Программа "Одаренный дошкольник" (разработана творческой группой педагогов ДОУ).
рабочая программа

Егорченкова Наталья Николаевна

Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odarennyy_rebenokdocx.docx41.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1

г.Вязьмы Смоленской области

Принята на заседании  

педагогического совета

МБДОУ д/с № 1 г.Вязьмы Смоленской области

Протокол «№1 от 30.08.2017

Согласована с Советом родителей (законных представителей) воспитанников (протокол

№ 1 от 26.08.2017

УТВЕРЖДЕНО

приказом

заведующего от 30.08.2017

№ 78/01-09




ПРОГРАММА

«Одаренный дошкольник»

(разработана творческой группой педагогов ДОУ)


Паспорт программы

Наименование программы

Одаренный ребенок

Разработчики программы

Творческая группа МБДОУ детского сада №1

Цель программы

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации

Исполнители основных мероприятий программы

Педагогический коллектив МБДОУ детский сад №1

Соисполнители

Воспитанники ДОУ и их родители

Ожидаемые конечные результаты программы

- увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;

 - создание индивидуальных образовательных маршрутов;

- повышение квалификации педагогов в рамках самообразования по теме «Одаренные дети»;

- совершенствование системы работы с одаренными детьми

Система контроля исполнения программы

Контроль в рамках программы осуществляет администрация детского сада. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях.

1.ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление  одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах  вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.

Основание для разработки Программы

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ 

- приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. №1155

- основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;

- Конвенция о правах ребенка 1989 г.

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года № Пр-271

- «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» - СанПиН 2.4.1.3049-13  от 15.05.2013

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении

- Семейный кодекс РФ

- Конституция РФ

- Федеральная целевая подпрограмма «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;

- Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с №1

- Устав МБДОУ детского сада №1.

Пояснительная записка

Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.  Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и  обучения одаренных детей в детском саду.

Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении, мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности. При этом имеет место выше среднего уровень невротизма в этой же группе детей, вызванный, видимо, как объективными факторами, так и психосоциальными особенностями неординарных детей. Наличие неординарных детей в нашем учреждении повлекло за собой составление модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения. Мы поставили перед собой цель – теоретически обосновать, разработать и апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения.

Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.

Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации.

Воспитательная цель: воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

Образовательная цель: расширение единого образовательного пространства детского сада для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

Развивающая цель: развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.

Задачи программы.

  1. Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей, поиск и систематизация методов диагностики.
  2. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития одаренных детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности; для реализации их творческих способностей в научно-исследовательской и поисковой деятельности.
  3. Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей.
  4. Создать условия, способствующие организации работы педагогов с одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных и творческих возможностей.
  5. Совершенствовать научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
  6. Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
  7. Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми на муниципальном и региональном уровне.
  8. Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада.

Механизмы реализации программы.

  1. Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми.
  2. Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей учащихся.
  3. Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории развития, как учителя, так и ученика.

Выделены следующие сферы одарённости ребёнка:

  • Интеллектуальная сфера

- ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью

- охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои знания

- проявляет исключительные способности к решению задач

- проявляет выраженную и разностороннюю любознательность

- часто с головой уходит в то или иное занятие

- выделяется умением хорошо излагать свои мысли.

  • Сфера академических достижений

- Чтение: ребёнок много читает, использует богатый словарный запас, исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное.

- Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и измерениям; c лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений.

- Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям; проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понимания.

  • Творчество

- ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой уходить” в интересную работу, занятие;

- демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает всё по-своему;

- изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В использовании материалов и идей;

- часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;

- способен продуцировать оригинальные идеи;

- способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов.

  • Общение и лидерство

- ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям;

- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям;

- в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;

- c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;

- в общении со сверстниками проявляет инициативу;

- принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

  • Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство):

- ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;

- проводит много времени за рисованием и лепкой;

- демонстрирует опережающую свой возраст умелость;

- осознанно строит композицию картин или рисунков;

- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

  • Музыка:

- ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;

- чутко реагирует на характер и настроение музыки;

- легко повторяет короткие ритмические куски.

  • Двигательная сфера:

- ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

- любит движения (бег, пряжки, лазание);

- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;

- для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.

Основные составляющие и методические рекомендации программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей:

  1. Использовать перспективное планирование для организации систематического интеллектуально познавательного развития одарённых детей.
  2. Помнить о познавательной нагрузке образовательной деятельности. С целью оптимизации можно использовать:
  • блоки дополнительной информации для индивидуального или группового воздействия;
  • модификационные и усложнённые варианты развивающих игр и упражнений.
  1. В занятиях познавательного цикла должны присутствовать следующие блоки:
  • вводящие новую информацию (навыки, операции);
  • закрепляющие новую информацию;
  • систематизирующие новую информацию.
  1. Использовать в работе комплексные занятия, комбинированные занятия, психолого-педагогические тренинги. Это способствует структурированию интеллектуального развития на основе цепи: восприятие – мышление – воображение.
  2. Систематически проводить:
  • контрольные срезы для выявления умений, знаний и навыков в соответствии с программным содержанием (1-2 раза в месяц);
  • психолого-педагогическую диагностику для выявления динамики психолого-педагогических характеристик развития (2 раза в год).

Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми:

Основополагающими подходами к работе с одаренными детьми являются:

  1. Системный подход, который реализуется через:
  • интеграцию различных форм воспитания и обучения одаренных детей на всех этапах становления, развития их личности (детские дошкольные учреждения, школы всех типов, внешкольные учреждения и т.д.);
  • интеграцию различных предметов и видов искусств на всех стадиях развития одаренных детей, учитывая их способности;
  • взаимосвязь образования, обучения и воспитания одаренных детей с развитием общей культуры в различных видах и формах занятий, творческой деятельности детей;
  • взаимодействие обязательных занятий и факультативных форм (в том числе спецгруппы, кружки, секции и т.д.), избираемых в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и интересами одаренных детей;
  • направленность на формирование целостной индивидуальности дошкольника как системы, включающей интеллектуальную, нравственную и эмоционально-волевую сферы;
  • обеспечение тесного взаимодействия сотрудничества всех субъектов учебно-воспитательного процесса (педагогов, родителей и самого одаренного ребенка);
  • наличие соответствующей подсистемы организационно-методического обеспечения (подбор педагогических кадров, их стимулирование, подготовка и издание методических рекомендаций, разного рода инструктивных материалов, проведение конференций, семинаров и т.д.).
  1. Деятельностный подход призван содействовать раскрытию в человеке творческого потенциала, развитию потребности и способности преобразовывать окружающую действительность и самого себя «по законам разума, красоты и добра».
  2. Принцип индивидуализации в обучении и развитии одаренных детей  заключается  в том, что каждый одаренный ребенок должен воспитываться, обучаться и развиваться по индивидуальной программе, содержание которой направлено на реализацию его непосредственных интересов и способностей. Однако ни в коем случае нельзя замыкать ребенка в рамках того увлечения, в котором раскрывается его одаренность, т.е. нельзя не учитывать и общее развитие ребенка, что предполагает овладение им обязательным программным  материалом.
  3. Принцип непрерывности и преемственности воспитания, обучения и развития одаренных детей предполагает, что процесс развития одаренности будет протекать постепенно – от самого раннего детства до завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь.
  4. Принцип развития важен для целенаправленного программирования работы с одаренными детьми. Содержание и формы творческой деятельности одаренных детей надо организовать таким образом, чтобы на первом плане были не престижные цели и прагматические задачи, а последовательное развитие способностей, восприятия, интереса к разным видам деятельности, искусств.
  5. Комплексный подход к работе с одаренными детьми предполагает  реализацию и взаимодействие следующих принципов:
  • принцип комплексности в преподавании различных предметов и искусств на интегративной основе;
  • принцип психологической готовности одаренного ребенка заняться любимым делом, именно тем, в котором он проявляет свою одаренность. Если ребенок почувствует насилие над собой взрослого, то даже к любимому делу он будет относиться с отвращением;
  • принцип «комфортности» в обучении включает создание благоприятных условий для его творчества (математического, музыкального, литературного и т.д.);
  • принцип «скорой помощи» заключается в следующем: нельзя откладывать на потом ответы на вопросы ребенка, покупку каких-то игр, музыкальных инструментов, приборов. Потом все это может оказаться невостребованным и уже ненужным;

В обучении одаренных детей дошкольного возраста применяются четыре основных стратегии обучения:

  1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебно-воспитательной деятельности не представляется возможным.
  2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими  этих знаний, деятельности.
  3. Обогащение.  Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.
  4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития воспитанников. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у воспитанника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные. Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных учебно-воспитательных программ

   

Направления работы в рамках программы

  • Координационное направление:
  • организация работы всего коллектива детского сада;
  • создание предметных базовых площадок;
  • интеграция в рамках данного направления деятельности  дополнительного образования;
  • обеспечение нормативно-правовой базы;
  • ресурсное обеспечение;
  • контроль и анализ деятельности.
  • Диагностическое направление:
  • формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
  • проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;
  • проведение диагностики одаренных детей;
  • диагностика условий обучения и развития одаренных детей;
  • создание банка данных «Одаренные дети ДОУ».
  • Кадровое направление:
  • определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;
  • повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
  • оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;
  • создание творческой группы педагогов, работающих с одаренными детьми;
  • создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
  • Развивающее направление:
  • создание образовательной среды для развития одаренных детей;
  • организация кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности;
  • создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;
  • обеспечение материально-технической базы;
  • создание системы психологического сопровождения одаренных детей;
  • использование информационно-коммуникационных технологий.
  • Информационное направление:
  • привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления, средств массовой информации к проблемам одаренных детей;
  • организация работы библиотеки;
  • создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;
  • информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными детьми

  • Индивидуальный подход в образовательной деятельности, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий;
  • Дополнительные занятия с одаренными дошкольниками, подготовка к конкурсам, интеллектуальным играм, мини-олимпиадам;
  • Участие в мероприятиях ДОУ, муниципальных, региональных конкурсах;
  • Психологические консультации, тренинги, тестирование;
  • Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  • Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
  • Создание детских портфолио.

Участники реализации программы

Руководители:

- Заведующий ДОУ

- Методист

Творческая группа:

- воспитатели;

- специалисты и педагоги дополнительного образования;

- логопед

А так же:

- воспитанники детского сада

- родители детей

- педагоги ДОУ

Ожидаемые результаты

  1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
  2. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
  3. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
  4. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
  5. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
  6. Повышение ответственности воспитателей  детского сада при организации работы с одаренными детьми.
  7. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
  8. Повышение качественных показателей учебно-воспитательного процесса воспитанников.
  9. Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

  1. Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях  разного уровня и творческих конкурсах.
  2. Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам  деятельности.
  3. Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности.
  4. Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными детьми.
  5. Уровень социальной успешности воспитанников

Формы организации учебно-воспитательной деятельности с одаренными детьми:

Форма

Задачи

Наглядное моделирование

Развитие умственных способностей ребенка:

1.       Ознакомление с пространственными отношениями.

2.       Развитие элементов логического мышления.

3.       Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.

4.       Развитие элементарных математических представлений.

5.       Подготовка к обучению грамоте.

6.       Конструирование.

7.       Подготовка к сюжетно-ролевой игре.

8.       Ознакомление с природой.

9.       Ознакомление с элементарными физическими явлениями.

10.   Изобразительное искусство.

Спортивные мероприятия

Развитие физических способностей.

Экспериментальная мастерская

Выявление новых способностей у детей путем внедрения новых педагогических технологий.

Работа по индивидуальным образовательным маршрутам

Создание индивидуальной траектории развития личности ребенка

 

 

Круглый стол

Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

Поддержка и поощрение родителей одаренных детей

Кружки, секции,

тематические недели (декады), праздники, конкурсы

Создание условий для самореализации одаренных детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей

Рекомендуемая литература

1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004.

2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005.

3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М..

4. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996.

5. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.

6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.

7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.

8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к творческой группе педагогов "Художественно – эстетическое развитие дошкольников посредством проектного метода в ДОУ в условиях реализации ФГОС"

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введ...

перспективный план работы творческой группы педагогов "Познаю мир"

перспективный план работы творческой  группы педагогов"Познаю мир" на год...

Гимн творческой группы педагогов МАДОУ №1 г. Хабаровска

Педагогами нашего учреждения осуществляется большая методическая и орнанизационая работа в составе творческой группы. Педагоги оказывают консультативную, методическую помощь коллегам, составляют сцена...

«Организация работы творческих групп педагогов ДОО».

laquo;Организация работы творческих групп педагогов ДОО»....

План работы творческой группы педагогов по теме «Формирование творческих способностей у детей младшего возраста в процессе художественной деятельности с учетом ФГОС ДО»

Задачи:Повысить информационный уровень по вопросам воспитания и обучения детей раннего и младшего возраста.Способствовать выработке собственных профессиональных ориентиров в изобразительной деяте...

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...