29.03.2021 "Обеспечение психологического комфорта"
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №6 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Тема: «Обеспечение психологического комфорта»
(выступление на общем родительском собрании ДОУ от 22.03.2021 г.)
Выполнил:
педагог-психолог Хасанова Л.Ф.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ.
Содержание деятельности должно быть направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.
Когда маленький человек счастлив и находится в мире с самим собой , он переносит эти чувства на взаимоотношения с окружающими. Предлагаемые мною этюды, упражнения, игры и рекомендации помогут детям не только овладеть средствами коммуникации, но позволяет им понять, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь и что эмоциональные проблемы связаны не только с определёнными ситуациями, но и с их первым восприятием и пониманием.
Цель: формировать у детей навыки самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать и понимать себя и других.
Задачи : научить детей понимать себя и уметь быть в мире с самим собой;
совершенствовать навыки общения в различных жизненных ситуациях(со сверстниками, педагогами, родителями, окружающими людьми);
формировать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию между людьми.
А также необходимо, кратко, остановится на общем развитии детей с 2-х до 4-х лет. Сначала поговорим о детях с 2-х до 3-х лет. Если ребёнок уже посещал детский сад в свои 2 – 3 года он начинает адаптироваться к жизни в детском саду. Это общение со сверстниками, взрослыми, игрушками, таких нет дома, питанием тоже отличающимся от домашнего и, конечно, здоровье и вот оно иногда даёт сбой и дети начинают часто болеть респираторными (ОРЗ и ОРВИ) заболеваниями и конечно не посещают какое-то время детский сад и, естественно, адаптация начинается вновь и нам надо им помочь продолжать их развитие в семье.
А для этого узнать психологическое особенности детей раннего возраста. Мышление детей - наглядно-действенное;
речь-разговор словосочетаниями и понимают глаголы;
произвольность познавательных процессов-пока внимание, память и восприятие непроизвольные (т.е. пока нет целепологания);
физиологическая чувствительность – присутствует высокая чувствительность к дискомфорту;
объект познания - непосредственно окружающие предметы и их внутренне устройство;
способ познания – манипулирование предметами и их разбирание;
условия успешности – разнообразие развивающей сферы;
форма общения – ситуативно - личностное;
отношение со сверстниками – мало интересны пока, больше зациклены на своём;
отношение со взрослыми – источник защиты, ласки и помощи;
наличие конфликтов – со взрослыми («Я – сам») с детьми чаще всего («Моё»);
эмоции – сильной модальности т.е. ярко выражены и имеет резкие перепады от хорошего настроения к плохому;
игровая деятельность – предметно – манипуляционная и игра «рядом». Из данной информации многое становится ясным, тем более, что в наше время родители стали более грамотные в вопросах воспитания и развития детей.
Время для занятий или утренний отрезок времени или вечерний ближе к укладыванию спать, так дети лучше воспринимают и закрепляют полученные знания и умения. Время индивидуально, но не более 15 минут, но если ребёнок заинтересован и не отвлекается при занятии можно до 20 минут.
1.Продолжаем познавать органы чувств и частей тела в игровой и стихотворной форме: потешки: «Ножки, ножки», «Большие ноги шли по дороге». Дидактические игры: «Что есть у игрушки», «Что делает девочка или мальчик», « Куклу купаем, кормим, одеваем» и «Куклу укладываем спать» - и обязательно всё проговариваем нормальным языком не переходя на детский говор. Для мальчиков можно укладывать спать мишку,зайчика или другие любимые игрушеи. Рассматриваем детские и взрослые фотографии с членами семьи .
2.Продолжаем расширять представления детей о животных и растениях. Рассматриваем живые объекты и изображения. Всевозможные дидактические игры на тему: «Назови, что это или кто это». Упражнения имитационного характера: «Покажи как кошка или другое животное», «Скажи, как собака или другое животное или птица». Тренинговые упражнения – «Пожалей мишку», «Подарок» - сюрпризный момент. Подвижные игры: «Лошадки», «Птички», «Котята» -с изображением звукоподражания и соответствующих движений.
3.Продолжаем знакомить с основными мимическими движениями и учим распознанию настроения человека по мимике. Рассмотрение портретов и иллюстраций с определением настроения по лицу. Дидактическая игра: «Две маски или два смайлика» с изображением эмоций. Этюды: «Грустный клоун» и «Весёлый клоун».
4.Продолжаем развивать зрительную, тактильную ,слуховую память. Игра «Волшебный мешочек»(достать и определить на ощупь что-то из мешочка), «Что исчезло»(выложить предметы, ребёнок отвернётся что то убрать – пусть узнает что исчезло), «Слушай и повторяй», «Пять картинок» и «Пять слов» - запомнить показать и повторить слова.
5.Моё настроение т.е. продолжаем развивать чувство собственной значимости. Можно дома изготовить «Доску настроения» и вывешивать рисунки, картинки, смайлики. Чтение положительной художественной литературы и сказок и обязательная беседа после прослушивания. А ещё можно беседовать на тему: «Когда тебе весело» и «Когда тебе грустно».
6.Продолжаем формировать представление о хороших и плохих поступках. Этюды: «Злая баба Яга» и «Добрая царевна». Тоже чтение сказок и художественной литературы, просмотр добрых русских мультфильмов с обязательной беседой о хороших и добрых героев или поступков.
7.Продолжаем знакомиться и запоминать волшебные слова т.е. с правилами поведения доступные пока вашему ребёнку в силу его возраста. Игры: «Волшебные слова» и «День рождение», «Идём в гости» и «Поход в магазин» с обязательными беседами на тему: «Вежливые слова».
8. Продолжаем формировать представления о принадлежности к определённому полу. Рассматривание одежды для девочек и мальчиков. Игры: «Кто это?», «Узнай по голосу», «Дочки – матери», «Чаепитие».
О детях 4-х летних надо поговорить отдельно . Это совсем другие дети. До 4-х умственное развитие малыша, его познание внешнего мира происходило через практические действия с предметами. Ребёнку необходимо было потрогать предмет, чтобы понять его. В 4года некоторые задачи ребёнок уже умеет решать в уме, опираясь на образное представление. Средством решения задач становится не действие, а образ, мышление приобретает наглядно – действенный характер. Ребёнок становится как бы естествоиспытателем. В этот период родителям необходимо предоставить ему возможность приобрести опыт манипуляции с разными предметами, обеспечить знаниями о различиях между предметами (цвет, форма, размер). В 4года обогащение жизненного опыта ребёнка происходит за счёт накопления образов и представлений о связях и отношениях между отдельными предметами и их частями . Ребёнку следует помочь накоплению чувственный опыт взаимодействия с миром и научить отражать его через модели, образы предметов.
Время суток и количество минут для занятий с ребёнком остаётся прежним и может немного увеличиться по желанию малыша.
1.Игра: «Во что с этим можно играть» - развитие мышления (положить простые предметы: палка, кубик, мяч, коробка, камешек, ткань и задать вопрос как с этими предметами можно играть.
2.Игра: «Покажи по- разному» - пантамимой показать некоторые моменты: слова лёгкий, тяжёлый, длинный, короткий, высокий, низкий.
3.Загадки необходимо загадывать на всевозможные темы и где нужно продолжить текст и где необходимо подумать ребёнку. Особенно в данном возрасте хороши загадки по сказкам.
4.Игра на воображение. «Волшебные очки» т.е. представить например, свои желания или жизнь в будущем. Помочь ребёнку покав пример.
5.Тоже игра на воображение. «Волшебные кляксы» принцип тот же показали пример и пусть ребёнок представляет что он видит в этих кляксах.
6.Игра: «Поиграем в театр» (способствовать обучению драматизации. Выбрать знакомую сказку например «Колобок», «Репка» или «Курочка Ряба». Тоже необходимо показать пример, но ребёнок может это и сам сделать.
7.Могут быть ещё игры на развитие социальных навыков: «Строим кукле комнату», « А что у нас на ножках?» - учим правильно выполнять команды при этом ребёнок запоминает цвета т.к. на ногах крепится разноцветные листочки: глаза закрываем - ноги поднимаем.
8.Игра: «Разноцветные машины» - вновь ещё раз учим основные цвета. Подымается флажок или карточку нужного цвета, а ребёнок показывает машину того же цвета.
9.Игры, связанные с освоением навыков самообслуживания. Можно уложить куклу спать, одеть её после сна или накормить её обедом самостоятельно без помощи взрослых.
Эта представлена небольшая часть того, как можно развивать своего ребёнка в семье в это сложное время для нашей страны и всего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание психологического комфорта
Материал содержит советы по созданию эмоционально - эстетической мини - среды в ДОУ, об организации различных режимных моментов, а также рекомендации для родителей с целью сохранения психоэмоционально...
"Уголки психологической разгрузки, как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия ДОУ"
В статье описана подробная поэтапная разработка проекта модернизации предметно – развивающей среды в группе детского сада «Островок уединения». Кроме этого прилагается примерн...
Создание психологического комфорта и программы психологического сопровождения детей, реализуемых в ДОУ»
создание психологического комфорта и краткое описание программ психологического сопровождения детей , реализуемых в ДОУ...
«Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка»
Презентация для педагогов, основные понятия и принципы соблюдения психологического комфорта для детей в детском саду....
«Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка»
Консультация для педагогов о психологическом комфорте дошкольников всоответствиис ФГОС ДО...
Консультация для родителей. Создание психологического комфорта в детском саду в целях сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.
Значение психологического комфорта для здоровья ребенка....