отсутствует сознательно поставленная цель . ...

"Тренировка памяти на прогулке".

Память - это запоминание , сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта . У дошкольника преобладает непроизвольный вид памяти , при котором отсутствует сознательно поставленная цель . ...

"Тренировка памяти на прогулке".

Память - это запоминание , сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта . У дошкольника преобладает непроизвольный вид памяти , при котором отсутствует сознательно поставленная цель . ...

Игры на развитие внимания и тренировку памяти.

Игры, которые позволят вам развить у ребенка память, внимание, тактильные ощущения, представления об окружающем, увеличить его активный и пассивный словарь....