Консультация для педагогов «Формирование финансовой грамотности у дошкольников».
консультация

Финансовая грамотность формируется с самого малого возраст. Дети включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, экономической информацией на бытовом уровне. Всё это несёт в себе воспитательный потенциал, заключающийся в таких этических качествах, как честность, доброта, трудолюбие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansy_konsult.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №15 "Ладушки"

Консультация для педагогов

«Формирование финансовой грамотности у дошкольников».

                                           Разработала: Карпова Ирина Александровна Воспитатель первой квалификационной категории

г. Камень – на – Оби

 2021 год.

 В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений. 

Эти изменения обусловлены переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях. Именно в дошкольном возрасте происходит социализация детей в сфере финансовой грамотности.

Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые решает семья, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.

На основании различных исследований было выявлено, что ребенок имеющий в своем распоряжении денежные средства, личный опыт приобретений товаров и услуг раньше, и успешнее своих сверстников проходит процесс усвоения экономических понятий, и формирования стиля потребления товара.

Поэтому одной из задач детского сада это дать детям простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.

Финансовая грамотность формируется с самого малого возраст. Дети включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, экономической информацией на бытовом уровне. Всё это несёт в себе воспитательный потенциал, заключающийся в таких этических качествах, как честность, доброта, трудолюбие.

По мнению кандидата педагогических наук, доцента А. А. Смоленцева, ребёнок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Родители, должны научить ребёнка обращаться с деньгами с самого раннего возраста.

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем.

Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у малышей с помощью педагогов, родителей складываются необходимые качества и свойства личности.

Заниматься финансовой грамотностью детей дошкольного возраста в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребёнка, так как это может определить его будущее.

В процессе ознакомления дошкольников с финансовой грамотностью в своей работе я использую различные формы работы с детьми, при этом учитывая особенности возраста, а также доступность и увлекательность материала.

Для каждого дошкольного возраста свойственны свои особенности:

- В возрасте четырёх лет приходит понимание операций обмена.

После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам.

-В возрасте пяти лет дети уже осознают идею сбережений.

Начальный этап в обучении дошкольника начинаются с понимания того, что такое монеты, банкноты и банковские карты. Дети начинают понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги.

-В возрасте шести-семи лет дети соотносят доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.

Дети получают начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

С детьми проиграли различные ситуации «Если тебе в магазине понравилась игрушка. Как быть?», «Как нужно заработать деньги», «Хорошо или плохо». При обсуждении данных ситуаций, дети высказали свои суждения, что нужно трудиться, работать, и получать деньги.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Для детей провела цикл занятий, бесед «Что такое деньги», «Зачем нужны деньги» и др.

Если вовремя не объяснить ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное, зачастую неверное мнение.

Для более успешного понимания и освоения детьми знаниями по финансовой грамотности предлагаю провести с детьми в форме квест-игры: «Остров сокровищ», «Загадки гнома-эконома», «Страна экономики».

Совместно с детьми  можно изготовить своими руками интерактивное пособие Лепбук «Знакомим детей с финансовой грамотностью», «Семейный бюджет», «Супермаркет», «Наши покупки».

Игра для детей основной вид деятельности и через игру проходит обучение в форме дидактических игр :«Наши покупки», «Интернет-магазин»

Реализация знаний по освоению финансовой грамотности происходит в организации:

- сюжетно-ролевых игр: «Сбербанк», «Туристическая фирма», «Супермаркет», «Интернет-магазин «Собственные покупки»;

- игр-драматизаций «Муха-цокотуха», «Буратино», «Два жадных медвежонка».

Обучение детей основам финансовой грамотности будет не реализован полностью без совместного участия родителей.

К сожалению, в беседе с родителями выясняется, что детям рано давать такие знания, что они еще маленькие, но при этом говорят о совместных с детьми покупках, дают детям деньги в «Копилочку».

Для более тесного сотрудничества с родителями, по данному направлению, разработать можно анкеты. Исходя из запросов анкеты, составить план мероприятий на год: консультации, беседы «Зачем детям нужно знать про деньги», «Что такое финансовая грамотность».

Организованные родительские встречи в рамках «Родительской гостиной» помогают родителям понять о необходимости объяснить ребёнку, чтобы приобрести что-то, надо потрудиться и заработать деньги. Большинство родителей хотят для своего ребёнка лучшее, но надо знать и помнить, что выполнение любого каприза ребёнка не даст детям понять, как относиться и обращаться с деньгами.

Можно  с родителями провести дискуссию на тему: «Почему важно учить ребенка финансовой грамотности?»

Когда начинать финансовое воспитание детей?

В дальнейшем  совместно с родителями составить  –детско-родительские проекты: «Путешествие в страну денег», «Покупки нашей семьи», «Что такое бизнес? », «Семейный бюджет».

Совместную работу родителей и детей продолжить в проведении игр, викторин, изготовлении пособий экскурсий,

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Таким образом, выявляется следующая закономерность в получении детьми знаний и представлений о финансах: понимание денег и путей их использования; знание, откуда приходят и куда уходят деньги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование финансовой грамотности старших дошкольников."

Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и исп...

Консультация для педагогов: «Формирование финансовой грамотности дошкольников»

Консультация для педагогов:«Формирование финансовой грамотности дошкольников»...

консультация для педагогов "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"

Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование финансовой грамотности старших дошкольников в игровой деятельности»

Формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях....

Консультация для педагогов " Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"

Консультация для педагоговФормирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности...

Консультация для педагогов «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Для того, что бы экономика стала интересной и понятной для дошкольников, педагоги выбирают для них интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компон...