Календарно-тематическое планирование по парциальной программе «Прикоснись к природе сердцем» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Попова Екатерина Анатольевна

Календарно-тематическое планирование по парциальной программе «Прикоснись к природе сердцем»

для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Сентябрь 1

Азбука поведения в природе.

Ц:расширять представления  о правилах поведения в природе, важности соблюдения этих правил, стимулировать проявление желания быть другом природы.

Активизировать словарь: природа, охрана природы, обида леса.

- Беседа «Матушка природа – какая она?»

- Речевое упражнение «А как бы поступили вы?»

- Динамическая минутка по стихотворению Е.Серовой «на лугу»

- Проблемная задача «Что нужно сделать, чтобы о правилах поведения знали все, и все их выполняли?»

Дид. Игра

«Хорошо-плохо»

 

Дид. Игра

«Что кому нужно?»

 

Оформление книжек – малышек  «Наши добрые поступки»

Сентябрь

2

То ли с ветки, то ли с грядки

Ц:развивать представления об овощах и фруктах, стимулировать интерес к труду по их выращиванию; активизировать словарь: овощи, фрукты, плоды, урожай, сад, огород, садовник, овощевод.

Расширить представления о значении овощей и фруктов в жизни человека.

-Дид. Упражнение «Найди отгадки»

-Дид. Игра «Чудесный мешочек»

-Дид. Упражнение «Твоя любимая еда»

-Дид. Упражнение «Узнай по вкусу»

-Пальчиковая гимнастика «фруктовая ладошка»

Рисование «фрукты в вазе»

 

Просмотр мультфильма «Веселый огород»

 

Сентябрь

3

Шагают наши ножки по осенней дорожке (целевая прогулка)

Ц: развивать представление об осенних явлениях в жизни растений, о взаимосвязях в природе; активизировать словарь: листопад, нарядный парк,  разноцветные листья, трава пожухла.

-Фронтальное наблюдение «Красота осеннего леса»

-Игра-исследование «Мое дерево»

-Поисковые задания (найти растение у которого…)

-Физкультминутка «Дует, дует ветер»

-Игра-забава «Устроим листопад»

-Сбор листьев и плодов для творческой работы в группе

Изготовление гербария

 

Дид игра «С какой ветки детки, с какого дерева листок»

 

Сентябрь

4

Во лесу, во бору

Ц: развивать представление о лесе как доме, где живут лесные растения, животные, грибы.

словарь: березовая роща, дубрава, сосновый бор.

 Воспитывать бережное отношение к лесу.

-Вводная беседа «За что я люблю лес?»

-Игра-воображение «Мы идем в лес»

-Дид игра «И стол и дом»

-Динамическая пауза «деревья»

-Логическая задача «Кого может одевать, кормить, согревать, лечить лес?» (сюжет картинки)

-Речевое упражнение «Скажем лесу добрые слова»

Рассматривание репродукции  картины  И. Шишкина «Дети в лесу»

Заучивание стихотворения Н.Нищевой  «ветер по лесу гулял»

Октябрь

1

Травка, кустик, деревце – все они растеньица.

Ц: познакомить с разнообразием растений ближайшего окружения, словарь: зеленый друг, растения, растут. Способствовать проявлению заботы к живым существам

-Игровая ситуация «В гости к Степашке пришел Лесовичок»

-Работа по схеме «Растения»

-Речевая логическая задача «Растения – почему их так назвали?»

-Физминутка «Станем мы деревьями»

-Дид. Упр «Добрый поступок»

Лепка «Травка, кустик, деревце – все они растеньица»

 

Рассматривание иллюстраций (деревья, кустарники, травы)

 

Октябрь

2

Корень, стебель и листочек – получается…

Ц: закрепить представления о частях растения, назначении каждой части. словарь: цветок, лист, стебель, проводит воду, удерживает в почве. Способствовать освоению навыков любования красотой цветущих растений.

-Игровая ситуация «Степашка нарисовал растение» (неправильная последовательность)

-Речевое упр «Что есть у каждого растения»

-Моделирование «Собери растение» (ромашка)

-Игры -эксперименты «Значение частей растений»

-Физминутка

-Беседа-рассуждение «Может ли быть растение другом?»

Речевая игра «Я садовником родился»

 

Рисование «Одуванчик»

 

Октябрь

3

Солнце, воздух и вода-для растения друзья.

Ц: развивать представления о том, что растения имеют потребность в свете, воде, воздухе; развивать познавательный интерес к экспериментированию, стимулировать развитие речи на основе наблюдений результатов игр-экспериментов. Словарь: потребности, нуждаются, почва.

-Игровая ситуация «Степашка пришел с искусственным цветком»

-Игровое упр «Покажем Степашке живое растение» (пеларгония)

-Дид упр «Хорошо- плохо»

-Этюд «представь себя одуванчиком»

 

 

Фиксация результатов в дневнике наблюдений.

Чтение М. Пришвин «Живительный дождик»

Октябрь

4

Птицы к югу полетели

Ц:расширять представления о птицах, их образе жизни, показать связь способа питания и строения клюва птиц, зависимость сезонной жизни птиц от наличия корма и способа питания. Словарь: перелетные и зимующие птицы, жизненные проявления птиц

-Просмотр фрагмента мультфильма «Лягушка-путешественница»

-Беседа «Зачем птицам надо улетать?»

-Дид упр «Птицы на кормушке»

-Муз-дид игра «займи домик»

Дид игра «Засели птицами зимний лес»

 -Решение противоречия: насекомоядная синица зимует с нами.

-Худ. Слово: стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»

Дид игра «Кому что по вкусу»

 

Рисование «Журавлиный клин»

Изготовление кормушек для птиц

ноябрь

1

Чудо – ягодки рябинки

Ц: расширять представления о плодах растений, упражнять детей в исследовательских навыках, словарь: кисть рябины, гроздь, снегирь, рябиновые бусы.

-Игровая ситуация «Загадка в чудесном ящике»

-Игра исследование ягод рябины

-Игровое упр «Мороза не боится»

( по картине)

-Физминутка «Снегири»

Бусы из рябины для куклы Маши.

Конкурс на лучшее угощение из ягод рябины.

ноябрь

2

Во дворе у бабушки

Ц: развивать представления о домашних животных, значимости труда людей по уходу за ними. Воспитывать желание заботиться о животных и их детенышах.

-Игровая ситуация «Степашка принес фотографии животных,  которых не встречал у себя в лесу»

-Игра -инсценировка «В гости к бабушке в деревню»

-Муз-дид игра «Кого и как зовет бабушка к обеду»

-Физминутка «Утром встал гусак на лапки»

-дид игра «Что лишнее?»

-Игровая ситуация: «Помоги животным найти детенышей»

Лепка «Коза-дереза»

 

Режиссерская игра с игрушками -аналогами

« Домашние животные»

 

 

Ноябрь

3

Кто в лесу живет дремучем?

Ц:расширять представления о диких животных, обогащать природоведческий словарь: растительноядные, хищники, лесные птицы, насекомые вредители.

-Игровая ситуация «Степашка приглашает к себе в гости»

-Дид игра «Построй и засели лес»

-Беседа -рассуждение «Чем похожи и чем отличаются животные»

-Моделирование -загадка «в клетках» Кто здесь спрятался? (модели птицы, насекомого)

-Физминутка

-Дид игра «Кто, что ест»

-Проблемная ситуация «Что произойдет, если в лесу не останется волков?»

-Беседа «Охрана леса и его обитателей»

Экологическое лото «Лес и его обитатели»

 

Рисование «Лисенок»

Чтение Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича- длинный нос и про Мохнатого Мишу -короткий хвост.

Ноябрь

4

 Где обедал воробей?

Ц:развивать представления о некоторых диких животных, на примере обитателей зоопарка; стимулировать проявление познавательной инициативы; обогащать словарь названиями диких животных и их детенышей, особенностей их действий.

-Проблемная задача: «Где за один день можно увидеть много животных?»

-Дид игра «Хорошо-плохо» (зоопарк)

-Просмотр видео фильма «В зоопарке» (обсуждение)

-Логическая задача: «Почему мало белых медведе в зоопарке?»

-Физминутка «Озорная обезьянка»

-Речевая игра «О чем мог бы подумать белый медведь, сидя в зоопарке?»

Дид игра «Кто живет в зоопарке?»

 

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

 

 

Декабрь

1

 

 

Зимние забавы (целевая прогулка)

Ц: обогащать сенсорный опыт и представления детей об окружающем мире; стимулировать развитие самостоятельности в игровом экспериментировании. Словарь: искристый снег, лед как стекло, хрустальный лед.

-Логическая задача: «Может ли вода литься, летать и падать?»

-Эксперимент «Что такое снег и лед?»

-Рассматривание снежинок под лупой.

-Речевое упражнение «Назови снег необыкновенно»

-игра-забава «Цветные брызги»

-исследовательская работа «Измерение глубины снега в разных местах»

украшение участка цветными льдинками

 

Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Снежинки»

Декабрь

2

 Покормите птиц зимой

Ц: расширить представления о зиме и зимующих птицах, особенности их жизни зимой, повадках. формировать экологически ценный опыт общения с птицами. Словарь: синица большая, снегирь, галка, воробей, поползень, расклевывают, запасают.

-Просмотр видео кадров «Кто как зимует»

-Дид игра «Кто прилетел к нам на кормушку?»

-Физминутка «лесная школа здоровья»

-Беседа «Если бы птицы хотели нас поблагодарить, ка бы они это сделали?»

Труд «Сделаем для птиц вкусный пирог»

 

Подкормка птиц

Фотовыставка «Приучите птиц к своему окну»

Декабрь

3

Зимой и летом одним цветом

Ц:целенаправленное восприятие веточек сосны и ели, на основе использования разных способов обследования, обогащать представления о природе ближайшего окружения.

-Дид игра «Найди лишнее»

-Исследовательская работа «Сравнение ветки сосны, ели и пихты»

-Речевое упражнение «Почему сосну и ель называют вечнозелеными?»

-Рассказ Степашки «Почему иголки у елки на зиму не опадают»

-Физминутка «Во дворе стоит сосна»

-Логическая задача «Как помогает елке ее крона-«шалашик?»

-Решение противоречия «Как сделать так, чтобы елка порадовала ребят на празднике и не была срублена?»

Рисование «Наша елка»

 

Украшение живых елок на участках детсада.

Участие в природоохранной акции «Живая ель»

Январь

1

 Ах, ты зимушка-зима

(целевая прогулка)

Ц: расширять представления о зиме, зависимости состояния растений от внешних условий в зимний период; способствовать художественному восприятию зимних явлений природы; словарь: мороз, белоснежная красавица, иней, серебро.

-Игровая ситуация «Степашка приглашает на улицу, посмотреть «Белоснежную Красавицу»

-Фронтальное наблюдение

-Логическая задача: «Как можно догадаться, что на улице сильный мороз?»

-Динамическое упр: «С ножки на ножку»

-Муз-динамическая игра «Снежки»

-Творческое задание «Какого цвета снег зимой?»

Опыт «Где быстрее растает снег?»

 

Исследование растаявшего снега

 

Рисование «Снегопад»

 

 

Январь

2

 

Как животные в лесу зимуют?

Ц: расширять представления о различных приспособлениях диких животных к зимним условиям; воспитывать уважение к природоохранному труду людей; словарь: охотиться, добыча, защищаются, берлога.

-Игровая ситуация «Лесовичок приглашает в зимний лес»

-Игра -воображение  «Новости в зимнем лесу» (презентация «Кто как зимует»)

-логическая задача «Какая кора для зайца слаще?»

-Муз-динамическая игра «Прогуляемся в зимнем лесу»

-логическая задача «Почему не встретили в лесу медведя, ежа?»

-Просмотр видеофильма «Помощь человека животным в зимнее время»

-Игровая ситуация «Соберем посылку лесным жителям»

-Лепка «Медведь в берлоге»

 

Январь

3

 Носы нужны не только для красы

Ц: расширять представления об органах дыхания и обоняния человека, способствовать желанию детей заботиться о своем здоровье, осваивать элементарные гигиенические навыки; словарь: ноздри, слизистая оболочка, легкие, бронхи, нюхать, микробы.

-Игровая ситуация «портрет»

-Беседа -рассуждение «Зачем человеку нос?»

-Исследовательская деятельность «Как устроен наш нос?»

-Эксперимент «зачем нужны волоски внутри носа?»

-Эксперимент «Зачем носу нужна слизистая оболочка?»

-Эксперимент «Куда проходит воздух через нос?»

-Физминутка «Дыхательный футбол»

-Знакомство с правилами ухода за носом (по иллюстрациям)

-Игровое упр «Точечный массаж»

Сюжетно-дид игра» Степашка засунул  в нос пуговку»

 

 

Научим маму (папу, брата…) делать точечный массаж.

Февраль

1

Мы в нее зимой и летом с головы до ног одеты»

Ц: расширить представления о коже человека, ее основных функциях, вызвать желание узнавать о себе самом, словарь: кожа, растягивается, голова, туловище, чувствует.

-Игровая ситуация «Мальчик с грязными руками»

-Игровое упр «Назовите части тела человека»

-Игра-эксперимент «Зачем человеку кожа?»

-Физминутка «Богатыри»

-Дид упр «Чисто жить – здоровым быть»

Просмотр м/ф «Мойдодыр» К. Чуковского

 

Сюжетно-ролевая игра «Неболейка»

 

Февраль

2

 Сама идет, на себе дом несет

Ц: расширить представления о черепахах, их внешнем виде, особенностях поведения, взаимосвязи строения панциря черепахи и характером ее передвижения, словарь: наземная, сухопутная, панцирь, змеиная кожа, водная, хищная.

-Игровая ситуация «К нам в гости спешит необычное животное»

-Рассматривание черепахи

-Игра-эксперимент «Прятки»

-Речевое упр «Как понимаете «сухопутная» черепаха?»

-Муз-динамический этюд «Как львенок и черепаха пели песню»

-Игра -эксперимент «Как плавает черепашка?»

-Логическая задача «Можно ли снять снять «каменную рубашку» с черепашки, не причинив ей вреда?»

Работа в книжках раскрасках «Черепашка»

 

Заучивание стихотворение К. Чуковского «Черепаха»

Конкурс на интересную информацию о черепахе.

февраль

3

В этом домике жильцы все умелые пловцы

Ц: расширить представления детей о рыбах, как обитателях водной среды, на примере декоративных рыбок аквариума; развивать интерес и бережное отношение к рыбкам; словарь: чешуя, плавники, жабры, плавает, дышит, караси, щука, хищник, золотая.

-Сюрпризный момент «Степашка принес живых рыбок»

-Наблюдение за карасиками в баночках»

-Дид упр «Угощаем рыбок червячками»-

-Физминутка п/и «Караси и щука»

-Игровая ситуация « Степашка принес новую рыбку»

-Игра-фантазия «Если рыбка захотела поменять свое имя, какое бы ей подошло и почему?»

-Сравнительное наблюдение карасиков и вуалехвоста

-Игра -эксперимент «Слышит ли рыбка»

Наблюдение за аквариумными рыбками

 

Игра «Рыбная ловля»

 

Февраль

4

 Кому зимой снег нужен?

Ц: обогащать представления детей о роли снежного покрова для жизни растений и животных; словарь: тетерев, лось, топтыгин, кабан, снежное одеяло, лазурь.

-Речевое упр «Хорошо-плохо» (когда зима снежная)

-Разыгрывание сказки «Зачем зимой снег»

-Логическая задача «Что бы ответил топтыгин, если его спросили, зачем зимой снег?»

-Игровое упр «Появилось яркое солнце»

-Речевое упр «Почему так говорят»

-Муз-дид игра «Приходи весна -Красна»

Аппликация «Зачем зимой снег»

 

Март

1

Где зимою- лето, где цветов полно

Ц: расширять представления о комнатных растениях, как о живых организмах, об их основных потребностях в свете, тепле, влаге, почве; развивать деятельность наблюдения, умение выделять некоторые признаки комнатных растений; словарь: герань, бальзамин, фуксия, щучий хвост и др.

-Игровая ситуация «Загадки от Степашки»

-Дид упр «Найди лишнее растение»

-Игра -исследование «Мое  растение»

-Физминутка «Я прошу тебя цветок…»

-Труд- уход за комнатными растениями

-Психологический тест «Что сказали бы растения, если бы умели говорить?»

Рассматривание открыток «Комнатные растения»

 

Рисование «Цветы на подоконнике»

Конкурс на лучшую статью, рассказ, сказку о комнатном растении.

 

Март

2

 Волнистые попугайчики

Ц: расширить представления детей о декоративных птицах, на примере волнистых попугаев, выделить признаки отличия от других птиц; словарь: перышки, пуховые, пернатые, разноцветное оперение, загнутый клюв.

-Игровое упр «Сундучок открывайся, сюрприз появляйся»

-Речевое упр «Попросим Степашку, познакомить нас с птицей, подарившей ему перышки»

-Логическая задача «Почему Степашка принес птичек в клетке?»

-Эксперимент «Слышат ли попугайчики?»

-Эксперимент «как помогают крылья и хвост во время полета?»

-Пальчиковая гимнастика «Птички»

-Эксперимент «Для чего попугаю нос крючком?»

Кормление попугаев в зимнем саду

 

Лепка «волнистый попугайчик»

 

Март

3

Прыгают ловко, любят морковку

Ц: расширить представления о внешнем виде кроликов, их поведении, развивать умение сравнивать животных одного вида; словарь: крольчиха, короткоухий, длинноухий, пушистая, гладкая шерстка.

-Игровое упр «Готовимся к встрече гостей»

-Речевое упр «Я бы угостил кроликов»

-Сюрпризный момент «Степашка привел друга»

-Наблюдение за кроликом

-Игра-эксперимент «Любимое лакомство»

-Физминутка

-Речевое упр «Отгадайка» (загадки)

Рисование «Наши друзья кролики»

Составление памятки по уходу за кроликами.

Март

4

 Встречаем пернатых друзей

Ц: развивать познавательный интерес к птицам, расширять представления о перелетных птицах, об изменении их жизни весной; воспитывать гуманное отношение к птицам; словарь: соловей, ласточка, овсянка, щебечет.

-Игровая ситуация «Домой возвращаются пернатые друзья»

-Рассматривание иллюстраций птичьих гнезд

-Просмотр слайдов «Ласточкино гнездо»

-Развешиваем скворечники

Прослушивание звукозаписи пения птиц весной

 

Аппликация «Домики для птиц»

Участие в акции «День птиц»

Апрель

1

Кто там выглянул молчком, кверху белым колпачком

Ц: развивать представления о весенних явлениях в природе, появлении первых весенних цветов -подснежников; словарь: подснежники, мать-и-мачеха, сон-трава, первоцветы.

-Игровая ситуация «В лесу появились первые весенние цветы»

-Исследовательское задание «Первоцветы»

-Физминутка «Мой цветочек»

-Беседа «Цветы-торопыжки»

-Игра-воображение «Я -одуванчик, какие изменения произойдут со мной скоро»

-Проблемная ситуация «Кто больше нарвет цветов. Почему Степашка не хочет играть в эту игру?»

 

Рассматривание открыток «Ранние весенние цветы»

 

Дид игра «Что лишнее?»

 

 

Конкурс плакатов « Если ты сорвешь цветок…»

Апрель

2

 Распустились из почки клейкие листочки (целевая прогулка)

Ц: развивать представления о жизнедеятельности знакомых растений весной; формировать экологически ценный опыт общения с растениями на участке, воспитывать бережное отношение к ним; словарь: почки, набухание, распускание, проснулись, зацвели.

-Фронтальное наблюдение «Ищем следы ранней весны»

-Наблюдение за набухшими почками

-Народная хороводная игра «Березка»

-Исследование цветочных и листовых почек сирени

-творческое задание «Найдите пейзаж, соответствующий стихотворению

 

Наблюдение за весенними изменениями в природе

 

Рисование «Появились из почки зеленые листочки»

 

Апрель

3

 

Детский сад в детском саду

Ц: расширять представления о том, что растения живые, они  растут развиваются, размножаются; способствовать развитию умения различать взрослые и молодые растения; словарь: хлорофитум, хирург без ножа, кактусы, лекарственное растение.

-Игровая ситуация «Степашка нашел на растениях настоящее чудо»

-Наблюдение за растением

 

-Игровая ситуация «Найдем растение с детками»

 

-Физминутка «Солнечные зайчики»

-Речевое упр «Отгадай-ка»

-Логическая задача «Есть ли в нашем детском саду еще один детский сад?»

-Труд- посадка деток хирурга без ножа.

Работа в календаре наблюдений за посадками

 

 

 

Апрель

4

 Жалобная книга природы

Ц: способствовать развитию нравственных эмоций и чувств, понимания необходимости бережного отношения к живым существам, интереса к книге природоведческого характера; словарь: бесчувственный, разозлили, «живая» речка, сочувствует.

-Игровая ситуация «Пришло письмо»

-Игровая ситуация «Степашка знает, почему плачет ромашка»

-Просмотр слайдов по сказке С. Воронина «Необыкновенная ромашка»

-Проблемная ситуация «Как цветок может сказать, что хочет пить?»

-Игра -воображение «Как можно поднять настроение растению»

-Танец-импровизация под «Песню о волшебном цветке»

-Речевая игра «Если бы…»

Рисование «Необыкновенная ромашка»

 

Игра «Хорошо-плохо»

 

Пластилиновая живопись «Живи ромашка»

 

Май

1

Не просто букашки

Ц: расширять представления о многообразии насекомых, о роли насекомых в природе, развивать навыки выделения насекомых, как отдельной группы животных; умение различать наиболее часто встречаемых насекомых; словарь: кузнечик, клоп-солдатик, божья коровка, бабочка-лимонница, бабочка-крапивница.

-Игра -инсценировка сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»

-Работа по схеме «Признаки насекомых»

-Игровая ситуация «Степашка просит рассказать, каких насекомых дети видели на улице»

-Творческое задание «Посади бабочку на цветок, чтобы ее  не заметили»

-Динамический этюд «Добрый великан»

-Игра эксперимент «положим жука на спину»

-Дид игра «Узнай по описанию»

Просмотр видеофильма «Насекомые»

 

Дид игра «Летает -не летает»

 

Рисование «Прилетели на лужок бабочки-красавицы»

Папка-передвижка «Полезные и вредные насекомые»

Май

2

 Муравьишки-торопыжки

Ц: развивать представления о жизни муравьев, о характерных признаках муравьев, как насекомых, их роли в природе; словарь: муравьи, царица, муравьиная колония, муравейник.

-Речевая игра «Да-нетка»

-показ видеосюжета из м/ф «Приключения Флика»

-наблюдение за рыжим муравьём через лупу

-физминутка «Муравей»

-логическая задача «Почему муравьев называю санитарами леса?»

-беседа о жизни муравьев в муравейнике

работа с пособием «Что сначала, что потом» (цикл развития -муравьев)

Рассматривание картины «Муравейник»

 

Наблюдение за муравьями на прогулке

 

Просмотр м/ф «Как муравьишка домой добирался» (Бианки)

Создаем макет

«Муравейник»

Май

3

 

 

Весна цветов (прогулка)

Ц: расширять представления о весенних изменениях в природе, существовании зависимости жизни растений и животных от изменения условий среды; словарь: цветы-первоцветы, тюльпаны, цветущие деревья, зяблик, соловей, шмель.

-Фронтальное наблюдение майской весны

-Наблюдение за кустами цветущей сирени

-Логическая задача «Почему сирень так назвали?»

-Поисковые задания (найти цветущее растение на участке)

-Динамическая пауза «Гномик»

-Задание на слуховое восприятие «Что услышим?»

-Игровое упр «Фото любимой птички Лесовичка»

-речевое упр «от какого слова образовалось имя зяблик?

Работа в календаре наблюдений: майские изменения.

 

Аппликация «Сирень»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

     Интегрированная экологическая программа «Прикоснись к природе сердцем…»  разработана на основе Федеральных Государственных Стандартов дошкольного образования, базисной программы «Детство», СПб, -2014 г. и интегрированной экологической программы «Я познаю мир», разработанной авторской группой педагогов ДОУ №232 «Жемчужинка» (Апполонова Н.И., Баранникова Э.Э., Румянцева И.Л.) 

        Содержание программы экологического образования включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей 3-5 лет с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, спецификой содержания каждой образовательной области.    

        «Чувствовать»-«Познавать»- «Творить» - девиз программы «Детство» - СПб, 2014 – это и определенная последовательность во взаимодействии ребенка с природой, и принципы выстраивания педагогической технологии. В содержании программы широко используется краеведческий материал: объекты растительного и животного мира родного края, культура, народный фольклор. В образовательной области «Познавательное развитие» выделены блоки: «Неживая природа», «Царство растений», «Царство животных», «Природные сообщества». Содержание программы включает образовательный материал, направленный на развитие эмоционального и гуманистически-ценностного отношения к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, развитие детских интересов, познавательных, речевых, практических и творческих умений детей, потребности в совершенствовании. В содержании образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» наряду с приобщением детей к искусству и художественной литературе особое внимание уделяется развитию смыслового восприятия природы, как духовно-эстетической ценности, что служит для дошкольников основой для   защиты и бережного отношения к ней. Формирование элементов системы экологических знаний у детей 3-5 лет не самоцель, а важнейшее условие и эффективное средство воспитания начальной экологической культуры ребенка.                                                                                                                     

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx45.44 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по парциальной программе «Прикоснись к природе сердцем»

для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Сентябрь 1

Азбука поведения в природе.

Ц:расширять представления  о правилах поведения в природе, важности соблюдения этих правил, стимулировать проявление желания быть другом природы.

Активизировать словарь: природа, охрана природы, обида леса.

- Беседа «Матушка природа – какая она?»

- Речевое упражнение «А как бы поступили вы?»

- Динамическая минутка по стихотворению Е.Серовой «на лугу»

- Проблемная задача «Что нужно сделать, чтобы о правилах поведения знали все, и все их выполняли?»

Дид. Игра

«Хорошо-плохо»

Дид. Игра

«Что кому нужно?»

Оформление книжек – малышек  «Наши добрые поступки»

Сентябрь

2

То ли с ветки, то ли с грядки

Ц:развивать представления об овощах и фруктах, стимулировать интерес к труду по их выращиванию; активизировать словарь: овощи, фрукты, плоды, урожай, сад, огород, садовник, овощевод.

Расширить представления о значении овощей и фруктов в жизни человека.

-Дид. Упражнение «Найди отгадки»

-Дид. Игра «Чудесный мешочек»

-Дид. Упражнение «Твоя любимая еда»

-Дид. Упражнение «Узнай по вкусу»

-Пальчиковая гимнастика «фруктовая ладошка»

Рисование «фрукты в вазе»

Просмотр мультфильма «Веселый огород»

Сентябрь

3

Шагают наши ножки по осенней дорожке (целевая прогулка)

Ц: развивать представление об осенних явлениях в жизни растений, о взаимосвязях в природе; активизировать словарь: листопад, нарядный парк,  разноцветные листья, трава пожухла.

-Фронтальное наблюдение «Красота осеннего леса»

-Игра-исследование «Мое дерево»

-Поисковые задания (найти растение у которого…)

-Физкультминутка «Дует, дует ветер»

-Игра-забава «Устроим листопад»

-Сбор листьев и плодов для творческой работы в группе

Изготовление гербария

Дид игра «С какой ветки детки, с какого дерева листок»

Сентябрь

4

Во лесу, во бору

Ц: развивать представление о лесе как доме, где живут лесные растения, животные, грибы.

словарь: березовая роща, дубрава, сосновый бор.

 Воспитывать бережное отношение к лесу.

-Вводная беседа «За что я люблю лес?»

-Игра-воображение «Мы идем в лес»

-Дид игра «И стол и дом»

-Динамическая пауза «деревья»

-Логическая задача «Кого может одевать, кормить, согревать, лечить лес?» (сюжет картинки)

-Речевое упражнение «Скажем лесу добрые слова»

Рассматривание репродукции  картины  И. Шишкина «Дети в лесу»

Заучивание стихотворения Н.Нищевой  «ветер по лесу гулял»

Октябрь

1

Травка, кустик, деревце – все они растеньица.

Ц: познакомить с разнообразием растений ближайшего окружения, словарь: зеленый друг, растения, растут. Способствовать проявлению заботы к живым существам

-Игровая ситуация «В гости к Степашке пришел Лесовичок»

-Работа по схеме «Растения»

-Речевая логическая задача «Растения – почему их так назвали?»

-Физминутка «Станем мы деревьями»

-Дид. Упр «Добрый поступок»

Лепка «Травка, кустик, деревце – все они растеньица»

Рассматривание иллюстраций (деревья, кустарники, травы)

Октябрь

2

Корень, стебель и листочек – получается…

Ц: закрепить представления о частях растения, назначении каждой части. словарь: цветок, лист, стебель, проводит воду, удерживает в почве. Способствовать освоению навыков любования красотой цветущих растений.

-Игровая ситуация «Степашка нарисовал растение» (неправильная последовательность)

-Речевое упр «Что есть у каждого растения»

-Моделирование «Собери растение» (ромашка)

-Игры -эксперименты «Значение частей растений»

-Физминутка

-Беседа-рассуждение «Может ли быть растение другом?»

Речевая игра «Я садовником родился»

Рисование «Одуванчик»

Октябрь

3

Солнце, воздух и вода-для растения друзья.

Ц: развивать представления о том, что растения имеют потребность в свете, воде, воздухе; развивать познавательный интерес к экспериментированию, стимулировать развитие речи на основе наблюдений результатов игр-экспериментов. Словарь: потребности, нуждаются, почва.

-Игровая ситуация «Степашка пришел с искусственным цветком»

-Игровое упр «Покажем Степашке живое растение» (пеларгония)

-Дид упр «Хорошо- плохо»

-Этюд «представь себя одуванчиком»

Фиксация результатов в дневнике наблюдений.

Чтение М. Пришвин «Живительный дождик»

Октябрь

4

Птицы к югу полетели

Ц:расширять представления о птицах, их образе жизни, показать связь способа питания и строения клюва птиц, зависимость сезонной жизни птиц от наличия корма и способа питания. Словарь: перелетные и зимующие птицы, жизненные проявления птиц

-Просмотр фрагмента мультфильма «Лягушка-путешественница»

-Беседа «Зачем птицам надо улетать?»

-Дид упр «Птицы на кормушке»

-Муз-дид игра «займи домик»

Дид игра «Засели птицами зимний лес»

 -Решение противоречия: насекомоядная синица зимует с нами.

-Худ. Слово: стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»

Дид игра «Кому что по вкусу»

Рисование «Журавлиный клин»

Изготовление кормушек для птиц

ноябрь

1

Чудо – ягодки рябинки

Ц: расширять представления о плодах растений, упражнять детей в исследовательских навыках, словарь: кисть рябины, гроздь, снегирь, рябиновые бусы.

-Игровая ситуация «Загадка в чудесном ящике»

-Игра исследование ягод рябины

-Игровое упр «Мороза не боится»

( по картине)

-Физминутка «Снегири»

Бусы из рябины для куклы Маши.

Конкурс на лучшее угощение из ягод рябины.

ноябрь

2

Во дворе у бабушки

Ц: развивать представления о домашних животных, значимости труда людей по уходу за ними. Воспитывать желание заботиться о животных и их детенышах.

-Игровая ситуация «Степашка принес фотографии животных,  которых не встречал у себя в лесу»

-Игра -инсценировка «В гости к бабушке в деревню»

-Муз-дид игра «Кого и как зовет бабушка к обеду»

-Физминутка «Утром встал гусак на лапки»

-дид игра «Что лишнее?»

-Игровая ситуация: «Помоги животным найти детенышей»

Лепка «Коза-дереза»

Режиссерская игра с игрушками -аналогами

« Домашние животные»

Ноябрь

3

Кто в лесу живет дремучем?

Ц:расширять представления о диких животных, обогащать природоведческий словарь: растительноядные, хищники, лесные птицы, насекомые вредители.

-Игровая ситуация «Степашка приглашает к себе в гости»

-Дид игра «Построй и засели лес»

-Беседа -рассуждение «Чем похожи и чем отличаются животные»

-Моделирование -загадка «в клетках» Кто здесь спрятался? (модели птицы, насекомого)

-Физминутка

-Дид игра «Кто, что ест»

-Проблемная ситуация «Что произойдет, если в лесу не останется волков?»

-Беседа «Охрана леса и его обитателей»

Экологическое лото «Лес и его обитатели»

Рисование «Лисенок»

Чтение Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича- длинный нос и про Мохнатого Мишу -короткий хвост.

Ноябрь

4

 Где обедал воробей?

Ц:развивать представления о некоторых диких животных, на примере обитателей зоопарка; стимулировать проявление познавательной инициативы; обогащать словарь названиями диких животных и их детенышей, особенностей их действий.

-Проблемная задача: «Где за один день можно увидеть много животных?»

-Дид игра «Хорошо-плохо» (зоопарк)

-Просмотр видео фильма «В зоопарке» (обсуждение)

-Логическая задача: «Почему мало белых медведе в зоопарке?»

-Физминутка «Озорная обезьянка»

-Речевая игра «О чем мог бы подумать белый медведь, сидя в зоопарке?»

Дид игра «Кто живет в зоопарке?»

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Декабрь

1

Зимние забавы (целевая прогулка)

Ц: обогащать сенсорный опыт и представления детей об окружающем мире; стимулировать развитие самостоятельности в игровом экспериментировании. Словарь: искристый снег, лед как стекло, хрустальный лед.

-Логическая задача: «Может ли вода литься, летать и падать?»

-Эксперимент «Что такое снег и лед?»

-Рассматривание снежинок под лупой.

-Речевое упражнение «Назови снег необыкновенно»

-игра-забава «Цветные брызги»

-исследовательская работа «Измерение глубины снега в разных местах»

украшение участка цветными льдинками

Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Снежинки»

Декабрь

2

 Покормите птиц зимой

Ц: расширить представления о зиме и зимующих птицах, особенности их жизни зимой, повадках. формировать экологически ценный опыт общения с птицами. Словарь: синица большая, снегирь, галка, воробей, поползень, расклевывают, запасают.

-Просмотр видео кадров «Кто как зимует»

-Дид игра «Кто прилетел к нам на кормушку?»

-Физминутка «лесная школа здоровья»

-Беседа «Если бы птицы хотели нас поблагодарить, ка бы они это сделали?»

Труд «Сделаем для птиц вкусный пирог»

Подкормка птиц

Фотовыставка «Приучите птиц к своему окну»

Декабрь

3

Зимой и летом одним цветом

Ц:целенаправленное восприятие веточек сосны и ели, на основе использования разных способов обследования, обогащать представления о природе ближайшего окружения.

-Дид игра «Найди лишнее»

-Исследовательская работа «Сравнение ветки сосны, ели и пихты»

-Речевое упражнение «Почему сосну и ель называют вечнозелеными?»

-Рассказ Степашки «Почему иголки у елки на зиму не опадают»

-Физминутка «Во дворе стоит сосна»

-Логическая задача «Как помогает елке ее крона-«шалашик?»

-Решение противоречия «Как сделать так, чтобы елка порадовала ребят на празднике и не была срублена?»

Рисование «Наша елка»

Украшение живых елок на участках детсада.

Участие в природоохранной акции «Живая ель»

Январь

1

 Ах, ты зимушка-зима

(целевая прогулка)

Ц: расширять представления о зиме, зависимости состояния растений от внешних условий в зимний период; способствовать художественному восприятию зимних явлений природы; словарь: мороз, белоснежная красавица, иней, серебро.

-Игровая ситуация «Степашка приглашает на улицу, посмотреть «Белоснежную Красавицу»

-Фронтальное наблюдение

-Логическая задача: «Как можно догадаться, что на улице сильный мороз?»

-Динамическое упр: «С ножки на ножку»

-Муз-динамическая игра «Снежки»

-Творческое задание «Какого цвета снег зимой?»

Опыт «Где быстрее растает снег?»

Исследование растаявшего снега

Рисование «Снегопад»

Январь

2

Как животные в лесу зимуют?

Ц: расширять представления о различных приспособлениях диких животных к зимним условиям; воспитывать уважение к природоохранному труду людей; словарь: охотиться, добыча, защищаются, берлога.

-Игровая ситуация «Лесовичок приглашает в зимний лес»

-Игра -воображение  «Новости в зимнем лесу» (презентация «Кто как зимует»)

-логическая задача «Какая кора для зайца слаще?»

-Муз-динамическая игра «Прогуляемся в зимнем лесу»

-логическая задача «Почему не встретили в лесу медведя, ежа?»

-Просмотр видеофильма «Помощь человека животным в зимнее время»

-Игровая ситуация «Соберем посылку лесным жителям»

-Лепка «Медведь в берлоге»

Январь

3

 Носы нужны не только для красы

Ц: расширять представления об органах дыхания и обоняния человека, способствовать желанию детей заботиться о своем здоровье, осваивать элементарные гигиенические навыки; словарь: ноздри, слизистая оболочка, легкие, бронхи, нюхать, микробы.

-Игровая ситуация «портрет»

-Беседа -рассуждение «Зачем человеку нос?»

-Исследовательская деятельность «Как устроен наш нос?»

-Эксперимент «зачем нужны волоски внутри носа?»

-Эксперимент «Зачем носу нужна слизистая оболочка?»

-Эксперимент «Куда проходит воздух через нос?»

-Физминутка «Дыхательный футбол»

-Знакомство с правилами ухода за носом (по иллюстрациям)

-Игровое упр «Точечный массаж»

Сюжетно-дид игра» Степашка засунул  в нос пуговку»

Научим маму (папу, брата…) делать точечный массаж.

Февраль

1

Мы в нее зимой и летом с головы до ног одеты»

Ц: расширить представления о коже человека, ее основных функциях, вызвать желание узнавать о себе самом, словарь: кожа, растягивается, голова, туловище, чувствует.

-Игровая ситуация «Мальчик с грязными руками»

-Игровое упр «Назовите части тела человека»

-Игра-эксперимент «Зачем человеку кожа?»

-Физминутка «Богатыри»

-Дид упр «Чисто жить – здоровым быть»

Просмотр м/ф «Мойдодыр» К. Чуковского

Сюжетно-ролевая игра «Неболейка»

Февраль

2

 Сама идет, на себе дом несет

Ц: расширить представления о черепахах, их внешнем виде, особенностях поведения, взаимосвязи строения панциря черепахи и характером ее передвижения, словарь: наземная, сухопутная, панцирь, змеиная кожа, водная, хищная.

-Игровая ситуация «К нам в гости спешит необычное животное»

-Рассматривание черепахи

-Игра-эксперимент «Прятки»

-Речевое упр «Как понимаете «сухопутная» черепаха?»

-Муз-динамический этюд «Как львенок и черепаха пели песню»

-Игра -эксперимент «Как плавает черепашка?»

-Логическая задача «Можно ли снять снять «каменную рубашку» с черепашки, не причинив ей вреда?»

Работа в книжках раскрасках «Черепашка»

Заучивание стихотворение К. Чуковского «Черепаха»

Конкурс на интересную информацию о черепахе.

февраль

3

В этом домике жильцы все умелые пловцы

Ц: расширить представления детей о рыбах, как обитателях водной среды, на примере декоративных рыбок аквариума; развивать интерес и бережное отношение к рыбкам; словарь: чешуя, плавники, жабры, плавает, дышит, караси, щука, хищник, золотая.

-Сюрпризный момент «Степашка принес живых рыбок»

-Наблюдение за карасиками в баночках»

-Дид упр «Угощаем рыбок червячками»-

-Физминутка п/и «Караси и щука»

-Игровая ситуация « Степашка принес новую рыбку»

-Игра-фантазия «Если рыбка захотела поменять свое имя, какое бы ей подошло и почему?»

-Сравнительное наблюдение карасиков и вуалехвоста

-Игра -эксперимент «Слышит ли рыбка»

Наблюдение за аквариумными рыбками

Игра «Рыбная ловля»

Февраль

4

 Кому зимой снег нужен?

Ц: обогащать представления детей о роли снежного покрова для жизни растений и животных; словарь: тетерев, лось, топтыгин, кабан, снежное одеяло, лазурь.

-Речевое упр «Хорошо-плохо» (когда зима снежная)

-Разыгрывание сказки «Зачем зимой снег»

-Логическая задача «Что бы ответил топтыгин, если его спросили, зачем зимой снег?»

-Игровое упр «Появилось яркое солнце»

-Речевое упр «Почему так говорят»

-Муз-дид игра «Приходи весна -Красна»

Аппликация «Зачем зимой снег»

Март

1

Где зимою- лето, где цветов полно

Ц: расширять представления о комнатных растениях, как о живых организмах, об их основных потребностях в свете, тепле, влаге, почве; развивать деятельность наблюдения, умение выделять некоторые признаки комнатных растений; словарь: герань, бальзамин, фуксия, щучий хвост и др.

-Игровая ситуация «Загадки от Степашки»

-Дид упр «Найди лишнее растение»

-Игра -исследование «Мое  растение»

-Физминутка «Я прошу тебя цветок…»

-Труд- уход за комнатными растениями

-Психологический тест «Что сказали бы растения, если бы умели говорить?»

Рассматривание открыток «Комнатные растения»

Рисование «Цветы на подоконнике»

Конкурс на лучшую статью, рассказ, сказку о комнатном растении.

Март

2

 Волнистые попугайчики

Ц: расширить представления детей о декоративных птицах, на примере волнистых попугаев, выделить признаки отличия от других птиц; словарь: перышки, пуховые, пернатые, разноцветное оперение, загнутый клюв.

-Игровое упр «Сундучок открывайся, сюрприз появляйся»

-Речевое упр «Попросим Степашку, познакомить нас с птицей, подарившей ему перышки»

-Логическая задача «Почему Степашка принес птичек в клетке?»

-Эксперимент «Слышат ли попугайчики?»

-Эксперимент «как помогают крылья и хвост во время полета?»

-Пальчиковая гимнастика «Птички»

-Эксперимент «Для чего попугаю нос крючком?»

Кормление попугаев в зимнем саду

Лепка «волнистый попугайчик»

Март

3

Прыгают ловко, любят морковку

Ц: расширить представления о внешнем виде кроликов, их поведении, развивать умение сравнивать животных одного вида; словарь: крольчиха, короткоухий, длинноухий, пушистая, гладкая шерстка.

-Игровое упр «Готовимся к встрече гостей»

-Речевое упр «Я бы угостил кроликов»

-Сюрпризный момент «Степашка привел друга»

-Наблюдение за кроликом

-Игра-эксперимент «Любимое лакомство»

-Физминутка

-Речевое упр «Отгадайка» (загадки)

Рисование «Наши друзья кролики»

Составление памятки по уходу за кроликами.

Март

4

 Встречаем пернатых друзей

Ц: развивать познавательный интерес к птицам, расширять представления о перелетных птицах, об изменении их жизни весной; воспитывать гуманное отношение к птицам; словарь: соловей, ласточка, овсянка, щебечет.

-Игровая ситуация «Домой возвращаются пернатые друзья»

-Рассматривание иллюстраций птичьих гнезд

-Просмотр слайдов «Ласточкино гнездо»

-Развешиваем скворечники

Прослушивание звукозаписи пения птиц весной

Аппликация «Домики для птиц»

Участие в акции «День птиц»

Апрель

1

Кто там выглянул молчком, кверху белым колпачком

Ц: развивать представления о весенних явлениях в природе, появлении первых весенних цветов -подснежников; словарь: подснежники, мать-и-мачеха, сон-трава, первоцветы.

-Игровая ситуация «В лесу появились первые весенние цветы»

-Исследовательское задание «Первоцветы»

-Физминутка «Мой цветочек»

-Беседа «Цветы-торопыжки»

-Игра-воображение «Я -одуванчик, какие изменения произойдут со мной скоро»

-Проблемная ситуация «Кто больше нарвет цветов. Почему Степашка не хочет играть в эту игру?»

Рассматривание открыток «Ранние весенние цветы»

Дид игра «Что лишнее?»

Конкурс плакатов « Если ты сорвешь цветок…»

Апрель

2

 Распустились из почки клейкие листочки (целевая прогулка)

Ц: развивать представления о жизнедеятельности знакомых растений весной; формировать экологически ценный опыт общения с растениями на участке, воспитывать бережное отношение к ним; словарь: почки, набухание, распускание, проснулись, зацвели.

-Фронтальное наблюдение «Ищем следы ранней весны»

-Наблюдение за набухшими почками

-Народная хороводная игра «Березка»

-Исследование цветочных и листовых почек сирени

-творческое задание «Найдите пейзаж, соответствующий стихотворению

Наблюдение за весенними изменениями в природе

Рисование «Появились из почки зеленые листочки»

Апрель

3

Детский сад в детском саду

Ц: расширять представления о том, что растения живые, они  растут развиваются, размножаются; способствовать развитию умения различать взрослые и молодые растения; словарь: хлорофитум, хирург без ножа, кактусы, лекарственное растение.

-Игровая ситуация «Степашка нашел на растениях настоящее чудо»

-Наблюдение за растением

-Игровая ситуация «Найдем растение с детками»

-Физминутка «Солнечные зайчики»

-Речевое упр «Отгадай-ка»

-Логическая задача «Есть ли в нашем детском саду еще один детский сад?»

-Труд- посадка деток хирурга без ножа.

Работа в календаре наблюдений за посадками

Апрель

4

 Жалобная книга природы

Ц: способствовать развитию нравственных эмоций и чувств, понимания необходимости бережного отношения к живым существам, интереса к книге природоведческого характера; словарь: бесчувственный, разозлили, «живая» речка, сочувствует.

-Игровая ситуация «Пришло письмо»

-Игровая ситуация «Степашка знает, почему плачет ромашка»

-Просмотр слайдов по сказке С. Воронина «Необыкновенная ромашка»

-Проблемная ситуация «Как цветок может сказать, что хочет пить?»

-Игра -воображение «Как можно поднять настроение растению»

-Танец-импровизация под «Песню о волшебном цветке»

-Речевая игра «Если бы…»

Рисование «Необыкновенная ромашка»

Игра «Хорошо-плохо»

Пластилиновая живопись «Живи ромашка»

Май

1

Не просто букашки

Ц: расширять представления о многообразии насекомых, о роли насекомых в природе, развивать навыки выделения насекомых, как отдельной группы животных; умение различать наиболее часто встречаемых насекомых; словарь: кузнечик, клоп-солдатик, божья коровка, бабочка-лимонница, бабочка-крапивница.

-Игра -инсценировка сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»

-Работа по схеме «Признаки насекомых»

-Игровая ситуация «Степашка просит рассказать, каких насекомых дети видели на улице»

-Творческое задание «Посади бабочку на цветок, чтобы ее  не заметили»

-Динамический этюд «Добрый великан»

-Игра эксперимент «положим жука на спину»

-Дид игра «Узнай по описанию»

Просмотр видеофильма «Насекомые»

Дид игра «Летает -не летает»

Рисование «Прилетели на лужок бабочки-красавицы»

Папка-передвижка «Полезные и вредные насекомые»

Май

2

 Муравьишки-торопыжки

Ц: развивать представления о жизни муравьев, о характерных признаках муравьев, как насекомых, их роли в природе; словарь: муравьи, царица, муравьиная колония, муравейник.

-Речевая игра «Да-нетка»

-показ видеосюжета из м/ф «Приключения Флика»

-наблюдение за рыжим муравьём через лупу

-физминутка «Муравей»

-логическая задача «Почему муравьев называю санитарами леса?»

-беседа о жизни муравьев в муравейнике

работа с пособием «Что сначала, что потом» (цикл развития -муравьев)

Рассматривание картины «Муравейник»

Наблюдение за муравьями на прогулке

Просмотр м/ф «Как муравьишка домой добирался» (Бианки)

Создаем макет

«Муравейник»

Май

3

Весна цветов (прогулка)

Ц: расширять представления о весенних изменениях в природе, существовании зависимости жизни растений и животных от изменения условий среды; словарь: цветы-первоцветы, тюльпаны, цветущие деревья, зяблик, соловей, шмель.

-Фронтальное наблюдение майской весны

-Наблюдение за кустами цветущей сирени

-Логическая задача «Почему сирень так назвали?»

-Поисковые задания (найти цветущее растение на участке)

-Динамическая пауза «Гномик»

-Задание на слуховое восприятие «Что услышим?»

-Игровое упр «Фото любимой птички Лесовичка»

-речевое упр «от какого слова образовалось имя зяблик?

Работа в календаре наблюдений: майские изменения.

Аппликация «Сирень»

Пояснительная записка

     Интегрированная экологическая программа «Прикоснись к природе сердцем…»  разработана на основе Федеральных Государственных Стандартов дошкольного образования, базисной программы «Детство», СПб, -2014 г. и интегрированной экологической программы «Я познаю мир», разработанной авторской группой педагогов ДОУ №232 «Жемчужинка» (Апполонова Н.И., Баранникова Э.Э., Румянцева И.Л.)  

        Содержание программы экологического образования включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей 3-5 лет с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, спецификой содержания каждой образовательной области.    

        «Чувствовать»-«Познавать»- «Творить» - девиз программы «Детство» - СПб, 2014 – это и определенная последовательность во взаимодействии ребенка с природой, и принципы выстраивания педагогической технологии. В содержании программы широко используется краеведческий материал: объекты растительного и животного мира родного края, культура, народный фольклор. В образовательной области «Познавательное развитие» выделены блоки: «Неживая природа», «Царство растений», «Царство животных», «Природные сообщества». Содержание программы включает образовательный материал, направленный на развитие эмоционального и гуманистически-ценностного отношения к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, развитие детских интересов, познавательных, речевых, практических и творческих умений детей, потребности в совершенствовании. В содержании образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» наряду с приобщением детей к искусству и художественной литературе особое внимание уделяется развитию смыслового восприятия природы, как духовно-эстетической ценности, что служит для дошкольников основой для   защиты и бережного отношения к ней. Формирование элементов системы экологических знаний у детей 3-5 лет не самоцель, а важнейшее условие и эффективное средство воспитания начальной экологической культуры ребенка.                                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование программы дополнительного образования «Юный художник» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Развитие способностей и творческого потенциала у детей среднего дошкольного возраста посредством технологии нетрадиционного рисования...

Календарно – тематический план дополнительного образования с использованием игровой технологии интеллектуально –творческого развития детей среднего дошкольного возраста

План составлен на основе  общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" и игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей«Сказ...

Календарно – тематический план дополнительного образования с использованием игровой технологии интеллектуально –творческого развития детей старшего дошкольного возраста

План составлен на основе  общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" и игровой технологии интеллектуально – творческого развития дете...

Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...

Конспект по планированию, проведению и анализа экскурсий в природу в группах детей старшего дошкольного возраста

Цель: создание условий для познавательной активности детей в природном окружении посредством экскурсии в природу.Задачи: 1.Образовательная:уточнять и закреплять представления детей об осени, выделяя х...

Дополнительная парциальная программа по художественно-эстетическому развитию для детей младшего дошкольного возраста «Юный художник»

Педагогическая целесообразностьИз многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и с...

Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...