Календарно-тематическое планирование по парциальной программе «Прикоснись к природе сердцем» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Календарно-тематическое планирование по парциальной программе «Прикоснись к природе сердцем»
для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Сентябрь 1 | Азбука поведения в природе. Ц:расширять представления о правилах поведения в природе, важности соблюдения этих правил, стимулировать проявление желания быть другом природы. Активизировать словарь: природа, охрана природы, обида леса. | - Беседа «Матушка природа – какая она?» - Речевое упражнение «А как бы поступили вы?» - Динамическая минутка по стихотворению Е.Серовой «на лугу» - Проблемная задача «Что нужно сделать, чтобы о правилах поведения знали все, и все их выполняли?» | Дид. Игра «Хорошо-плохо»
Дид. Игра «Что кому нужно?»
| Оформление книжек – малышек «Наши добрые поступки» |
Сентябрь 2 | То ли с ветки, то ли с грядки Ц:развивать представления об овощах и фруктах, стимулировать интерес к труду по их выращиванию; активизировать словарь: овощи, фрукты, плоды, урожай, сад, огород, садовник, овощевод. Расширить представления о значении овощей и фруктов в жизни человека. | -Дид. Упражнение «Найди отгадки» -Дид. Игра «Чудесный мешочек» -Дид. Упражнение «Твоя любимая еда» -Дид. Упражнение «Узнай по вкусу» -Пальчиковая гимнастика «фруктовая ладошка» | Рисование «фрукты в вазе»
Просмотр мультфильма «Веселый огород» |
|
Сентябрь 3 | Шагают наши ножки по осенней дорожке (целевая прогулка) Ц: развивать представление об осенних явлениях в жизни растений, о взаимосвязях в природе; активизировать словарь: листопад, нарядный парк, разноцветные листья, трава пожухла. | -Фронтальное наблюдение «Красота осеннего леса» -Игра-исследование «Мое дерево» -Поисковые задания (найти растение у которого…) -Физкультминутка «Дует, дует ветер» -Игра-забава «Устроим листопад» -Сбор листьев и плодов для творческой работы в группе | Изготовление гербария
Дид игра «С какой ветки детки, с какого дерева листок» |
|
Сентябрь 4 | Во лесу, во бору Ц: развивать представление о лесе как доме, где живут лесные растения, животные, грибы. словарь: березовая роща, дубрава, сосновый бор. Воспитывать бережное отношение к лесу. | -Вводная беседа «За что я люблю лес?» -Игра-воображение «Мы идем в лес» -Дид игра «И стол и дом» -Динамическая пауза «деревья» -Логическая задача «Кого может одевать, кормить, согревать, лечить лес?» (сюжет картинки) -Речевое упражнение «Скажем лесу добрые слова» | Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Дети в лесу» | Заучивание стихотворения Н.Нищевой «ветер по лесу гулял» |
Октябрь 1 | Травка, кустик, деревце – все они растеньица. Ц: познакомить с разнообразием растений ближайшего окружения, словарь: зеленый друг, растения, растут. Способствовать проявлению заботы к живым существам | -Игровая ситуация «В гости к Степашке пришел Лесовичок» -Работа по схеме «Растения» -Речевая логическая задача «Растения – почему их так назвали?» -Физминутка «Станем мы деревьями» -Дид. Упр «Добрый поступок» | Лепка «Травка, кустик, деревце – все они растеньица»
Рассматривание иллюстраций (деревья, кустарники, травы) |
|
Октябрь 2 | Корень, стебель и листочек – получается… Ц: закрепить представления о частях растения, назначении каждой части. словарь: цветок, лист, стебель, проводит воду, удерживает в почве. Способствовать освоению навыков любования красотой цветущих растений. | -Игровая ситуация «Степашка нарисовал растение» (неправильная последовательность) -Речевое упр «Что есть у каждого растения» -Моделирование «Собери растение» (ромашка) -Игры -эксперименты «Значение частей растений» -Физминутка -Беседа-рассуждение «Может ли быть растение другом?» | Речевая игра «Я садовником родился»
Рисование «Одуванчик» |
|
Октябрь 3 | Солнце, воздух и вода-для растения друзья. Ц: развивать представления о том, что растения имеют потребность в свете, воде, воздухе; развивать познавательный интерес к экспериментированию, стимулировать развитие речи на основе наблюдений результатов игр-экспериментов. Словарь: потребности, нуждаются, почва. | -Игровая ситуация «Степашка пришел с искусственным цветком» -Игровое упр «Покажем Степашке живое растение» (пеларгония) -Дид упр «Хорошо- плохо» -Этюд «представь себя одуванчиком»
| Фиксация результатов в дневнике наблюдений. | Чтение М. Пришвин «Живительный дождик» |
Октябрь 4 | Птицы к югу полетели Ц:расширять представления о птицах, их образе жизни, показать связь способа питания и строения клюва птиц, зависимость сезонной жизни птиц от наличия корма и способа питания. Словарь: перелетные и зимующие птицы, жизненные проявления птиц | -Просмотр фрагмента мультфильма «Лягушка-путешественница» -Беседа «Зачем птицам надо улетать?» -Дид упр «Птицы на кормушке» -Муз-дид игра «займи домик» Дид игра «Засели птицами зимний лес» -Решение противоречия: насекомоядная синица зимует с нами. -Худ. Слово: стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой» | Дид игра «Кому что по вкусу»
Рисование «Журавлиный клин» | Изготовление кормушек для птиц |
ноябрь 1 | Чудо – ягодки рябинки Ц: расширять представления о плодах растений, упражнять детей в исследовательских навыках, словарь: кисть рябины, гроздь, снегирь, рябиновые бусы. | -Игровая ситуация «Загадка в чудесном ящике» -Игра исследование ягод рябины -Игровое упр «Мороза не боится» ( по картине) -Физминутка «Снегири» | Бусы из рябины для куклы Маши. | Конкурс на лучшее угощение из ягод рябины. |
ноябрь 2 | Во дворе у бабушки Ц: развивать представления о домашних животных, значимости труда людей по уходу за ними. Воспитывать желание заботиться о животных и их детенышах. | -Игровая ситуация «Степашка принес фотографии животных, которых не встречал у себя в лесу» -Игра -инсценировка «В гости к бабушке в деревню» -Муз-дид игра «Кого и как зовет бабушка к обеду» -Физминутка «Утром встал гусак на лапки» -дид игра «Что лишнее?» -Игровая ситуация: «Помоги животным найти детенышей» | Лепка «Коза-дереза»
Режиссерская игра с игрушками -аналогами « Домашние животные»
|
|
Ноябрь 3 | Кто в лесу живет дремучем? Ц:расширять представления о диких животных, обогащать природоведческий словарь: растительноядные, хищники, лесные птицы, насекомые вредители. | -Игровая ситуация «Степашка приглашает к себе в гости» -Дид игра «Построй и засели лес» -Беседа -рассуждение «Чем похожи и чем отличаются животные» -Моделирование -загадка «в клетках» Кто здесь спрятался? (модели птицы, насекомого) -Физминутка -Дид игра «Кто, что ест» -Проблемная ситуация «Что произойдет, если в лесу не останется волков?» -Беседа «Охрана леса и его обитателей» | Экологическое лото «Лес и его обитатели»
Рисование «Лисенок» | Чтение Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича- длинный нос и про Мохнатого Мишу -короткий хвост. |
Ноябрь 4 | Где обедал воробей? Ц:развивать представления о некоторых диких животных, на примере обитателей зоопарка; стимулировать проявление познавательной инициативы; обогащать словарь названиями диких животных и их детенышей, особенностей их действий. | -Проблемная задача: «Где за один день можно увидеть много животных?» -Дид игра «Хорошо-плохо» (зоопарк) -Просмотр видео фильма «В зоопарке» (обсуждение) -Логическая задача: «Почему мало белых медведе в зоопарке?» -Физминутка «Озорная обезьянка» -Речевая игра «О чем мог бы подумать белый медведь, сидя в зоопарке?» | Дид игра «Кто живет в зоопарке?»
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»
|
|
Декабрь 1
| Зимние забавы (целевая прогулка) Ц: обогащать сенсорный опыт и представления детей об окружающем мире; стимулировать развитие самостоятельности в игровом экспериментировании. Словарь: искристый снег, лед как стекло, хрустальный лед. | -Логическая задача: «Может ли вода литься, летать и падать?» -Эксперимент «Что такое снег и лед?» -Рассматривание снежинок под лупой. -Речевое упражнение «Назови снег необыкновенно» -игра-забава «Цветные брызги» -исследовательская работа «Измерение глубины снега в разных местах» | украшение участка цветными льдинками
| Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Снежинки» |
Декабрь 2 | Покормите птиц зимой Ц: расширить представления о зиме и зимующих птицах, особенности их жизни зимой, повадках. формировать экологически ценный опыт общения с птицами. Словарь: синица большая, снегирь, галка, воробей, поползень, расклевывают, запасают. | -Просмотр видео кадров «Кто как зимует» -Дид игра «Кто прилетел к нам на кормушку?» -Физминутка «лесная школа здоровья» -Беседа «Если бы птицы хотели нас поблагодарить, ка бы они это сделали?» | Труд «Сделаем для птиц вкусный пирог»
Подкормка птиц | Фотовыставка «Приучите птиц к своему окну» |
Декабрь 3 | Зимой и летом одним цветом Ц:целенаправленное восприятие веточек сосны и ели, на основе использования разных способов обследования, обогащать представления о природе ближайшего окружения. | -Дид игра «Найди лишнее» -Исследовательская работа «Сравнение ветки сосны, ели и пихты» -Речевое упражнение «Почему сосну и ель называют вечнозелеными?» -Рассказ Степашки «Почему иголки у елки на зиму не опадают» -Физминутка «Во дворе стоит сосна» -Логическая задача «Как помогает елке ее крона-«шалашик?» -Решение противоречия «Как сделать так, чтобы елка порадовала ребят на празднике и не была срублена?» | Рисование «Наша елка»
Украшение живых елок на участках детсада. | Участие в природоохранной акции «Живая ель» |
Январь 1 | Ах, ты зимушка-зима (целевая прогулка) Ц: расширять представления о зиме, зависимости состояния растений от внешних условий в зимний период; способствовать художественному восприятию зимних явлений природы; словарь: мороз, белоснежная красавица, иней, серебро. | -Игровая ситуация «Степашка приглашает на улицу, посмотреть «Белоснежную Красавицу» -Фронтальное наблюдение -Логическая задача: «Как можно догадаться, что на улице сильный мороз?» -Динамическое упр: «С ножки на ножку» -Муз-динамическая игра «Снежки» -Творческое задание «Какого цвета снег зимой?» | Опыт «Где быстрее растает снег?»
Исследование растаявшего снега
Рисование «Снегопад» |
|
Январь 2
| Как животные в лесу зимуют? Ц: расширять представления о различных приспособлениях диких животных к зимним условиям; воспитывать уважение к природоохранному труду людей; словарь: охотиться, добыча, защищаются, берлога. | -Игровая ситуация «Лесовичок приглашает в зимний лес» -Игра -воображение «Новости в зимнем лесу» (презентация «Кто как зимует») -логическая задача «Какая кора для зайца слаще?» -Муз-динамическая игра «Прогуляемся в зимнем лесу» -логическая задача «Почему не встретили в лесу медведя, ежа?» | -Просмотр видеофильма «Помощь человека животным в зимнее время» -Игровая ситуация «Соберем посылку лесным жителям» -Лепка «Медведь в берлоге» |
|
Январь 3 | Носы нужны не только для красы Ц: расширять представления об органах дыхания и обоняния человека, способствовать желанию детей заботиться о своем здоровье, осваивать элементарные гигиенические навыки; словарь: ноздри, слизистая оболочка, легкие, бронхи, нюхать, микробы. | -Игровая ситуация «портрет» -Беседа -рассуждение «Зачем человеку нос?» -Исследовательская деятельность «Как устроен наш нос?» -Эксперимент «зачем нужны волоски внутри носа?» -Эксперимент «Зачем носу нужна слизистая оболочка?» -Эксперимент «Куда проходит воздух через нос?» -Физминутка «Дыхательный футбол» -Знакомство с правилами ухода за носом (по иллюстрациям) -Игровое упр «Точечный массаж» | Сюжетно-дид игра» Степашка засунул в нос пуговку»
| Научим маму (папу, брата…) делать точечный массаж. |
Февраль 1 | Мы в нее зимой и летом с головы до ног одеты» Ц: расширить представления о коже человека, ее основных функциях, вызвать желание узнавать о себе самом, словарь: кожа, растягивается, голова, туловище, чувствует. | -Игровая ситуация «Мальчик с грязными руками» -Игровое упр «Назовите части тела человека» -Игра-эксперимент «Зачем человеку кожа?» -Физминутка «Богатыри» -Дид упр «Чисто жить – здоровым быть» | Просмотр м/ф «Мойдодыр» К. Чуковского
Сюжетно-ролевая игра «Неболейка» |
|
Февраль 2 | Сама идет, на себе дом несет Ц: расширить представления о черепахах, их внешнем виде, особенностях поведения, взаимосвязи строения панциря черепахи и характером ее передвижения, словарь: наземная, сухопутная, панцирь, змеиная кожа, водная, хищная. | -Игровая ситуация «К нам в гости спешит необычное животное» -Рассматривание черепахи -Игра-эксперимент «Прятки» -Речевое упр «Как понимаете «сухопутная» черепаха?» -Муз-динамический этюд «Как львенок и черепаха пели песню» -Игра -эксперимент «Как плавает черепашка?» -Логическая задача «Можно ли снять снять «каменную рубашку» с черепашки, не причинив ей вреда?» | Работа в книжках раскрасках «Черепашка»
Заучивание стихотворение К. Чуковского «Черепаха» | Конкурс на интересную информацию о черепахе. |
февраль 3 | В этом домике жильцы все умелые пловцы Ц: расширить представления детей о рыбах, как обитателях водной среды, на примере декоративных рыбок аквариума; развивать интерес и бережное отношение к рыбкам; словарь: чешуя, плавники, жабры, плавает, дышит, караси, щука, хищник, золотая. | -Сюрпризный момент «Степашка принес живых рыбок» -Наблюдение за карасиками в баночках» -Дид упр «Угощаем рыбок червячками»- -Физминутка п/и «Караси и щука» -Игровая ситуация « Степашка принес новую рыбку» -Игра-фантазия «Если рыбка захотела поменять свое имя, какое бы ей подошло и почему?» -Сравнительное наблюдение карасиков и вуалехвоста -Игра -эксперимент «Слышит ли рыбка» | Наблюдение за аквариумными рыбками
Игра «Рыбная ловля» |
|
Февраль 4 | Кому зимой снег нужен? Ц: обогащать представления детей о роли снежного покрова для жизни растений и животных; словарь: тетерев, лось, топтыгин, кабан, снежное одеяло, лазурь. | -Речевое упр «Хорошо-плохо» (когда зима снежная) -Разыгрывание сказки «Зачем зимой снег» -Логическая задача «Что бы ответил топтыгин, если его спросили, зачем зимой снег?» -Игровое упр «Появилось яркое солнце» -Речевое упр «Почему так говорят» -Муз-дид игра «Приходи весна -Красна» | Аппликация «Зачем зимой снег» |
|
Март 1 | Где зимою- лето, где цветов полно Ц: расширять представления о комнатных растениях, как о живых организмах, об их основных потребностях в свете, тепле, влаге, почве; развивать деятельность наблюдения, умение выделять некоторые признаки комнатных растений; словарь: герань, бальзамин, фуксия, щучий хвост и др. | -Игровая ситуация «Загадки от Степашки» -Дид упр «Найди лишнее растение» -Игра -исследование «Мое растение» -Физминутка «Я прошу тебя цветок…» -Труд- уход за комнатными растениями -Психологический тест «Что сказали бы растения, если бы умели говорить?» | Рассматривание открыток «Комнатные растения»
Рисование «Цветы на подоконнике» | Конкурс на лучшую статью, рассказ, сказку о комнатном растении. |
Март 2 | Волнистые попугайчики Ц: расширить представления детей о декоративных птицах, на примере волнистых попугаев, выделить признаки отличия от других птиц; словарь: перышки, пуховые, пернатые, разноцветное оперение, загнутый клюв. | -Игровое упр «Сундучок открывайся, сюрприз появляйся» -Речевое упр «Попросим Степашку, познакомить нас с птицей, подарившей ему перышки» -Логическая задача «Почему Степашка принес птичек в клетке?» -Эксперимент «Слышат ли попугайчики?» -Эксперимент «как помогают крылья и хвост во время полета?» -Пальчиковая гимнастика «Птички» -Эксперимент «Для чего попугаю нос крючком?» | Кормление попугаев в зимнем саду
Лепка «волнистый попугайчик» |
|
Март 3 | Прыгают ловко, любят морковку Ц: расширить представления о внешнем виде кроликов, их поведении, развивать умение сравнивать животных одного вида; словарь: крольчиха, короткоухий, длинноухий, пушистая, гладкая шерстка. | -Игровое упр «Готовимся к встрече гостей» -Речевое упр «Я бы угостил кроликов» -Сюрпризный момент «Степашка привел друга» -Наблюдение за кроликом -Игра-эксперимент «Любимое лакомство» -Физминутка -Речевое упр «Отгадайка» (загадки) | Рисование «Наши друзья кролики» | Составление памятки по уходу за кроликами. |
Март 4 | Встречаем пернатых друзей Ц: развивать познавательный интерес к птицам, расширять представления о перелетных птицах, об изменении их жизни весной; воспитывать гуманное отношение к птицам; словарь: соловей, ласточка, овсянка, щебечет. | -Игровая ситуация «Домой возвращаются пернатые друзья» -Рассматривание иллюстраций птичьих гнезд -Просмотр слайдов «Ласточкино гнездо» -Развешиваем скворечники | Прослушивание звукозаписи пения птиц весной
Аппликация «Домики для птиц» | Участие в акции «День птиц» |
Апрель 1 | Кто там выглянул молчком, кверху белым колпачком Ц: развивать представления о весенних явлениях в природе, появлении первых весенних цветов -подснежников; словарь: подснежники, мать-и-мачеха, сон-трава, первоцветы. | -Игровая ситуация «В лесу появились первые весенние цветы» -Исследовательское задание «Первоцветы» -Физминутка «Мой цветочек» -Беседа «Цветы-торопыжки» -Игра-воображение «Я -одуванчик, какие изменения произойдут со мной скоро» -Проблемная ситуация «Кто больше нарвет цветов. Почему Степашка не хочет играть в эту игру?»
| Рассматривание открыток «Ранние весенние цветы»
Дид игра «Что лишнее?»
| Конкурс плакатов « Если ты сорвешь цветок…» |
Апрель 2 | Распустились из почки клейкие листочки (целевая прогулка) Ц: развивать представления о жизнедеятельности знакомых растений весной; формировать экологически ценный опыт общения с растениями на участке, воспитывать бережное отношение к ним; словарь: почки, набухание, распускание, проснулись, зацвели. | -Фронтальное наблюдение «Ищем следы ранней весны» -Наблюдение за набухшими почками -Народная хороводная игра «Березка» -Исследование цветочных и листовых почек сирени -творческое задание «Найдите пейзаж, соответствующий стихотворению
| Наблюдение за весенними изменениями в природе
Рисование «Появились из почки зеленые листочки» |
|
Апрель 3
| Детский сад в детском саду Ц: расширять представления о том, что растения живые, они растут развиваются, размножаются; способствовать развитию умения различать взрослые и молодые растения; словарь: хлорофитум, хирург без ножа, кактусы, лекарственное растение. | -Игровая ситуация «Степашка нашел на растениях настоящее чудо» -Наблюдение за растением
-Игровая ситуация «Найдем растение с детками»
-Физминутка «Солнечные зайчики» -Речевое упр «Отгадай-ка» -Логическая задача «Есть ли в нашем детском саду еще один детский сад?» -Труд- посадка деток хирурга без ножа. | Работа в календаре наблюдений за посадками
|
|
Апрель 4 | Жалобная книга природы Ц: способствовать развитию нравственных эмоций и чувств, понимания необходимости бережного отношения к живым существам, интереса к книге природоведческого характера; словарь: бесчувственный, разозлили, «живая» речка, сочувствует. | -Игровая ситуация «Пришло письмо» -Игровая ситуация «Степашка знает, почему плачет ромашка» -Просмотр слайдов по сказке С. Воронина «Необыкновенная ромашка» -Проблемная ситуация «Как цветок может сказать, что хочет пить?» -Игра -воображение «Как можно поднять настроение растению» -Танец-импровизация под «Песню о волшебном цветке» -Речевая игра «Если бы…» | Рисование «Необыкновенная ромашка»
Игра «Хорошо-плохо»
Пластилиновая живопись «Живи ромашка» |
|
Май 1 | Не просто букашки Ц: расширять представления о многообразии насекомых, о роли насекомых в природе, развивать навыки выделения насекомых, как отдельной группы животных; умение различать наиболее часто встречаемых насекомых; словарь: кузнечик, клоп-солдатик, божья коровка, бабочка-лимонница, бабочка-крапивница. | -Игра -инсценировка сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха» -Работа по схеме «Признаки насекомых» -Игровая ситуация «Степашка просит рассказать, каких насекомых дети видели на улице» -Творческое задание «Посади бабочку на цветок, чтобы ее не заметили» -Динамический этюд «Добрый великан» -Игра эксперимент «положим жука на спину» -Дид игра «Узнай по описанию» | Просмотр видеофильма «Насекомые»
Дид игра «Летает -не летает»
Рисование «Прилетели на лужок бабочки-красавицы» | Папка-передвижка «Полезные и вредные насекомые» |
Май 2 | Муравьишки-торопыжки Ц: развивать представления о жизни муравьев, о характерных признаках муравьев, как насекомых, их роли в природе; словарь: муравьи, царица, муравьиная колония, муравейник. | -Речевая игра «Да-нетка» -показ видеосюжета из м/ф «Приключения Флика» -наблюдение за рыжим муравьём через лупу -физминутка «Муравей» -логическая задача «Почему муравьев называю санитарами леса?» -беседа о жизни муравьев в муравейнике работа с пособием «Что сначала, что потом» (цикл развития -муравьев) | Рассматривание картины «Муравейник»
Наблюдение за муравьями на прогулке
Просмотр м/ф «Как муравьишка домой добирался» (Бианки) | Создаем макет «Муравейник» |
Май 3
| Весна цветов (прогулка) Ц: расширять представления о весенних изменениях в природе, существовании зависимости жизни растений и животных от изменения условий среды; словарь: цветы-первоцветы, тюльпаны, цветущие деревья, зяблик, соловей, шмель. | -Фронтальное наблюдение майской весны -Наблюдение за кустами цветущей сирени -Логическая задача «Почему сирень так назвали?» -Поисковые задания (найти цветущее растение на участке) -Динамическая пауза «Гномик» -Задание на слуховое восприятие «Что услышим?» -Игровое упр «Фото любимой птички Лесовичка» -речевое упр «от какого слова образовалось имя зяблик? | Работа в календаре наблюдений: майские изменения.
Аппликация «Сирень» |
|
Пояснительная записка
Интегрированная экологическая программа «Прикоснись к природе сердцем…» разработана на основе Федеральных Государственных Стандартов дошкольного образования, базисной программы «Детство», СПб, -2014 г. и интегрированной экологической программы «Я познаю мир», разработанной авторской группой педагогов ДОУ №232 «Жемчужинка» (Апполонова Н.И., Баранникова Э.Э., Румянцева И.Л.)
Содержание программы экологического образования включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей 3-5 лет с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, спецификой содержания каждой образовательной области.
«Чувствовать»-«Познавать»- «Творить» - девиз программы «Детство» - СПб, 2014 – это и определенная последовательность во взаимодействии ребенка с природой, и принципы выстраивания педагогической технологии. В содержании программы широко используется краеведческий материал: объекты растительного и животного мира родного края, культура, народный фольклор. В образовательной области «Познавательное развитие» выделены блоки: «Неживая природа», «Царство растений», «Царство животных», «Природные сообщества». Содержание программы включает образовательный материал, направленный на развитие эмоционального и гуманистически-ценностного отношения к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, развитие детских интересов, познавательных, речевых, практических и творческих умений детей, потребности в совершенствовании. В содержании образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» наряду с приобщением детей к искусству и художественной литературе особое внимание уделяется развитию смыслового восприятия природы, как духовно-эстетической ценности, что служит для дошкольников основой для защиты и бережного отношения к ней. Формирование элементов системы экологических знаний у детей 3-5 лет не самоцель, а важнейшее условие и эффективное средство воспитания начальной экологической культуры ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 45.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по парциальной программе «Прикоснись к природе сердцем»
для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Сентябрь 1 | Азбука поведения в природе. Ц:расширять представления о правилах поведения в природе, важности соблюдения этих правил, стимулировать проявление желания быть другом природы. Активизировать словарь: природа, охрана природы, обида леса. | - Беседа «Матушка природа – какая она?» - Речевое упражнение «А как бы поступили вы?» - Динамическая минутка по стихотворению Е.Серовой «на лугу» - Проблемная задача «Что нужно сделать, чтобы о правилах поведения знали все, и все их выполняли?» | Дид. Игра «Хорошо-плохо» Дид. Игра «Что кому нужно?» | Оформление книжек – малышек «Наши добрые поступки» |
Сентябрь 2 | То ли с ветки, то ли с грядки Ц:развивать представления об овощах и фруктах, стимулировать интерес к труду по их выращиванию; активизировать словарь: овощи, фрукты, плоды, урожай, сад, огород, садовник, овощевод. Расширить представления о значении овощей и фруктов в жизни человека. | -Дид. Упражнение «Найди отгадки» -Дид. Игра «Чудесный мешочек» -Дид. Упражнение «Твоя любимая еда» -Дид. Упражнение «Узнай по вкусу» -Пальчиковая гимнастика «фруктовая ладошка» | Рисование «фрукты в вазе» Просмотр мультфильма «Веселый огород» | |
Сентябрь 3 | Шагают наши ножки по осенней дорожке (целевая прогулка) Ц: развивать представление об осенних явлениях в жизни растений, о взаимосвязях в природе; активизировать словарь: листопад, нарядный парк, разноцветные листья, трава пожухла. | -Фронтальное наблюдение «Красота осеннего леса» -Игра-исследование «Мое дерево» -Поисковые задания (найти растение у которого…) -Физкультминутка «Дует, дует ветер» -Игра-забава «Устроим листопад» -Сбор листьев и плодов для творческой работы в группе | Изготовление гербария Дид игра «С какой ветки детки, с какого дерева листок» | |
Сентябрь 4 | Во лесу, во бору Ц: развивать представление о лесе как доме, где живут лесные растения, животные, грибы. словарь: березовая роща, дубрава, сосновый бор. Воспитывать бережное отношение к лесу. | -Вводная беседа «За что я люблю лес?» -Игра-воображение «Мы идем в лес» -Дид игра «И стол и дом» -Динамическая пауза «деревья» -Логическая задача «Кого может одевать, кормить, согревать, лечить лес?» (сюжет картинки) -Речевое упражнение «Скажем лесу добрые слова» | Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Дети в лесу» | Заучивание стихотворения Н.Нищевой «ветер по лесу гулял» |
Октябрь 1 | Травка, кустик, деревце – все они растеньица. Ц: познакомить с разнообразием растений ближайшего окружения, словарь: зеленый друг, растения, растут. Способствовать проявлению заботы к живым существам | -Игровая ситуация «В гости к Степашке пришел Лесовичок» -Работа по схеме «Растения» -Речевая логическая задача «Растения – почему их так назвали?» -Физминутка «Станем мы деревьями» -Дид. Упр «Добрый поступок» | Лепка «Травка, кустик, деревце – все они растеньица» Рассматривание иллюстраций (деревья, кустарники, травы) | |
Октябрь 2 | Корень, стебель и листочек – получается… Ц: закрепить представления о частях растения, назначении каждой части. словарь: цветок, лист, стебель, проводит воду, удерживает в почве. Способствовать освоению навыков любования красотой цветущих растений. | -Игровая ситуация «Степашка нарисовал растение» (неправильная последовательность) -Речевое упр «Что есть у каждого растения» -Моделирование «Собери растение» (ромашка) -Игры -эксперименты «Значение частей растений» -Физминутка -Беседа-рассуждение «Может ли быть растение другом?» | Речевая игра «Я садовником родился» Рисование «Одуванчик» | |
Октябрь 3 | Солнце, воздух и вода-для растения друзья. Ц: развивать представления о том, что растения имеют потребность в свете, воде, воздухе; развивать познавательный интерес к экспериментированию, стимулировать развитие речи на основе наблюдений результатов игр-экспериментов. Словарь: потребности, нуждаются, почва. | -Игровая ситуация «Степашка пришел с искусственным цветком» -Игровое упр «Покажем Степашке живое растение» (пеларгония) -Дид упр «Хорошо- плохо» -Этюд «представь себя одуванчиком» | Фиксация результатов в дневнике наблюдений. | Чтение М. Пришвин «Живительный дождик» |
Октябрь 4 | Птицы к югу полетели Ц:расширять представления о птицах, их образе жизни, показать связь способа питания и строения клюва птиц, зависимость сезонной жизни птиц от наличия корма и способа питания. Словарь: перелетные и зимующие птицы, жизненные проявления птиц | -Просмотр фрагмента мультфильма «Лягушка-путешественница» -Беседа «Зачем птицам надо улетать?» -Дид упр «Птицы на кормушке» -Муз-дид игра «займи домик» Дид игра «Засели птицами зимний лес» -Решение противоречия: насекомоядная синица зимует с нами. -Худ. Слово: стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой» | Дид игра «Кому что по вкусу» Рисование «Журавлиный клин» | Изготовление кормушек для птиц |
ноябрь 1 | Чудо – ягодки рябинки Ц: расширять представления о плодах растений, упражнять детей в исследовательских навыках, словарь: кисть рябины, гроздь, снегирь, рябиновые бусы. | -Игровая ситуация «Загадка в чудесном ящике» -Игра исследование ягод рябины -Игровое упр «Мороза не боится» ( по картине) -Физминутка «Снегири» | Бусы из рябины для куклы Маши. | Конкурс на лучшее угощение из ягод рябины. |
ноябрь 2 | Во дворе у бабушки Ц: развивать представления о домашних животных, значимости труда людей по уходу за ними. Воспитывать желание заботиться о животных и их детенышах. | -Игровая ситуация «Степашка принес фотографии животных, которых не встречал у себя в лесу» -Игра -инсценировка «В гости к бабушке в деревню» -Муз-дид игра «Кого и как зовет бабушка к обеду» -Физминутка «Утром встал гусак на лапки» -дид игра «Что лишнее?» -Игровая ситуация: «Помоги животным найти детенышей» | Лепка «Коза-дереза» Режиссерская игра с игрушками -аналогами « Домашние животные» | |
Ноябрь 3 | Кто в лесу живет дремучем? Ц:расширять представления о диких животных, обогащать природоведческий словарь: растительноядные, хищники, лесные птицы, насекомые вредители. | -Игровая ситуация «Степашка приглашает к себе в гости» -Дид игра «Построй и засели лес» -Беседа -рассуждение «Чем похожи и чем отличаются животные» -Моделирование -загадка «в клетках» Кто здесь спрятался? (модели птицы, насекомого) -Физминутка -Дид игра «Кто, что ест» -Проблемная ситуация «Что произойдет, если в лесу не останется волков?» -Беседа «Охрана леса и его обитателей» | Экологическое лото «Лес и его обитатели» Рисование «Лисенок» | Чтение Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича- длинный нос и про Мохнатого Мишу -короткий хвост. |
Ноябрь 4 | Где обедал воробей? Ц:развивать представления о некоторых диких животных, на примере обитателей зоопарка; стимулировать проявление познавательной инициативы; обогащать словарь названиями диких животных и их детенышей, особенностей их действий. | -Проблемная задача: «Где за один день можно увидеть много животных?» -Дид игра «Хорошо-плохо» (зоопарк) -Просмотр видео фильма «В зоопарке» (обсуждение) -Логическая задача: «Почему мало белых медведе в зоопарке?» -Физминутка «Озорная обезьянка» -Речевая игра «О чем мог бы подумать белый медведь, сидя в зоопарке?» | Дид игра «Кто живет в зоопарке?» Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» | |
Декабрь 1 | Зимние забавы (целевая прогулка) Ц: обогащать сенсорный опыт и представления детей об окружающем мире; стимулировать развитие самостоятельности в игровом экспериментировании. Словарь: искристый снег, лед как стекло, хрустальный лед. | -Логическая задача: «Может ли вода литься, летать и падать?» -Эксперимент «Что такое снег и лед?» -Рассматривание снежинок под лупой. -Речевое упражнение «Назови снег необыкновенно» -игра-забава «Цветные брызги» -исследовательская работа «Измерение глубины снега в разных местах» | украшение участка цветными льдинками | Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Снежинки» |
Декабрь 2 | Покормите птиц зимой Ц: расширить представления о зиме и зимующих птицах, особенности их жизни зимой, повадках. формировать экологически ценный опыт общения с птицами. Словарь: синица большая, снегирь, галка, воробей, поползень, расклевывают, запасают. | -Просмотр видео кадров «Кто как зимует» -Дид игра «Кто прилетел к нам на кормушку?» -Физминутка «лесная школа здоровья» -Беседа «Если бы птицы хотели нас поблагодарить, ка бы они это сделали?» | Труд «Сделаем для птиц вкусный пирог» Подкормка птиц | Фотовыставка «Приучите птиц к своему окну» |
Декабрь 3 | Зимой и летом одним цветом Ц:целенаправленное восприятие веточек сосны и ели, на основе использования разных способов обследования, обогащать представления о природе ближайшего окружения. | -Дид игра «Найди лишнее» -Исследовательская работа «Сравнение ветки сосны, ели и пихты» -Речевое упражнение «Почему сосну и ель называют вечнозелеными?» -Рассказ Степашки «Почему иголки у елки на зиму не опадают» -Физминутка «Во дворе стоит сосна» -Логическая задача «Как помогает елке ее крона-«шалашик?» -Решение противоречия «Как сделать так, чтобы елка порадовала ребят на празднике и не была срублена?» | Рисование «Наша елка» Украшение живых елок на участках детсада. | Участие в природоохранной акции «Живая ель» |
Январь 1 | Ах, ты зимушка-зима (целевая прогулка) Ц: расширять представления о зиме, зависимости состояния растений от внешних условий в зимний период; способствовать художественному восприятию зимних явлений природы; словарь: мороз, белоснежная красавица, иней, серебро. | -Игровая ситуация «Степашка приглашает на улицу, посмотреть «Белоснежную Красавицу» -Фронтальное наблюдение -Логическая задача: «Как можно догадаться, что на улице сильный мороз?» -Динамическое упр: «С ножки на ножку» -Муз-динамическая игра «Снежки» -Творческое задание «Какого цвета снег зимой?» | Опыт «Где быстрее растает снег?» Исследование растаявшего снега Рисование «Снегопад» | |
Январь 2 | Как животные в лесу зимуют? Ц: расширять представления о различных приспособлениях диких животных к зимним условиям; воспитывать уважение к природоохранному труду людей; словарь: охотиться, добыча, защищаются, берлога. | -Игровая ситуация «Лесовичок приглашает в зимний лес» -Игра -воображение «Новости в зимнем лесу» (презентация «Кто как зимует») -логическая задача «Какая кора для зайца слаще?» -Муз-динамическая игра «Прогуляемся в зимнем лесу» -логическая задача «Почему не встретили в лесу медведя, ежа?» | -Просмотр видеофильма «Помощь человека животным в зимнее время» -Игровая ситуация «Соберем посылку лесным жителям» -Лепка «Медведь в берлоге» | |
Январь 3 | Носы нужны не только для красы Ц: расширять представления об органах дыхания и обоняния человека, способствовать желанию детей заботиться о своем здоровье, осваивать элементарные гигиенические навыки; словарь: ноздри, слизистая оболочка, легкие, бронхи, нюхать, микробы. | -Игровая ситуация «портрет» -Беседа -рассуждение «Зачем человеку нос?» -Исследовательская деятельность «Как устроен наш нос?» -Эксперимент «зачем нужны волоски внутри носа?» -Эксперимент «Зачем носу нужна слизистая оболочка?» -Эксперимент «Куда проходит воздух через нос?» -Физминутка «Дыхательный футбол» -Знакомство с правилами ухода за носом (по иллюстрациям) -Игровое упр «Точечный массаж» | Сюжетно-дид игра» Степашка засунул в нос пуговку» | Научим маму (папу, брата…) делать точечный массаж. |
Февраль 1 | Мы в нее зимой и летом с головы до ног одеты» Ц: расширить представления о коже человека, ее основных функциях, вызвать желание узнавать о себе самом, словарь: кожа, растягивается, голова, туловище, чувствует. | -Игровая ситуация «Мальчик с грязными руками» -Игровое упр «Назовите части тела человека» -Игра-эксперимент «Зачем человеку кожа?» -Физминутка «Богатыри» -Дид упр «Чисто жить – здоровым быть» | Просмотр м/ф «Мойдодыр» К. Чуковского Сюжетно-ролевая игра «Неболейка» | |
Февраль 2 | Сама идет, на себе дом несет Ц: расширить представления о черепахах, их внешнем виде, особенностях поведения, взаимосвязи строения панциря черепахи и характером ее передвижения, словарь: наземная, сухопутная, панцирь, змеиная кожа, водная, хищная. | -Игровая ситуация «К нам в гости спешит необычное животное» -Рассматривание черепахи -Игра-эксперимент «Прятки» -Речевое упр «Как понимаете «сухопутная» черепаха?» -Муз-динамический этюд «Как львенок и черепаха пели песню» -Игра -эксперимент «Как плавает черепашка?» -Логическая задача «Можно ли снять снять «каменную рубашку» с черепашки, не причинив ей вреда?» | Работа в книжках раскрасках «Черепашка» Заучивание стихотворение К. Чуковского «Черепаха» | Конкурс на интересную информацию о черепахе. |
февраль 3 | В этом домике жильцы все умелые пловцы Ц: расширить представления детей о рыбах, как обитателях водной среды, на примере декоративных рыбок аквариума; развивать интерес и бережное отношение к рыбкам; словарь: чешуя, плавники, жабры, плавает, дышит, караси, щука, хищник, золотая. | -Сюрпризный момент «Степашка принес живых рыбок» -Наблюдение за карасиками в баночках» -Дид упр «Угощаем рыбок червячками»- -Физминутка п/и «Караси и щука» -Игровая ситуация « Степашка принес новую рыбку» -Игра-фантазия «Если рыбка захотела поменять свое имя, какое бы ей подошло и почему?» -Сравнительное наблюдение карасиков и вуалехвоста -Игра -эксперимент «Слышит ли рыбка» | Наблюдение за аквариумными рыбками Игра «Рыбная ловля» | |
Февраль 4 | Кому зимой снег нужен? Ц: обогащать представления детей о роли снежного покрова для жизни растений и животных; словарь: тетерев, лось, топтыгин, кабан, снежное одеяло, лазурь. | -Речевое упр «Хорошо-плохо» (когда зима снежная) -Разыгрывание сказки «Зачем зимой снег» -Логическая задача «Что бы ответил топтыгин, если его спросили, зачем зимой снег?» -Игровое упр «Появилось яркое солнце» -Речевое упр «Почему так говорят» -Муз-дид игра «Приходи весна -Красна» | Аппликация «Зачем зимой снег» | |
Март 1 | Где зимою- лето, где цветов полно Ц: расширять представления о комнатных растениях, как о живых организмах, об их основных потребностях в свете, тепле, влаге, почве; развивать деятельность наблюдения, умение выделять некоторые признаки комнатных растений; словарь: герань, бальзамин, фуксия, щучий хвост и др. | -Игровая ситуация «Загадки от Степашки» -Дид упр «Найди лишнее растение» -Игра -исследование «Мое растение» -Физминутка «Я прошу тебя цветок…» -Труд- уход за комнатными растениями -Психологический тест «Что сказали бы растения, если бы умели говорить?» | Рассматривание открыток «Комнатные растения» Рисование «Цветы на подоконнике» | Конкурс на лучшую статью, рассказ, сказку о комнатном растении. |
Март 2 | Волнистые попугайчики Ц: расширить представления детей о декоративных птицах, на примере волнистых попугаев, выделить признаки отличия от других птиц; словарь: перышки, пуховые, пернатые, разноцветное оперение, загнутый клюв. | -Игровое упр «Сундучок открывайся, сюрприз появляйся» -Речевое упр «Попросим Степашку, познакомить нас с птицей, подарившей ему перышки» -Логическая задача «Почему Степашка принес птичек в клетке?» -Эксперимент «Слышат ли попугайчики?» -Эксперимент «как помогают крылья и хвост во время полета?» -Пальчиковая гимнастика «Птички» -Эксперимент «Для чего попугаю нос крючком?» | Кормление попугаев в зимнем саду Лепка «волнистый попугайчик» | |
Март 3 | Прыгают ловко, любят морковку Ц: расширить представления о внешнем виде кроликов, их поведении, развивать умение сравнивать животных одного вида; словарь: крольчиха, короткоухий, длинноухий, пушистая, гладкая шерстка. | -Игровое упр «Готовимся к встрече гостей» -Речевое упр «Я бы угостил кроликов» -Сюрпризный момент «Степашка привел друга» -Наблюдение за кроликом -Игра-эксперимент «Любимое лакомство» -Физминутка -Речевое упр «Отгадайка» (загадки) | Рисование «Наши друзья кролики» | Составление памятки по уходу за кроликами. |
Март 4 | Встречаем пернатых друзей Ц: развивать познавательный интерес к птицам, расширять представления о перелетных птицах, об изменении их жизни весной; воспитывать гуманное отношение к птицам; словарь: соловей, ласточка, овсянка, щебечет. | -Игровая ситуация «Домой возвращаются пернатые друзья» -Рассматривание иллюстраций птичьих гнезд -Просмотр слайдов «Ласточкино гнездо» -Развешиваем скворечники | Прослушивание звукозаписи пения птиц весной Аппликация «Домики для птиц» | Участие в акции «День птиц» |
Апрель 1 | Кто там выглянул молчком, кверху белым колпачком Ц: развивать представления о весенних явлениях в природе, появлении первых весенних цветов -подснежников; словарь: подснежники, мать-и-мачеха, сон-трава, первоцветы. | -Игровая ситуация «В лесу появились первые весенние цветы» -Исследовательское задание «Первоцветы» -Физминутка «Мой цветочек» -Беседа «Цветы-торопыжки» -Игра-воображение «Я -одуванчик, какие изменения произойдут со мной скоро» -Проблемная ситуация «Кто больше нарвет цветов. Почему Степашка не хочет играть в эту игру?» | Рассматривание открыток «Ранние весенние цветы» Дид игра «Что лишнее?» | Конкурс плакатов « Если ты сорвешь цветок…» |
Апрель 2 | Распустились из почки клейкие листочки (целевая прогулка) Ц: развивать представления о жизнедеятельности знакомых растений весной; формировать экологически ценный опыт общения с растениями на участке, воспитывать бережное отношение к ним; словарь: почки, набухание, распускание, проснулись, зацвели. | -Фронтальное наблюдение «Ищем следы ранней весны» -Наблюдение за набухшими почками -Народная хороводная игра «Березка» -Исследование цветочных и листовых почек сирени -творческое задание «Найдите пейзаж, соответствующий стихотворению | Наблюдение за весенними изменениями в природе Рисование «Появились из почки зеленые листочки» | |
Апрель 3 | Детский сад в детском саду Ц: расширять представления о том, что растения живые, они растут развиваются, размножаются; способствовать развитию умения различать взрослые и молодые растения; словарь: хлорофитум, хирург без ножа, кактусы, лекарственное растение. | -Игровая ситуация «Степашка нашел на растениях настоящее чудо» -Наблюдение за растением -Игровая ситуация «Найдем растение с детками» -Физминутка «Солнечные зайчики» -Речевое упр «Отгадай-ка» -Логическая задача «Есть ли в нашем детском саду еще один детский сад?» -Труд- посадка деток хирурга без ножа. | Работа в календаре наблюдений за посадками | |
Апрель 4 | Жалобная книга природы Ц: способствовать развитию нравственных эмоций и чувств, понимания необходимости бережного отношения к живым существам, интереса к книге природоведческого характера; словарь: бесчувственный, разозлили, «живая» речка, сочувствует. | -Игровая ситуация «Пришло письмо» -Игровая ситуация «Степашка знает, почему плачет ромашка» -Просмотр слайдов по сказке С. Воронина «Необыкновенная ромашка» -Проблемная ситуация «Как цветок может сказать, что хочет пить?» -Игра -воображение «Как можно поднять настроение растению» -Танец-импровизация под «Песню о волшебном цветке» -Речевая игра «Если бы…» | Рисование «Необыкновенная ромашка» Игра «Хорошо-плохо» Пластилиновая живопись «Живи ромашка» | |
Май 1 | Не просто букашки Ц: расширять представления о многообразии насекомых, о роли насекомых в природе, развивать навыки выделения насекомых, как отдельной группы животных; умение различать наиболее часто встречаемых насекомых; словарь: кузнечик, клоп-солдатик, божья коровка, бабочка-лимонница, бабочка-крапивница. | -Игра -инсценировка сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха» -Работа по схеме «Признаки насекомых» -Игровая ситуация «Степашка просит рассказать, каких насекомых дети видели на улице» -Творческое задание «Посади бабочку на цветок, чтобы ее не заметили» -Динамический этюд «Добрый великан» -Игра эксперимент «положим жука на спину» -Дид игра «Узнай по описанию» | Просмотр видеофильма «Насекомые» Дид игра «Летает -не летает» Рисование «Прилетели на лужок бабочки-красавицы» | Папка-передвижка «Полезные и вредные насекомые» |
Май 2 | Муравьишки-торопыжки Ц: развивать представления о жизни муравьев, о характерных признаках муравьев, как насекомых, их роли в природе; словарь: муравьи, царица, муравьиная колония, муравейник. | -Речевая игра «Да-нетка» -показ видеосюжета из м/ф «Приключения Флика» -наблюдение за рыжим муравьём через лупу -физминутка «Муравей» -логическая задача «Почему муравьев называю санитарами леса?» -беседа о жизни муравьев в муравейнике работа с пособием «Что сначала, что потом» (цикл развития -муравьев) | Рассматривание картины «Муравейник» Наблюдение за муравьями на прогулке Просмотр м/ф «Как муравьишка домой добирался» (Бианки) | Создаем макет «Муравейник» |
Май 3 | Весна цветов (прогулка) Ц: расширять представления о весенних изменениях в природе, существовании зависимости жизни растений и животных от изменения условий среды; словарь: цветы-первоцветы, тюльпаны, цветущие деревья, зяблик, соловей, шмель. | -Фронтальное наблюдение майской весны -Наблюдение за кустами цветущей сирени -Логическая задача «Почему сирень так назвали?» -Поисковые задания (найти цветущее растение на участке) -Динамическая пауза «Гномик» -Задание на слуховое восприятие «Что услышим?» -Игровое упр «Фото любимой птички Лесовичка» -речевое упр «от какого слова образовалось имя зяблик? | Работа в календаре наблюдений: майские изменения. Аппликация «Сирень» |
Пояснительная записка
Интегрированная экологическая программа «Прикоснись к природе сердцем…» разработана на основе Федеральных Государственных Стандартов дошкольного образования, базисной программы «Детство», СПб, -2014 г. и интегрированной экологической программы «Я познаю мир», разработанной авторской группой педагогов ДОУ №232 «Жемчужинка» (Апполонова Н.И., Баранникова Э.Э., Румянцева И.Л.)
Содержание программы экологического образования включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей 3-5 лет с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, спецификой содержания каждой образовательной области.
«Чувствовать»-«Познавать»- «Творить» - девиз программы «Детство» - СПб, 2014 – это и определенная последовательность во взаимодействии ребенка с природой, и принципы выстраивания педагогической технологии. В содержании программы широко используется краеведческий материал: объекты растительного и животного мира родного края, культура, народный фольклор. В образовательной области «Познавательное развитие» выделены блоки: «Неживая природа», «Царство растений», «Царство животных», «Природные сообщества». Содержание программы включает образовательный материал, направленный на развитие эмоционального и гуманистически-ценностного отношения к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, развитие детских интересов, познавательных, речевых, практических и творческих умений детей, потребности в совершенствовании. В содержании образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» наряду с приобщением детей к искусству и художественной литературе особое внимание уделяется развитию смыслового восприятия природы, как духовно-эстетической ценности, что служит для дошкольников основой для защиты и бережного отношения к ней. Формирование элементов системы экологических знаний у детей 3-5 лет не самоцель, а важнейшее условие и эффективное средство воспитания начальной экологической культуры ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование программы дополнительного образования «Юный художник» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Развитие способностей и творческого потенциала у детей среднего дошкольного возраста посредством технологии нетрадиционного рисования...
Календарно – тематический план дополнительного образования с использованием игровой технологии интеллектуально –творческого развития детей среднего дошкольного возраста
План составлен на основе общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" и игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей«Сказ...
Календарно – тематический план дополнительного образования с использованием игровой технологии интеллектуально –творческого развития детей старшего дошкольного возраста
План составлен на основе общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" и игровой технологии интеллектуально – творческого развития дете...
Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...
Конспект по планированию, проведению и анализа экскурсий в природу в группах детей старшего дошкольного возраста
Цель: создание условий для познавательной активности детей в природном окружении посредством экскурсии в природу.Задачи: 1.Образовательная:уточнять и закреплять представления детей об осени, выделяя х...
Дополнительная парциальная программа по художественно-эстетическому развитию для детей младшего дошкольного возраста «Юный художник»
Педагогическая целесообразностьИз многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и с...
Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...
- Мне нравится (1)