Конспект "Наша Масленица".
план-конспект занятия (старшая группа)
Технологическая карта к занятию. "Традиции народа на Руси на праздник Масленицы". Старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Масленица. | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Традиции народа на Руси на праздник Масленицы.
Возраст детей – старшая группа.
Вид занятия: непосредственно образовательная деятельность, познавательное развитие.
Длительность – 25 минут.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, речевая, двигательная, продуктивная, музыкальная.
Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Знакомить детей с историей, традициями, русского народа.
• Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.
• Знакомить с русским народным фольклором, используя заклички, скороговорки, народные песни, пословицы, хороводы.
Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес к традициям своего народа;
Воспитательные задачи:
Воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю через русское народное творчество.
• Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку, иллюстративный материал (икт технологии), а также сюрпризные моменты.
воспитывать доброжелательность; вызвать положительные эмоции от совместной деятельности.
Планируемые результаты:
Дети проявляют интерес и уважительно отношение к русским народным праздникам, празднику Масленицы, традициям и обычаям.
Оборудование: экран, проектор, презентация к образовательной деятельности, цветные ленточки для карусели, солёное тесто, каравай, платочки для игры.
Предварительная работа:
1. Знакомство с русским народными художественными промыслами.
2. Разучивание пословиц, поговорок, небылиц.
3. Взаимодействие с родителями: беседы с детьми о празднике Масленицы, оформление выставки рисунков «Наша Масленица»
Этап, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, |
Вводно-организационный, 1–2 мин | Организация направленного внимания Формирование интереса к содержанию ООД; направление внимания детей; | Педагог привлекает внимание детей. Пение птиц (звукозапись) | Дети концентрируют внимание, проявляют интерес | Организация образовательного пространства. Вводно – организационное слово воспитателя. |
Мотивационно побудительный 1 мин | Формирование умения вести диалог, | Педагог в беседе с воспитанниками подводит их к ответу на вопрос, почему так весело щебечут птицы? о том, что весна наступила.! | Дети проявляют интерес, выражают собственное мнение. | Мотивация, как приём активизации познавательной деятельности. Беседа, вопросы. |
Проблемная ситуация 2 мин Актуализация имеющихся знаний, 2 мин | Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах Поощрение стремление к проявлению инициативы. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. | Можем ли мы порадоваться вместе с птицами? Какой скоро праздник? Отгадаете загадку? Что за праздник к нам идет Раннею весною, Сколько радостей несет Он всегда с собою! Ледяные горы ждут, И снежок сверкает, Санки с горки вниз бегут, Смех не умолкает. Дома аромат блинов Праздничный чудесный, На блины друзей зовем, Будем есть их вместе. Что вы знаете о Масленице? Почему праздник назвали Масленица? (Потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины.) Важно знать традиции русского народа, чтобы передавать эти знания другим людям. Хотели бы вы узнать ещё больше о празднике Масленица, о традициях народа? | Активизирует к высказыванию, использует игровой приём, мотивирует к дальнейшей деятельности | Создание проблемной ситуации, которая вводит воспитанников в предмет темы, беседа педагога и воспитанников. Загадка. Словесный методы (пояснение, вопросы) Беседа. Диалог. |
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений). | Создание условий для развития и углубления познавательных способностей. | Педагог предлагает детям узнать, как раньше на Руси люди праздновали Масленицу. Мы сегодня позабавимся, На весёлой карусели покатаемся! Ленточками украсим, Ленточками не простыми, Ленточками праздничными. Что ни ленточка - то денёчек Сколько дней в неделе, столько и ленточек. (Воспитатель показывает яркий обруч и 7 разноцветных лент) В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать. Мы сейчас с вами узнаем, чем люди занимались в каждый день Масленицы. Какой самый первый день недели. 1 слайд. Понедельник. «Встреча Масленицы» Люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. На что похожи блины? а Масленица - это праздник встречи с солнышком. К нам масленица идет кривошейка, Встретим мы ее хорошенько. | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы Дети подходят к экрану, рассматривают иллюстрации презентации. Проговаривают закличку и привязывают красную ленточку к карусели. "Уходи, зима суровая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками". | . Восприятие полученной информации через ИКТ. Словесные методы. Игровые. |
Стимулирует детей к мыслительной деятельности. | Демонстрирует показ слайда, предоставляет возможность подумать и высказаться. Педагог дополняет рассказы детей новыми знаниями, поощряет детей к высказыванию | Поддержка детской инициативы. | ||
2 слайд. Второй день — вторник, звался «Заигрыши». В этот день начинали собираться игрища да потехи. Предлагает научиться играть в р.н.игру «Крыночки» | Дети собираются на игру «Крыночки». Выбор кота считалкой. Играют по правилам игры. Привязывают ленточку. | Игровая деятельность, считалка. | ||
Продуктивная деятельность Пальчиковая гимнастика | . Знакомятся с традициями третьего дня Масленицы, для чего нужен каравай на Руси.( встреча гостей) Развивается умение работать коллективно. Учатся активно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом. | 3 слайд Третий день — среда «Лакомка». Кого или что можно назвать лакомкой? (ответы детей). Это когда что-нибудь вкусненькое. Масленица — кривошейка, Встретим мы тебя хорошенько! С блинами. С караваями. Что такое каравай? Для чего он нужен? Педагог просит детей о помощи, украсить праздничный каравай. Есть обычай в России встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Хлеб обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник, выносила к гостям хозяйка . | Подходят к столу, украшают каравай шариками и жгутами из солёного теста. А прежде чем, приступить к работе разогреем свои пальчики. Пальчиковая игра «Мельница». За работу жернова, Зерна перетрем, сперва! Чтобы сделать каравай, Жернова быстрей вращай! Крепче трем зерну бока, Получается мука! Привязывают третью ленточку. | Пальчиковая игра с элементами кинезиологической гимнастики. |
- . | 4 слайд. «Широкий четверг», «Широкая масленица». Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой. В этот день веселились, устраивали ярмарки, катание с гор. В этот день ещё устраивали соревнования. А ну-ка кто складнее, да быстрее скороговорку выговорит! Только такой уговор: важно скоро сказать да только важнее — правильно. Кто лучше скажет ,тот и привяжет ленту к карусели. | Рассматривают иллюстрации на слайде. По иллюстрации стараются понять, чем занимались люди в этот день. Проговаривают скороговорку. Скороговорка: «Из печи калачи в окошко мечи». Привязывают ленту к карусели. | ||
Формирование познавательных интересов | 5 слайд Пятница — «Тёщины вечеринки». Вся семья на блины к бабушке шла. 6 слайд. Суббота — «Золовкины посиделки» В эти дни к тетям и дядям шли на блины, звали к себе в гости и угощали всякими вкусностями. Гости в этот день ели блины и рассказывали небылицы. Предлагает детям рассказать небылицы. | Дети рассказывают небылицы. | ||
7 слайд «Проводы Масленицы» и «Прощёный день. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело-символ зимы. Провожают зиму до следующего года. Все просят друг у друга прощения .Уходит Масленица , а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права. Вот и карусель готова! Как мы можем с каруселью поиграть в праздник масленицы? Хоровод « Как на Масленой неделе». | Дети проговаривают закличку. Приходи, весна! Приходи, красна! Давай солнышко — колоколнышко, Приноси урожай в наш родимый край! Привязывают последнюю седьмую ленточку. Вот и карусель готова! Дети предлагают. Встают в хоровод. | |||
Заключительный этап. Рефлексия. 2 мин | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. | Скажите, пригодится информация, которую вы сегодня узнали? Теперь вы знаете о традициях народа в праздник Масленицы… Подводит итоги совместной деятельности, даёт оценку работе детей. | Высказывают собственное мнение о занятии. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 29 «СОЛНЫШКО»
Технологическая карта
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
для детей старшего возраста по теме
«Традиции народа на Руси на праздник Масленицы»
Материал подготовила: воспитатель Рашева О.Н.
2021 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Масленица пришла" (Понедельник: "Встреча Масленицы") Сценарий развлечения для детей всех дошкольных групп ЧДОУ
В нашем ДОУ, как и принято на Руси, праздник длится всю неделю. Общее празднование начинается со Встречи Масленицы в понедельник в музыкальном зале детьми всех дошкольных групп. Я предлагаю Вашему вни...
Сценарий фольклорного праздника Масленица для детей дошкольного возраста "Масленица - Кривошейка. встретим тебя хорошенько!"
Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из двух частей. Одна проводится в зале. вторая - на улице. Персонажи: Скоморох, Зима, Весна. Чередование музыкальноигровог...
Сценарий на Масленицу «Эх, да Масленица» подготовительная группа.
Расширить и закрепить знания детей о народных праздниках. Приобщить детей к народным играм, песням, хороводам. Развивать ловкость, быстроту, внимание. Воспитывать у детей ин...
Стихи о масленице. Масленица в произведениях русского искусства.
Любопытные сведения о масленице можно почерпнуть в таких произведениях, как «Лето господне» (Иван Сергеевич Шмелев), «Петр Первый» (Алексей Николаевич Толстой). Уже давно стала...
Масленичная неделя в России: Традиции Масленицы.История Масленицы. Поделки на Масленицу. Наши рецепты. Блинная зарядка
В папке передвижке собраны интересные факты о Масленице, история праздника, традиции празднования на Руси, а также поделка на Масленицу - Солнышко и рецепты вкусных блинов....
Сценарий праздника Масленицы «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»
Конспект развлечения «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»...
«Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться!"Праздник Масленицы для детей 3-4 лет.
♫ Появляется скоморохВанька:Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки!Здравствуйте девчонки, короткие юбчонки!Я – скоморох Ванька!Везде гуляю – все на свете знаю!Пришел к вам веселиться и ...