Сущностная характеристика понятия «музыкальность» в научной литературе
статья (старшая группа)

Модернизация современной системы образования вызвала необходимость пересмотра содержания не только общего образования, но и дошкольного обучения и воспитания детей. Безусловно, на сегодняшний день образовательные учреждения нуждаются в совершенствовании сложившихся традиционных, а также создании новых форм, активных методов и современных технологий, которые давали бы возможность овладения знаниями, умениями и навыками в области музыкального искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья23.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Сущностная характеристика понятия «музыкальность» в научной литературе

Анализ психолого-педагогических источников подтверждает тот факт, что в научно-методической литературе встречаются различные толкования феномена «музыкальность». В первую очередь, обосновывается это тем, что данный термин являлся объектом исследования разных ученых. Современные публикации также свидетельствуют о том, что и на сегодняшний день проблемы развития и формирования музыкальности подрастающего поколения имеют несомненную актуальность. В связи с этим, рассмотрим историю становления основного понятия нашего исследования.

«Музыкальность» в научной литературе характеризуется как качество личности, находящее свое выражение в ее предрасположенности не только к общению с музыкой и  эмоциональной отзывчивостью на нее, но и к развитию музыкального слуха, памяти, мышления, музыкальных потребностей, а также к успешности овладения различными видами музыкальной деятельности. В отличие от креативности и эмпатийности рассматриваемый феномен является особенно музыкальным качеством личности, причем, чем более обширен ее музыкальный опыт, тем более он способствует развитию музыкальности, оказывая на неё непосредственное влияние. Это, в первую очередь, обосновывается тем, что именно средствами музыки и развивается в личности, заложенное в ней музыкальное начало.

Впервые термин «музыкальность», т.е. «переживание музыки как выражения некоторого содержания» был введен Б.М. Тепловым, подразумевая способность личности адекватно понимать эмоционально - смысловую сторону музыки. С точки зрения ученого-психолога экспансивное переживание будет музыкальным только тогда, когда есть «переживание выразительного значения музыкальных образов, а не просто эмоциональная реакция во время восприятия музыки». Другим словами, музыкальность характеризуется не с возникающими настроениями во время прослушивания какой-либо музыки, а с ее смысловой и выразительной взволнованностью. Основным признаком музыкальности, по мнению Б. М. Теплова, является «переживание музыки как выражение некоторого содержания».

Задатки музыкальности, т.е. анатомо-физиологические особенности, определяющие успешное развитие способностей, имеются в наличии у  каждого человека, тем не менее, часто они остаются не выявленными и неразвитыми. В основе научного труда. Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей» (1947) детально раскрывается проблема «корневой способности» или ядра внешних проявлений музыкальности,  выделяются три основные, наиболее значимые  музыкальные способности для музыкальной деятельности, и составляющие основное ядро музыкальности: ладовое чувство, способность к слуховому представлению и музыкально-ритмическое чувство. Сочетание этих специальных способностей и характеризует, с его точки зрения,  музыкальность личности. Характеризуя слуховую и эмоциональную стороны выделенных способностей, и, подчеркивая значимость каждой из них, психолог приоритет отдавал эмоциональной отзывчивости на музыку как главному показателю музыкальности: «Музыка... путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств; сама проблема музыкального переживания ставится... как проблема "осмысленного", "содержательного" переживания».

Несмотря на то, что содержанием музыки являются чувства, эмоции, их развитие, все же полноценное музыкальное переживание зависит от умения человека различать средства музыкальной выразительности: движение мелодии, динамику, окраску звука и т.д.

Основные положения Б. М. Теплова получили дальнейшее развитие в  музыкально-психологической науке и педагогике музыкального образования. Известными последователями ученого стали Л.Л. Бочкарёв, Н. А. Ветлугина, А.Л. Готсдинер, В.Д. Остроменский, В.И. Петрушин, М.С. Старчеус, К. В. Тарасовой, Г. М. Цыпина и др., в работах, которых также затрагиваются различные аспекты  музыкальности и дается разная характеристика данного феномена:

- особая восприимчивость индивида к звучащей музыке и повышенная впечатлительность от неё [А.Л. Готсдинер];

- способность омузыкаленного восприятия…, когда все полученные человеком впечатления… имеют тенденцию к переживанию в форме музыкальных образов [Петрушин];

- совокупность музыкальных способностей, комплекс относительно самостоятельных индивидуально-психологических свойств, требуемых для занятий музыкальной деятельностью [Старчеус]

Представленные позиции развивают концепцию Б.М. Теплова об особом отношении личности к музыке, или музыкальном отношении к миру, свойственном только музыкальному человеку, позволяющему:

• создавать музыку как «другую реальность», как способ самопознания…;

• с помощью интонационных знаков и символов стимулировать оптимальные функциональные состояния…;

• сохранять в музыкальных произведениях антропологически значимые психические программы, состояния, процессы, образы, переживания;

• управлять будущим - музыка есть скрытое управление будущим…«притяжением будущим» (выражение Н. А. Бернштейна);

Проблема музыкальности также нашла свое отражение и музыкальной психологии и психологии музыкального образования, исследователями также  разрабатывалось понятие музыкальности, и акцентировалось внимание на  всевозможных ее психологических характеристиках. Так, музыкальность трактовалась способностью к смещению такой информации о предмете, когда раскрываются значительные внутренние связи между фигурами, а также связи, которые способны обеспечить эмоционально - художественное взаимопроникновение того или иного звучания. Д.К. Кирнарская в качестве фундамента музыкальности называла способность к освоению и постижению связанных между собой закономерностей организации звука в их эстетической цельности.

Систематизация научно-методических источников, обобщение накопленного опыта привело к определению музыкальности как способности формирования эстетического вкуса, творческого и оригинального проникновения в художественную суть музыки, понимания и оценивания ее эстетических свойств, исполнения музыки на высоком профессиональном уровне, а также создания новой композиции, при этом, составляющей частью музыкальности, несомненно, являются музыкальные способности.

М.С. Старчеус, на основании различных способов восприятия и понимания музыки выделяет три возможных подхода к анализу феномена музыкальности:

- первый из них раскрывал музыкальность с точки зрения профессионального музыкального исполнительства, обусловленный  задачами профессиональной деятельности;

- второй – истолковывал музыкальность как одну из возможных форм духовно-познавательной творческой деятельности, рассматривая ее как способность воспринимать музыку… и как проявление неординарного музыкального сознания, подлежащее сравнению с интеллектом человека...;

- третий – трактовал музыкальность как средство и вид музыкальной коммуникации между людьми и разными поколениями… посредством способа выражения себя самого и понимания других.

С точки зрения Г. Стояновой суть музыкальности не может быть интерпретирована без опоры на личностно-ориентированные особенности изучения интонационной природы музыки. Она считает, что искусство вообще и музыка в частности есть человеческая форма общения по типу человек — художественный образ, где одной из наиболее важных составляющих является эмпатия (сочувствие, эмоциональное распознание), становившаяся основным индикатором музыкальности. Отметим, что человек может эмоционально откликаться только на знакомые и образно родные интонации. Именно поэтому абстрактной музыкальности не существует и она не безлична, кроме того всегда индивидуальна, уникальна.

Раскрывая сущностную характеристику музыкальности, с нашей точки зрения, следует обозначить ее составляющие компоненты, позволяющие, с одной стороны, успешно проявить себя в любой музыкальной деятельности, а  с другой - дать целостное представление о рассматриваемом феномене. Подчеркнем, что в работах (Г. Апресян , М. Блинова ,Ю. Кремлев, Г. Кечхуашвили, И. Рыжкин  и др.) не только отмечается зависимость формирования музыкальности как ответной и  производной реакции человека на им же созданное и постепенно развивающееся искусство, но и раскрывается взаимосвязь между конкретной музыкальной деятельностью и  способностями.

Структура музыкальности рассматривается нами в ее развитой форме, которая, безусловно, должна быть выявлена в самых первых ее проявлений, что, безусловно, в дальнейшем поможет уяснить, какие компоненты играют существенную роль в активном музыкальном развитии личности.

Отметим, что вопрос о структуре музыкальности, который Б.М. Теплов считал одним из самых сложных, остается дискуссионным и до сих пор. В научно-методической литературе представлены различные точки зрения о ее структурных составляющих.

Так, согласно концепции Б.М. Теплова в основе музыкальности находятся три частные способности:

• ладовое чувство;

• способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями;

• музыкально-ритмическое чувство.

Г. Ревешь также исследовал структуру музыкальности, причем обосновывая ее как единое целостное явление, не поддающееся никакому анализу. В тоже время классификация многочисленных отдельных музыкальных способностей К. Сишора, получившая поддержку в современной американской литературе, очерчивает границы музыкальности и позволяет изучить ее уровни у детей при помощи разработанных тестов.  Немецкий ученый И. Крис вводит в структуру обще эстетические, творческие и специально-музыкальные способности.

Несомненно, качество музыкального восприятия характеризуется целостностью, непосредственностью и, вместе с тем, дифференцированностью. Восприятие включает оценочное отношение, на основе которого складывается и музыкальный вкус.

Исполнительские способности формируются не только на основе музыкальных данных, оказывают влияние и средство исполнения (инструмент, голос, движение тела), волевые процессы, инициатива, творческие замыслы, а также «технические» способности, (владение певческим голосом, ловкость и гибкость движения).

Совокупность творческих способностей представляет собой важные составляющие, с одной стороны, характеризующие исполнительство (выразительность, непосредственность), а с другой - отличающие продуктивное творчество (индивидуальность замысла, поиски новых средств воплощения).

Психомоторные способности музыканта проявляются в возможности передать свое понимание содержания музыкального произведения при его исполнении и выражаются в мастерстве, виртуозности.

С.И. Науменко характеризует музыкальность  с позиции соподчинения общих (эстетический вкус, способность творчески проникать в сущность музыки, давать эстетические оценки качества музыки) и специальных (собственно музыкальных) способностей (музыкальный слух, творческое воображение, эмоциональность, чувство целого).

 К тому же между всеми компонентами музыкальности устанавливаются тесные связи.

Структура музыкальности Ю.А. Цагарелли включает шесть частных способностей, составляющих ее ядро: музыкальный слух и  музыкально-ритмическую способность; эмоциональную отзывчивость; музыкальную память,  мышление и воображение.

Ведущими компонентами музыкальности выступают:

- эмоциональный отклик на музыку или эмоциональная отзывчивость, т.е. осознание, обдумывание своих переживаний, эмоций, состояний в процессе интонационно-образного восприятия музыки;

- музыкальный слух как способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений.

Итак, структура музыкальности в научной литературе раскрывается с психологических, эстетических, музыковедческих позиций: обосновываются различные связи между: музыкой и переживанием субъекта; деятельностью и формируемыми в ее процессе способностями;  отдельными музыкальными способностями. Все способности характеризуются синтезом эмоционального и слухового компонентов, и на какой бы стадии своего развития ни был бы человек, он эмоционально откликается на выразительные интонации, на музыку, содержащую в себе выражение чувств. В тоже время, и слуховой компонент не менее важен, т.к. сенсорная основа (т. е. действенно-наглядная ориентировка в звуковысотных, ритмических, тембровых, динамических отношениях) связана со всеми «слоями» музыкального развития.

Учитывая то, что музыкальность является специфическим синтезом способностей и доминирующим показателем музыкально одаренной личности, то она, несомненно, должна анализироваться, как писал Б.М. Теплов, только с точки зрения анализа музыкальной деятельности. «Способность существует только в развитии, … развитие осуществляется не иначе как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности». В контексте нашего исследования развитая музыкальность подразумевает высокую личностную культуру чувств, т.е. систему наследственных и социально приобретенных чувственно-эмоциональных ценностных ориентаций и действий, выбор которых позволяет человеку понимать содержание невербальных коммуникаций (в том числе и музыкального языка) и, как следствие, управлять собственным эмоционально-личностным развитием.

В заключение, на основании вышеизложенного считаем возможным сделать ряд выводов:

1. Музыкальность представляет собой сочетание индивидуально-психологических личностных характеристик, основывающихся на врождённых задатках человека, обеспечивающих возможность воспитания в человеке музыкального вкуса, способности полноценного восприятия музыки, подготовки из него музыканта-профессионала.

2. Музыкальность является, с одной стороны, доминирующим показателем музыкально одаренной личности, а с другой -  специфическим синтезом способностей.

3. Центральным, основным признаком музыкальности считается способность соответствующего переживания музыки как проявление универсального свойства человека - эмоциональной отзывчивости на музыку.  

 4. Для развития музыкальности личности необходима специальная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

прослушал(а) темы: Понятие конфликта как социального феномена. Виды конфликтов и их сущностная характеристика. Структура, динамика и стратегии разрешения конфликтов. Роль руководителя ОО в управлении конфликтами. (4 часа)

прослушал(а) темы: Понятие конфликта как социального феномена. Виды конфликтов и их сущностная характеристика. Структура, динамика и стратегии разрешения конфликтов. Роль руководителя ОО в управлении ...

Сущность понятия «Музыкального воспитания» в научной литературе

Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней культуры, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус. Поэтому одной из...

Понятие памяти в современной научной литературе

Рассматриваются особенности памяти дошкольников разного возраста...

Сущностно-содержательная характеристика понятий «партнёрское взаимодействие педагогов ДОО с семьей»

Анализ научно-методической литературы  позволил выделить понятие «партнёрское взаимодействﮦие педагогоﮦв ДОО с семьей», которое трактуется как  «процесс непосредствеﮦнных к...

Музыкальные способности: характеристика понятия. Психолого - педагогические основы формирования музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

 Музыкальные  способности: характеристика понятия. Психолого - педагогические основы формирования музыкальных способностей  у детей старшего дошкольного  возрастаВ научной р...

Характеристика понятия "самостоятельность" дошкольника в психолого-педагогической литературе.

Исследователь И.Д. Зверев считает: «Самостоятельность дошкольника – это способность иметь собственное суждение, вносить элементы новизны и творчества в свою деятельность, выполнять те или иные ее виды...