Родительское собрание в старшей группе на тему: «Телевидение и компьютер в жизни семьи и ребенка».
консультация (подготовительная группа)

Красовицкая Анна Анатольевна

Цели:


1.формирование у родителей потребности в анализе воздействия телевидения и компьютера на развитие личности ребенка;

2.донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровьесбережения при организации взаимодействия ребенка с ИКТ в домашних условиях.

Задачи:

  • Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором;
  • повышать педагогическую компетенцию родителей по вопросу грамотного подхода к просмотру телепередач детьми;
  •  проводить профилактику телевизионной зависимости детей и взрослых.
  •  показать влияние телевизионных просмотров  на физическое и психическое состояние  детей;
  • формировать у родителей представления о роли, возможностях и способах использования ИКТ в обучении детей дошкольного возраста.
  • формировать понимание важности поддержания эмоционального контакта с ребёнком во избежание развития у него компьютерной зависимости.
  • выработать согласованные действия ДОУ и семьи по правильной организации  работы детей с ИКТ.
  • предложить практические советы по организации  безопасного взаимодействия ребенка с компьютером

 

 

Актуальность  выбранной темы

«Телевизор и компьютер» - обязательный домашний питомец в каждом доме. Телевизор и компьютер заняли прочное первое место  во времяпрепровождении наших детей. Место, которое раньше по праву  принадлежало подвижным играм дома и на улице. Дети стали домоседами со многими физическими и психологическими проблемами. Телевидение и компьютер фактически  отгораживает детей от внешнего мира.

 Надеюсь, совместное мероприятие поможет  родителям  более внимательно и серьезно относиться к воспитанию детей.

 

 

 

Форма проведения:   заседание родительского клуба.

Участники:   Воспитатели, родители, старшая медицинская  сестра.


 

План проведения:

1.Вступительная часть.

2.Разминка. Введение в проблему.

3. Факты и комментарии.

4.Обсуждение результатов микроисследования.

5.Обсуждения проблемы родителями и обмен мнениями.

6.Выступление старшей медсестры.

7.Заключительная часть.

 

Организационный этап:

 

  1. Подбор и анализ литературы по данной теме.
  1. Анкетирование родителей, анализ и обобщение полученных результатов. 
  1. Подготовка памяток по теме собрания.

 

Ход  мероприятия:

1.Вступительная часть.

Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) уже давно и прочно проникли во все сферы деятельности человека. Они используются и на работе, и дома, и в школе, и даже в детском саду. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его устраивают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом. Экран становится главным воспитателем ребенка. С одной стороны, это очень облегчают нашу жизнь В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации.

 А с другой – мы вынуждены платить за это физическим и психическим здоровьем наших детей. Так что же приносят компьютеры нашим детям – больше пользы или вреда? И как правильно организовать общение   ребёнка с компьютером, чтобы он не попал в  зависимость от него?

Сегодня на родительском собрании мы попытаемся ответить на  эти проблемные вопросы и  постараемся совместно выработать правила организации работы детей на компьютере.

 

    Вначале давайте познакомимся с результатами анкетирования родителей по  вопросу пользования  ИКТ  в их семье.

 

Подведение итогов анкетирования.

 

Итак , отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий в нашу жизни.

В нынешнее время дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но способствует ли это развитию ребенка дошкольного возраста или напротив, сдерживает его?

Психологи и логопеды бьют тревогу. В последние годы у детей часто наблюдается задержка речевого развития: поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, речь бедна и примитивна. Сидя у экранов телевизора, ребенок не учится говорить, а учится лишь подражанию звуков. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и является участником диалога: задает вопросы, отвечает.

Все чаще отмечается у детей неспособность к фантазии и творческой активности. У них нарушается внимание и способность к концентрации на каком-либо занятии, нет заинтересованности в делах. Многим трудно воспринимать информацию на слух, они не могут удержать в памяти цепочку из нескольких предложений, связать их одним смыслом. Поэтому детям не интересны и скучны книги.

Становление внутреннего мира ребенка, формирование его личности происходит именно в детском возрасте и только в совместной жизнедеятельности со взрослыми. Отсутствие внутреннего мира, душевная пустота порождают детскую агрессию и жестокость.

Все сказанное, конечно, не означает полностью исключить современные ИКТ из жизни ребенка. При рациональном использовании они могут стать средствами, которые способны развить творческие способности ребенка, его интеллектуальную сферу, моторику, зрительно-моторную координацию.

 

Для нас самое главное, чтобы дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.


 

2. Разминка. Введение в проблему.

Воспитатель: Символом обсуждаемой темы объявляются ИКТ. Пожалуйста нарисуйте на своих листочках схематично телевизор или компьютер определенного размера  в зависимости от того, какую позицию  вы занимаете  по отношению к теме встречи: большой телевизор означает пользу, маленький-вред.

( Родители зарисовывают  и прикрепляют  картинки  на специально подготовленное  место.)

Воспитатель: Объясните одной фразой ваш рисунок (высказывание родителей).     Делается вывод.                                                                                                      

 

 

3.Факты и комментарии.

 А сейчас пришло время узнать о степени зависимости ребенка от компьютера и влияние телевидения на него.

очень короткие новости  из области статистики:

- 2/3 наших детей  в возрасте от 5до12 лет смотрят телевизор  ежедневно.

-Время ежедневного просмотра телепередач  ребенком составляет в среднем более двух часов.

-50% детей смотрят  телепередачи  безо всякого выбора  и исключений.

-25% детей в возрасте  от 5до 10 лет смотрят одни и те же  передачи от 5 до 40 раз подряд.

-38% ребят  в возрасте от 5 до12 лет, отвечая  на вопрос  о том, как они предпочитают  проводить свободное время, на первое место поставили телевизор, исключив  при этом занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и общение с семьей.

 

4. Обсуждение результатов микроисследования.

Воспитатель: Возможно, вы подумаете, что эта статистика  не относится к нашим детям? Напрасно. Я хочу познакомить  вас  с результатами опроса детей нашей группы  

 

5.Обсуждение проблемы родителями и обмен мнениями.

 Ознакомившись  со статистикой  и результатами анкетирования и ответов детей, родители задают вопросы.

 

6. Выступление старшей медсестры  на тему:

Исследования ученых показывают, что компьютер становится доступен пониманию ребенка примерно с 5 лет. Если вы решили, что ваш ребенок уже в три года может пользоваться компьютером, необходимо знать временные ограничения.

Очень важно, что находится внутри вашего компьютера, в какие игры играет ваш ребенок.

Условно все многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом:

    Адвентурные – иначе (приключенческие) главным подспорьем в данных играх служат находки – различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве внушительных размеров.

     Ролевые – целью этих игр может быть отыскание, человека или заклинания, здесь проявляется главный принцип ролевой игры – использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте.

     Стратегии – цель этих игр управление ресурсами, полезными ископаемыми, войсками. Эти игры развивают у ребенка усидчивость к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление.

 

     Игры типа «Убей их всех» - сугубо развлекательные. Они развивают моторные функции, но плохо познавательные, при этом сомнительные в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания. В них особенно необходимо чувство меры.

    Развивающие игры – которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм. 

     Логические игры – развивают навыки логического мышления, это головоломки, задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

    Игры симуляторы – т.е. имеется какая-нибудь приставка: авто- авиа – спортивная. В этих играх большое значение придается реализму ответственных реакций окружающей виртуальной среды, вплоть до мельчайшего соблюдения технических показателей.

    Графические игры – связанные с рисованием, конструированием.

    На самом деле очень трудно выбрать компьютерную игру для ребенка: их так много, и каждый производитель говорит, что его игра лучшая!

 

Специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста.

 Если соблюдать эти требования и правила, то компьютер не нанесет вреда ребенку, а польза его очевидна.

 -в игре не должно быть текстовой информации

-шрифт символов должен быть больше по размеру, чем традиционный

-изображение на экране должно быть крупным, без мелких отвлекающих деталей

-темп движений на экране не быстрый

-нежелательно применение системы оценок в баллах

-программа должна иметь логическое завершение – построен дом, нарисован рисунок

А так же разработаны гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при организации игровой деятельности.

 * ребенок может играть за компьютером не более 15 минут в день

 * лучше играть в первой половине дня

 * в течение недели ребенок может работать с компьютером не более 3 раз

 * комната, в которой он работает должна быть хорошо освещена

 * мебель соответствовать росту ребенка

 *расстояние от глаз ребенка до монитора 60 см;

 *после игры нужно обязательно сделать зарядку для глаз

 * игровую деятельность сменить физическими упражнениями

 Хочется ещё раз отметить, что, несомненно, компьютер - эффективное средство развития ребенка.  Но во всём необходимо соблюдать чувство меры. Многие родители не видят ничего плохого в том, что дети проводят много времени у компьютера. Считая этот вид досуга интеллектуальным и полезным, они беспокоятся лишь о нарушении их осанки или зрения. Однако чрезмерное увлечение компьютерными играми сказывается не только на физическом здоровье ребенка, но и на его психике. У ребёнка появляется компьютерная зависимость.  Этого можно избежать, если соблюдать определённые правила.

 И напоследок я хочу вам раздать памятки «Профилактика компьютерной зависимости». Не забываем про гимнастику для глаз.


 

Заключительная часть.

Рефлексия «Пирамида знаний».

Родители записывают  на небольших листочках знания,  приобретенные или расширенные  на собрании,  и приклеивают  свои листочки  к заранее приготовленному  контуру пирамиды.

Вывод: Телевидение и компьютер способно стать эффективным средством  развития ребенка. Но при этом очень важно, какие программы  смотрят наши дети  и сколько. Главное, чтобы мы – родители и наши дети – не попали  в зависимость от телевизора, не заболели телеманией, а ценили, живое, эмоциональное  человеческое общение и стремились к нему.


 

Опрос детей

  1. Есть ли у тебя дома телевизор и компьютер?
  2. Разрешают ли тебе пользоваться компьютером?
  3. Во что ты на нём играешь?
  4. Что ты смотришь по телевизору?
  5. Долго ли ты играешь в компьютер или смотришь телевизор?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе на тему "Игра и игрушка в жизни дошкольника" (консультация с элементами тренинга)

Родительское собрание в старшей группе на тему "Игра игрушка в жизни ребенка" (консультация с элементами тренинга)...

коспект родительского собрания в старшей группе на тему: "Воспитание любви к природе в семье и в детском саду"

конспект родительского собрания в старшей группе на тему: "Воспитание любви к природе в семье и в детском саду" (ОО "Познавательное развитие")....

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему : " Воспитание любви к природе в семье и в детском саду"

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: " Воспитание любви к природе в семье и в детском саду"...

Родительское собрание в старшей группе: «Телевидение и компьютер в жизни семьи и ребенка»

laquo;Телевизор и компьютер» - обязательный домашний питомец в каждом доме. Телевизор и компьютер заняли прочное первое место  во времяпрепровождении наших детей. Место, которое раньше по ...

Родительское собрание в старшей группе на тему "Игра и игрушка в жизни ребёнка".

Родительское собрание в старшей группе на тему "Игра и игрушка в жизни ребёнка"....

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада.

Родительское собрание в средней группе на тему: "Развитие речи в условиях семьи и детского сада"...