Эмоциональное развитие дошкольников в проектной деятельности (из опыта работы педагога-психолога).
статья
13.02.2020г. во время проведения Всероссийского семинара "Проектная деятельность в ДОО: требования ФГОС" был представлен доклад по теме: Эмоциональное развитие дошкольников в проектной деятельности (из опыта работы педагога-психолога).
Для педагога-психолога поведение ребенка, развитие его эмоционально – личностной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психологическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития, адаптации в обществе.
Одной из форм инновационной деятельности является
- Использование метода проектов.
Метод проектов не является принципиально новым, но проектная деятельность в образовательном процессе приобретает особую значимость. Метод проектов – это инновационная технология, она имеет свои специфические особенности, которые обуславливают определенные изменения в педагогической практике, что способствует условиям для создания единого образовательного пространства за счёт взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_razvitie_doshkolnikov_v_proektnoy_deyatelnosti.docx | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное развитие дошкольников в проектной деятельности (из опыта работы педагога-психолога ГБДОУ №19 Курортного р-на СПб)
Эмоциональное развитие дошкольников в проектной деятельности.
Современное общество предъявляет все более высокие требования к подрастающему поколению. Обществу сейчас нужен новый человек – активный, способный творчески мыслить, созидать, преобразовывать не только себя, но и общество.
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Для педагога-психолога поведение ребенка, развитие его эмоционально – личностной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психологическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития, адаптации в обществе.
Эмоции играют важную роль в жизни каждого человека.
Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Дети не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.
Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому необходимо не только изучать разные эмоциональные состояния, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции говорят окружающим о его внутреннем состоянии. На сегодняшний день взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника.
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов система развития дошкольного образования находится в ситуации существенных изменений: на первый план выходит развитие личности ребёнка. Обязательным становится использование современных образовательных технологий, где главной целью образования становится не только передача знаний и социального опыта, сколько развитие ребёнка. На смену традиционным методам приходят новые, инновационные технологии, направленные на активизацию деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры.
Так ФГОС ДО выделяет ряд обновленных требований к условиям реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
- к основным компетенциям педагога;
- к инновационным формам работы с родителями;
- к инновационным формам работы с детьми.
Так одной из форм инновационной деятельности является
- Использование метода проектов.
Метод проектов не является принципиально новым, но проектная деятельность в образовательном процессе приобретает особую значимость. Метод проектов – это инновационная технология, она имеет свои специфические особенности, которые обуславливают определенные изменения в педагогической практике, что способствует условиям для создания единого образовательного пространства за счёт взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.
Проектная деятельность позволяет ребёнку войти в более широкий мир, ориентироваться в нём, понять окружающую его предметную действительность. Проектная деятельность выступает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познаёт не только свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми, учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, сотрудничать в условиях совместной деятельности, знакомиться с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе. У него появляется реальная возможность шире реализовать свои возможности в познании.
Поскольку в нашем ДОУ одна из годовых задач на 2019-2020 учебный год была «Создание условий по развитию индивидуальности и инициативы дошкольников в познавательном развитии в процессе детской проектной деятельности» мною совместно с детьми старшего возраста был разработан проект на тему «Мир эмоций».
Работа над проектом проходила в несколько этапов:
1. Постановка проблемы
в процессе проведения занятий по социально – коммуникативному развитию у детей старшего дошкольного возраста, дети стали замечать, что у одних ребят не получается выразить ту или иную эмоцию, а другие, напротив, не могут контролировать свое поведение и эмоции.
И поэтому Цель: Развитие и укрепление эмоционально-личностной сферы дошкольников через знания об эмоциях, эмоциональных состояниях, и способах их адекватного выражения.
2. Копилка.
Совместно с детьми, родителями начали собирать различный материал: об эмоциях и эмоциональных состояниях; определения эмоциональных состояний; способы выражения эмоциональных состояний (мимика, пантомимика, жесты);портреты с выражениями различных эмоций; детские и семейные фото; пиктограммы; дидактические игры; настольно- печатные игры; упражнения; наглядные пособия; предметные игрушки; пазлы, разрезные картинки с эмоциями; психологические этюды; физкультминутки; фонотеку, пейзажи в разной цветовой гамме; гирлянды с выражением различных состояний; мягкие игрушки с различным настроением; нетрадиционное оборудование: «подушка - колотушка», «мешочек для крика», «коробочка гнева» «коробочка с запахами», «кубик настроения», «коробка Дружбы», пособие «Мирилки»; игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения;
3. Картотека. Все эмоциональные состояния мы разделили:
по И. П.: (именам признаков)
- время (есть эмоции краткосрочные, есть длительные);
- цвет (эмоциональный окрас – есть положительные – светлые эмоции, есть негативные - темные);
- звук (одни эмоции сопровождаются звуковыми колебаниями: плач, крик, смех, у других это отсутствует);
- части (при передаче эмоциональных состояний человек не всегда использует только мимику, но и жестикуляцию, пантомимику);
- движения (эмоции человек может передавать, как находясь в состоянии покоя, так и в состоянии постоянного или частичного движения);
- место положения (в любом месте человек может испытать разнообразные эмоциональные состояния);
классифицировали эмоциональные состояния:
По степени интенсивности и продолжительности:
- длительные, но слабые, например, печаль;
- сильные, но кратковременные, например, радость;
По субъективному переживанию:
- эмоции положительного порядка, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека (и поэтому – доставляющие удовольствие);
- эмоции отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей (и поэтому – доставляющие неудовольствие);
По содержанию:
- простые (гнев, страх, радость, горе, ревность, зависть);
- сложные (моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма);
По форме протекания:
- чувственный тон (это – эмоциональная окраска психического процесса, побуждающая человека сохранить или устранить его, например, приятная музыка, запах розы приятны и имеют положительный чувственный тон)
- настроение
- эмоции
- аффект
- стресс
Опираясь на поставленные задачи, я организовала работу следующим образом:
Весь проект осуществлялся с воспитанниками старшего дошкольного возраста. В работе я использовала серию развивающих занятий разработанных для детей 5-6 лет «Я-ты-мы» О. Л. Князевой, дополняя программой Н. Ю. Куражовой «Цветик - семицветик», и другой литературой по социально – коммуникативному развитию дошкольников. (КраснощековаН. В. «Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста», Данилина Т. А. «В мире детских эмоций», Дубина Л. А. «Коммуникативная компетентность дошкольников»).
Так же включили:
Анкетирование родителей по внедрению проектного метода.
• Наблюдение
• Тест тревожности «Выбери нужное лицо»
• Проективная игра «Почта»
• Методика «Проективные рассказы»
Дальше работа проходила как в ходе всего образовательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживали эмоциональные состояния, вербализировали свои переживания, знакомились с опытом сверстников.
В процессе занятий у детей расширялся круг осознаваемых эмоций, они начинали глубже понимать себя и других, у них чаще возникала эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствовали развитию эмоционально-личностной сферы ребенка.
4. Модель
На основании полученных знаний, совместно с детьми разработали модель в виде схемы.
5. Этап «Продукт»
театральная постановка.
наглядное пособие «Мои эмоции» в группы младшего и среднего возраста.
консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка».
6 этап. Презентация проекта детьми прошла для родителей группы и детей ДОУ
По результатам проекта было проведено вторичное анкетирование родителей на тему: «Как изменился мой ребёнок?», где выявились положительные изменения в познавательном развитии, поведении и психоэмоциональном состоянии детей:
- возросли коммуникативные способности (желание идти на контакт и умение общаться);
- у некоторых детей исчезли отдельные нежелательные формы поведения (проявление грубости, недоброжелательности);
- появилось желание выражать преимущественно положительные эмоции (радость, восторг, удивление, восхищение).
Я считаю, что работа по эмоционально – личностному развитию прошла успешно, и дети, и родители получили необходимые знания, умения и навыки.
Перспективу своей дальнейшей деятельности вижу в продолжение работы по формированию эмоционально- личностной сферы дошкольников, поиск и внедрение современных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие воображения детей раннего возраста в игровой деятельности из опыта работы педагога - психолога
Эффективному развитию воображения у детей дошкольного возраста способствует игровая деятельность. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходит значительное изменение в его психик...
: Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога (из опыта работы)
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей...
"Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога в ДОО: традиции и новации (из опыта работы)"
В данной статье говорится о необходимости использования совместных форм работы психолога с детьми, родителями, педагогическим коллективом и администрацией ОУ, среди которых одной из наиболоее ак...
Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога в ДОО: традиции и новации (из опыта работы)
В настоящее время одной из актуальных задач в работе педагогов-психологов является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободному определению себя в о...
Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога в ДОО: традиции и новации (из опыта работы)
В настоящее время одной из актуальных задач в работе педагогов-психологов является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободному определению себя в о...
Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: "Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога"
Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: "Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога"...
Проектная деятельность в совместной работе педагога-психолога и педагогов в условиях ДОУ
В современной образовательной системе в целом и в коррекционно-развивающей в частности, педагоги вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его ...