познавательно - исследовательская деятельность
опыты и эксперименты (старшая группа)
Тайны воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_savenkovu_1_1.doc | 592.5 КБ |
foto.docx | 442.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад « Золушка»
Открытый просмотр по исследовательской деятельности
в старшей группе
«Тайна воды»
(по методу А.И.Савенкова).
Подготовила и провела: Кириченко У.М.
(воспитатель старшей группы)
Образовательные задачи:
- Продолжить знакомить детей с этапами исследования объекта.
- Формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию.
- Закреплять знания детей о воде, ее свойствах.
- Приобретение детьми новых знаний о воде.
Развивающие задачи:
- Продолжать развивать логическое мышление.
- Развивать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать полученную информацию с помощь пиктограмм -символов.
- Развивать творческие способности.
- Развивать навык исследовательского поведения и обработки полученного материала.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
- Воспитывать самостоятельность.
- Закреплять умение работать в команде.
Методы и приемы: наглядные (рассматривание изображений методов исследования; рассматривание зарисованной информации); словесные (рассказ воспитателя о методах исследования, составление рассказа детьми о том, что нового они узнали); практические (проведение эксперимента, получение информации от другого человека, подвижная игра, фиксация полученной информации) |
Оборудование: карточки с символическими изображениями «методов исследования», карточка с изображением темы, папка юного исследователя, карандаши, льдинки для наблюдения, оборудование для проведения опытов (прозрачные ёмкости, скрепки, краски, кисточка, салфетки, кувшин с водой), листочки бумаги размером А5.
Ход занятия
Дети сидят на стульях полукругом.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель. Слышите, ребята, к нам кто-то стучится. Пойду, посмотрю. Нам принесли письмо. Давайте прочитаем от кого оно. Письмо нам прислал Гена из мультфильма «Барбоскины». А кто такой Гена, чем он занимается?(ученый, проводит опыты) Давайте прочитаем что же он написал.
«Дорогие ребята! Я хочу вступить в клуб ученых. Но меня примут если я составлю доклад на любую тему. А как это сделать я не знаю. Вот я решил попросить у вас помощи. Помогите мне, пожалуйста. Очень хочется попасть в клуб ученых.»
Воспитатель: Поможем Гене?
Воспитатель Сегодня, мы будем учиться проводить самостоятельные исследования - так же, как это делают взрослые ученые. Давайте вспомним, кто такие ученые (Люди, которые проводят исследования, опыты, наблюдения, открывают для всего мира, что-то новое).
Давайте послушаем тему нашего исследования отгадав загадку
Она помогает нам чистыми стать, Посуду помыть и белье постирать. Это Вода
Итак, уважаемые ученые, тема нашего исследования – вода.
Уважаемые ученые, ваша задача - получить как можно больше новых сведений, и подготовить о ней сообщение - небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?
Давайте назовем методы исследования?
(В ходе коллективного обсуждения «дети» называют «методы исследования».) Карточки с обозначением методов исследования, это - план нашего будущего исследования. Но мы их раскладывали бессистемно, по мере случайного поступления предложений . Теперь нам надо сделать наш план более строгим и последовательным.
Давайте подумаем, с чего начать наше исследование?
А что делать во вторую, третью очередь и далее?
( «Подведем» их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. У детей должно сохраняться ощущение, что они все делают сами. Как только с этим все согласились, кладем на первое место карточку с символом, обозначающим действие «подумать самостоятельно».
- Следующий вопрос - «Что нам следует сделать после этого?». Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть в интернете», «понаблюдать», «провести эксперимент».)
Сбор материала.
Воспитатель: Прежде, чем приступить к этой работе, мы с вами договоримся, как будем фиксировать информацию и полученные сведения. Схематично зарисовывать на маленьких листочках, при помощи символов, значков. Листочки со значками складываем в кармашки папки исследователя.
Я буду вашим консультантом, а вы должны будете собрать всю информацию, связанную с нашей темой.
1.Первый наш метод «Подумать самостоятельно».
- Вспомните, что вы знаете о воде. (Ответы детей)
(Зарисовка.)
Кто скажет нам, какой следующий метод?
2. Правильно, «Спросить у другого человека».
Дети, кому вы можете задать вопросы? Что будете спрашивать?
3.Дети, а сейчас посмотрите, следующий метод «посмотреть книгу». Поищите самую интересную и полезную информацию в энциклопедии.
(Фиксируют новые данные.)
- Презентация о трех состояниях воды.
- Гимнастика для глаз.
6.Подвижная игра «Капельки»(под музыку)
Дети представьте себе, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные. (Дети хаотично гуляют по залу)
Капельки встретились друг с другом и образовалась лужа. (Дети сбегаются в одну кучу и садятся на корточки)
Из большой лужи появился ручеек. (Дети встали паровозиком и двигаются)
Теперь ручеек течет и впадает в озеро. (Дети берутся за руки и образуют круг)
Теперь наше озеро превращается в огромное море. (Дети, делают круг еще больше, поднимают руки вверх и двигаются хороводом)
Теперь вас заморозили. (Дети обнимают друг друга).
7.Наблюдение.
-Почему тает лед?
(Льдинки по количеству детей. Лед тает в руках, прозрачный, образуется вода.)
Зарисовки.
8. «Провести опыт или эксперимент»
2.-Посмотрите, на столе находятся разные предметы, что это за предметы?(стакан маленький, тарелка) (Ответы детей)
-А какой они формы? ( круглая, овальная)Ответы детей)
-Давайте посмотрим на воду в нашем стакане, а теперь перельем воду в пустой маленький стакан, что произошло? (Ответы детей) Сейчас возьмите тарелку и перелейте воду из стакана в тарелку, что произошло? (Ответы детей)
-А кто мне скажет, какую форму имеет вода? (Ответы детей)
Вода без сосуда не имеет формы, а принимает форму того сосуда, в который её переливают.
3.-Ребята, возьмите банку, перелейте в нее воду и посмотрите? Что мы видим? (Ответы детей)
-А теперь опустите в банку скрепку. Что мы видим? (Ответы детей) Почему (Ответы детей)
Доклад.
Воспитатель: И так наши исследователи готовы сделать сообщение о воде.
По очереди расскажем, что мы узнали о воде.
Заключительная часть.
Воспитатель:
-А теперь давайте подведем итог нашего исследования.
-Что вы узнали нового, о чём не знали раньше?
- Молодцы ребята, вы очень помогли Гене, Мы отправим ему ваши листочки с зарисовками и он успешно сделает свой доклад и вступит в клуб ученых.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
План проведения познавательного ликбеза по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории"
Документы, подтверждающие организацию и проведение познавательного ликбеза...
Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.
Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...
Познавательный семинар МБДОУ «ДС «Лада» по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории»
план проведения познавательного семинара...