Игры-путешествия
план-конспект занятия (старшая группа)
Игры-путешествия для старшей группы
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ЧАСОВ
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ЗЕРКАЛА
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ЛАМПОЧКИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ТЕЛЕФОНА
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ЖИЛИЩА
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ПЛИТЫ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry-puteshestviya.docx | 34.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры-путешествия для старшей группы
(дети 5—б лет)
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ЧАСОВ
I вариант
Познакомить детей с историей часов; подвести к пониманию их назначения и функции; закрепить умение выделять особенности предметов (форму, размер, части), определять признаки материала; научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением (узнавать время) и строением (песочные, карманные и т.д.); подвести к пониманию, что часы человек создает для облегчения своей жизни.
Предметные картинки с изображением часов; различные часы.
Кто это у нас плачет? (Оглядывает детей, заглядывает за ширму.) Да это же Петрушка! Что с тобой? Ты же всегда смешишь детей, а сейчас плачешь? Петрушка. В том-то и дело, что я хотел сегодня попасть на детский праздник, но, пока собирался, он уже закончился. Я посмотрел на улицу, солнце еще светило, подумал, что успею, зашел в магазин игрушек... и опоздал! Солнце меня подвело.
— Подожди, Петрушка, не плачь. Давай разберемся. Почему солнце тебя подвело?
Петрушка. Но у меня же нет часов. А как люди раньше узнавали время? Подскажите мне! (По солнцу.) Ну вот. Я посмотрел на солнце, увидел, что оно светит, подумал, что успею, и зашел в магазин...
— Петрушка, Петрушка, мы это уже слышали. Но ведь солнце светит целый день. Давай спросим у ребят, что они думают, как по солнцу можно определять время? (Если солнце низко — еще утро, если солнце высоко — день. Или по тени.) Вы говорите правильно, но люди стали задумываться, как точнее узнать время, и придумали настоящие солнечные часы. Петрушка. Ух ты, как интересно! А я-то думал...
— Петрушка, хочешь пойти с нами в музей часов? Ты увидишь, какие часы были раньше, и я все расскажу о них. Петрушка. Конечно! Пошли.
Под музыку дети делают разные движения (физкультурная минутка) и затем приходят в музей.
— Вот и макет солнечных часов. Сначала люди делали их на земле. Вместо циферблата — расчерченная площадка под открытым небом, вместо стерженька для стрелок — колышек. Ходит солнце по небу, а по площадке ходит тень от колышка. Как вы думаете, удобны такие часы? (Нет, к ним нужно всегда бегать и смотреть.) А можно пользоваться такими часами в пасмурную погоду? (Солнца не будет, и тень не будет падать. Часы не будут нужны. Еще такие часы могут затоптать или сломать колышек.)
— Да, такими часами люди недолго пользовались, а изобрели масляные часы. Как они устроены? (Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени.) Удобны такие часы? (Нет, они могут упасть, и получится пожар.)
Петрушка. Вот здорово, ведь в доме станет светло-светло и лампа будет не нужна! (Все сгорит, и ты, Петрушка, тоже.) Ну а если часы не упадут? (Нужно будет всегда следить, не кончилось ли масло, подливать его.) А это что за свечка? Зачем она здесь?
— Это — тоже часы. Как, вы думаете, узнавали время по свечке? (Когда свечка сгорит, прошел день.)
— А если свечка маленькая, она быстро сгорит. Вот смотрите, на ней снизу доверху начерчены полоски. Сколько воска растает по полоскам, столько прошло часов. Удобны такие часы? (Нет, нужно много свечек и на улице не узнаешь время, ведь нельзя же носить свечку с собой, она погаснет.) Поэтому люди изобрели песочные часы. Как они работают, чем удобны и чем неудобны? (В них сыплется песок, и люди по этому узнают, который час. Их можно носить с собой и все время переворачивать.) Но песок в них сыплется только 5 минут, и приходится время считать по минутам. (По ним можно засекать время. Например, успеешь или нет побежать вокруг сада.) Людям и с этими часами было не очень удобно, и они придумали простой механизм. Смастерили большие механические часы, повесили их на высокой башне. Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. Но все-таки эти часы тоже неудобны. Почему? (Их видно не из всех домом Надо выход ить на улицу и смотреть, который час. И какие тогда часы придумали люди? (Которые носят на руке, их можно везде с собой носить.)
Но рал люди стали точно узнавать время, им и метиннть нужно было в одно и то же время. Что для этого они изобрели? (Будильник. Его заводят, он звенит.)
Если, например, человек чем-то занят на работе, а через час ему нужно куда-то идти, что ему делать? Все время смотреть на часы? Он будет отвлекаться. (Занести будильник, положить часы перед собой, сказать кому-нибудь, чтобы ему напомнили.)
— А вот для этого человек придумал электронные часы, которые работают на батарейках. Их можно поставить на то время, какое нужно, и они подадут сигнал. Это настоящие чудо-часы.
Петрушка. Почему здесь стоит петух? (По нему тоже раньше узнавали время.) Как это? (Он утром кукарекал и всех будил, а вечером кукарекал, чтобы люди ложились спать.)
— Ну вот и все часы, а сейчас мы с вами вернемся в группу, и каждый нарисует часы, которые он хотел бы иметь, но только совсем другие, новые, которые еще никто не придумал.
Под музыку дети возвращаются и начинают рисовать.
II вариант
Научить детей ориентироваться в прошлом часов; развить умение устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них.
Предметные картинки с изображением часов; различные часы.
Знайка прислал нам письмо и посылку. Я сейчас прочитаю письмо. Здесь загадка написана. Мы должны отгадать загадку, тогда увидим отгадку.
Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим.
— Правильно, это часы. Посмотрите, Знайка изобразил свои часы и прислал нам. Давайте прислушаемся к этим часам, они приглашают нас в путешествие. Сегодня мы поговорим о часах. Очень часто вам говорят: «Заканчивайте, осталось 5 минут» — и смотрят на часы. Или: «В десять часов идем на физкультурное занятие». А если бы не было часов, знал бы человек, когда ему вставать, когда завтракать, когда идти на работу? Я вам напомню потешку, а вы постарайтесь догадаться, кто здесь выполняет роль часов:
Петя, Петя, петушок, —
Золотой гребешок,
Петя рано встает,
Голосисто поет,
Деткам спать не дает!
— Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку!» Но можно ли по пению петуха определить точное время? Всегда и везде ли есть петух? (Точное время нельзя узнать по петушку. Петушок может заболеть. Он может кричать раньше времени.)
— Правильно, по пению петуха трудно определить точное время: то он свалится с жердочки и закричит раньше времени, то лиса его унесет. А если петушок проспал, будит солнышко. Какие первые часы придут мал человек? (Солнечные часы. Их очень легко сделать: начертить круг, палочку в середину поставить, отметить цифры, тень будет падать. Так мы узнаем, который час.)
— Верно. Человек заметил, что утром солнце находится справа от жилья, вечером ■— слева, а днем — прямо над домом. И еще он заметил, что если солнышко находится сзади, то тень всегда спереди, если солнышко справа, то тень всегда слева. Мы с вами наблюдали это. И человек подумал: нельзя ли сделать солнечные часы. (Показывает картинки с изображением солнечных часов.) Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Почему? (Часы работают только в солнечную погоду. Их в дом не принесешь. Ночью и вечером они не работают.)
— Человек стал думать и придумал водяные часы. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей вода вытекала из отверстия. Ее становилось все меньше и меньше. Но такие часы были неудобны — все время приходилось доливать воду. (Показывает картинки с изображением водяных часов.) Затем человек создал песочные часы.
ЛТак как дети знакомы с песочными часами, они рассказывают их действие.
Чем неудобны песочные часы? (Их хватает на несколько минут.) Правильно. То их забудешь перевернуть, да и с собой не унесешь, в карман не положишь, ни стену не повесишь, да и хватает их лишь на несколько минут: 3, 5, 10. Где ими удобно пользоваться? (В бассейне можно пользоваться, в поликлинике. Когда ходил с мамой на процедуры, там были песочные часы.)
— Прошло много времени, пока человек не придумал часы с механизмом. Установил пружинку, закрутил ее, чтобы не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико и передвигает его, второе колесико передвигает стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Механические часы нужно заводить каждый день. Забудет человек завести часы, они встанут. А какие часы не надо заводить? (Электронные.)
— Правильно, чтобы еще удобнее было, человек создал электронные часы, работающие на батарейках. Они не такие капризные, их каждый день не надо заводить. В электронных часах светятся только цифры, не надо высчитывать минуты и часы. Удобно пользоваться такими часами? Как вы думаете, где человек использует часы, работающие от электричества? (Видели часы на вокзале. Их можно использовать на улице, еще в метро.)
— Вот какой сложный путь прошли часы, чтобы мы их увидели такими, какими видим сейчас. И все это сделал человек. Посмотрите, какие красивые часы придумали взрослые. (Показывает разные виды часов, часы разной форты). Человек позаботился и о внешнем виде часов, чтобы порадовать людей. Вот как изменил человек часы, он проявил умение, творчество в работе и постарался, чтобы они всем понравились. И может, кто-то из вас, став взрослым, придумает новые, более интересные часы.
Воспитатель дает детям задание: подумать о том, как могут измениться часы в дальнейшем. Данное занятие можно разделить на два: сначала провести занятие о часах прошлого, а затем — о современных часах.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ЗЕРКАЛА
Познакомить детей с историей появления зеркала; закрепить знания о необходимости этого предмета; вызвать положительный эмоциональный настрой. Зеркала различной формы, волшебный сундучок, дидактическая игра «Подбери отражение».
Сегодня на своем столе я увидела вот этот красивый сундучок. Как я ни пыталась его открыть, так и не смогла. Может, попробуем вместе?
Появляется Любознайка.
Любознайка. Нет, нет, не трогайте сундучок. Чтобы его открыть,нужно угадать, что там лежит. Не смотря в окошко, Был один Антошка. Посмотрел в окошко, Там второй Антошка. Что это за окошко, Куда смотрел Антошка? Любознайка. Правильно,это-зеркало. Вот и сундучок открылся. А какие красивые зеркала в нем лежат (показывает ребятам). А кто скажет: для чего нужно зеркало? (Чтобы смотреться в него по утрам, смотреться в него, когда расчесываешься, одеваешься.) Правильно. Зеркало — очень нужная вещь в доме. Но оно появилось не сразу. Давным-давно человек сначала смотрелся в воду озера или реки. И чем более гладкой была вода, тем лучше было отражение. А когда ветерок рябил воду, в ней были видны только солнечные блики. И однажды человек нашел кусок металла. Воспитатель читает стихи: Долго он полировал металл, Сам себя там увидал. И предмет он Зеркалом назвал. Любознайка. Совершенно верно. И тогда люди начали делать зеркала, полируя металл. Но прошло какое-то время, и человек начал изготавливать маленькие зеркала. Как вы думаете, зачем? (Чтобы носить их с собой.) После долгих опытов оказалось, что блестящий металлический слой можно нанести на стекло. Само стекло — это еще не зеркало. Отражение дает тонкий слой серебра, а стекло предохраняет его от царапин и повреждений. А какие вы знаете сказки, в которых упоминается зеркало? («Кривые зеркала», «Волшебное зеркало», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»...) А теперь, ребята, возьмите зеркала в руки, потрогайте их и скажите, какие они. (Гладкие.) А если бросить зеркило, что с ним будет? (Оно разобьется.) Правильно. Поэтому, чтобы зеркало не разбилось, с ним нужно обршцптьсл аккуратно. А гладкое оно потому, что Шфкшю с поровиой поверхностью дает кривое отражение. Сейчас зеркало есть в каждом доме. Давайте с вами поиграем в игру «Подбери отражение». Нв ОДНИХ карточках изображены всевозможные лица, В па других — отражения этих лиц в зеркале. Эти карточки нужно подобрать попарно. Дети играют в дидактическую игру «Подбери отражение».
Любознайка. А теперь давайте представим, что мы — художники, и каждый нарисует зеркало, но не простое, а волшебное, которое он хотел бы иметь. Дети рисуют. В конце занятия воспитатель проводит анализ.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ЛАМПОЧКИ
I вариант
Познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой к прошлому этого предмета.
Лучина, свеча, керосиновая лампа, электролампоч-ка, спички, различные светильники (или картинки , с их изобрал^ением).
Вы любите путешествовать? Хотите, мы сегодня отправимся в интересное путешествие? Вам хочется узнать, куда мы отправимся? (Да!) Для этого вам нужно будет отгадать следующие загадки:
Дом — стеклянный пузырек, А живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, Ярким пламенем зажжется.
Висит груша — Нельзя скушать.
Чудеса на потолке — Повисло солнце на шнурке.
Висит без дела днем, А ночью освещает дом. — Молодцы. Вы правильно отгадали все загадки. Ответ один и тот же — электрическая лампочка. Поэтому мы сейчас с вами отправимся в прошлое электрической лампочки. Но сначала закройте глаза, а я произнесу волшебные слова. С их помощью мы с вами окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки. Раз, два, три — мы пришли! Что за предметы на столе?
Дети перечисляют предметы, лежащие на столе.
— Что общего у этих предметов? (Они зажигаются и дают свет.) Сейчас мы с вами поговорим о том, как человек придумал свет. Но сначала скажите, всегда ли была электрическая лампочка? (Нет!)
— Конечно нет. Как вы думаете, чем древний человек освещал свою пещеру? Древние люди разжигали в пещере очаг,и от него становилось светлее. А как вы думаете, человеку трудно было ходить по улице ночью? (Да!) Почему? (Ничего не видно, темно.) Кто-нибудь знает, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью? (Фонарики.) Они появились позже. А раньше? Раньше люди придумали факелы. Что это такое?
Дети отвечают на вопрос.
— С факелами не только ходили по улице, но и в замке на стене укрепляли, и они освещали помещение. Затем люди придумали лучину. Что это такое? Это просто щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно было правильно расположить, чтобы она лучше светила.
Воспитатель зажигает лучину, все наблюдают, как она горит. При этом воспитатель обращает внимание на то, что от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит.
— Такое освещение удобно? (Нет.) Почему? Дети отвечают на вопрос.
— Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения — свечу. Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала.
Воспитатель показывает свечу, обращает внимание детей на то, что внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток; он зажигает свечу, показывает, как горит.
— Как вы думаете, чем неудобна свеча? (Ею можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит, дает мало света.) Человек стремился придумать более удобное освещение своего жилья. Люди научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы. Воспитатель показывает детям керосиновую лампу, объясняет принцип ее действия.
Удобной была керосиновая лампа? (Нет!) Почему?
Дети отвечают на вопрос.
Прошло много лет. Люди искали новые способы удобною освещения своего жилища. Когда появилось электричество, Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры. Теперь к наших домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах — бра, на столах стоят настольные лампы и др. Как вы думаете, где мы разместим эти предметы, где их место в нашей группе?
Дети отвечают на вопрос. Далее воспитатель предлагает детям с помощью алгоритмов рассказать об электрической лампочке: к какому миру относится — рукотворному или природному; размер; цвет; форма; вес; материал; из каких частей состоит; функция; назначение.
II вариант
Подвести детей к пониманию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей.
Лучина, свеча, электролампочка, различные светильники или картинки с их изображением.
Назовите предметы, которые находятся на столе. Что общего между этими предметами? (Они зажигаются, горят, дают свет.)
— Сегодня мы поговорим о том, как человек победил ночь. Давным-давно, когда не было нас с вами, ваших пап и мам, дедушек и бабушек, люди жили совсем по-другому. Они вставали с первыми лучами солнца, а с заходом солнца ложились спать, пока, наконец, не додумались использовать лучину. Эту лучину сделал наш столяр Борис Матвеевич (показывает лучину). Он рассказал мне, что обычно лучину делали из березы, так как она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. Очень важно правильно расположить лучину, тогда она лучше будет светить. Прежде чем расположить лучину горизонтально, человек много думал, по-разному располагая ее. Лучинами люди пользовались и в годы войны, чаще всего их использовали в землянках. Огонь от лучины освещал землянку и радовал солдат. Наш Борис Матвеевич воевал, он и рассказал об-этомВоспитатель зажигает лучину, дети наблюдают, как она горит. Воспитатель говорит о том, что света от лучины очень мало, она очень быстро сгорает и сильно коптит.
— Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения — свечу. Как пользоваться свечой?
Воспитатель показывает свечу, обращает внимание детей на то, что внутри свечи фитиль сделан из нитей; затем зажигает свечу, дети наблюдают, как она горит.
— Как вы думаете, почему неудобно пользоваться свечкой? (Можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит и дает мало света.) Прошли годы. Человек искал новые способы удобного освещения своего жилища. Русский инженер Александр Ладыгин создал электрическую лампочку, которая и сейчас в темные вечера и ночью освещает наши квартиры. А теперь расскажите мне, как человек победил ночь?
После рассказа детей воспитатель показывает различные светильники, обращая внимание на их внешний вид, цвет, форму, материал, строение.
III вариант
Познакомить детей с историей электролампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой и интерес к прошлому этого предмета.
Лучина, свеча, электролампочка, различные светильники.
Почему у нас сегодня утром и вчера вечером было темно в группе? (Не было света, не горели лампочки.) Плохо нам было без света? Почему? Как вы думаете, лампочки всегда были или чем-то другим освещали помещение?
Дети отвечают на вопросы.
— Давным-давно люди жили в пещерах, разводили огонь, на котором готовили пищу. От костра в пещере становилось светлее. Затем люди придумали лучину. (Что это такое?) Это обыкновенная деревянная щепка. Ее зажигали и таким образом освещали жилище. Как вы думаете, при свете такой лучины хорошо было видно? Надолго ли хватало лучины?
Дети отвечают на вопросы.
— Это было не очень удобно, и люди придумали свечу из воска. Вы все видели свечу? Как она устроена? Долго ли может гореть свеча? Она удобнее, чем лучина? Чем? А в чем неудобство свечи?
Дети отвечают на вопросы. - Люди думали, думали и изобрели керосиновую лампу. Кто видел керосиновую лампу? Кто знает, как она устроена, почему горит? Керосиновая лампа удобнее, чем свеча?
Дети отвечают на вопросы.
— Да, с такой лампой можно было выходить и в дождь, и в ветер. Но все-таки керосиновая лампа не очень удобна.
Проводится физкультурная минутка.
— После керосиновой лампы люди изобрели электролампочку. Из чего она сделана? Что у нее внутри? Долго ли может гореть лампочка? Она удобнее, чем керосиновая лампа? Чем? Что было бы, если б не было света?
Дети отвечают на вопросы.
— Теперь вы убедились, как неудобно жить без света. Мы с вами привыкли, что в наших домах горит свет, по вечерам освещаются улицы. Это так удобно. А теперь давайте немного пофантазируем и нарисуем красивые светильники и люстры, от которых много яркого света.
Дети рисуют, а затем рассматривают рисунки друг у друга и обмениваются впечатлениями.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ТЕЛЕФОНА
I вариант
Познакомить детей с историей изобретения и развития телефона; научить составлять алгоритмы; закрепить правила пользования телефоном; развить логическое мышление, сообразительность.
Таблицы «Выбери, что нужно для телефона», «Дорисуй, чего не хватает», карандаши, таблица для алгоритма.
Еще древние люди начали общаться между собой, передавать друг другу сообщения. Как они это делали, если не умели говорить? (Жестами, мимикой, с помощью рисунков.)
Воспитатель предлагает детям выполнить игровые задания: «Передай просьбу жестом», «Определи эмоциональное состояние», «Отгадай, что написано этими картинками».
— Индейцы, чтобы передать сообщение в соседнюю деревню, забирались на высокую гору и громко кричали. Но как докричаться до другого города, до другой страны? И вот 150 лет назад был изобретен телефон. Первый телефон представлял собой две трубки, похожие на воронки. В одну из них говорили, а другую прикладывали к уху. Потом появился ручной телефон. Сначала нужно было вызвать свою станцию, а затем телефонная барышня вызывала другую станцию и переключала телефон на нужную линию. Позднее придумали телефонный аппарат с диском, который состоял из корпуса, трубки, цифрового диска.
Воспитатель предлагает детям игровое задание «Выбери, что нужно для телефона».
— Какие виды телефона вы знаете? (Телефон-автомат, кнопочный телефон, телефон-автоответчик, радиотелефон, сотовый телефон, видеотелефон.) Для чего нужен телефон? Что можно узнать с его помощью? (Вызвать врача, заказать билеты на проезд или на самолет, поговорить с другом.)
Воспитатель предлагает детям игровое задание «Дорисуй, чего не хватает».
— Как правильно пользоваться телефоном? Что нужно сказать в начале разговора? Каким тоном нужно говорить по телефону? Что нельзя делать по телефону? Удобно иметь дома телефон?
Дети отвечают на вопросы.
II вариант
Познакомить детей с историей телефона; пополнить знания о различных конструкциях телефона; развить ретроспективный взгляд на предмет; познакомить с правилами пользования телефоном.
Предметные картинки с изображением телефона.
Как общались между собой древние люди? (Жестами, мимикой, с помощью рисунков, словами).
Как и в варианте I, воспитатель рассказывает об изобретении телефона, затем проводит дидактическую игру «Выбери, что нужно для телефона». Как называется телефон на улице? (Телефон-автомат.) Для чего нужен телефон? Что можно узнать с его помощью? (Вызвать врача, заказать билеты, поговорить другом, узнать время.)
Воспитатель предлагает детям игровое задание «Дорисуй, чего не хватает».
Как правильно пользоваться телефоном? Что нужно скакать в начале разговора? Каким тоном нужно говорить но телефону?
Дети отвечают на вопросы, затем воспитатель предлагает игровое задание «У меня зазвонил телефон».
— Чтобы телефон приносил только пользу, с ним нужно обращаться бережно. У кого есть дома телефон? Расскажите, какой он? Удобно иметь дома телефон?
Воспитатель предлагает детям составить алгоритм «Телефон».
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ЖИЛИЩА
Углубить знания детей об истории жилища; научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище.
Макет «Прошлое жилища».
Сегодня мы с вами отправимся в музей, чтобы со-'нершитч) путешествие в прошлое жилища. Мы узнаем, где раньше жили люди, где живут сейчас и почему люди всегда благоустраивали свое жилище.
Все приходят в музей. Слышится плач Петрушки.
— Петрушка, почему ты так горько плачешь? Петрушка. Ой, какое горе. Прихожу сегодня в музей, а все макеты жилища разбросаны, все валяется на полу.
- Ну, не плачь. Сейчас мы все поднимем, расставим по местам.
Петрушка. Поставить-то я и сам бы мог — это не беда. Беда в том, что я не помню, в какой последовательности были расставлены макеты (плачет).
- Ну что будем делать? Давайте попробуем сами догадаться, где жили люди раньше, где потом и сейчас. Как вы думаете, где? (Раньше люди жили в пещерах, потому что не умели делать кирпичи. У них не было машин, которые помогли бы им строить большие дома. А потом люди стали жить в шалашах.) — А сейчас люди живут в шалашах? (Нет.) Но вот, например, отправились ваши папы на охоту, и пошел дождь. Они могут быстро сделать шалаш и переждать в нем дождь. Удобно? (Да!)
— А почему человек решил построить шалаш, а не остался жить в пещере? (В пещере холодно, могут обвалиться камни. А если варить еду, весь дым остается в пещере.)
— Совершенно верно! Какие вы догадливые. Ну а чем шалаш лучше — ветер подует, и он упадет? (Конечно, упадет. Но его надо покрепче ставить, колышки в землю глубоко закапывать.)
— Но в шалаше, наверное, тоже было неудобно жить? (Там было жарко и дверей не было. Поэтому человек придумал деревянный дом. В нем можно и печку топить, и окна сделать, и трубу.) А почему раньше человек не стал в таком доме жить? (Стекла раньше не было, и как строить люди тоже не знали.) А как вы думаете, чем еще удобен деревянный дом? (Дождь не попадет в дом и ветром его не сдует.)
— Хорошо. Тогда скажите, если деревянный дом так удобен, то почему люди придумали большие дома, в которых несколько этажей? (В деревянном доме мало людей живет, а в многоэтажном много.) А почему в деревнях не строят такие большие дома? (Потому что там не так много людей, как в городе.)
— Ну, Петрушка, правильно мы расставили макеты?
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ПЛИТЫ
I вариант
Познакомить детей с историей создания современной плиты, с процессом ее преобразования человеком; активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира провал ого.
Предметные картинки с изображением печки и плиты; макеты плиты; бумага, карандаши.
Давайте пойдем в наш музей и внимательно рассмотрим находящиеся в нем предметы. Мне кажется, что сегодня нас ждет встреча с новым интересным предметом. Посмотрите, пожалуйста, внимательно. Вы
заметили в нашем музее новый предмет? Я, например, его вижу. А вы? (Печка.)
— Да, верно. В нашем музее появилась вот такая печка (показывает детям). Это — русская печка. Как вы думаете, где можно увидеть такую печку? (В деревне у моей бабушки тоже есть такая печка.) А где еще мы с вами видели такую печь? (В музее.)
Правильно. Когда мы ходили в краеведческий музей, чтобы познакомиться с прошлым жилища, мы видели такую же печку в русской избе. Нам о ней подробно рассказала экскурсовод музея. Вы помните об этом?
Дети с помощью вопросов воспитателя вспоминают, что такая печка нужна для того, чтобы обогревать избу, готовить еду, рассказывают, как это делается.
— А всегда люди готовили еду в такой печке? Давайте с вами вспомним древнего человека. Как он готовил себе пищу?
Дети отвечают на вопросы.
— Правильно. Древний человек разжигал огонь, бросал в него куски мяса, рыбу, они обжаривались, и он ел их. Как вы думаете, какими от огня костра становились рыба и мясо? (Они были грязные, закопченные.)
— Человек придумал посуду из глины и еще какое-то время готовил себе еду в этой посуде над костром. Сейчас люди так делают? (Иногда в лесу, на даче.)
— Да, конечно, люди готовят себе так еду, если они не дома, а где-то отдыхают на природе: в лесу, в горах и других местах. А в домашних условиях люди готовят на костре? (Нет!) А на чем теперь люди готовят себе еду? На чем мама дома готовит еду для вас? (У нас дома газовая плита. А у пас электрическая плита.)
Воспитатель показывает детям макеты газовой и электрической плит, рассказывает о работе одной и другой, сравнивает их, рассказывает о том, какая плита удобнее, и объясняет почему, напоминает о том, что детям самим нельзя включать плиты, и объясняет почему.
— А сейчас я хочу загадать загадку и предложить вам нарисовать отгадку.
Четыре синих солнца У бабушки на кухне, Четыре синих солнцаГорели и потухли. Поспели щи, шипят блины, До завтра солнца не нужны.
(Газовая плита) Дети рисуют.
II вариант.
Познакомить детей с историей создания плиты; научить выделять форму, части, размер предмета и определять материал (дерево, камень, кирпич, металл); научить называть признаки (гладкий, твердый) и устанавливать причинно-следственные связи между назначением (нагревать, варить) и строением (конфорка, духовка, вертел).
Предметные картинки с изображением печки и • плиты; макеты; бумага, карандаши.
Сегодня мы будем путешествовать во времени. Полетим на ковре-самолете. Закрывайте глаза. Незнайка (вбегая). Стойте, куда вы без меня отправляетесь? Я тоже с вами полечу!
— Дети, возьмем Незнайку с собой? (Да!) Закрывайте глаза. Считаем 10, 9, 8 ... 2, 1, 0. Пуск!
Под музыку «летят».
— Вот мы с вами прилетели в далекое прошлое. Здесь живут древние люди,и живут они в пещерах. Незнайка. Что-то я проголодался со страху.
— Ой, ребята, что-то мы с вами об этом не подумали. Что же будем есть? Чем здесь питаются люди? Как вы думаете? (Травой, убивают животных и едят их мясо.) Незнайка. Фу, сырое мясо? (Нет, они жарят мясо на костре.) Но это так долго. А вдруг мясо сгорит?
— Тебе, Незнайка, не угодишь. Что ты предлагаешь? Незнайка. Давайте полетим туда, где можно быстро готовить еду.
— Давайте попробуем. Садитесь на ковер-самолет, закрывайте глаза, считайте... и полетели. Незнайка. Куда это мы попали? (В деревню.) Уж здесь нас накормят. А на чем готовят? На плите?
— Какой ты шустрый! Плита появилась недавно, а в это время, в которое мы попали, на чем готовили? Как вы думаете? (На печке.)
Незнайка. А как? (Внутри печки разжигали дрова, печка нагревалась, и в ней готовили еду.) Что-то мне стало жарко, как я представил горячую печку. Неужели она удобная? (Не совсем. Для печки нужны дрова, она может засориться, и тогда в доме бу-д(!т дым.) Много места занимает в доме. Нет, полетели дальше, может, люди еще что-то изобрели? Накрывайте глаза, считайте ... и полетели.
Нез н а й к а. Опять в какой-то дом попали? А это что? (Показывает на керосинку.)
- Это керосинка. На ней люди стали готовить еду позже, чем в печке. Чем она удобнее? (Она меньше и для нее не надо дров.) Кто догадался, как она работает? (Внутрь наливают керосин, разжигают, как керосиновую лампу, и на подставку ставят кастрюлю.) Незнайка, нравится тебе такая керосинка?
Н е з н а й к а. Нравится, но только от нее плохо пахнет, можно задохнуться. А вы, ребята, как думаете? (Нужно много керосина. На маленьком огне еда будет долго вариться.)
— Ну, тогда полетели дальше... А это уже современные бытовые приборы. Что это? (Это газовая плита, у нас дома была такая, а теперь другая.)
— Вот, Незнайка, какие люди умные, все лучше и лучше придумывают. А ведь газовые плиты тоже были другими. Газ находился в отдельном баллоне, по шлангам подавался к плите, и тогда конфорки горели. А теперь газ идет по специальным газовым трубам. Не нужны никакие баллоны.
Незнайка. На такой плите можно и суп сварить, и картошку пожарить? (А еще можно в духовке пироги печь.) Где-где? (В духовке. Там тоже зажигают газ и, когда духовка разогреется, пекут в ней пироги.) Ну а если нет газа в доме, например в деревне?
— Для этого человек создал сначала вот такую плиту. Как она работает? (От тока. Нужно включить в розетку, и она нагреется.)
Н е з н а й к а. А что там внутри есть? (Там есть пружина, которая нагревается, от нее идет тепло и можно готовить еду.)
- Но человека такая плита не устраивала. Почему, как кы думаете? (На ней нужно долго варить суп, а потом долго кипятить воду для чая.)
Не з н а й к а. И пироги нельзя печь, а я их так люблю.
- Поэтому люди создали большую электрическую плиту. В ней тоже духовка есть. Кто знает более усо-иершеиствованную плиту? (В рекламе показывают такую. В нее ставят мясо, включают кнопки, а когда вынимают — все уже готово.) Такая печь называется микроволновой, она работает по
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»
Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....
ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»
Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...
Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"
пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....
Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие
Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...
Игры игры-путешествия, алгоритмические игры, логические задачи
Игры-путешествия:1. «В гостях у Лесовичка». Цель:Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи- доказательства.Ход игры:В гости к детям приходит старичок-лесовичок и приглашает детей в ...
Презентация «Дидактическая игра «Путешествие по сказкам» Дидактическая игра " Путешествие по сказкам. Для старшего дошкольного возраста.
Презентация «Дидактическая игра «Путешествие по сказкам»Дидактическая игра " Путешествие по сказкам. Для старшего дошкольного возраста....
Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.
Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...