КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей Тема: «Этапы, формы и методы нравственно – патриотического воспитания дошкольников»
консультация
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для воспитателей
Тема: «Этапы, формы и методы нравственно – патриотического воспитания дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 92.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27
муниципального образования Усть-Лабинский район
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для воспитателей
Тема: «Этапы, формы и методы нравственно – патриотического воспитания дошкольников»
Составила:
воспитатель Воробьёва Л.Н.
ст. Ладожская 2021 г.
«Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
К.Д.Ушинский
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Нравственно - патриотическое воспитание детей начинается довольно рано – в детском саду и является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества. Согласно толковым словарям, патриот (от греческого слова «земляк, соотечественник») - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины.
Итак, патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ. Патриотическое воспитание дошкольников должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на ОС познавательного вида. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.
Патриотизм включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Этапы патриотического воспитания дошкольников: - предварительный, базовый - формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств; - художественно - ознакомительный - знакомство с народными традициями, национальным искусством; - когнитивно - эмоциональный - развитие интереса к своей стране; - эмоционально - действенный - формирование, желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности.
Формы патриотического воспитания:
- Различного рода познавательные ОС, изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате родной станицы, о её истории. Разнообразные ОС на тему «Наш родной край» - Знакомство детей с культурой и традициями родного края, с обрядами русского народа, проведение обрядовых праздников, экскурсии в краеведческий музей (если есть), мини – музей, организация тематических досугов. - Воспитание в детях любви и бережного отношения к родной природе, формирование у них чувства ответственности перед природой. Необходимо стремиться к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей. Это одно из важных слагаемых патриотизма. - Знакомство детей с героическим прошлым Отечества. Донесение до воспитанников мысли о том, что о грозных военных событиях люди будут помнить всегда, чтить память погибших, окружать людей, защищавших Родину, вниманием и заботой. Проведение ежегодного месячника по военно-патриотическому воспитанию, организация конкурса рисунков «Защитники Отечества», проведение занятий «Герои войны», «Дети-герои», а также «Занятий мужества», на которых дети будут обращаться к подвигам российских солдат, проявлявших беспримерное мужество в те страшные для Отечества времена. Проведение «Недели памяти» с занятиями, беседами, оформлением подарков и поздравительных открыток для ветеранов, утренником «День Победы», экскурсиями к памятникам. - Взаимодействие с родителями. Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама – самая лучшая» и т.д., благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке. Контакт с родителями и семьей имеет большое значение в решении задач нравственно- патриотического воспитания дошкольников.
Методы патриотического воспитания:
- соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту; - повышают познавательную активность; - эмоциональность восприятия дошкольников; - корректируют формирующиеся у детей представления о Родине; - координируют разные виды деятельности. Построение педагогического процесса строится на каждом этапе с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания. При сочетание разных методов, и создании условий для успешного воспитания патриотических чувств дошкольников
Задачи патриотического воспитания: - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, станице;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому; - воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на ОС, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности маленького патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к своей Родине.
Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, станицей, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Задача воспитателя - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома ( родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатель обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, район, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Родная станица, надо показать ребенку, что родная станица славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родной станице способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, КДЦ «Ладожский», банк, почта, аптека, администрация и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят дошкольников, расширяется. Это станица в целом, её достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своей станицы, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и станица, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по станице, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.
Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)
Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к своей станице, необходимо подвести их к пониманию, что их станица частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и воспитателей, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т.д.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый воспитатель должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме должна включать ОС, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - праздники.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями людей - в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской - в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические ОС. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счёты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему ОС не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изобразительной деятельностью (например, "Моя станица", "Столица нашей Родины - Москва").
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы ОС. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Кубани, в прошлое станицы и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев (если они есть), мини - музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края или родной страны. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин России. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольное участия каждого - обязательное требование и условие данной работы.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
- счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или станице, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не историю станицы вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории станичного предприятия и т.д.
Хорошо, когда тематические родительские собрания и занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своей станицы. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своей станицей. При рождении ребенок – это чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые и высоконравственные люди. Тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее. Ведь «У человека, который не знает своего прошлого - нет будущего».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Формы и методы нравственно- патриотического воспитания дошкольников"
Систематизация знаний педагогов по организации нравственно-патриотического воспитания детей-дошкольников...
"Современные формы и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
В презентации раскрываются цели и задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников; описаны формы и методы....
Современные формы и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Доклад о современных формах и методах нравственно патриотического воспитания дошкольников....
Современные формы и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников
В данной презентации освещаются цели и задачи, а также методы и формы патриотического воспитания в ДОУ,...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей Тема: «Этапы, формы и методы нравственно – патриотического воспитания дошкольников»
laquo;Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…»...
Доклад "Этапы, формы и методы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду"
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду....
Консультация для родителей: «Современные формы и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Формирование духовно-нравственного отношения к семье, поселку, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя...