Методическое пособие по детскому экспериментированию для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
опыты и эксперименты

Дарья Олеговна Щемелёва

Разработка опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx258.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

Детский сад №25 с\п «Золотой ключик»

Методическое пособие по детскому экспериментированию направленных на развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста

vector-teacher-and-students-experiment.jpg

Выполнила:

Щемелёва Дарья Олеговна

воспитатель

г. Верхотурье 2019

Оглавление

Пояснительная записка        2

Технологическая карта по детскому экспериментированию в старшей группе «Путешествие в мир камней»        4

Технологическая карта по детскому экспериментированию в старшей группе «Песок. Что мы знаем о песке?»        11

Технологическая карта по детскому экспериментированию в старшей группе «Свойства воды: уровень воды»        18

Технологическая карта по детскому экспериментированию в старшей группе «Какие тайны хранит воздух?»        24

Технологическая карта по детскому экспериментированию в старшей группе«Секреты огня»        31

Пояснительная записка

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только и владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической и деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Сборник, представленный вашему вниманию, предназначен для работы воспитателей дошкольных образовательных организаций. Его целью является создание содержательных и методических условий для развития познавательного интереса детей  дошкольного возраста посредствам детского экспериментирование. Основными его задачами являются: формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей, включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности; развивать способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений в процессе ознакомления с природой; развитие восприятия, логического мышления, внимания и памяти; развивать желание исследовать и экспериментировать с объектами неживой природы.

Практическая значимость сборника состоит в том, что технологические карты направлены на детей дошкольного возраста и предназначены для воспитателей ДОО.

Новизна данного пособия заключается в создании технологических карт по развитию познавательного интереса на основе детского экспериментирования. Технологические карты являются актуальной разработкой в современном мире. Табличная форма записи позволяет не просто прописывает цель и все задачи, реализуемые на протяжении деятельности, она также даёт возможность спланировать всю речь и деятельность воспитателя и предположить ответы и деятельность детей, подробно раскрыть задачи, подбирать для беседы более точные вопросы, чтобы представлять, насколько лёгким или сложным будет материал для детей.

Данное пособие предоставляет воспитателям возможность развития познавательного интереса у детей: отличаться широтой кругозора, с увлечением делится впечатлениями, организовать и осуществлять познавательно- исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами; проявлять интерес к предметам окружающего мира символам, знакам, моделям пытается устанавливать различные взаимосвязи.

Сборник состоит из технологических карт по организации непрерывно-образовательной деятельности, направленной на формирование у дошкольников элементарных представлений о живой и неживой природе; создание условий для овладения навыками экспериментирования; развитие познавательно-исследовательской деятельности детей  дошкольного возраста: «Путешествие в мир камней», «Песок. Что мы знаем о песке?», «Свойства воды: уровень воды», «Какие тайны хранит воздух?», «Секреты огня».

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж» Кафедра дошкольного образования

Технологическая карта по детскому экспериментированию в старшей группе «Путешествие в мир камней»

Выполнила:

Щемелёва Дарья Олеговна воспитатель

2019

Тема или № занятия «Путешествие в мир камней»

Цель: формировать у дошкольников элементарные представления о неживой природе.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей со свойствами камней (крепкий, твердый, гладкий, тяжелый, морской); дать понятие, чем полезны камни для человека
  • активизировать поисковую и творческую деятельность детей через проблемные ситуации

Развивающие:

  • развивать наглядно-образное мышление, речь, произвольную память в процессе образовательной деятельности

Воспитательные:

  • Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
  • Воспитывать желание помогать друг другу в процессе игрового упражнения «Найди свой камешек»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (развивать познавательные интересы детей; свойства и отношения объектов окружающего мира (форме, цвете и тд) + развитие речи (развивать умение поддерживать беседу, умение объяснять свой выбор).

Демонстрационный материал: посылка, письмо «От хозяйки Медной горы», карта-схема

Оборудование: поднос с различными камнями, таз с водой

Активизация словаря: гладкий, шершавый; эксперимент

Технологическая карта

Этап, задача, методы,

приёмы

Деятельность, речь воспитателя,

Деятельность, речь детей

Планируемый результат

I Вводно- организационный

Задача: смотивировать детей

Методы: беседа Приём: вопросы к

детям, чтение письма.

- Ребята, сегодня почтальон передал мне посылку, на ней написано «От Хозяйки Медной горы». Давайте откроем еѐ и посмотрим, что

внутри.

Слушают воспитателя

Мотивация детей на предстоящую деятельность

II Мотивационно- побудительный

Задача: мотивация к предстоящей деятельности Создание проблемной (игровой) ситуации Методы: словесный Прием: загадывание загадки, вопросы

«Здравствуйте дорогие ребята! Отправляю вам посылку и надеюсь, что вам понравится мой подарок. Но прежде отгадайте загадку:

В серѐжках у мамы огнем он горит,

В пыли на дорогах ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится он тысячу лет.

Он может быть мелким, в ладошке лежать,

Тяжелый, большой - одному не поднять.

Слушают воспитателя

Дети смотивированы на деятельность.

Познавательное развитие: узнали, откуда берутся камни, и для чего они нужны человеку.

Продолжили развивать наглядно-образное

мышление, речь, внимание в процессе образовательной деятельности.

Кто дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал?

-Давайте поговорим о камнях. Как вы думаете откуда появляются камни? Для чего

нужны камни человеку?

  • Это камень, разные камни

  • Камни находятся в горах, они нужны для строительства

домов, дорог.

III Информационно- аналитический

Задача: обсуждение ситуации, поиск путей решения, актуализация имеющихся знаний Методы: демонстрация разных камней, беседа Прием: вопросы

  • Я предлагаю сесть за стол и провести некоторые эксперименты.

-Кто из вас знает, что же такое эксперимент?

  • Сейчас я включу музыку, а вы закроете глаза и будете слушать ее и представлять себе картину, которую вам подскажет музыка.
  • Что вы слышите? Расскажите свое представление.
  • Найдите на подносе морские камешки и положите перед собой. Посмотрите на них и скажите, какие они, какого цвета, какая у них поверхность?
  • Они гладкие, красивые, разного цвета.
  • Почему они такие?
  • А теперь возьмите и рассмотрите обычный камень.

Слушают воспитателя.

-Ответы детей

  • Шумит море, волны, берег, камешки на берегу перекатываются с места

на место, стучат друг о друга.

  • Гладкими их делает вода. Нахлынувшие волны бьют камни друг о друга,

вода со временем оттачивает у них края.

Речевое развитие: активизация словаря (эксперимент)

Активизировать поисковую деятельность детей через проблемные ситуации

Дети научились поддерживать беседу

Дети познакомились со

Что можно сказать об этом камне?

  • Возьмите камень в руки, сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Верно, нет. Почему?
  • Постучите камень о камень, что происходит?
  • Приложите камешек к щеке, какой он? Можно ли согреть его? Как это сделать?
  • Они шершавые, неровные, с острыми углами, разной формы

  • Он очень твердый.

  • Мы слышим звук

  • Положить на солнышко, согреть в ладонях.

свойствами камней

IV Практический

Задача: практически применить свои знания Метод: беседа.

А, теперь предлагаю немного отдохнуть

– Физкультминутка. По дорожке мы идем,

Много камешек найдем. Присели, собрали, Дальше пошли.

Вот на право мы пошли, Серых камешков нашли. Присели, собрали- Дальше пошли.

Вот мы в гору пошли,

Пестрых камешков нашли,

Выполняют физминутку, повторяют за воспитателем

- Шагают

-Подымаются на носочки

Физическое развитие: сняли эмоционально- психического

напряжения

Присели, собрали,

С собою в садик принесли.

- А сейчас давайте поговорим с камешком. Представьте, что у камешка есть УХО, пофантазируйте и найдите его. Камни могут хранить секреты. Скажите камню тихонько, как вас зовут, кто ваш лучший друг, поделитесь с ним своей тайной. Закройте «УХО» камня пальцем

– теперь он сохранит все в секрете.

- Подойдите к тазику с водой, опустите камни в воду, что с ними стало?

.

-Дети делятся своим секретом

-Они утонули, изменили цвет, они тяжелые.

Развивать наглядно- образное мышление, речь, память в процессе образовательной деятельности

V Заключительный Задача: подведение итогов, обобщение и систематизация полученных знаний. Методы:

заключительная беседа, игровое упражнение Приёмы: педагогическая оценка.

- Ребята, сейчас я вам предлагаю, поиграть.

Игровое упражнение «Найди свой камешек»

-Каждый из вас должен запомнить свой камешек, после этого вы положите его в тазик с водой. Перемешаем. Далее

каждый из вас должен найти свой камешек. Если вы не можете найти свой камешек

попросите помощи друг у друга.

- Кладут в тазик, запоминают, ищут свой.

Дети обобщили полученные знания, актуализировали полученный опыт.

Научились объяснять свой выбор

  • Ребята, что мы сегодня делали на занятии?
  • С какими свойствами вы познакомились?
  • Что вам понравилось?
  • Мы узнали много нового о камнях
  • Камни бывают гладкие, шершавые, твердые.

-Ответы детей

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж» Кафедра дошкольного образования

Технологическая карта по детскому экспериментированию в средней группе

«Песок. Что мы знаем о песке?»

Выполнила:

Щемелёва Дарья Олеговна воспитатель

2019

Тема или № занятия «Песок. Что мы знаем о песке?»

Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательских интересов у детей, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом.

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей различать и называть свойства песка: сухой, влажный, очень мокрый, состоит из мелких песчинок, сыплется, лепится, желтый (светло-или темно-коричневый, хорошо пропускает сквозь себя воду (вода уходит в песок)).
  • показать, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие, твердые, неровные, разного цвета.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, речь, логическое мышление, произвольное внимание, память.
  • развивать фантазию детей через игровое упражнение «Необычные следы»

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность, умение соблюдать правила безопасного поведения во время проведения опытов. Интеграция областей: познавательное развитие (развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности,

способности анализировать, сравнивать); развитие речи (развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения)

Демонстрационный материал: карта-схема

Оборудование: тарелочка с песком для каждого ребёнка, лупа, стакан с водой, салфетка.

Активизация словаря: песчинки

Технологическая карта

Этап, задача, методы,

приёмы

Деятельность и речь

воспитателя

Деятельность и речь детей

Планируемый результат

I Вводно- организационный

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность

Метод: словесный Прием: загадывание загадки

(Предлагаю детям встать в круг)

  • Учёный кот прислал из своей лаборатории материал для исследования, а чтоб узнать, что это надо отгадать загадку:
  • Из меня кулич испечь удобно,

Только есть его нельзя, дружок,

Я сыпучий, жѐлтый, несъедобный, Догадался, кто я? Я-?

- Слушают воспитателя Отгадывают загадку

-Песок

Дети смотивированы на предстоящую деятельность.

II Мотивационно- побудительный

Задача: мотивация к предстоящей деятельности Создание проблемной (игровой) ситуации Методы: беседа,

Приемы: вопросы.

  • Предлагаю детям пройти в центр науки, сесть за столы для исследования песка.
  • Нам с вами необходимо сегодня разобраться, что же такое песок, и какими свойствами он обладает?

-Как вы думаете, что такое

Рассматривают иллюстрацию.

- Песок-это полезное

Развивали наглядно- образное мышление, произвольную память и внимание в процессе образовательной деятельности.

песок?

- Ребята, как узнать из чего состоит песок?

ископаемое

- Нужно рассмотреть песок через лупу

III Информационно- аналитический

Задача: обсуждение ситуации, поиск путей решения, актуализация имеющихся знаний Метод: беседа

Прием: вопросы, объяснение

- Игровое упражнение

«Необыкновенные следы»

-Ребята, сейчас я предлагаю вам немного познакомиться и пофантазировать с песком. Сейчас, мы с вами немного поиграем. Я вам буду говорить животных, а вы должны изобразить пальчиком или рукой их след. Попробуем?

«Идут медвежата»

«Прыгают зайцы»

«Ползут змейки»

-Слушают воспитателя

-Да

-ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

  • кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
  • ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в

разных направлениях).

Развили фантазию через игровое упражнение

«Необычные следы»

«Бегут жучки-паучки»

«Кроказябла»

  • ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых
  • дети оставляют на песке самые разнообразные следы,

придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы

IV Практический

Задача: практически применить свои знания Метод: беседа

Прием: вопросы, показ, объяснение

Физминутка

Сели — встали, сели — встали.

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали И подскоки делать стали. Рассматривают песок на тарелочке при

помощи лупы.

- Сейчас мы вами проведем несколько опытов.

Опыт 1: Из чего состоит песок.

-Из чего состоит песок?

-Как выглядят песчинки?

-Похожи ли песчинки одна на другую?

-Чем похожи, и чем

Выполняют физминутку

  • Из песчинок
  • Маленькие крупинки

  • Ответы детей

Сняли эмоциональное напряжения.

Дети имеют представления о том, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие, твердые, неровные, разного цвета.

отличаются песчинки?

  • «Как вы думаете, как появились эти песчинки? » ( Рассказываю о происхождении песка)

Ветер, вода разрушают камни, в результате чего

и появляется песок. Когда мы рассматривали песок через лупу, то видели много маленьких песчинок. Эти маленькие песчинки похожи на частички

мелких камешек.

  • Опыт 2
  • А, теперь наберите в кулачок горсть песка и выпустите его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком?

Попробуем поставить в стаканчик с песком трубочку от сока.

  • Что происходит? Почему трубочка не падает?

Опыт 3

-Ответы детей

-Он сыплется.

- Трубочка расталкивает песчинки и поэтому ее легко воткнуть.

Дети научились различать и называть свойства песка: сухой, влажный, очень мокрый, состоит из мелких песчинок,

сыплется, лепится, желтый (светло-или темно- коричневый, хорошо пропускает сквозь себя воду (вода уходит в

песок)).

- Предлагает взять формочку набрать в него сухого песка и построить

-Получилась ли формочка? Почему? Что нужно сделать с песком чтобы из него можно было строить?

-Верно, давайте, попробуем.

- Нет

Необходимо добавить воду

V Заключительный Задача: подведение итогов, обобщение и систематизация полученных знаний. Рефлексия

  • Ребята, что мы узнали о песке?

  • Из чего состоит песок?
  • Какой бывает песок?

-Молодцы!

- Он состоит из

песчинок, когда сухой сыпучий, когда влажный, то из него можно строить. С помощью воды песчинки слипаются и крепко держатся

друг за друга, мокрый песок плотный и из него легко сооружать постройки.

-Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к

другу. Песчинки бывают разного цвета и имеют разную форму - маленьких

камешек.

Итоги подведены, результаты обобщены и систематизированы.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж» Кафедра дошкольного образования

Технологическая карта по детскому экспериментированию в средней группе

«Свойства воды: уровень воды»

Выполнила:

Щемелёва Дарья Олеговна воспитатель

2019

Тема или № занятия «Свойства воды: уровень воды»

Цель: создание условий для овладения навыками экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать усвоению понимания алгоритма действий по карте-схеме;
  • формировать представления о свойстве тяжелых предметов « увеличивать» количество воды;
  • уточнять значение воды для всего живого на земле.

Развивающие:

  • развивать произвольное внимание, логическое мышление, речь;

-развивать        познавательный        интерес        через        ознакомление        с        техникой        проведения        опытов        с        водой, наблюдательность, умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки самоконтроля, умение общаться со сверстниками во время проведения опытов

Интеграция областей: познавательное развитие (познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой; развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом); развитие речи (поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями)

Демонстрационный материал: карты-схемы опыта

Оборудование: сосуд с водой для каждого ребенка; камни и железные предмет; интерактивная доска

Активизация словаря: схема

Технологическая карта

Этап, задача, методы,

приёмы

Деятельность и речь воспитателя

Деятельность и речь детей

Планируемый результат

I Вводно- организационный Задача: создание атмосферы психологической комфортности, эмоциональной поддержки детей Метод: беседа Прием: загадывание загадки

Приветствую детей,

устанавливаю зрительный контакт.

  • Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть вас такими веселыми.
  • Ребята, отгадайте мою загадку: Мы говорим: она течет,

Мы говорим: она играет. Она бежит всегда вперед, Но никуда не убегает

Встают в круг.

-Здравствуйте

-Вода

Дети смотивированы на предстоящую деятельность.

II Мотивационно- побудительный

Задача: мотивация к предстоящей деятельности Создание проблемной (игровой) ситуации

- Ребята во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями.

Дома мы видим каждый день, как вода течет из крана. Как вы думаете, могут ли выжить человек и все живое на планете без воды? Для чего нам нужна

вода?

- Размышляют для чего нужна вода. Выказывают предположения, как об этом можно узнать (спросить у взрослых, посмотреть в энциклопедиях, самим подумать).

Уточнять значение воды для всего живого на земле

III Информационно- аналитический

Задача: обсуждение

  • Дидактическая игра «Кому нужна вода?»
  • Ребята, посмотрите на доску,

- Продолжают развивать

произвольное внимание, наглядно-образное

ситуации, поиск путей решения, актуализация имеющихся знаний Метод: практический Прием: дидактическая игра

здесь изображены различные

животные, растения и рыбы, вы должны назвать кому, и для чего нужна вода.

- Ребята, какой мы можем сделать вывод?

- Вода нужна для жизни и людям, и животным, и растениям

мышление

IV Практический

Задача: формирование речевых умений,

навыков, необходимых для

«открытия» нового знания. Побуждение детей к «открытию» нового знания в совместной с педагогом деятельности

Физминутка

Очень всем нужна вода Делай раз и делай два. Звери из ручья попили,

Влево, вправо поклонились, Вместе на носочки встали, Тучку лапками достали.

Дождик вдруг полил с утра, За работу нам пора.

- Ребята, вы хотите узнать много нового о воде? Тогда приглашаю вас в лабораторию «маленьких ученых» и предлагаю заняться исследованием воды. Вы согласны?

-Сейчас мы пойдем в лабораторию и приступим к исследованиям, но прежде вспомним правила безопасности

во время работы с водой.

Снятие эмоционального напряжения.

Повторяют за воспитателем

  • Да, хотим

  • Да

Расширили усвоение понимания алгоритма действий по карте-схеме;

  • Не брызгаемся, в воду руками не лезем.
  • Какие свойства воды вы уже знаете?
  • А, сегодня я предлагаю вам открыть еще одно ее свойство.

-Как вы думаете, сможете ли вы увеличить количество воды в стакане, не наливая туда еще воду?

  • Как вы думаете, что такое схема?
  • Посмотрите, на карту схему и скажите, что на ней изображено?

-Кто из вас знает, что такое схема?

  • Давайте, теперь последуем нашей карте схеме и проведем опыт. Для начала возьмите стакан с водой, запомните на каком уровне находилась вода. Запомнили?
  • Теперь положите в воду камень и железные предметы.
  • У всех получился опыт? Может кому-то нужно помочь?
  • Что изменилось ребята?

  • Жидкое, газообразное, твердое
  • Дети проводят опыт. Определяют по карте схеме, какое оборудование им нужно, для проведения эксперимента.

Высказывают предположения

  • Ответы детей

  • Стакан с водой и различные предметы ( камни и железные предметы)

-определенная последовательность

  • Да

-Уровень воды стал больше

Сформировали представления о свойстве тяжелых предметов

«увеличивать» количество воды

  • Правильно, а почему воды стало больше?

-Увеличилось ли количество воды?

  • Нет. Но уровень воды стал

выше. Почему? От чего зависит уровень подъема воды?

  • Какой вывод мы можем сделать?

-Молодцы, все верно назвали!

-Ответы детей

  • Уровень воды повышается за счет веса предметов,

вытесняющих воду

  • Чем тяжелее предмет, тем больше поднимается уровень воды

Сформировали познавательный интерес через ознакомление с техникой проведения опытов с водой, наблюдательность, умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы

V Заключительный Задача: подведение итогов, обобщение и систематизация полученных знаний.

  • Ребята, мне интересно сегодня с вами было повышать уровень воды в стакане. А Вам?
  • Вы хотели бы узнать другие свойства воды?

Я предлагаю вам подумать, и в следующий раз кто-нибудь сможет показать свой опыт с водой

  • Ответы детей

  • Да

Итоги подведены, результаты обобщены и систематизированы.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж» Кафедра дошкольного образования

Технологическая карта по детскому экспериментированию в старшей группе

«Какие тайны хранит воздух?»

Выполнила:

Щемелёва Дарья Олеговна воспитатель

2019

Тема или № занятия «Какие тайны хранит воздух?»

Цель: формировать представления о воздухе через познавательно-исследовательскую деятельность

Задачи:

Образовательные:

  • учить обнаруживать воздух
  • формировать представления о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.
  • показать, что воздух обладает силой

Развивающие:

  • развивать наглядно-образное мышление, речь, словесно-логическое мышление

Воспитательные:

  • воспитывать желание познавать окружающий мир через дидактическую игру «Если бы я был ветром»
  • воспитывать аккуратность при использовании необходимого оборудования

Интеграция областей: познавательное развитие (способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств. Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования); развитие речи (расширять представления детей о многообразии окружающего мира; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи)

Демонстрационный материал: карты-схемы

Оборудование: полиэтиленовые пакеты, трубочки, емкость с водой, таз с водой, лодочка, карты-схемы.

Активизация словаря: воздух-невидимка, лаборатория, упругий

Технологическая карта

Этап, задача, методы,

приёмы

Деятельность и речь

воспитателя

Деятельность и речь детей

Планируемый результат

I Вводно- организационный

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность

Метод: словесный

Прием: загадывание загадки

  • Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычное занятие. Но прежде чем мы его начнем, отгадайте мою загадку:
  • Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь. Он невидимый, и всё же, Без него мы жить не можем.

  • Молодцы.
  • Здравствуйте

  • Воздух

Дети смотивированы на предстоящую деятельность.

II Мотивационно- побудительный

Задача: мотивация к предстоящей деятельности Создание проблемной (игровой) ситуации

  • Сегодня мы с вами узнаем

«Какие тайны хранит воздух».

  • Как вы думаете, что такое воздух?
  • Воздух окружает нашу

Землю. Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Воздух – удивительная оболочка вокруг Земли.

  • А кому нужен воздух?

  • Ответы детей

  • Растениям, животным,

Дети имеют представление о воздухе

- Совершенно верно.

людям

III Информационно- аналитический

Задача: обсуждение ситуации, поиск путей решения, актуализация имеющихся знаний

  • Ребята, давайте сейчас с вами сядем в круг и поиграем в игру. Я вам буду кидать мячик с такими словами «Ели бы я была ветром, то…», а вы должны продолжить.
  • Например, если я была бы ветром, то я путешествовала по разным городам и странам.
  • Молодцы. Сейчас мы с вами отправимся в лабораторию, чтобы узнать, какие же секреты хранит воздух.

-Как вы думаете, что такое лаборатория?

-Правильно.

- Ответы детей

-Это помещение где проводят опыты

Дети стараются отвечать на вопросы полными предложениями.

Воспитали желание познавать окружающий мир через дидактическую игру

«Если бы я был ветром»

IV Практический

Задача: практически применить свои знания Метод: наглядный, практический

Физминутка

Мы весело и дружно Надуем шар воздушный.

-дети маршируют

-делают глубокий вдох носом, при этом надувают живот, словно это

воздушный шарик

Сняли эмоциональное напряжение.

Дети стараются отвечать на

Шарик красный, шарик синий

Надуваем сильно-сильно. Вдох-выдох, выдох-вдох Улетел наш шарик – «ОХ»!

  • Посмотрите, что есть в нашей лаборатории?
  • Ребята, к данным предметам мы относимся аккуратно, не ломаем, не рвем.
  • Первый наш опыт называется «Что в пакете?»
  • Посмотрите, что находится в пакете?
  • А, теперь попробуем надуть пакет. Закрутите его, чтобы он стал упругим, т.е твердым.
  • А, сейчас, что в пакете?
  • Почему казалось, что пакет пустой?

-Какой мы с вами можно сделать вывод?

  • Молодцы!
  • Следующий опыт называется « Игры с

-делают выдох ртом

  • делают глубокий вдох, короткий выдох, еще короткий выдох и опять вдох носом

-Вода, трубочки, пакеты, лодочка

-Там пусто

-Выполняют действия воспитателя

-Воздух

  • Потому что воздух невидимый
  • Воздух прозрачный, невидимый легкий.

вопросы полными предложениями.

Воспитали аккуратность при использовании необходимого оборудования

Продолжили учить обнаруживать воздух Сформировали представления о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.

Показали, что воздух обладает силой

соломинкой»

  • Возьмите в руки трубочку, подуйте в неё, а теперь подставьте ладонь под струю воздуха. Что почувствовали?
  • Откуда появился ветерок?
  • А, теперь отпустите трубочку в стакан с водой, подуйте в нее.
  • Что появляется? Откуда они появились, куда исчезли?
  • Какой вывод мы можем с вами сделать
  • Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только увидеть, но и почувствовать. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть.
  • Последний наш опыт называется «Лодочка»
  • Давайте с вами попробуем подуть на лодочку.
  • Почему она плывет? Что ее толкает?

  • Воздух

  • ответы детей

  • Пузырьки. Они появились из воды. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается        через воду вверх пузырьками и лопается

-Ответы детей

-Потому что мы дуем на

  • Откуда появляется ветерок?
  • Чем ветер сильнее дует, тем быстрее плывет лодочка.

-Молодцы, ребята.

нее

-Человек выдувает воздух, он толкает лодочку

V Заключительный

Задача: подведение итогов, обобщение и систематизация полученных знаний.

  • Ребята, на этом наше экспериментирование заканчивается.

-Чем мы сегодня с вами занимались?

-Какой опыт вам больше всего понравился?

  • На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться

  • проводили опыты

  • ответы детей

Итоги подведены, результаты обобщены и систематизированы.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж» Кафедра дошкольного образования

Технологическая карта по детскому экспериментированию в подготовительной группе

«Секреты огня»

Выполнила:

Щемелёва Дарья Олеговна воспитатель

2019

Тема или № занятия «Секреты огня»

Цель: создание условий для формирования осознанного отношения детей к огню через изучение свойств огня.

Образовательные:

  • показать на опыте, что при горении изменяется состав воздуха кислорода становится меньше, а для горения нужен кислород; ознакомить со способами тушения пожара.
  • показать, что пламя свечи всегда направлено вверх, но может менять направление при воздействии потока воздуха;
  • узнать имеет ли цвет огонь, и может ли он меняться

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, логическое мышление, произвольное внимание и память,        дидактическую игру «Добрый и злой огонь»
  • развивать способность самостоятельно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку явлениям

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе

Интеграция областей: познавательное развитие (развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус); социально-коммуникативное развитие (формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе, уточнять знания детей о причинах пожара)

Демонстрационный материал: карта-схема

Оборудование: свеча, банка, зубочистка, железный поднос, спички, вода.

Активизация словаря: пожар

Технологическая карта

Этап, задача, методы,

приёмы

Деятельность и речь

воспитателя

Деятельность и речь детей

Планируемый результат

I Вводно- организационный

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность

Метод: словесный Прием: чтение стихотворения

  • Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, а вы мне скажете, о чем мы сегодня поговорим.
  • Нам без доброго огня, Обойтись нельзя ни дня. Он надежно дружит с нами Гонит холод, гонит мрак. Он приветливое пламя, Поднимает словно флаг. Нам огонь хороший нужен. И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин, Режет сталь и хлеб печет!

Слушают стихотворение

Дети смотивированы на предстоящую деятельность.

II Мотивационно- побудительный

Задача: мотивация к предстоящей деятельности Создание проблемной (игровой) ситуации Метод: словесный

Прием: вопросы

  • О чем это стихотворение?
  • О каком огне рассказывается в стихотворении?
  • Скажите, огонь бывает только добрый?

Может ли огонь быть опасным?

  • Ребята, кто из вас разводил костер?

Об огне

  • о добром огне
  • Нет, он бывает еще и злым

  • Да

  • Ответы детей

Воспитывать бережное отношение к природе

  • Скажите, а вы были у костра одни или с взрослыми?
  • А можно разводить костер без взрослых?
  • Почему?
  • Можно оставлять костер без присмотра?
  • Что вы делали у горящего костра?
  • Вам понравилось смотреть на пламя костра?
  • Что вы сделали с костром перед уходом?
  • Зачем вы это сделали?

-Нельзя

  • Потому что может образоваться пожар

  • ответы детей

-Потушили

  • чтобы не было пожара

III Информационно- аналитический

Задача: обсуждение ситуации, поиск путей решения, актуализация имеющихся знаний Метод: наглядный, беседа

Прием: дидактическая игра

  • Все вы назвали верно. Сейчас я предлагаю вам, закрепить ваши знания. У вас на столе лежат разные карточки. С правой стороны лежит добрый огонь, а с левой злой. Вам нужно отнести картинки, которые подходят к данному огню. Давайте попробуем.
  • Что такое пожар?
  • Если он произошел, кого нужно вызывать?

- Выполняют задание воспитателя

Продолжили развивать логическое мышление, произвольную память и внимание с помощью закрепления

IV Практический

Задача: практически применить свои знания Метод: практический, беседа

  • И сейчас я предлагаю вам узнать секреты огня. Вы готовы?
  • Но прежде, вспомним правила безопасности:

-руками к огню не лезем, близко не подходим, руками не машем.

  • Первый наш опыт называется «Свечка в банке»
  • Как вы думаете, как можно погасить свечу, не прикасаясь к свече, ни к пламени и не задувая ее?
  • Сейчас я зажгу свечу и закрою ее банкой. Что произошло?
  • А, почему это произошло?
  • Для горения ребята, нужен кислород, банка не дает доступа к кислороду, и огонь гаснет.
  • Ребята, а что еще используют для тушения огня?
  • Переходим к следующему опыту. Сейчас, мы узнаем,

  • Ответы детей

  • Свеча погасла

  • Ответы детей

-Воду, огнетушитель, песок

показали на опыте, что при горении изменяется состав воздуха кислорода становится меньше, а для горения нужен кислород; ознакомить со способами тушения пожара.

всегда ли пламя свечи направлено вверх?

  • Посмотрите на свечу, куда направлено пламя?
  • Теперь подуйте на нее тихонько. Пламя отклоняется. Но если перестать дуть, пламя вновь направлено вверх.
  • Теперь, я эту свечу медленно наклоню. Что произошло?

-Вывод: При любом наклоне язычок пламени постоянно держится вертикально, будто кто-то невидимый удерживает пламя. Поток воздуха изменяет направление огня.

  • И последний наш опыт. Попробуем с вами узнать, имеет ли огонь цвет, и может ли он меняться.
  • Ребята, посмотрите на пламя огня и скажите одинаковый ли цвет пламени?
  • Пламя имеет слои

  • Вверх.

-Ответы детей

  • слушают воспитателя

  • Нет

показать, что пламя свечи всегда направлено вверх, но может менять направление при воздействии потока воздуха;

узнали имеет ли цвет огонь, и может ли он меняться

  • Какие вы видите?

  • Теперь к пламени, я поднесу зубочистку.
  • Посмотрите, меняется цвет пламени. Какой он стал?

Вывод: разные вещества и материалы горят с разным цветом пламени. Вот таким

образом получаются красивые фейерверки

- самый нижний слой голубоватого оттенка; затем светло-желтый слой, после него-самый верхний- красновато-оранжевый

-Желто-оранжевый

V Заключительный

Задача: подведение итогов, обобщение и систематизация полученных знаний.

  • Наше занятие подходит к концу. Чем мы сегодня занимались?
  • Какие свойства огня вы запомнили?
  • Какой опыт вам понравился больше?

- слушают воспитателя, отвечают на вопросы

Итоги подведены, результаты обобщены и систематизированы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста

Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание- функция его личности. Оно невозможно без таких кач...

Использование дидактических игр в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для ...

Консультация для родителей.«Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста»

Основа познавательного интереса -активная мыслительная деятельность ребёнка. Познавательный интерес связан с память и мышлением ребёнка, желание узнать что то новое , неизведанное....

Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"

Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"...

Методическая рекомендация «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Методическая  рекомендация«Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...

Консультация для педагогов "Детское коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Детское коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей дошкольного возраста"...