Мастер-класс для педагогов «Использование математического планшета для интеллектуального развития детей»
учебно-методический материал по математике

Туркова Елена Владимировна

Мастер-класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Использование математического планшета для интеллектуального развития детей»

Мастер-класс для педагогов

«Использование математического планшета»

Цель: создание условий для ознакомления педагогов с различными способами использования "математического планшета" для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

-познакомить слушателей мастер-класса с приемами работы с математическим планшетом.

-способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении способами работы с планшетом «Геоборд».

Оборудование: столы, математические планшеты, разные резиночки, мелкие игрушки.

Ожидаемые результаты мастер - класса:

1. Практическое освоение участниками мастер-класса навыков работы с математическим планшетом «Геоборд».

2. Активизация познавательной деятельности участников мастер-класса

Ход мастер – класса

Вводная часть

Добрый день, уважаемые коллеги!

По мнению ученых интеллектуальные способности детей очень важно развивать в дошкольном возрасте, потому что основные кирпичики для будущих гениев закладываются в возрасте до 7 лет. Задача педагога открыть для «царицы наук» дверцу в сердце каждого ребенка.

Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по использованию математического планшета, как одного из способов развития познавательной сферы дошкольника.

Что такое математический планшет? Математический планшет был придуман в середине ХХ века египетским математиком Галебу Гаттеньо. В России планшет активно используется в обучении и развитии детей младшего и дошкольного возраста с 90-х годов, в различных модификациях.

Планшет представляет собой деревянную дощечку (это может быть кусок фанеры или обычная разделочная доска) с расположенными на ней цветными силовыми кнопками.

Ребенку от 1 года можно предложить планшет 3 на 3 кнопки (всего 9 кнопок). Ребенку от 2 лет лучше предложить 5 на 5 кнопок (всего 25 кнопок). Детям старше 3 лет можно не ограничивать пространство и сделать планшет любого размера. Кнопки могут быть расположены друг от друга на расстояние 3 см, а так же на расстояние 5 см.

Кнопки вы можете закрепить двумя способами: вбить молотком в деревянную поверхность или с помощью маленького сверла сделать отверстия, а затем, обмакнув в клей кнопки, вставить в отверстие.

Планшет готов! А к нему в комплект вы можете подобрать самые разнообразные цветные резиночки банковские, резинки для волос, а так же резиночки, которые входят в комплект, а так же различные модели машинок, макеты домов, дорожные знаки и т. д.

Представленные планшеты, изготовлены умелыми руками наших родителей.

В зависимости от возраста и индивидуальных способностей детей задачи решаемые в ходе игры могут меняться.

Задачи:

1. Развивать умение ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе координат.

2. Развивать умение работать по схеме, видеть связь между предметами и явлением окружающего мира и его абстрактными изображениями.

3. Развивать мелкую моторику и координацию движений руки.

4. Развивать сенсорные способности, смекалку, воображение.

5. Развивать индуктивное и дедуктивное мышление, дать представление о симметрии, трансформации размера, формы, числа, формирование логико-математических представлений у детей.

6. Способствовать развитию интереса, любознательности, внимания, наблюдательности, самостоятельности.

Этапы работы с математическим планшетом.

Необходимо познакомить детей с игрой, показать, как пользоваться планшетом, как надевать и снимать резиночки, объяснить правила безопасности.

Показать, что можно сделать (геометрические фигуры, предметы, насекомые, и т. д.). Научить с помощью линий, передавать простейшие сюжеты - капает дождик, домик у речки, бабочка над цветком и т. д. Затем добавляются упражнения «оживления фигур» - на поле изображается квадрат или треугольник, а затем с помощью резинок и плоских фигур картина дорисовывается, например, к прямоугольнику добавляются круги, и получается автобус.

Важно научить ребенка «читать схему», но при этом ни стоит забывать, что одну и ту же схему дети могут прочесть по-разному, в силу развития их воображения.

Затем целесообразна работа по развитию словесного творчества. Дети могут нарисовать резинками свои собственные сказки, истории, перенести их на схему, а затем их рассказать. Очень хорошо, когда дети включаются в коллективную работу (каждый иллюстрирует свою часть стихотворения, сказки, а затем планшеты объединяются в ряд и можно рассказать стихотворение от начала до конца).

Основная часть «Работа с планшетами»

Способов игры с «Геобордом» очень много. Если у вас дети раннего и младшего дошкольного возраста, предложите для начала просто надевать резинки на кнопки, сортировать их по цветам. В старшем возрасте задачи, конечно же, усложняются. Вам, дорогие участники, я предлагаю для начала, взять одну резинку и попробовать растянуть ее на прикрепленных к доске кнопках.

Обратите внимание, что это можно сделать не только по прямой, но и по диагонали, разворачивая резиночку. Так же вы можете использовать не одну, а две, три, да еще разного цвета, что позволяет ребенку проявить свою фантазию. Проявите и вы, уважаемые участники свою фантазию, выложите любую фигуру.

Пока участники выкладывают свои фигуры,дать информацию: «Геоборд» или «Геометрик» способствует развитию пространственного и ассоциативного мышления, воображения, развитию логики, мелкой моторики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости, умения действовать по заданному образцу.

Обращение к участникам: Скажите, пожалуйста, что у вас получилось?

Ответы. Как видите, у каждого получилась своя фигура. Вы можете попросить ребенка рассказать, что у него получилось, что будет способствовать развитию его речи.

Для закрепления математических представлений, вы можете предложить ребенку выложить геометрическую фигуру, например, треугольник. Обратите внимание, что фигура всегда получится ровная, ребенок испытает положительные эмоции.

- Далее задание усложняется. Изобразите квадрат, прямоугольник, многоугольник, отрезок. Какого они цвета?

Комментарии. Математический планшет Геоборд прост в использовании. "Рисование резиночками" – уникальный способ изображения предметов. Он позволяет ребенку "прочувствовать пальцами" форму геометрических фигур, изображаемых силуэтов. Закрепление основных цветов проходит непосредственно в игре.

Еще один способ взаимодействия с Геоборд – это выполнение задания по образцу. Например, слева на планшете вы можете выложить простую геометрическую форму, букву, цифру или какой – либо предмет, а затем попросить ребенка справа на планшете ее повторить. Такая игра способствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость.

Игра «Узор по образцу»Цель: развивать способность детей к выкладыванию узоров по образцу.

Игра «Чудесные превращения» («оживляем» геометрические фигуры).

Цель: развитие творческих способностей, воображения, меткой моторики рук.

Игра «Сколько гвоздиков внутри»

Цель: упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей.

Все вы знаете, что дети любят отгадывать загадки. В более старшем возрасте дети могут с помощью планшета изображать отгадки на загадки. Например, вы загадывайте загадку, а отгадку предлагаете ребенку выложить на планшете. Здесь можно использовать несколько резиночек. Обратите внимание, что загадки нужно тщательно подбирать. А отгадку предварительно выложить самому, прежде чем предлагать детям.

Игра «Загадки»

Цель: развивать умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения); анализировать форму предметов в целом и из отдельных частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, по представлению; развивать фантазию и речь.

Варианты загадок

1. От ветра он не прячется, а, грудь, подставив, катится. (Парусник)

2. В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый. (дом).

Для этого и пригодятся различные мелкие предметы: машинки, макеты домов и т. д. Так же данная игра поможет ребенку закрепить умение ориентироваться на плоскости. Вы можете использоватьсловесную инструкцию: например, возьмите, пожалуйста, фигурку человека и поставьте ее в правом (или левом) верхнем углу. Затем возьмите резиночки и выложите дорогу, по которой человек придет к дому. Затем каждый участник рассказывает, как его человек пришел к дому (например: спустился сверху вниз, затем повернул направо (налево) и т. д.).

Спектр использования «Геоборда» очень широк. Планшет может превратиться в лабиринт, даже в макет.

Сюжет может быть разнообразным. Например, правила дорожного движения (ПДД). Дети рисуют с помощью резиночек лабиринт-дорожку. Затем расставьте по своему усмотрению предметы (макеты домов, дорожные знаки и т. д.) Именно работа в команде развивает у детей умение договариваться, слаженно работать вместе, развивать игровой сюжет.

Информация: Математический планшет – это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его познавательному развитию, а также развитию творческих способностей. А это означает – развитие тонкой моторики, дифференцированного восприятия, сенсомоторной памяти. Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности и обеспечит полноценную готовность к школьному обучению и дальнейшие успехи в школе.

Обычно мальчики играют в гонки, едут в автосалон, на заправку и т. д. А если к ним присоединяются девочки, на дороге появляются пешеходы, и уже мы закрепляем сформированные представления о ПДД. Если поставить на данный макет фигурку горящего домика, то на дороге появляется пожарная машина и проделывает свой путь. Для формирования пространственных представлений у детей, можно предложить ребенку спроектировать путь пожарной машины, которая стоит, например, в левом нижнем углу, к горящему домику, который находится в правом верхнем углу.

Заключительная часть

Игры с математическим планшетом «Геоборд» способствуют развитию логики, мелкой моторики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости, комбинировать. Ребенок может воплотить свои фантазии. Вы также можете помочь ему придумывать различные способы изображения предметов, при этом сочинять различные истории, развивая у малыша тем самым фантазию, память, логику, речь.

Уважаемые коллеги! Сегодня я познакомила вас с математическим планшетом, который вы можете использовать в своей работе, развивать познавательную сферу своих воспитанников. Я надеюсь, что сегодняшний мастер – класс поможет вам в вашей дальнейшей работе. Пробуйте и развивайте своих воспитанников. Удивляйтесь сами и удивляйте детей. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Развивающие игры. Математический планшет: «В гостях у сказки» Младший дошкольный возраст СОТ: Игровые технологии

ДОУ, в силу своей близости к семье, может стать важным элементом, влияющим на развитие ребёнка-дошкольника, но для этого нужно повысить уровень грамотности родителей. Одним из направлений, реально пов...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста" 2020 г.

20 февраля 2020 года Шершнева ангелина валерьевна провела для педагогов МДОУ № 56 мастер-класс на тему "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего ...

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов «тестопластики» как средства развития детей раннего возраста».

Конспект мастер-класса дя педагогов по использованию приемов "тестопластики" для занятий с детьми раннего возраста....

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Цель мастер-класса: расширить представления педагогов об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков у дошкольников....

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с не...