Методическое пособие по детскому экспериментированию для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
опыты и эксперименты
Разработка опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie.docx | 258.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №25 с\п «Золотой ключик»
Методическое пособие по детскому экспериментированию направленных на развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста
Выполнила:
Щемелёва Дарья Олеговна
воспитатель
г. Верхотурье 2019
Оглавление
Технологическая карта по детскому экспериментированию в старшей группе «Путешествие в мир камней» 4
Технологическая карта по детскому экспериментированию в старшей группе«Секреты огня» 31
Пояснительная записка
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только и владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической и деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Сборник, представленный вашему вниманию, предназначен для работы воспитателей дошкольных образовательных организаций. Его целью является создание содержательных и методических условий для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста посредствам детского экспериментирование. Основными его задачами являются: формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей, включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности; развивать способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений в процессе ознакомления с природой; развитие восприятия, логического мышления, внимания и памяти; развивать желание исследовать и экспериментировать с объектами неживой природы.
Практическая значимость сборника состоит в том, что технологические карты направлены на детей дошкольного возраста и предназначены для воспитателей ДОО.
Новизна данного пособия заключается в создании технологических карт по развитию познавательного интереса на основе детского экспериментирования. Технологические карты являются актуальной разработкой в современном мире. Табличная форма записи позволяет не просто прописывает цель и все задачи, реализуемые на протяжении деятельности, она также даёт возможность спланировать всю речь и деятельность воспитателя и предположить ответы и деятельность детей, подробно раскрыть задачи, подбирать для беседы более точные вопросы, чтобы представлять, насколько лёгким или сложным будет материал для детей.
Данное пособие предоставляет воспитателям возможность развития познавательного интереса у детей: отличаться широтой кругозора, с увлечением делится впечатлениями, организовать и осуществлять познавательно- исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами; проявлять интерес к предметам окружающего мира символам, знакам, моделям пытается устанавливать различные взаимосвязи.
Сборник состоит из технологических карт по организации непрерывно-образовательной деятельности, направленной на формирование у дошкольников элементарных представлений о живой и неживой природе; создание условий для овладения навыками экспериментирования; развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста: «Путешествие в мир камней», «Песок. Что мы знаем о песке?», «Свойства воды: уровень воды», «Какие тайны хранит воздух?», «Секреты огня».
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж» Кафедра дошкольного образования
Технологическая карта по детскому экспериментированию в старшей группе «Путешествие в мир камней»
Выполнила:
Щемелёва Дарья Олеговна воспитатель
2019
Тема или № занятия «Путешествие в мир камней»
Цель: формировать у дошкольников элементарные представления о неживой природе.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами камней (крепкий, твердый, гладкий, тяжелый, морской); дать понятие, чем полезны камни для человека
- активизировать поисковую и творческую деятельность детей через проблемные ситуации
Развивающие:
- развивать наглядно-образное мышление, речь, произвольную память в процессе образовательной деятельности
Воспитательные:
- Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
- Воспитывать желание помогать друг другу в процессе игрового упражнения «Найди свой камешек»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (развивать познавательные интересы детей; свойства и отношения объектов окружающего мира (форме, цвете и тд) + развитие речи (развивать умение поддерживать беседу, умение объяснять свой выбор).
Демонстрационный материал: посылка, письмо «От хозяйки Медной горы», карта-схема
Оборудование: поднос с различными камнями, таз с водой
Активизация словаря: гладкий, шершавый; эксперимент
Технологическая карта
Этап, задача, методы, приёмы | Деятельность, речь воспитателя, | Деятельность, речь детей | Планируемый результат |
I Вводно- организационный Задача: смотивировать детей Методы: беседа Приём: вопросы к детям, чтение письма. | - Ребята, сегодня почтальон передал мне посылку, на ней написано «От Хозяйки Медной горы». Давайте откроем еѐ и посмотрим, что внутри. | Слушают воспитателя | Мотивация детей на предстоящую деятельность |
II Мотивационно- побудительный Задача: мотивация к предстоящей деятельности Создание проблемной (игровой) ситуации Методы: словесный Прием: загадывание загадки, вопросы | «Здравствуйте дорогие ребята! Отправляю вам посылку и надеюсь, что вам понравится мой подарок. Но прежде отгадайте загадку: В серѐжках у мамы огнем он горит, В пыли на дорогах ненужным лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится он тысячу лет. Он может быть мелким, в ладошке лежать, Тяжелый, большой - одному не поднять. | Слушают воспитателя | Дети смотивированы на деятельность. Познавательное развитие: узнали, откуда берутся камни, и для чего они нужны человеку. Продолжили развивать наглядно-образное мышление, речь, внимание в процессе образовательной деятельности. |
Кто дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал? -Давайте поговорим о камнях. Как вы думаете откуда появляются камни? Для чего нужны камни человеку? |
домов, дорог. | ||
III Информационно- аналитический Задача: обсуждение ситуации, поиск путей решения, актуализация имеющихся знаний Методы: демонстрация разных камней, беседа Прием: вопросы |
-Кто из вас знает, что же такое эксперимент?
| Слушают воспитателя. -Ответы детей
на место, стучат друг о друга.
вода со временем оттачивает у них края. | Речевое развитие: активизация словаря (эксперимент) Активизировать поисковую деятельность детей через проблемные ситуации Дети научились поддерживать беседу Дети познакомились со |
Что можно сказать об этом камне?
|
| свойствами камней | |
IV Практический Задача: практически применить свои знания Метод: беседа. | А, теперь предлагаю немного отдохнуть – Физкультминутка. По дорожке мы идем, Много камешек найдем. Присели, собрали, Дальше пошли. Вот на право мы пошли, Серых камешков нашли. Присели, собрали- Дальше пошли. Вот мы в гору пошли, Пестрых камешков нашли, | Выполняют физминутку, повторяют за воспитателем - Шагают -Подымаются на носочки | Физическое развитие: сняли эмоционально- психического напряжения |
Присели, собрали, С собою в садик принесли. - А сейчас давайте поговорим с камешком. Представьте, что у камешка есть УХО, пофантазируйте и найдите его. Камни могут хранить секреты. Скажите камню тихонько, как вас зовут, кто ваш лучший друг, поделитесь с ним своей тайной. Закройте «УХО» камня пальцем – теперь он сохранит все в секрете. - Подойдите к тазику с водой, опустите камни в воду, что с ними стало? | . -Дети делятся своим секретом -Они утонули, изменили цвет, они тяжелые. | Развивать наглядно- образное мышление, речь, память в процессе образовательной деятельности | |
V Заключительный Задача: подведение итогов, обобщение и систематизация полученных знаний. Методы: заключительная беседа, игровое упражнение Приёмы: педагогическая оценка. | - Ребята, сейчас я вам предлагаю, поиграть. Игровое упражнение «Найди свой камешек» -Каждый из вас должен запомнить свой камешек, после этого вы положите его в тазик с водой. Перемешаем. Далее каждый из вас должен найти свой камешек. Если вы не можете найти свой камешек попросите помощи друг у друга. | - Кладут в тазик, запоминают, ищут свой. | Дети обобщили полученные знания, актуализировали полученный опыт. Научились объяснять свой выбор |
|
-Ответы детей |
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж» Кафедра дошкольного образования
Технологическая карта по детскому экспериментированию в средней группе
«Песок. Что мы знаем о песке?»
Выполнила:
Щемелёва Дарья Олеговна воспитатель
2019
Тема или № занятия «Песок. Что мы знаем о песке?»
Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательских интересов у детей, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей различать и называть свойства песка: сухой, влажный, очень мокрый, состоит из мелких песчинок, сыплется, лепится, желтый (светло-или темно-коричневый, хорошо пропускает сквозь себя воду (вода уходит в песок)).
- показать, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие, твердые, неровные, разного цвета.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, речь, логическое мышление, произвольное внимание, память.
- развивать фантазию детей через игровое упражнение «Необычные следы»
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность, умение соблюдать правила безопасного поведения во время проведения опытов. Интеграция областей: познавательное развитие (развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности,
способности анализировать, сравнивать); развитие речи (развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения)
Демонстрационный материал: карта-схема
Оборудование: тарелочка с песком для каждого ребёнка, лупа, стакан с водой, салфетка.
Активизация словаря: песчинки
Технологическая карта
Этап, задача, методы, приёмы | Деятельность и речь воспитателя | Деятельность и речь детей | Планируемый результат |
I Вводно- организационный Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность Метод: словесный Прием: загадывание загадки | (Предлагаю детям встать в круг)
Только есть его нельзя, дружок, Я сыпучий, жѐлтый, несъедобный, Догадался, кто я? Я-? | - Слушают воспитателя Отгадывают загадку -Песок | Дети смотивированы на предстоящую деятельность. |
II Мотивационно- побудительный Задача: мотивация к предстоящей деятельности Создание проблемной (игровой) ситуации Методы: беседа, Приемы: вопросы. |
-Как вы думаете, что такое | Рассматривают иллюстрацию. - Песок-это полезное | Развивали наглядно- образное мышление, произвольную память и внимание в процессе образовательной деятельности. |
песок? - Ребята, как узнать из чего состоит песок? | ископаемое - Нужно рассмотреть песок через лупу | ||
III Информационно- аналитический Задача: обсуждение ситуации, поиск путей решения, актуализация имеющихся знаний Метод: беседа Прием: вопросы, объяснение | - Игровое упражнение «Необыкновенные следы» -Ребята, сейчас я предлагаю вам немного познакомиться и пофантазировать с песком. Сейчас, мы с вами немного поиграем. Я вам буду говорить животных, а вы должны изобразить пальчиком или рукой их след. Попробуем? «Идут медвежата» «Прыгают зайцы» «Ползут змейки» — | -Слушают воспитателя -Да -ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
разных направлениях). | Развили фантазию через игровое упражнение «Необычные следы» |
«Бегут жучки-паучки» «Кроказябла» |
придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы | ||
IV Практический Задача: практически применить свои знания Метод: беседа Прием: вопросы, показ, объяснение | Физминутка Сели — встали, сели — встали. Ванькой-встанькой словно стали. Руки к телу все прижали И подскоки делать стали. Рассматривают песок на тарелочке при помощи лупы. - Сейчас мы вами проведем несколько опытов. Опыт 1: Из чего состоит песок. -Из чего состоит песок? -Как выглядят песчинки? -Похожи ли песчинки одна на другую? -Чем похожи, и чем | Выполняют физминутку
| Сняли эмоциональное напряжения. Дети имеют представления о том, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие, твердые, неровные, разного цвета. |
отличаются песчинки?
Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок. Когда мы рассматривали песок через лупу, то видели много маленьких песчинок. Эти маленькие песчинки похожи на частички мелких камешек.
Попробуем поставить в стаканчик с песком трубочку от сока.
Опыт 3 | -Ответы детей -Он сыплется. - Трубочка расталкивает песчинки и поэтому ее легко воткнуть. | Дети научились различать и называть свойства песка: сухой, влажный, очень мокрый, состоит из мелких песчинок, сыплется, лепится, желтый (светло-или темно- коричневый, хорошо пропускает сквозь себя воду (вода уходит в песок)). |
- Предлагает взять формочку набрать в него сухого песка и построить -Получилась ли формочка? Почему? Что нужно сделать с песком чтобы из него можно было строить? -Верно, давайте, попробуем. | - Нет Необходимо добавить воду | ||
V Заключительный Задача: подведение итогов, обобщение и систематизация полученных знаний. Рефлексия |
-Молодцы! | - Он состоит из песчинок, когда сухой сыпучий, когда влажный, то из него можно строить. С помощью воды песчинки слипаются и крепко держатся друг за друга, мокрый песок плотный и из него легко сооружать постройки. -Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Песчинки бывают разного цвета и имеют разную форму - маленьких камешек. | Итоги подведены, результаты обобщены и систематизированы. |
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж» Кафедра дошкольного образования
Технологическая карта по детскому экспериментированию в средней группе
«Свойства воды: уровень воды»
Выполнила:
Щемелёва Дарья Олеговна воспитатель
2019
Тема или № занятия «Свойства воды: уровень воды»
Цель: создание условий для овладения навыками экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать усвоению понимания алгоритма действий по карте-схеме;
- формировать представления о свойстве тяжелых предметов « увеличивать» количество воды;
- уточнять значение воды для всего живого на земле.
Развивающие:
- развивать произвольное внимание, логическое мышление, речь;
-развивать познавательный интерес через ознакомление с техникой проведения опытов с водой, наблюдательность, умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки самоконтроля, умение общаться со сверстниками во время проведения опытов
Интеграция областей: познавательное развитие (познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой; развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом); развитие речи (поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями)
Демонстрационный материал: карты-схемы опыта
Оборудование: сосуд с водой для каждого ребенка; камни и железные предмет; интерактивная доска
Активизация словаря: схема
Технологическая карта
Этап, задача, методы, приёмы | Деятельность и речь воспитателя | Деятельность и речь детей | Планируемый результат |
I Вводно- организационный Задача: создание атмосферы психологической комфортности, эмоциональной поддержки детей Метод: беседа Прием: загадывание загадки | Приветствую детей, устанавливаю зрительный контакт.
Мы говорим: она играет. Она бежит всегда вперед, Но никуда не убегает | Встают в круг. -Здравствуйте -Вода | Дети смотивированы на предстоящую деятельность. |
II Мотивационно- побудительный Задача: мотивация к предстоящей деятельности Создание проблемной (игровой) ситуации | - Ребята во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Дома мы видим каждый день, как вода течет из крана. Как вы думаете, могут ли выжить человек и все живое на планете без воды? Для чего нам нужна вода? | - Размышляют для чего нужна вода. Выказывают предположения, как об этом можно узнать (спросить у взрослых, посмотреть в энциклопедиях, самим подумать). | Уточнять значение воды для всего живого на земле |
III Информационно- аналитический Задача: обсуждение |
| - Продолжают развивать произвольное внимание, наглядно-образное |
ситуации, поиск путей решения, актуализация имеющихся знаний Метод: практический Прием: дидактическая игра | здесь изображены различные животные, растения и рыбы, вы должны назвать кому, и для чего нужна вода. - Ребята, какой мы можем сделать вывод? | - Вода нужна для жизни и людям, и животным, и растениям | мышление |
IV Практический Задача: формирование речевых умений, навыков, необходимых для «открытия» нового знания. Побуждение детей к «открытию» нового знания в совместной с педагогом деятельности | Физминутка Очень всем нужна вода Делай раз и делай два. Звери из ручья попили, Влево, вправо поклонились, Вместе на носочки встали, Тучку лапками достали. Дождик вдруг полил с утра, За работу нам пора. - Ребята, вы хотите узнать много нового о воде? Тогда приглашаю вас в лабораторию «маленьких ученых» и предлагаю заняться исследованием воды. Вы согласны? -Сейчас мы пойдем в лабораторию и приступим к исследованиям, но прежде вспомним правила безопасности во время работы с водой. | Снятие эмоционального напряжения. Повторяют за воспитателем
| Расширили усвоение понимания алгоритма действий по карте-схеме; |
-Как вы думаете, сможете ли вы увеличить количество воды в стакане, не наливая туда еще воду?
-Кто из вас знает, что такое схема?
|
Высказывают предположения
-определенная последовательность
-Уровень воды стал больше | Сформировали представления о свойстве тяжелых предметов «увеличивать» количество воды |
-Увеличилось ли количество воды?
выше. Почему? От чего зависит уровень подъема воды?
-Молодцы, все верно назвали! | -Ответы детей
вытесняющих воду
| Сформировали познавательный интерес через ознакомление с техникой проведения опытов с водой, наблюдательность, умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы | |
V Заключительный Задача: подведение итогов, обобщение и систематизация полученных знаний. |
Я предлагаю вам подумать, и в следующий раз кто-нибудь сможет показать свой опыт с водой |
| Итоги подведены, результаты обобщены и систематизированы. |
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж» Кафедра дошкольного образования
Технологическая карта по детскому экспериментированию в старшей группе
«Какие тайны хранит воздух?»
Выполнила:
Щемелёва Дарья Олеговна воспитатель
2019
Тема или № занятия «Какие тайны хранит воздух?»
Цель: формировать представления о воздухе через познавательно-исследовательскую деятельность
Задачи:
Образовательные:
- учить обнаруживать воздух
- формировать представления о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.
- показать, что воздух обладает силой
Развивающие:
- развивать наглядно-образное мышление, речь, словесно-логическое мышление
Воспитательные:
- воспитывать желание познавать окружающий мир через дидактическую игру «Если бы я был ветром»
- воспитывать аккуратность при использовании необходимого оборудования
Интеграция областей: познавательное развитие (способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств. Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования); развитие речи (расширять представления детей о многообразии окружающего мира; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи)
Демонстрационный материал: карты-схемы
Оборудование: полиэтиленовые пакеты, трубочки, емкость с водой, таз с водой, лодочка, карты-схемы.
Активизация словаря: воздух-невидимка, лаборатория, упругий
Технологическая карта
Этап, задача, методы, приёмы | Деятельность и речь воспитателя | Деятельность и речь детей | Планируемый результат |
I Вводно- организационный Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность Метод: словесный Прием: загадывание загадки |
И обратный держит путь. Он невидимый, и всё же, Без него мы жить не можем.
|
| Дети смотивированы на предстоящую деятельность. |
II Мотивационно- побудительный Задача: мотивация к предстоящей деятельности Создание проблемной (игровой) ситуации |
«Какие тайны хранит воздух».
Землю. Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Воздух – удивительная оболочка вокруг Земли.
|
| Дети имеют представление о воздухе |
- Совершенно верно. | людям | ||
III Информационно- аналитический Задача: обсуждение ситуации, поиск путей решения, актуализация имеющихся знаний |
-Как вы думаете, что такое лаборатория? -Правильно. | - Ответы детей -Это помещение где проводят опыты | Дети стараются отвечать на вопросы полными предложениями. Воспитали желание познавать окружающий мир через дидактическую игру «Если бы я был ветром» |
IV Практический Задача: практически применить свои знания Метод: наглядный, практический | Физминутка Мы весело и дружно Надуем шар воздушный. | -дети маршируют -делают глубокий вдох носом, при этом надувают живот, словно это воздушный шарик | Сняли эмоциональное напряжение. Дети стараются отвечать на |
Шарик красный, шарик синий Надуваем сильно-сильно. Вдох-выдох, выдох-вдох Улетел наш шарик – «ОХ»!
-Какой мы с вами можно сделать вывод?
| -делают выдох ртом
-Вода, трубочки, пакеты, лодочка -Там пусто -Выполняют действия воспитателя -Воздух
| вопросы полными предложениями. Воспитали аккуратность при использовании необходимого оборудования Продолжили учить обнаруживать воздух Сформировали представления о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить. Показали, что воздух обладает силой |
соломинкой»
|
-Ответы детей -Потому что мы дуем на |
-Молодцы, ребята. | нее -Человек выдувает воздух, он толкает лодочку | ||
V Заключительный Задача: подведение итогов, обобщение и систематизация полученных знаний. |
-Чем мы сегодня с вами занимались? -Какой опыт вам больше всего понравился?
|
| Итоги подведены, результаты обобщены и систематизированы. |
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж» Кафедра дошкольного образования
Технологическая карта по детскому экспериментированию в подготовительной группе
«Секреты огня»
Выполнила:
Щемелёва Дарья Олеговна воспитатель
2019
Тема или № занятия «Секреты огня»
Цель: создание условий для формирования осознанного отношения детей к огню через изучение свойств огня.
Образовательные:
- показать на опыте, что при горении изменяется состав воздуха кислорода становится меньше, а для горения нужен кислород; ознакомить со способами тушения пожара.
- показать, что пламя свечи всегда направлено вверх, но может менять направление при воздействии потока воздуха;
- узнать имеет ли цвет огонь, и может ли он меняться
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, логическое мышление, произвольное внимание и память, дидактическую игру «Добрый и злой огонь»
- развивать способность самостоятельно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку явлениям
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе
Интеграция областей: познавательное развитие (развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус); социально-коммуникативное развитие (формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе, уточнять знания детей о причинах пожара)
Демонстрационный материал: карта-схема
Оборудование: свеча, банка, зубочистка, железный поднос, спички, вода.
Активизация словаря: пожар
Технологическая карта
Этап, задача, методы, приёмы | Деятельность и речь воспитателя | Деятельность и речь детей | Планируемый результат |
I Вводно- организационный Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность Метод: словесный Прием: чтение стихотворения |
Что ребятам греет ужин, Режет сталь и хлеб печет! | Слушают стихотворение | Дети смотивированы на предстоящую деятельность. |
II Мотивационно- побудительный Задача: мотивация к предстоящей деятельности Создание проблемной (игровой) ситуации Метод: словесный Прием: вопросы |
Может ли огонь быть опасным?
| Об огне
| Воспитывать бережное отношение к природе |
| -Нельзя
-Потушили
| ||
III Информационно- аналитический Задача: обсуждение ситуации, поиск путей решения, актуализация имеющихся знаний Метод: наглядный, беседа Прием: дидактическая игра |
| - Выполняют задание воспитателя | Продолжили развивать логическое мышление, произвольную память и внимание с помощью закрепления |
IV Практический Задача: практически применить свои знания Метод: практический, беседа |
-руками к огню не лезем, близко не подходим, руками не машем.
|
-Воду, огнетушитель, песок | показали на опыте, что при горении изменяется состав воздуха кислорода становится меньше, а для горения нужен кислород; ознакомить со способами тушения пожара. |
всегда ли пламя свечи направлено вверх?
-Вывод: При любом наклоне язычок пламени постоянно держится вертикально, будто кто-то невидимый удерживает пламя. Поток воздуха изменяет направление огня.
|
-Ответы детей
| показать, что пламя свечи всегда направлено вверх, но может менять направление при воздействии потока воздуха; узнали имеет ли цвет огонь, и может ли он меняться |
Вывод: разные вещества и материалы горят с разным цветом пламени. Вот таким образом получаются красивые фейерверки | - самый нижний слой голубоватого оттенка; затем светло-желтый слой, после него-самый верхний- красновато-оранжевый -Желто-оранжевый | ||
V Заключительный Задача: подведение итогов, обобщение и систематизация полученных знаний. |
| - слушают воспитателя, отвечают на вопросы | Итоги подведены, результаты обобщены и систематизированы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание- функция его личности. Оно невозможно без таких кач...
Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста с использованием технологии Дьенеша
Консультация для воспитателей...
Использование дидактических игр в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста
Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для ...
Консультация для родителей.«Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста»
Основа познавательного интереса -активная мыслительная деятельность ребёнка. Познавательный интерес связан с память и мышлением ребёнка, желание узнать что то новое , неизведанное....
Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"
Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"...
Тема по самообразованию: "Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми в СРЦН"
Тема по самообразованию: "Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми в СРЦН"...
Методическая рекомендация «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Методическая рекомендация«Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...