статья Формирование математических способностей.
статья
в статье идет речь о формировании математических способностей у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка. Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой - игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшеее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым.
Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается
структура. Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая
определяется целью обучающего и воспитательного действия. Вторым
элементом является содержание. Успешность игры - в ее результативности,
поэтому подготовка к игре - это уточнение имеющего багажа и умений или
формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они
определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют
поведение детей. Четвертый элемент - игровые действия, поступки, которые
совершает каждый участник игры для достижения результата. Они
активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент - результат.
Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие
умственной деятельности, взаимоотношений. скучно? Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.
Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете.Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок правильно наиболее предрасположен.
Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Не допустить вербализма, формальности, знаний ребенка. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза,и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.
Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по
математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.
Работая в детском саду. я ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
Некоторые дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, не знали геометрические фигуры. С прошлого года я работаю над темой : « Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».
Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:
Игры с цифрами и числами.
Игры путешествие во времени.
Игры на ориентировку в пространстве.
Игры с геометрическими фигурами.
Игры на логическое внимание. Для формирования элементарных математических представлений
у дошкольников используются следующие виды дидактических игр, которые
можно проводить совместно с родителями в домашних условиях:
1. Игры с предметами: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй
башенку» и т. п. Задача этих игр – способствовать закреплению качеств
предметов (величина, форма, цвет).
2. Игры для сенсорного развития:
- на закрепление цвета предмета: «Разноцветные бусы», «Поставь букет в
вазу», «Угостим медведя ягодой» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся
группировать, соотносить предметы по цвету;
- на закрепление формы предмета: «Какой это формы?», «Круг,
Квадрат», «Заплатки для коврика», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих
играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять
предметы данной формы в соответствующие для них отверстия;
- на закрепление величины предмета: «Большие и маленькие», «Какой мяч
больше», «Угостим мишку» и т. п. Эти игры учат детей различать,
чередовать, группировать предметы по величине.
3. Игры с крышками от бутылок: «Воздушные шары», «Солнечная
поляна», «Подбери колеса для машины» и т. п. Эти игры учат детей
различать, группировать, чередовать предметы по цвету, величине.
Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для
умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается
сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых
несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только
игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно
у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Совместные
игры с родителями духовно и морально обогащают детей, удовлетворяют
потребность в общении с близкими людьми, вселяют уверенность в свои
силы.
Роль дидактических игр в формировании элементарных математических
представлений у дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать,
как устроен о бучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, окружающий мир и расширить его кругозор.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Поэтому рекомендую воспитателям старших групп использовать дидактические игры в процессе обучения детей.
Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям. предрасположен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста вне занятий, с использованием занимательного материала"
В данной статье говорится о том, как использовать занимательный материал по математике в свободной деятельности. Приведен сценарий проведения математического праздника....
Статья:" Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр".
Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр «Математика имеет задачей не обучение отчислению, а обучение приемам человеческой м...
Статья "Развитие математических способностей у дошкольников"
Предлагаю вашему вниманию статью "Развитие математических способностей у дошкольников"...
Статья: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Математика - это наука непростая, однако нужна всегда и везде, недаром говорят, что математика - царица наук! Что делать, если освоение этого предмета вызывает у детей трудности? С чем это связано и к...
Статья «Развитие математических способностей у детей пятого года»
laquo;Развитие математических способностей у детей пятого года»Автор – Гутковская В.А.Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом прич...
Статья «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста»
В наше время, в эпоху компьютерной революции, встречающаяся порой точка зрения, выражаемая словами «не каждый будет математиком» безнадёжно устарела. Сегодня математика в той или иной мере...
Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью занимательного математического материала»
Цель. Вооружить воспитателей практическими навыками для изготовления дидактической игры совместно с детьми....