Мнемотехника
статья
"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету"
К.Д.Ушинский
Очень интересное слово - мнемоника, что же это такое?
Это способ запоминания, который позволяет нам облегчить вхождение больших объемов информации в память, путем записывания ее в мозг через цепочку зрительных образов, он увеличивает нашу память.
Мнемоника содержит свои методы и приемы, которые ведут к тому, что мы запоминаем быстрее, легче сохраняем в памяти и вспоминаем, кроме того, этот способ влияет на нашу речь, развивая ее. Мнемоника - это целая технология. Ее легко встроить в воспитание и образование детей, в формирование их речевых навыков, познания мира, общение и коммуникацию с социумом, развитие художественных и эстетических качеств и физическое развитие детей.
Особенно актуальна технология мнемотехники для детей дошкольного возраста, у них лучше развиваются зрительные и слуховые рецепторы, они более активно мыслят, воображают, говорят. Для любого человека речь несет важнейшую функцию, человек взаимодействует, с помощью речи, с окружающими людьми, осознает правила поведения среди себе подобных и, это помогает становлению его личности.
Как работает способ мнемотехники: весь текст разбивается на слова или небольшие фразы и зарисовывается в виде разных по смыслу простых понятных картинок, соответствующих естественному ассоциативному восприятию ребенка или любого человека, по ним легко и запоминать и воспроизводить текст.
Так легко с ребенком разучиваются любые стихотворения. Взрослые могут даже предлагать ребенку готовый зарисованный фрагмент, а ребенок может его играючи раскодировать.
Обычно цветные мнемотаблицы лучше воспринимаются детьми младшего возраста, т.к. они легко запоминают отдельные образы: листочек - зеленый, помидор - красный.
Затем уже, более взрослых детей обучаем изображать и воспринимать образы разных героев в графическом виде. Лису, например, можно изобразить из оранжевых фигурок треугольника и круга, прорисованных так, чтоб было похоже на лису, а медведя - в виде большого круга.
Более старшим детям таблицы и изображения в них лучше делать в одном цвете, обязательно спрашивая у ребят " что они видят в этом образе, что им это напоминает", чтобы лучше заучивался стих или другая информация.
Проверить легко, когда Вы кладете перед ребятишками карточки-схемы или мнемотаблицу и они, глядя на них, воспроизводят текст или стихотворение или какую-либо информацию, которую вы хотели бы донести до них, достаточно понятную им по образам.
У детей это вызывает радость и удовольствие. Они с удовольствием, по хорошо знакомым картинкам, воссоздают описательные рассказы, делают пересказы, заучивают сказки и любую информацию
Важно еще, дополнительно с этим, играть с детьми в настольно-печатные игры, так легче обучаться классификации предметов, дети развивают речевые навыки, зрительно воспринимают , думают, логически соизмеряют, наблюдают, интересуются, само-проверяют свое наблюдение.
Чем чаще вы с ними так работаете, тем быстрее дети обучаются четкому изложению, самостоятельному мышлению и быстроте подбора нужных слов. Они наблюдают за рассказами своих друзей, за их поступками и тут же применяют все полученное в жизни, более успешны в школе и в социальной школьной жизни.
Легче всего эту технологию внедрять с 4-5 лет, когда дети уже активно говорят, имея большой словарный запас. Для развития речи очень эффективными себя показали мнемодорожки и мнемотаблицы, они являются прямо таки фундаментом для пересказа сказок, рассказов и составления различных жизнеописаний.
Очень легко дети воспринимают через такие таблицы природные явления, сезоны природы, их основные качества, описания различных диких и домашних животных и других образов окружающей природы, что мы обычно проходим в экологическом образовательном процессе.
Изображаю все, то понятно детям. Даже, когда необходимо составить схемы по одеванию у шкафчиков на улицу или схему правильного поведения при мытье рук, помогают таблички. Или на карточках подвижных игр мы делаем небольшие мнемотаблицы с картинками, соответствующими возрасту и позволяющими детям легко воспринимать и связывать логику игры. Мнемотехники мы используем и в рисовании и в математике.
Что это нам уже показало: дети стали легко и много запоминать, запоминание стало более устойчивым, активнее и интереснее мыслительные процессы у всех, они сами находят новые ассоциации на картинки и фразы, выводят закономерности в процессах и их связи, распознают знакомые числа, любой новый материал становится лекгоусваиваемым и не загружает внимание.
Такая информация просто впечатывается на всю жизнь в память и вспоминается по первому требованию. Вот пример:
Для запоминания прямого и обратного счёта:
1.2.3.4.5 – начинаем мы считать
6.7.8.9.10 – надо мысли все нам взвесить.
10,9.8.7 – вот мы взрослые совсем.
6.5.4.3.2.1 – вот и весь ваш господин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehniki_t.kovtun.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
taty.taty69@mail.ru
"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету"
К.Д.Ушинский
Очень интересное слово - мнемоника, что же это такое?
Это способ запоминания, который позволяет нам облегчить вхождение больших объемов информации в память, путем записывания ее в мозг через цепочку зрительных образов, он увеличивает нашу память.
Мнемоника содержит свои методы и приемы, которые ведут к тому, что мы запоминаем быстрее, легче сохраняем в памяти и вспоминаем, кроме того, этот способ влияет на нашу речь, развивая ее. Мнемоника - это целая технология. Ее легко встроить в воспитание и образование детей, в формирование их речевых навыков, познания мира, общение и коммуникацию с социумом, развитие художественных и эстетических качеств и физическое развитие детей.
Особенно актуальна технология мнемотехники для детей дошкольного возраста, у них лучше развиваются зрительные и слуховые рецепторы, они более активно мыслят, воображают, говорят. Для любого человека речь несет важнейшую функцию, человек взаимодействует, с помощью речи, с окружающими людьми, осознает правила поведения среди себе подобных и, это помогает становлению его личности.
Как работает способ мнемотехники: весь текст разбивается на слова или небольшие фразы и зарисовывается в виде разных по смыслу простых понятных картинок, соответствующих естественному ассоциативному восприятию ребенка или любого человека, по ним легко и запоминать и воспроизводить текст.
Так легко с ребенком разучиваются любые стихотворения. Взрослые могут даже предлагать ребенку готовый зарисованный фрагмент, а ребенок может его играючи раскодировать.
Обычно цветные мнемотаблицы лучше воспринимаются детьми младшего возраста, т.к. они легко запоминают отдельные образы: листочек - зеленый, помидор - красный.
Затем уже, более взрослых детей обучаем изображать и воспринимать образы разных героев в графическом виде. Лису, например, можно изобразить из оранжевых фигурок треугольника и круга, прорисованных так, чтоб было похоже на лису, а медведя - в виде большого круга.
Более старшим детям таблицы и изображения в них лучше делать в одном цвете, обязательно спрашивая у ребят " что они видят в этом образе, что им это напоминает", чтобы лучше заучивался стих или другая информация.
Проверить легко, когда Вы кладете перед ребятишками карточки-схемы или мнемотаблицу и они, глядя на них, воспроизводят текст или стихотворение или какую-либо информацию, которую вы хотели бы донести до них, достаточно понятную им по образам.
У детей это вызывает радость и удовольствие. Они с удовольствием, по хорошо знакомым картинкам, воссоздают описательные рассказы, делают пересказы, заучивают сказки и любую информацию
Важно еще, дополнительно с этим, играть с детьми в настольно-печатные игры, так легче обучаться классификации предметов, дети развивают речевые навыки, зрительно воспринимают , думают, логически соизмеряют, наблюдают, интересуются, само-проверяют свое наблюдение.
Чем чаще вы с ними так работаете, тем быстрее дети обучаются четкому изложению, самостоятельному мышлению и быстроте подбора нужных слов. Они наблюдают за рассказами своих друзей, за их поступками и тут же применяют все полученное в жизни, более успешны в школе и в социальной школьной жизни.
Легче всего эту технологию внедрять с 4-5 лет, когда дети уже активно говорят, имея большой словарный запас. Для развития речи очень эффективными себя показали мнемодорожки и мнемотаблицы, они являются прямо таки фундаментом для пересказа сказок, рассказов и составления различных жизнеописаний.
Очень легко дети воспринимают через такие таблицы природные явления, сезоны природы, их основные качества, описания различных диких и домашних животных и других образов окружающей природы, что мы обычно проходим в экологическом образовательном процессе.
Изображаю все, то понятно детям. Даже, когда необходимо составить схемы по одеванию у шкафчиков на улицу или схему правильного поведения при мытье рук, помогают таблички. Или на карточках подвижных игр мы делаем небольшие мнемотаблицы с картинками, соответствующими возрасту и позволяющими детям легко воспринимать и связывать логику игры. Мнемотехники мы используем и в рисовании и в математике.
Что это нам уже показало: дети стали легко и много запоминать, запоминание стало более устойчивым, активнее и интереснее мыслительные процессы у всех, они сами находят новые ассоциации на картинки и фразы, выводят закономерности в процессах и их связи, распознают знакомые числа, любой новый материал становится лекгоусваиваемым и не загружает внимание.
Такая информация просто впечатывается на всю жизнь в память и вспоминается по первому требованию. Вот пример:
Для запоминания прямого и обратного счёта:
1.2.3.4.5 – начинаем мы считать
6.7.8.9.10 – надо мысли все нам взвесить.
10,9.8.7 – вот мы взрослые совсем.
6.5.4.3.2.1 – вот и весь ваш господин.
В сотрудничестве с логопедом мы подобрали чистоговорки и, я оформила их в мнемотаблицы :
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»
АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...
Выступление на педагогическом совете: «Мнемотехника как прием обучения связной речи» на тему: «Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику».
Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику....
Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»
Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...
Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"
Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...