Геометрический (математический) планшет – развивающая игра для детей 2 – 7 лет.
материал
Геометрический (математический) планшет – развивающая игра для детей 2 – 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geobord.docx | 868.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Геометрик (игра геоконт, геоборд), геометрический планшет.
Геометрический (математический) планшет – развивающая игра для детей 2 – 7 лет.
Цель: развитие мелкой моторики рук и координации обеих рук, их ловкости, умелости и подготовки к письму; развитие фантазии, логики, пространственного восприятия, кругозора, формирование математических представлений (длина, ширина, фигуры и т.д.), формирование умения моделировать на плоскости, умения создавать узор по образцу, способности к концентрации внимания, усидчивости.
Задачи: познакомить ребенка с геометрическими фигурами; с изображением на плоскости различных фигур, букв, цифр, знакомится с понятиями «планшет», «периметр», «угол». «равных» и «подобных» фигур, симметрии, учится счету, ориентации на плоскости, понятиями направления «справа», «слева», «вверху», «внизу»; системой координат; учить действовать по образцу; самостоятельно конструировать.
Математический планшет представляет собой резинчатый конструктор. На квадратном поле расположены 49 кнопок (7 рядов по 7 столбцов). На них натягиваются разноцветные резиночки, и на поле возникают всевозможные изображения от букв и цифр до сюжетных картинок.
Автор неизвестен – его приписывают и Марии Монтессори, и Воскобовичу и египетскому математику Калебу Гаттегно.
Начать игру в Геометрик можно со сказки о том, как встретились предметы из дерева, пластмассы и резины и поспорили, кто всех полезней. А потом подружились и решили работать вместе – дощечка, кнопочки и резиночки. И вот тут то начали у них получаться просто-таки удивительные изображения: снежинки, птицы, ракета и даже человек.
ЧТО РАЗВИВАЕТ ГЕОБОРД?
• внимание, память и усидчивость, так как ребенку надо будет сосредоточиться на одевании резинок и построении фигур;
• мелкая моторика, это отличное упражнение на сенсорику;
• воображение и творчество, можно создавать рисунки как по схеме, так и придумывать самому;
• математические способности и пространственное мышление;
изучение букв и цифр.
ВАРИАНТЫ ИГР С ГЕОБОРДОМ:
• Задания по схеме. Нарисуйте ребенку схему заданий на бумаге. Это может быть что угодно (но обращайте внимание на возраст и интересы ребенка): геометрические фигуры, дом, цветок, дерево, кораблик, цифры, буквы и т.д.
• Лабиринт. Можно использовать не только резинки, но и нитки. Получится очень красивый лабиринт.
• Игра на воображение. Ребенок может самостоятельно без схемы воспроизвести какой-то рисунок или создать свой орнамент или узор.
Рекомендации:
от 1 года до 2 лет – планшет размером 3*3 кнопки с расстоянием между кнопками 3 – 5 см.
От 2 до 3 лет – планшет 5*5 кнопок с расстояниями между кнопками 5 см.
От 3 лет до бесконечности любого размера с расстояниями между кнопками 5 см.
Дидактические игры
С детьми 3-5 лет:
«Рисуйте» на планшете схематичные изображения разных предметов, а ребенку предлагайте угадывать, что вы изобразили. Со временем вы сможете «загадывать» изображения по очереди.
Давайте ребенку задание, что именно нужно изобразить на планшете. Начинайте с самых простых заданий – кубик, домик, снежинка, цветок, и усложняйте их по мере развития навыков конструирования у вашего малыша. Можно усложнить игру и загадать ребенку загадку, ответ на которую он и должен «нарисовать» с помощью резиночек.
«Нарисуйте» несложный узор из нескольких фигур или элементов и предложите ребенку продолжить последовательность или выложить узор на оставшейся поверхности по образцу.
Изучаем понятия «большой-маленький». Изобразите на математическом планшете маленький домик, елочку, снежинку, и предложите ребенку рядом изобразить большой домик, елочку, снежинку и т.д.
Изучаем понятия «часть и целое». Выложите большую фигуру, включающую несколько рядов гвоздиков, например, трапецию, прямоугольник, треугольник. Теперь предложите ребенку поделить ее на равные части, проводя «линии» резиночками» или разделить на максимальное количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки — геометрические фигуры.
«Самая длинная змейка». Делая ход по очереди (1 ход – 1 резинка-звено), постарайтесь сделать самую длинную змейку одного цвета.
«Дорисуй». У игроков равное количество резиночек. Начинайте «рисовать» какой-то предмет, используя по одной резиночке за один ход. Каждый следующий элемент должен составлять какой-то узнаваемый осмысленный рисунок. Проигрывает тот, кто не сможет придумать следующий ход. Например, у вас может получиться такая цепочка превращений: полоска-крестик-снежинка- цветок и т.д. Или квадрат-домик-окошко в домике-заборчик-крыльцо и т.д. Старайтесь не акцентировать внимание ребенка на проигрыше, лучше обращайте его внимание на то, как одни и те же элементы становятся частями совершенно разных рисунков, как изменяется первоначальный замысел в зависимости от действий другого игрока.
Конструирование фигур по образцу (схеме). Важно научить ребенка «читать» схему и воспроизводить картинки по уже готовой схеме (например, выкладывать резинками цифры и буквы).
Изучаем счет. Подпишите к колышкам цифры от одного до десяти. Попросите ребенка соединить последовательно цифры резиночками. Таким же образом можно составлять слова из букв.
С детьми 6-8 лет:
Сочиняем сказку в картинках. Ребенок «рисует» резиночками на планшете картинки-иллюстрации к сценам из сказки. Возможна коллективная работа по сказкам (придумывание новых поворотов событий для знакомых сказок, дополнение их интересными эпизодами).
Работа с загадками (в парах) – загадывание загадки и выкладывание отгадки. Для этого вида игры возьмите любую книгу с загадками, отберите те, отгадки которых вы сможете провязать резинками на планшете, затем, отберите некоторое количество таких загадок, на отдельном листике нарисуйте все отгадки.
Знакомимся с понятием «система координат». Можно пронумеровать ряды и столбцы штырьков: от 1 до 5 и от А до Д. Соответственно, точки поля имеют координаты А1, Б3, Г2 и так далее.
Проводим слуховые диктанты. Вы задаете ребенку координаты, а он по ним создает изображение. Смотрим что получилось.
При помощи «Геометрика» можно играть в морской бой. Взрослый рисует на бумаге, а ребёнок — на планшете. Подпишите верхний горизонтальный ряд гвоздиков буквами, а левый вертикальный ряд – цифрами. Получится система координат: А1, Б4 и т.д.
Варианты игр:
Игра «Узор по образцу»
Цель: Познакомить детей с игровым материалом, развивать способность детей к выкладыванию узоров по образцу.
Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.
Описание игры: Воспитатель дает ребёнку планшет, просит сосчитать штырьки, а потом, взяв резиночки (небольшое количество), показывает, как натягивать резинки на штырьки. Необходимо объяснить ребёнку, что сначала цепляем резиночку за штырёк, а потом тянем снизу-вверх или слева направо. Обратите его внимание, что это можно делать не только по прямой, но и наискосок, разворачивая резинку; что резинок может быть не одна, а две, три, де еще разного цвета - пусть ребенок попробует пофантазировать. В процессе игры можно практиковать счёт: сколько штырьков внутри фигуры, сколько по периметру. Как вариант условно делим готовый планшет пополам. С одной стороны, «рисует» воспитатель, с другой – ребенок повторяет рисунок воспитателя.
Игра «Цифры играют в прятки»
Материал: математический планшет, схемы цифр.
Цель: закреплять знание цифр, продолжить учить работать со схемой, развивать моторики рук, творческого воображения, внимания ребенка.
Описание игры: Детям предлагается вспомнить, какие цифры они знают. Задумать любую из цифр. Выложить ее на планшете одним цветом, а затем «спрятать», превратить с помощью резиночек и геометрических фигур во что-либо. По готовности ребёнок представляет всем получившееся изображение, а остальные участники разгадывают, какая цифра «спрятана».
Вариант: Аналогично можно прятать буквы. Игру можно сопровождать загадками или стихами про числа и буквы.
Уровень сложности: цифра рисуется одним цветом, а узор, за который она прячется другим, в этом случае отгадывать будет легче. Для того чтобы усложнить загадку, можно использовать один цвет, либо сочетать цвета так, чтобы спрятанная цифра не была явно видна. Низкий: по образцу. Средний: по схеме. Высокий: по замыслу.
Игра «Часть и целое»
Цель: развивать глазомер; формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; формировать умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.
Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.
Описание игры: Воспитатель выкладывает на планшете большую фигуру, включающую несколько рядов гвоздиков, например трапецию, прямоугольник, треугольник. Затем предлагает ребенку поделить ее на равные части, проводя «линии» резиночками или разделить на максимальное количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки - геометрические фигуры.
Игра «Пространственное ориентирование»
Цель: совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа); закреплять знания названий геометрических фигур, цвета и величины.
Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.
Описание игры: расположи снизу большой зеленый треугольник, а сверху два маленьких: красный и синий и т.д.
· расположи слева квадрат и треугольник, а справа – две трапеции;
· Какие фигуры и какого цвета расположены слева на планшете? Задание можно разнообразить, давая детям задания:
· Какая фигура справа от квадрата?
· Какого цвета треугольник снизу?
· Сколько треугольников сверху?
·Воспитатель «рисует» на планшете геометрические фигуры (или просит детей «нарисовать») и задает вопросы:
Игра «Чудесные превращения»
Материал: математический планшет, набор резиночек для творчества, геометрические фигуры.
Цель: развитие творческих способностей, воображения, меткой моторики рук.
Описание игры: «Оживляем» геометрические фигуры: на поле изображается квадрат, прямоугольник или треугольник, линия прямая или ломаная, а затем с помощью резиночек и геометрических фигур картина «дорисовывается», например, прямоугольнику добавляются круглые колеса, квадратные окна и получается автобус. Дети рассказывают, во что превратилась фигура.
Вариант: Дети играют в парах. По очереди дополняют картинку с помощью изображения одного элемента. Рассказывают, что изображено на картине, какие геометрические фигуры они использовали и сколько.
Игра «Сколько гвоздиков внутри»
Цель: упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей.
Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.
Описание игры: Воспитатель дает задание ребенку «нарисовать» резинками фигуру, внутри которой будет один гвоздик. Теперь такую фигуру, в которой будет два гвоздика. Теперь пусть ребенок придумает самые разные фигурки, внутри которых только один, не занятый резинками гвоздик. Другое задание: придумать фигуру, внутри которой ни одного гвоздика.
Игра «Загадки»
Цель: развивать умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения); анализировать форму предметов в целом и из отдельных частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, по представлению; развивать фантазию и речь.
Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.
Описание игры: Воспитатель загадывает загадки, а отгадки ребенок «рисует» резиночками на планшете.
Варианты загадок:
1.От ветра он не прячется, а, грудь, подставив, катится. (Парусник)
2. Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть - нет головы. (Гриб)
3. Летом вырастают, осенью опадают. (Листья)
4.Вставь в замочек, поверни. Дверь любую отопри. Ростом мал, но так могуч. Называется он… (ключ)!
5. Спал цветок и вдруг проснулся - Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел. (Бабочка)
«Занимательные задачи»
Всем известны задачи со счетными палочками. При работе с ними возникают некоторые неудобства, во-первых, при выкладывании они сдвигаются, что нарушает форму фигуры, во-вторых существуют задачи, при решении которых, недостаточно длинны палочки, например, разделить квадрат на два треугольника. С помощью математического планшета и резиночек для творчества эти проблемы легко решаются, у ребенка появляется возможность для развития творчества и мелкой моторики рук.
Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.
Цель: упражнять в умении составлять геометрические фигуры с помощью определенного количества резиночек, пользуясь приемом «пристроения». Уточнение представлений детей о геометрических фигурах; их элементарных свойствах (количество углов и сторон)
Описание игры. Воспитатель предлагает детям отсчитать 5 резиночек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: "Скажите, сколько потребуется резинок, чтобы составить треугольник, для одной стороны используем одну резиночку. Сколько потребуется резиночек для составления
двух таких треугольников? У вас только 5 резиночек, но из них надо составить тоже 2 треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте". При обсуждении пользоваться выражением "пристроил к одному треугольнику другой снизу" (слева и т.д.)
Составить 2 равных треугольника с помощью 5 резиночек.
Составить 2 равных квадрата с помощью 7 палочек.
Игра «Столбики»
Цель: совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по высоте; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные выше и ниже.
Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.
Описание игры: Воспитатель «рисует» линию определенной высоты, и предлагает ребенку рядом изобразить линию выше и ниже. Задать ребенку вопрос: какой столбик выше: желтый или розовый и т.д.
вывать задания, а ребёнок — выполнять на реальном пособии.
Игра «Угадай, что это?»
«Рисуйте» на планшете схематичные изображения разных предметов, а ребенку предлагайте угадывать, что вы изобразили. Со временем вы сможете «загадывать» изображения по очереди.
Игра «Нарисуй мне…»
Давайте ребенку задание, что именно нужно изобразить на геометрике. Начинайте с самых простых заданий – кубик, домик, снежинка, цветок, и усложняйте их по мере развития навыков конструирования у вашего крохи. Можно усложнить игру, если не давать задание не прямо, а загадывая ребенку загадку, ответ на которую он и должен «нарисовать» с помощью резиночек.
Игра «Продолжи узор»
«Нарисуйте» несложный узор из нескольких фигур или элементов и предложите малышу продолжить последовательность или выложить узор на оставшейся поверхности по образцу.
Игра «Большой-маленький»
Вы «рисуете» на геометрике маленький домик, елочку, снежинку, и предлагаете ребенку рядом изобразить большой домик, елочку, снежинку и т.д.
Игра «Угадай и проверь»
Пример задания: сколько домиков и какого цвета можно разместить на геометрике?
Ребенок может попытаться ответить, просто глядя на планшет, а затем решить задачу практически. Придумайте разные задания этого типа в зависимости от того, какого цвета гвоздики вы использовали.
Игра «Часть и целое»
Выложите на геометрике большую фигуру, включающую несколько рядов гвоздиков, например, трапецию, прямоугольник, треугольник. Теперь предложите ребенку поделить ее на равные части, проводя «линии» резиночками» или разделить на максимальное количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки - геометрические фигуры.
Игра «Самая длинная змейка»
Делая ход по очереди (1 ход – 1 резинка-звено), постарайтесь сделать самую длинную змейку одного цвета.
Игра «Дорисуй»
У игроков равное количество резиночек. Начинайте «рисовать» какой-то предмет, используя по одной резиночке за один ход. Каждый следующий элемент должен составлять какой-то узнаваемый осмысленный рисунок. Проигрывает тот, кто не сможет придумать следующий ход. Например, у вас может получиться такая цепочка превращений: полоска-крестик-снежинка-цветок и т.д. Или квадрат-домик-окошко в домике-заборчик-крыльцо и т.д. Старайтесь не акцентировать внимание ребенка на проигрыше, лучше обращайте его внимание на то, как одни и те же элементы становятся частями совершенно разных рисунков, как изменяется первоначальный замысел в зависимости от действий другого игрока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математические развивающие игры для детей 3-6 лет с использованием геометрических фигур
В дошкольном возрасте дети знакомятся с названиями основных геометрических фигур: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Ребята должны «узнавать» и их не только в виде вырезанных из картона ...
Методика освоения формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры у детей раннего возраста
Освоения формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры у детей раннего возраста...
Мастер-класс «Использование игрового пособия «Математический планшет» в развитии речи детей с Т.Н.Р.»
Мастер-класс «Использование игрового пособия «Математический планшет» в развитии речи детей с Т.Н.Р.»...
Методика освоения формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры у детей раннего возраста
Основные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический оп...
Выступление на педсовете на тему: Конструирование различных предметов, изучение геометрических фигур в развивающей игре «Чудо-Соты" В.В.Воскобовича
Конструирование различных предметов, изучение геометрических фигур в развивающей игре «Чудо-Соты»Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одной из развивающих игр В. В. Воскобовича «Чудо...
Мастер-класс для педагогов «Использование математического планшета для интеллектуального развития детей»
Мастер-класс...
"Математический конструктор"Развивающая игра
Данная игра ориентирована на детей 3-5 лет. Отличную развивающую игру для ребенка можно сделать из прозрачных крышек. И для трансформации вовсе не требуется сверхъестественных навыков и особенных у...