«Растёт ребёнок – изменяется игра» - материал для выступления на родительском собрании.
материал
«Растёт ребёнок – изменяется игра» - материал для выступления на родительском собрании.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Растёт ребёнок – изменяется игра» - материал для выступления на родительском собрании.
"Давай поиграем!" - как часто мы слышим эту просьбу от детей. И какую огромную радость они испытывают, когда мы соглашаемся. Мы можем побыть больным или продавцом, учеником или косолапым мишкой. Обычно, играя с ребенком, мы следуем за его желанием: он сам объясняет нам, что надо делать. А мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем все его требования.
Быть самостоятельным, брать на себя ответственность и принимать решение, которое так ценится родителями, приобретается детьми вовсе не во время занятий со специальным педагогом. Умению строить отношения, работать в коллективе, правильно оценивать себя и ощущать уверенность в своих силах – этому тоже дети учатся не на уроках. Но где же? Ответ парадоксально прост. Это игра! Именно в игре развивается личность, причем, не только в познавательной, но и во всех остальных сферах – эмоциональной, социальной, творческой. Игра знакомит детей со взрослым миром на детском языке, учит правилам жизни, взаимопомощи и взаимодействию.
В игре ребенок должен соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может капризничать с родителями, воспитателями, но только не с партнерами в игре. Игра развивает у ребенка коммуникативные способности, он должен научиться устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения.
Игра бурно развивает воображение ребенка: из стульев он сооружает поезд, из кубиков гараж. Ребенок постоянно импровизирует в игре. Пытается задействовать всех и вся вокруг себя. Хорошо, когда взрослый помогает придумывать сюжеты, а главное - непосредственно участвует в игре. Этим он не просто доставляет ребенку радость, а помогает ему в развитии.
В 2-3 года ребенок овладевает предметными действиями, легко переносит их с одного предмета на другой. Малыш кормит куклу палочкой-ложкой, раскладывает перед ней игрушечные камушки-котлеты, укладывает ее спать в коробку-кровать.
В этом возрасте, играя, дети повторяют действия окружающих их взрослых, приравнивая себя к ним. Игра у младших детей в основном возникает в результате попавшего в руки предмета, т. к. каждый новый предмет - это новая игра.
Игровые действия детей младшего возраста еще крайне отрывочны. Они не связаны в единое целое. Взрослый помогает малышу приблизиться к первым сюжетно-ролевым играм. Самое главное, не осложнять игру длинными ролями, постараться "оживить" для ребенка отдельные предметы, вместе придумать, во что можно с ними поиграть и обязательно участвовать в игре.
Взрослый должен научить ребенка использовать предметы-заместители для того, чтобы он мог перейти к предметной игре. Этот переход важен для дальнейшего психического развития ребенка. Можно предложить малышу покачать куклу, искупать и покормить ее, уложить спать, сварить макароны из травы. Также можно развести костер, используя ветки, испечь там картошку, замещая её шишками, приготовить пирог из песка, используя ведёрко для формы. Обычно предметная игра начинается с того, что взрослый показывает отдельные действия, а затем ребенок использует эти действия и в других ситуациях.
У детей 3-4-летнего возраста основой игры становится воспроизведение отношений между собой. Мир открывается детям все полнее и полнее. Они уже видят, что шофер не просто крутит руль, но и вступает в определенные отношения с пассажирами, что доктор не просто делает укол больному, но и общается с ним. Центральным моментом в играх дошкольников становятся отношения между взрослыми людьми, особенности их общения.
Но, чтобы воспроизвести эти отношения, необходимо выдержать определенную игровую роль. То есть, выполнить те обязанности, которые накладывает каждая роль, и осуществить те права, которые даются ею. Доктор обязан быть вежливым и внимательным с пациентами, соблюдать необходимую последовательность действий при лечении. При этом он имеет право пользоваться игрушками - атрибутами, которые у него есть. Пациент обязан выполнять предписания врача, но в то же время имеет право жаловаться на самые различные болезни, требовать новых лекарств.
Для того чтобы роли были более "развернутыми", дошкольники переходят от отдельных действий с игрушками (кормление, одевание, укладывание спать) к воспроизведению целой цепочки действий. Постепенно ребенок начинает выполнять принятую на себя роль.
Играя, дети в этом возрасте учатся действовать в коллективе. Взрослый выступает в роли наставника, который руководит игрой и даёт поручения. Поручения должны быть у каждого ребенка, простые и понятные, чтобы их можно было выполнить и в то же время достаточно трудные, чтобы их хотелось выполнять. Они должны быть игровые, чтобы их интересно было выполнять.
После пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре дети обмениваются информацией, планируют, разделяют и координируют функции. Постепенно складывается достаточно сплоченное детское сообщество. Существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения.
Игры старших дошкольников определяются в основном теми впечатлениями, которые получают дети в процессе непосредственного общения с окружающим. Постепенно в играх старшего дошкольника всё большее место начинает занимать опосредованный опыт, знания, полученные из книг, рассказов взрослых.
Меняется характер непосредственного опыта (дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни).
Расширение тематики игр, углубление их содержания приводят к изменению формы и структуры игры. По мере разбития содержания игры в её структуре выделяется подготовительный период. Сначала дети только договариваются о теме игры ( «Во что будем играть? », иногда распределяют роли. Постепенно в процессе игры дети начинают намечать общую линию развития сюжета игры («Сначала покормим детей, погуляем, а потом будет праздник»). То есть дети старшей группы умеют элементарно планировать свою игру. Именно это способствует более полному развёртыванию содержания игры и установлению правильных отношений в игре.
У детей возрастает и требовательность к качеству выполняемых ролей. Сговариваясь, они обсуждают и распределяют роли, исходя из интересов всех играющих. Сговор требует многих организаторских умений, знания возможностей друг друга, поэтому сговариваться начинают раньше дети, которые чаще всего играют вместе. В этом возрасте, в отличие от малышей, уже значительно увеличилось количество участников игры.
В этом возрасте развивается и содержание игры. В играх детей, наряду с действиями начинают отображаться разнообразные общественные отношения, поступки. Мама проявляет заботу о дочке, причём, не только кормит, купает, одевает, но и воспитывает, читает книжки, ведёт к врачу. В свою очередь врач не только делает уколы, ставит градусник, но и заботливо уговаривает, успокаивает больного.
Взрослый играет роль не прямого наставника, а старшего члена коллектива, руководит игрой «изнутри». Если дети принимают ошибочное решение, взрослый не должен спешить его отменять; лучше вначале убедить детей в его ошибочности.
Игра – неисчерпаемый инструмент развития ребенка и ведущая (то есть самая важная) деятельность дошкольника. Часто на протяжении и всей начальной школы ребенок продолжает играть, что положительно влияет на формирование его личности и социальной зрелости.
А порой наблюдение за игрой ребёнка – самый эффективный способ увидеть, что происходит с ним, что его волнует, что беспокоит.
Игра - это зеркало окружающей ребенка жизни. Игра - это то, что объединяет всех детей, характеризует уровень их развития.
Используемая литература:
- МУХИНА В. С. «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
- Эльконин Д. Б. «Детская психология»
- http://www.detskiysad.ru/igra.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании "Зачем ребёнку музыкальная деятельность?"
Раскрыта необходимость музыкального воспитания в детском саду для развития ребёнка, какие необходимые для взрослой жизни навыки даёт музыкальная деятельность ребёнку.Занятия "Ритмико...
"Рациональный режим дня - залог здоровья и успеваемости будущего первоклассника". материал для выступления на родительском собрании.
конспект выступления на родительском собрании в подготовительной группе. Может использоваться и для информационного стенда для родителей....
«Растёт ребёнок – изменяется игра»
В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшаются подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети в...
Материал для выступления на родительском собрании педагога-психолога МКОУ «ЦППРиК» Фокиной Т. В. «Уроки сказочной безопасности»
Материал для выступления на родительском собрании педагога-психолога МКОУ «ЦППРиК» Фокиной Т. В. «Уроки сказочной безопасности». Чему учат сказки? Почему их надо читать детям? Практикум для ...
Роль матери в нравственном воспитании ребенка. (выступление на родительском собрании) Роль матери в нравственном воспитании ребенка.
Роль матери в нравственном воспитании ребенка. ...
"Адаптация ребёнка к детскому саду" Конспект выступления на родительском собрании
Адаптация-сложный процесс. Помощь ребёнку в период адаптпции...
Материал для выступления на родительском собрании "Воспитание самостоятельности у детей 3-4 лет"
Данный материал актуализирует знания родителей (законных представителей) в аспекте воспитания самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста....