Проект "Скоро в школу"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Паспорт педагогического проекта
Наименование проекта | «Скоро в школу» |
Актуальность проекта | В данном проекте первоочередное внимание уделяется организации эффективного взаимодействия ДОУ, школы, и семьи, как условие формирования готовности воспитанников к обучению в школе в соответствии с внедрением ФГОС. Подготовка детей к школе является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики. В настоящее время она становится все более острой в связи с модернизацией всей системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года, и ФЗ - № 273 «Об образовании в Российской Федерации» определяют, что дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения с взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки) |
Участники проекта | Педагог, дети, родители. |
Цель проекта | Формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к предстоящему обучению в школе. Подготовка к принятию новой социальной роли - «школьника». Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком – будущим школьником. Привлечение внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе. Объединение усилий педагогов и родителей в подготовке детей к школе через консультации и дружеские встречи. |
Задачи проекта | Задачи для детей: - расширять знания о школе; - создать позитивное отношение к обучению в школе; -стимулировать познавательную активность; - развивать творческие способности, коммуникативные навыки детей, воображение, любознательность, уверенность в своих силах; -использовать сведения о школе из художественной литературы |
Задачи для родителей: - проводить педагогическое просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению; -повысить грамотность и компетентность родителей в вопросах готовности детей к школе. | |
Задачи для педагогов: - укрепление связи с родителями; - повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация. | |
Сроки реализации | 2 месяца. С февраля по март. Долгосрочный. |
Вид проекта | Групповой Тип: Информационный |
Продукт проекта | Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности». Родительское собрание «Скоро в школу». Буклеты для родителей |
Особенности проекта | Основные принципы: Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе. Принцип доступности – организация работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений. Принцип системности и последовательности – решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности. Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности. Единство содержания форм и методов работы. Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников. |
Итоги проекта | Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь. |
Подготовительный этап
- -Анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе.
- -Диагностические беседы, направленные на выявление представлений о школе и учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы.
- - Разработка проекта.
- Выявить представления о школе и учебной деятельности у детей и родителей. Изучить методическую литературу, собрать информацию, составить план работы над проектом.
- Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
- Создать организационные условия, способствующие реализации проекта.
Основной этап
- Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.
- Организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
Деятельность детей | Деятельность родителей | Деятельность педагогов |
-Беседа «Что я знаю о школе?» Расширять знания детей о школе; развивать разговорную речь, память; воспитывать любознательность. - Беседа «Зачем нужно учиться?» Развивать осознанное отношение к учебе; воспитывать уважение к себе, уверенность в том, что знания всегда пригодятся в жизни; способствовать развитию мышления и творческой активности детей. -Беседа «Школа –новый дом» Познакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена, звонок).Закрепить знания о правилах поведения на уроке и в школе. - Решение проблемных ситуаций : «Мне трудно!», «Переменка», «Я хочу играть!» Помочь детям лучше подготовиться к школе, способствовать выработке навыков произвольного поведения и саморегуляции. - Встреча-беседа с бывшими выпускниками, сегодняшними школьниками. Показать дошкольникам взаимосвязь между школой и детским садом, их сходство и различия. - Просмотр мультфильмов: «Опять двойка», «В стране невыученных уроков», «Вовка в тридесятом царстве», «Как верблюжонок и ослик в школу ходили», «Чебурашка идет в школу». - Обобщить знания о школе, воспитывать умение смотреть, слушать и выделять смысл увиденного. -Чтение художественной литературы: сказки М.А.Панфиловой из цикла «Лесные сказки», М.Ясона «Подходящий угол», «В.Орлова «Что написано в тетрадке», Головкина « Не везет», В. Драгунский « Денискины рассказы», В Воронкова «Подружки идут в школу», Алексин «Первый день». Стихотворения : Г.Шалаева «Учитель», М.Бородецкого «Первоклассник», М.Садовского «Первое сентября», А.Барто «В первый класс». Познакомить детей с произведениями литературы о школьной жизни и учебе в школе. Воспитывать умение слушать и понимать смысл произведения, развивать связную речь, мышление, память. - Разгадывание загадок о школе и школьных принадлежностях. - Развивать познавательную активность; закреплять умение классифицировать предметы; расширять знания об окружающем мире. - Сюжетно-ролевые игры «Школа» «Магазин «Школьные товары». Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми. - Дидактические игры «Школа», «Собери портфель». Закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы; воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность. - Рисование «Моя будущая учительница», «Моя школа», раскрашивание рисунков на школьную тематику. Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую моторику. | - Принятие участия в оформлении выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности». - Помощь в организации встречи беседы с бывшими выпускниками, сегодняшними школьниками - Помощь с подборе атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Школа» «Магазин «Школьные товары». | - Беседы с детьми - Чтение художественной литературы - Подбор мультфильмов - Отгадывание загадок - Рисование по теме проекта - Создание дидактических игр - Проигрывание проблемных ситуаций -Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности». - Консультации для родителей «Психологическая готовность детей к школьному обучению», «Подготовка детей к школе», «10 советов родителям будущих первоклассников». Повысить родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки; подготовить родителей к возможным трудностям при поступлении детей в школу. |
Заключительный этап
Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».
Расширять у детей знания о школе; создать позитивное отношение к обучению в школе.
Анализ результатов проекта.
Проанализировать результаты проекта, оценить его практическую значимость.
Родительское собрание «Скоро в школу».
Представить родителям будущих первоклассников результаты проекта; дать рекомендации по подготовке к обучению и адаптации детей в школе.
Анализ результатов проекта
Проект «Скоро в школу!» является дополнением и продолжением накопленного ранее опыта работы с детьми и родителями подготовительной к школе группы. В ходе реализации проекта осуществлялось тесное взаимодействие педагогов и родителей по формированию у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе. В ходе сотрудничества родители являются активными и действенными участниками образовательного процесса. Данный проект позволил обогатить представления детей о школе и профессии учителя. Такая совместная работа и благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует воспитанию полноценной, гармонично развитой личности, повышению педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования. Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы, создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Подводя итоги работы по разработке и реализации проекта «Скоро в школу!», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит положительные результаты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Памятка для родителей
Что должен знать каждый ребенок, идя в школу
Ответы на эти вопросы должен знать каждый ребенок, который собирается в школу. А родители должны помочь своему ребенку узнать как можно больше информации о себе и своей семье. Давайте посмотрим эти вопросы:
1. Назови свое полное имя и фамилию.
2. Сколько тебе лет?
3. Назови дату своего рождения.
4. Назови имя и отчество твоей мамы.
5. Где и кем она работает?
6. Назови имя и отчество твоего папы.
7. Где и кем он работает?
8. Есть ли у тебя брат или сестра? Сколько им лет? Старше они тебя или младше?
9. Назови свой домашний адрес.
10. В каком городе ты живешь?
11. Как называется страна, в которой ты живешь?
12. Нравится ли тебе заниматься? Хочешь ли ты идти в школу? Почему?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Консультация для родителей
«ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ»
Несколько полезных советов.
1. Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
2. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении» и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
3. Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
4. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.
5. Лучшее время для домашних занятий с ребенком с 15 до 17 часов - первая смена, с 9 до 11 часов – вторая смена. Занятия вечерами бесполезны, т.к. ребенок уже устал от насыщенного учебного дня.
6. Не заставляйте делать все задания в один присест, это должно занимать не больше 15-20 минут времени, и только после 20 минутного отдыха можно вернуться к заданию.
7. Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже, если не очень получается).
8. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
9. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
10. Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Памятка для родителей
«Портрет будущего первоклассника»
Социальное развитие
1. Ребёнок спокойно идёт на контакт со взрослыми и сверстниками.
2. Общается со сверстниками, знает правила общения.
3. Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.
4. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.
5. Хорошо адаптируется к новой обстановке.
6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.
7. Не избегает общения.
Организация деятельности
1. Может планировать свою деятельность.
2. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.
3. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний.
4. Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.
5. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.
6. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.
7. Не отказывается от заданий.
Речевое развитие
1. Ребёнок правильно произносит звуки родного языка.
2. Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
3. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.
4. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.
5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.
6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.
7. Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок) .
Развитие движений и пространственная ориентация
1. Ребёнок уверенно действует в быту: ест вилкой, ложкой, одевается, раздевается.
2. В сохранении равновесия движения координированы и ловки.
3. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо) .
4. Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.
5. Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.
6. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник) .
Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.
1. Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.
2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.
3. Различает расположение фигур (над-под, на-за, перед-возле, сверху-снизу и т. п.) .
4. Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.
5. Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.
6. Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.
7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.
Личностное развитие
1. Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и взрослыми.
2. Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения со взрослыми, и со сверстниками.
3. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.
4. Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.
5. 5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.
6. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т. п.
7. Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею)
Здоровье
1. Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год) .
2. Не подвержен тяжёлым и хроническим заболеваниям.
3. Спокоен, усидчив, нераздражителен.
4. Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного недержания мочи) .
5. Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества) .
6. В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание).
7. В речи нет выраженных задержек в развитии.
Развитие внимания и памяти
1. Ребёнок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна) .
2. Для концентрации внимания в течении 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.
3. Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.
4. Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.
5. Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.
6. Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.
7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Консультация для родителей
«ГОТОВИМ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»
Кроме физиологической готовности к школе огромное значение имеет и психологическая готовность шестилеток, ведь, по статистике, в подростковом возрасте больше всего проблем себе, родителям и учителям создают именно те дети, которые были плохо подготовлены к школе. Поэтому к вопросу подготовки к новой, более взрослой жизни своего чада нужно относиться более чем серьезно. Но не стремитесь напичкать малыша кучей знаний обо всем - важен не столько объем, сколько их качество. То есть родители должны не только учить ребёнка читать и писать, но и развивать речь, способность различать звуки, создавать условия для развития моторики, особенно движений руки и пальчиков.
Иными словами родителям нужно:
- развивать в ребёнке способность слушать;
- учить пониманию прочитанного;
- развивать умение пересказывать, проводить зрительное сопоставление;
- решать с ним простые задачи;
- вместе с ребёнком анализировать, сравнивать слова.
Будущий школьник должен уметь:
- слушать взрослого и воспринимать его указания, руководствуясь ими во время занятий;
- осознавать необходимость спрашивать, если задание ему непонятно;
- оценивать свою работу;
- владеть понятиями "больше", "меньше", "одинаково", "столько же", "короткий", "длинный", "старше", "младше";сравнивать самые простые предметы.
При поступлении в школу вашему ребёнку обязательно устроят проверку. В одних школах она ограничивается обычной беседой, в других превращается в многоступенчатые тесты. Но и в том, и в другом случае готовить к общению с будущим учителем детей надо заранее, например, в форме игры. Тогда его не будут смущать "странные вопросы чужих тетенек".
Игра в «повторения»
Эта игра помогает детям развить внимательность и точность воспроизведения услышанного. Скажите ребёнку: "Я произнесу вслух одно предложение. Повтори его - это просто. Попробуем?"
- Велосипед прижимается троллейбусом к стене.
- Тетя, которая живет очень далеко, пришла в гости.
- Полочка, которую я тебе купила, очень красивая.
- Папа купил рюкзак прежде, чем мы отправились путешествовать.
- Это тот мужчина, у которого сын - школьник.
- Солнце светит после того, как долгое время шел дождь.
За каждый ответ начисляйте ребёнку от 0 до 2 баллов:
- 2 балла - точное повторение;
- 1 балл - изменение или отсутствие одного слова;
- 0 баллов - отсутствие двух или больше слов.
Максимальное количество баллов - 12;
- от 10 - отличный уровень;
- 9 - хороший уровень;
- 6 - средний.
Игра «Ну-ка, повтори!»
Эта игра поможет вам проверить, как ребёнок воспринимает информацию на слух. Произнесите не спеша десять разноплановых слов: трава, пять, рука, буква, солнце, карандаш, восемь, телефон, нос, дом. Пусть он повторит слова, которые запомнил, норма - 6 слов.
Игра «Калейдоскоп»
Проверьте, как развита зрительная память и внимательность вашего ребёнка. На листе бумаги А4 начертите двенадцать квадратов 3 на 3 см. И в каждом из них нарисуйте что-нибудь, например: солнышко, цифру, руку,
хлеб, кораблик, букву. Пусть ребёнок внимательно рассматривает рисунки в течение 30 секунд. Затем переверните листок и попросите малыша перечислить рисунки, которые он запомнил.
Нормальный уровень - 8 картинок, больше 8 - высокий, меньше 5 - низкий.
Игра «Мягкие слова»
Проверьте, как ваш ребёнок «чувствует» слово. Скажите ему: «Я буду называть слова, а ты скажешь, какое из них длиннее, а какое короче (или - какое больше, какое меньше). А ты обязательно расскажешь мне почему».
- Мяч или мячик. Какое из них меньше?
- Хвост или хвостик. Какое из них короче?
- Зима и год. Какое слово длиннее?
- Кит и кот. Какое слово больше?
Хороший результат - 4 правильных ответа. Разберите с ребёнком все допущенные им ошибки.
Игра «Отсебятина»
В эту игру можно играть с ребёнком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает её произнеся: «Я положил в мешок яблоки». Ребёнок повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок (подключите папу) повторяет всю фразу и тоже добавляет что-то от себя и так до бесконечности.
Игра«Какой я?»
Определите самооценку будущего школьника. Ведь это тоже важный фактор успешной учебы. Пусть на каждое из десяти предложенных слов-характеристик о себе ребёнок даст положительный или отрицательный ответ. А вы считайте: «да» - 1 балл, «нет» - 0, «не знаю» или «иногда» - 0,5 балла.
Например:хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый (способный), трудолюбивый, честный.
Результат:
- 10 - слишком высокий уровень самооценки;
- 8-9 - высокий;
- 4-7 - средний;
- 2-3 - низкий;
- 0-1 -очень низкий.
Не спешите расстраиваться, если показатели малыша не очень высоки. Ведь эти игровые тесты помогут не только определить степень готовности вашего чада к школе, но и развить память, мышление, увеличить словарный запас. Главное - помнить, что предстоящее собеседование в школе, и домашняя его «репетиция» - это не экзамен, а скорее сбор необходимой информации, которая поможет разобраться в слабых и сильных сторонах будущего ученика и понять, над чем ещё стоит поработать.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
Воспитание положительного отношения к школе, у детей подготовительной к школе группы, в рамках проекта "Я хочу в школу" (из опыта работы воспитателя Карелиной Т.Н.)
Из опыта работы над проектом "Я хочу в школу"...
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)
Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...