Музыкальный бизеберд, ширма, звуки.
статья
из опыта работы, создание музыкального бизеборда, ширмы, собрание различных звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muz._bizeberd_shirma._zvuki.docx | 23.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Наиболее интересной из новых технологий оказалась идея создания бизиборда.
БИЗИБОРД (busyboard) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопочками, замочками, крючками, шнурками, пуговицами, выключателями и прочими «опасностями». Это полезные игры на усидчивость, внимательность, развитие мышления и восприятия.
Недаром бизиборды еще называют «Волшебная доска», «Чудо –доска», «Доска-стенд для мелкой моторики». А еще звучит такое название как «Развивающая доска Монтессори». Ведь именно итальянский педагог Мария Монтессори первой подала идею обучать детей через знакомство с предметами. А прототип современного бизиборда был изготовлен в 1907 году самой Марией Монтессори. Она решила дать возможность поиграть детям с предметами, к которым родители их не подпускают.
Так как музыкальное развитие считается неотъемлемой частью целостного развития личности ребенка, решено было преобразовать бизиборд в сенсорную музыкальную панель, т.е. пособие по развитию музыкальных способностей детей младшего возраста и детей с особенностями развития.
Музыкальный бизиборд способен заложить важный фундамент в формировании маленького гения, так как является отличным пособием для нервно-психического и музыкального развития, необходим в группах раннего возраста, группах компенсирующей направленности, как яркий элемент развивающей предметно- пространственной среды.
Музыкальный бизиборд соответствует следующим требованиям:
- содержательно-насыщенный, развивающий (большое количество различных музыкальных инструментов закреплено на доске, что привлекает внимание и интерес детей);
- доступный (учет возрастных особенностей, находится в свободном доступе);
- безопасный (материалы экологически безопасные, поверхность основы гладкая, без острых углов, саморезы, использующиеся для крепления, не представляют опасности для детей);
-здоровьесберегающий (содержит элементы на развитие мелкой моторики, зрительных и слуховых анализаторов);
- эстетически-привлекательный (основной фон яркий, компоненты разных форм, цветов, размеров);
- все инструменты зонированы: по тембрам, использованным материалам.
Данный бизиборд – действительно нужный предмет. С такой доской ребенок будет не только некоторое время увлечен, но и пополнит свой музыкальный багаж, разовьет свои тактильные ощущения, мелкую моторику, логику и мышление.
Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка, отраженных в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно- эстетическое. Может являться формой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребенка-дошкольника.
Бизиборд знакомит детей с музыкальными инструментами, со звуками, которые они издают, развивает навыки игры на детских музыкальных инструментах.
Решаются такие задачи, как:
- Развитие звуковысотного слуха
- Развитие чувства ритма
- Развитие тембрового и динамического слуха
- Развитее инициативы, самостоятельности, способности к восприятию
- Развитие творческой активности
- Формирование нравственных качеств личности (работа в паре, чувство партнерства)
- Обогащение сенсорных эталонов
Бизиборд не имеет каких- то возрастных ограничений.
Может быть использован в работе с детьми групп раннего возраста в период адаптации, с детьми младшего возраста, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендован для детей дошкольного возраста, как пособие к музыкально- дидактическим играм. (Приложение 1)
Имеет положительные отзывы родителей и коллег. Прослеживается динамика музыкального развития детей, что говорит о высокой эффективности и необходимости продолжения использовать данное дидактическое пособие.
Приложение 1
Музыкально–дидактические игры для детей дошкольного возраста.
1.Игра на развитие тембрового и динамического слуха
«На чём играю? »
Цель : упражнять детей в восприятии различных звуков.
Описание игры: педагог предлагает детям отгадать, на чём будет играть: по звучанию музыкальной игрушки, которую не видно, а только слышно (за ширмой), дети угадывают, что звучит. Кто первый отгадал, выходит и становится ведущим.
2.Игра на развитие и динамического слуха «Громко -тихо»
Цель : упражнять детей в различении громкого и тихого звучания.
Описание игры : Воспитатель с помощью музыкальных инструментов, издает различные звуки. Дети, сидящие на стульях полукругом, хлопают и топают (громко или тихо в зависимости от силы звука ). После того, как дети усвоят задание, можно предложить им различать динамику по фортепианному сопровождению.
3. Игра на развитие ритмического слух «Кукла шагает и бегает»
Цель: учить детей различать музыку разного ритма. Необходимо знание песенки «Что за куколка у нас» сл. Ю. Островского муз. Е. Н. Тиличеевой:
- Что за куколка у нас,
Сладко спит она сейчас.
Коля с ней играть начнёт
-Кукла встанет и пойдёт.
2. Что за куколка у нас,
Сладко спит она сейчас.
Таня с ней играть начнёт:
-Кукла встанет и бежать.
Игровой материал: кукла.
Описание игры: Воспитатель даёт кому-либо из детей куклу и поёт один из куплетов песенки. Ребёнок «укачивает» куклу. Затем исполняется музыка марша или бега, и кукла в руках ребёнка «шагает» или «бегает».
4.Игра на определение жанра и развитие памяти «Разбудим Таню» Цель: учить детей различать музыку разного характера: ласковую колыбельную, весёлую плясовую. Выполнять действия соответствующие данной музыке.
Игровой материал: кукла, игрушки: собачка, петушок, мишка.
Описание игры:
Вариант 1: Воспитатель, напевая «Колыбельную», укачивает куклу. Затем предлагает детям разбудить её. Дети зовут куклу по имени или хлопают в ладоши под весёлую музыку –«кукла просыпается». При повторном исполнении песни куклу могут разбудить игрушки: «собачка», «петушок», «мишка».
Вариант 2: Дети слушают «Колыбельную» с фортепианным сопровождением. Затем воспитатель предлагает одному ребёнку сесть на стул в центре комнаты и «спать», пока будет звучать музыка. По окончании пьесы осталь-ные дети «будят» спящего (лают, как собачки, кричат как петушки, рычат как мишки). Сначала игра проводится без музыки. Далее исполняется «Колыбельная», девочка (Таня) «засыпает». Вслед за этим воспитатель говорит: «Сладко спит Таня, а как собачки её разбудят? ». Дети подбегают, «лают» и Таня «просыпается». Игра повторяется. Выбирается новый ведущий и будят его уже «петушки» или «мишки». Можно усложнить игру, закончив её знакомой пляской.
5.Игра на развитие звуковысотного слуха «Птица и птенчики»
Цель: упражнять детей в восприятии двух звуков (до1 –до2). Необходимо знание попевки «Птица и птенчики» сл. М. Долинова муз. Е. Н. Тиличеевой. Игровой материал: карточки с изображением птицы, птенчиков (цветные, не разрезанные).
Описание игры Вариант 1: Ведущий напоминает играющим голос птицы и птенчиков. Ударяет по пластине соответствующего звука и спрашивает: «Кто вас зовёт –птица или птенчик?» Дети отвечают или поднимают карточки (цветные не разрезанные) с изображением птицы или птенчиков.
6. Игра для развития звуковысотного слуха. «Веселые матрешки»
Цель: учить детей различать звуки по высоте. Игровой материал: матрешки трех величин по числу играющих, металлофон.
Описание игры: Воспитатель играет на металлофоне, когда звук низкий –танцуют маленькие матрешки, высокий –высокие, средний –средние.
7. Игры для развития тембрового слуха «Нам игрушки принесли»
Цель: учить детей различать силу звучания.
Игровой материал. Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.
Описание игры. Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию. Педагог незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет).
Второй интересной идеей- было создание музыкальной ширмы.
Музыкальная ширма и все ее элементы соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности для использования в дошкольном учреждении.
Музыкальную ширму можно использовать не только в свободной самостоятельной деятельности детей, но также и на музыкальных занятиях.
Наличие такой ширмы может способствовать развитию и организации сюжетно-ролевых игр, когда дети договариваются и выбирают замысел игры, выполняя различные музыкальные задания: «Ищем таланты», «Концерт», «Игра в оркестр», «Музыкальные занятия» и т.д., распределяют роли, и сюжет получает свое развитие.
В свободной деятельности детям можно предложить множество дидактических игр и упражнений в зависимости от их интересов. Игры рассчитаны на детей от 4-х до 7-ми лет.
Игра «Угадай, на чем играю»
Цель: Закрепить знания детей о музыкальных инструментах.
Задачи: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать музыкальные инструменты на слух по их звучанию.
Ход игры: Дети уходят за ширму, ведущий (ребенок) подходит к барабану, на секторах которого расставлены музыкальные инструменты. По извлекаемому звуку, дети должны определить звучащий инструмент. Кто первый правильно назовет инструмент, должен пояснить, к какой группе он относится. Правильно ответивший ребенок становится ведущим. Игра продолжается.
Игра «Оркестр»
Цель: Закрепить знания детей о музыкальных инструментах.
Ход игры: На секторах барабана расставлены музыкальные инструменты. Задача водящего- запомнить представленные инструменты. Воспитатель завязывает глаза водящего и убирает один из инструментов. Открыв глаза водящий угадывает , какого инструмента не хватает в оркестре. Если ответ верный, ребенку предоставляется возможность исполнить музыкальную импровизацию на этом инструменте. Так, поочередно дети угадывают, чего не стало. В конце игры дети объединяются в оркестр, исполняющий знакомое музыкальное произведение.
Игра «Чем займемся мы сейчас?»
Цель: Разнообразить, обогатить досуговую деятельность детей, создать радостное настроение, сплотить детский коллектив.
Ход игры: На секторах барабана имеются красочные картинки. С помощью вращения стрелки-палочки, либо по желанию, дети определяют, чем они сейчас займутся. Дети могут выбрать проведение концерта, театральный этюд или постановка, цирковое представление с участием детей группы, занятия творчеством, а может, просто всем вместе пойти гулять.
Музыкальная ширма станет незаменимым элементом развивающей предметно-пространственной среды, а также сможет обогатить и разнообразить самостоятельную и организованную музыкальную и театральную деятельность воспитанников детского сада.
Теперь поговорим о звуках.
На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это Звуки-шумы.
Чтобы с ними познакомиться, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг. Все что движется вокруг нас, издает звуки, шумы. И даже самые слабые звуковые волны воздействуют на нас помимо нашей воли.
Шум может быть приятен или неприятен, в зависимости от нашего настроения. Иногда мы говорим "шум дождя", а иногда - "музыка дождя" Правда красиво звучит?
Но шумы нельзя превратить в ноты, хотя многие музыкальные инструменты научились ПОДРАЖАТЬ им.
Есть еще звуки речи из которых складываются слова.
Но самые интересные - это МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗВУКИ
Только самый внимательный сможет услышать их голоса, познакомиться с ними, подружиться и тогда звуки помогут освоить музыкальную азбуку и попасть в Страну большой Музыки!
Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поет волна,
Как дождь в твое окно стучится,
Повсюду музыка слышна…
Звуки окружающего мира делятся на три группы:
- звуки природы,
- механические звуки,
- музыкальные звуки
1. Звуки природы | 2. Механические звуки | 3. Музыкальные звуки | |
Звуки живой природы | Звуки природных явлений | Звуки работающих механизмов | - Звуки, воспроизводимые музыкантом при игре на музыкальных инструментах; - Звуки, воспроизводимые вокалистом-певцом при исполнении музыкального произведения.
|
Я собрала целую коллекцию музыкальных звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальные опыты "Волшебные звуки"
Всегда интересно открывать для себя что-то новое, неизведанное, особенно если ты ребенок 6-7 лет и взрослый сделал все для того, чтобы ты почувствовал себя изобретателем или великим ученым. Опыты кото...
Рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию детей "Звук"
Звук - как сила, способствующая самореализации и самоисследованиям ребенка возможностей своего тела....
Музыкально-дидактическая игра "Звуки природы"
Эта музыкально-дидактическая игра систематизирует знания о музыкальных инструментах•Учит детей развивать музыкальное творчество•Учит детей различать тембр музыкальных инструментов, силу звучания...
Музыкальное занятие "Высота звука и звуковысотный ряд"
Вид занятия: теоритическое с элементами практики и игры.Тема занятия: «Высота звука и звуковысотный ряд».Тип занятия: изучение нового материала, закрепление полученных знаний.Цель занятия:...
Организованная музыкальная деятельность «Волшебные звуки музыки»
Интегрированное занятие "музыка и изобразительное искусство".Задачи:- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных произведений П.И.Чайковского...
Новое в оснащении музыкальных уголков «Игры звуками - это музыкальная импровизация»
Новое в оснащении музыкальных уголков«Игры звуками - это музыкальная импровизация» ...