Развитие познавательной активности детей 3-4 лет в условиях «Лаборатории креативного мышления»
методическая разработка (младшая группа)

Тимофеева Галина Владимировна

Выступление на городском семинаре по обобщению опыты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_na_gorodskom_seminare.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Золотая рыбка»  Пионерского городского округа»

        

Развитие познавательной активности детей 3-4 лет

в условиях «Лаборатории креативного мышления»

Воспитатель: Тимофеева Галина Владимировна

Г. Пионерский 2021 год

В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать новые области и виды деятельности. В связи с этим проблема изучения и развития познавательной активности занимает особое место.

Поэтому вторая годовая задача нашего детского сада №4 «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в условиях «Лаборатории креативного мышления»

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, она присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно - исследовательской деятельности, у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Исследованием этого вопроса занимались ( Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина ), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребёнка.

Современное общество предъявляет всё больше требований к личности. И особо чаще наряду с другими качествами, выделяется такое свойство личности, как креативность. Слово «креативность» сегодня у многих на устах. Данный термин ввел американский психолог Элис Пол Торенс ( это слово употребляют не только специалисты, причастные к искусству и культуре, но и представители бизнеса, предпринимательства, управления и многих других профессий. Понятие «креативность» стало неотъемлемым компонентом педагогической сферы.

В русском языке слово «креативность» появилось не так давно, и используется оно в основном в отношении новых идей и неожиданных явлений.

Креативность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора

В широком смысле креативный подход – это умение увидеть обычные вещи с неожиданного ракурса и найти оригинальное решение для типичной проблемы.

Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству, требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал. Дошкольный возраст это лучший возраст для развития нестандартного мышления. В это время дети учатся использовать свою фантазию и управлять её.

Детям младшего возраста изначально присуща талантливость. Начальный период считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Творческие задания способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию т. е. формирует внутренний мир ребенка.

Хочу поделиться с вами своим опытом развития познавательной активности у детей 3-4 лет в условиях «Лаборатории креативного мышления»

Для реализации опытно — экспериментальной деятельности детей в нашей группе организована мини-лаборатория «Юный исследователь». В ней имеются дидактический материал, картотека игр по экспериментированию, а так же необходимые  для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки), бросовый и природный материал (камешки, песок, крупа), утилизированный материал (скрепки, нитки, перья, губки и т. д.), огород, конструкторы (лего, кубики), Микроскоп.

С детьми проводились беседы на тему «Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании в домашних условиях, с целью поддержки и развития интереса у ребёнка к исследованиям, открытиям. Познакомила детей с оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

Проведена Квест-игра «Путешествие по сказкам»

Цель: Закрепить  знания  детей о русских народных сказках; создать радостное  настроение при общении со взрослыми и сверстниками. Поддержать интерес к русской народной сказке, научить креативно мыслить в определенной ситуации.

Во время игры дети искали пропавших сказочных героев проходя различные испытания.

Проходили тропу препятствий по волшебным следам, шли через болото, расколдовывали мячи,  добравшись до радужного моря выполняли задания лесных жителей (дети в сухом бассейне искали пазлы и составляли их), делали аппликацию Колобка для лисы.

Проведен мастер-класс для педагогов на тему «Использование счетного материала на занятиях математики в ДОУ»

Цель мастер-класса:
повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога  с дошкольниками по формированию элементарных математических представлений

Во время проведения мероприятия я познакомила воспитателей с

- С набором «Медвежье семейство» «Сортируем, считаем, играем» используя медвежат. Этот набор можно использовать для любого возраста.

Задачи:

  • Научить ребенка считать, распределять по определенному признаку, устанавливать соответствие.
  • Развивать мелкую моторику, образное мышление.
  • Дать огромный простор для фантазии

- С дарами «Фрёбеля»

 Задачи:

  • развить мелкую моторики рук;
  • познакомить с основными свойствами предметов: их цветом, формой, физическими свойствами материала;
  • сформировать представления о длине, высоте, размере предметов;

дать представление о понятиях «число», «целое» и «часть», учить считать;

  • развить речь, мышление, логические  и творческие способности; обучить составлению фигур из фрагментов, конструированию

Фребель был первым кто систематизировал детские игры, определив для каждой свое  место  и  время,  разделив  изобразительные,  трудовые  и  ручные занятия. Он утверждал, что «детская игра — это зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира».

           Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. Во всех занятиях действие соединялось со словом, и это было обязательное требование!

         Дары Фребеля можно использовать в разных образовательных областях.

Данные пособия использую как на занятиях так и в индивидуальной  работе с детьми.

Хочу познакомить вас с кружком, который я веду «Волшебная ниточка»

Цель.

Создание условий для развития творческих способностей младших

дошкольников, их эстетического развития.

Задачи.

1. Учить детей создавать изображение способом «ниткография»;

2. Показать алгоритм выполнения рисунков техникой «ниткография»,

учить выкладывать рисунок из пряжи;

3. Вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству,

способствовать развитию воображения при изготовлении поделки из ниток;

4. Развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук,

глазомер, сенсорное восприятие, логическое мышление, обогащать

словарный запас;

5. Формировать умение составлять простые композиции;

личностное отношение к результатам своей деятельности

6. Воспитывать навыки аккуратной работы, самостоятельность,

отзывчивость, доброту, желание участвовать в создании индивидуальных и

коллективных работах, помогать товарищам.

Создавая рисунок, с помощью нитки ребёнок ещё раз переживает тот эмоциональный подъём, который присутствовал во время наблюдения. Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Специфика занятий с нитью расширяет возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к

действительности.

Ребенок, имея перед собой лист бархатной бумаги и нить определенной длины рисует, дом, солнце, цветок, цыпленка или сказку.  

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач....

Тезисы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

В статье представлены тезисы, раскрывающие понятие познавательного развития по ФГОС ДО. Показана обоснованность выбора проектной деятельности как средства развития познавательной активности. Дано опре...

План по самообразованию "«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО».

Предлагаю вниманию коллег план работы по самообразованию по организации проектной деятельности с детьми подготовительной группы....

Статья "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС посредством проектов"

Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе...