Родительское собрание на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников»
материал (подготовительная группа)
Сценарий родительского собрания на тему "Патриотическое воспитание дошкольников" подготовительная группа. Пояснительная записка, консультация с просмотром презентации, викторина совместно с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7 «Солнышко»
г. Ершова Саратовской области»
Родительское собрание на тему:
«Патриотическое воспитание дошкольников»
Авторы: Шарибжанова Оксана Владимировна, воспитатель,
Перькова Нина Александровна воспитатель
город Ершов, 2020 год
Пояснительная записка
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к своей Родине, и гордость за свой народ.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. И именно в дошкольном возрасте закладываются предпосылки гражданских качеств – основа патриотизма. Накопление социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры, истории – с этого начинается у дошкольника любовь к Отчизне.
Методическая разработка посвящена вопросам патриотического воспитания дошкольников. Ее цель: повышение компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания, осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
В ходе собрания родители уточнят понятия «патриотизм», «патриот», что входит в понятие «патриотическое воспитание дошкольников», получат представления о том, как можно воспитать чувство патриотизма у мальчиков и девочек.
А также проверят свои знания и представления о родном городе, стране – России в игре-викторине.
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания, осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
Оборудование и материал: фонограмма песни «У моей России длинные косички» муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьева, мультимедиа, герб города Ершова, дидактическая игра «Пазлы», большие строительные модули.
Ход собрания:
Здравствуйте уважаемые родители тема нашего собрания «Патриотическое воспитание дошкольников». (слайд 1) Начать его мне хочется с высказывания Д.С. Лихачёва (советского и российского филолога, культуролога, искусствоведа и профессора): «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (слайд 2) И, эту любовь, необходимо воспитывать с дошкольного возраста.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны.
«Патриотизм» - это «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Сергей Иванович Ожегов.
Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это - сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней. Алексей Николаевич Толстой
Патриотизм как цель и результат патриотического воспитания молодёжи - это проявление любви к Родине, отчизне, отечеству. Владимир Даль.
Патриотизм живой, деятельный именно и отличается тем, что он исключает всякую международную вражду, и человек, одушевлённый таким патриотизмом, готов трудиться для всего человечества, если только может быть ему полезен. Николай Александрович Добролюбов. (слайд 3)
В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя такие понятия: чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. (слайд 4)
Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать так же, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду. (слайд 5);
У мальчиков с детства необходимо формировать представления о необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина, что настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для этого они должны с детства готовиться к этому, закаляться, заниматься спортом.
Родители должны формировать у своих детей положительный опыт «решения конфликтов» (уметь договориться, уступить, прийти к соглашению без «кулаков» и т.д.
У девочек нужно формировать представления о том, что значит сохранять, мирные, доброжелательные отношения между близкими, утешать и заботиться о них.
В каждой работе должна быть система. По патриотическому воспитанию такая система и последовательность работы. (слайд 6); (слайд 7);
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.
Можно сказать, что самым важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Основы патриотизма начинают закладываться, прежде всего, в ближайшем окружении ребенка, а точнее в семье. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. (слайд 8)
Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Ребенок должен иметь понятие о государственных и народных праздниках, активно принимать в них участие. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение. (слайд 9)
Чтобы воспитать у детей уважение к трудящемуся человеку и эмоциональное отношение к труду, нужно обогащать их представления о разных видах труда взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. (слайд 10)
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны и своей малой Родины. (слайд 11); (слайд 12);
Быть патриотом своей страны - значит принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. (слайд 13); (слайд 14); (слайд 15); (слайд 16);
Отношение к родине, ее культуре, истории, языку передается от родителей к детям. (слайд 17)
Ведущий: сегодня я предлагаю вам проверить свои знания в игре- викторине которая посвящается нашей Родине.
- В игре участвуют две команды. Одна команда «Мудрецы», другая «Знатоки». У каждого участника эмблема. Правила игры вам знакомы – не подсказывать. Команды могут советоваться для принятия решения. Если ответа нет, то команда-соперник может дать свой ответ. Ваши ответы будет оценивать наше жюри: заведующий детским садом, старший воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед. Я уверена, что победителем нашего соревнования станет самая дружная, сообразительная, внимательная команда. Мы начинаем..
Ведущая: мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
Ведущая: 1-й тур «Литературно – музыкальный конкурс «Что мы скажем о Родине» (домашнее задание)
Дети читают стихотворения.
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми.
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Где – то есть там роща у дороги,
А за рощей буйные луга.
Гладь озер и тихие протоки
В зарослях густого ивняка.
Там травы: струится шум и шорох,
Над травою вьется ястребок.
Где-то там, на солнечных просторах,
Этот милый сердцу уголок.
Необъятный , гулко светло-синий
Был там каждый, может и не раз.
Это просто - уголок России,
Только свой у каждого из нас.
Мой Ершов, ты ничем не приметен
Среди сотни других городков,
Никому неизвестен на свете,
не считая моих земляков.
Родители под минусовку поют частушки.
Ах, Россия, ты краса!
Голубых озёр — глаза...
Пропоём мы громко вслух:
У России — русский дух!
Процветай, Россия, наша,
С нами ты не пропадёшь!
А с весёлою частушкой -
Веселее заживёшь!
Русский дух, он Русью пахнет,
Русь — то, сильная страна!
Мы теплом сердца обнимем,
Чтоб нас помнили всегда!
Ведущая: Слово предоставляется жюри:
Ведущая: 2-й тур «Мозговой штурм» (за каждый правильный ответ 1 балл).
В: Как называется наша Родина? (Россия)
Д: Столица нашей Родины? (Москва)
В: Герб нашей Родины? (двуглавый орел увенчан двумя малыми и над нами одной большой короной, соединенных лентой. В правой лапе Орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла – герб Москвы)
Д: Какого цвета флаг России? (Белый, синий, красный)
В: Что такое гимн? ( Гимн - торжественная песнь в честь государства. )
В: Кто управляет страной? (Президент)
Д: Как зовут нашего президента? (В.В. Путин.)
В: Какие вы знаете символы России? (Берёзка, ромашка, матрёшка, валенки, русская печь, русская тройка, самовар, лапти, балайка, гормошка)
Д: Как называется ваша малая Родина? (Ершов)
В: В каком году основан наш город? (1893)
Д: Какие улицы в городе Ершове вы знаете?
В: Что изображено на гербе Ершова? (Ёрш, Колоски , три стерляди.)
Д: Какие есть здания, предприятия в нашем городе? (Школы, детские сады, Элеватор, пожарная часть, Дом культуры, Банк, Вокзал и др.)
В: Что находится на площади им. Кузнецова? (детская школа искусств, магазин, паспортный стол)
Ведущая: Слово предоставляется жюри:
Ведущая: 3-й тур Творческий конкурс «Пазлы»
( кто быстрее соберёт герб города Ершова)
Ведущая: Слово предоставляется жюри:
Ведущая: 4-й тур «Продолжи пословицу».
Д: Человек без Родины что соловей без ………..песни.
В: Береги землю родимую, как мать …………….любимую.
Д: Нет в мире краше - Родины ……………………нашей.
В: Родной край – сердцу ………………………….рай.
Д: У народа один дом – …………………………..Родина.
В: Одна у человека мать, одна у него и ……………..родина.
Д: Родина – всем матерям …………………………мать.
В: Родина – мать, чужбина –……………….. мачеха.
Ведущая: Слово предоставляется жюри:
Ведущая: 5-й тур «Достопримечательности города Ершова» использованием презентации.
Каждый команде показывают по «4» слайда с фотографиями, на которой изображены достопримечательности города. Участники должны правильно назвать то, что изображено на слайде, конкурс оценивается в «4» балла.
(Презентация)
Ведущая: Слово предоставляется жюри:
Ведущая: 6-й тур подвижная игра «Кто быстрее построит телевышку»
(дети и родители строят телевышку из больших модулей).
Ведущая: Слово предоставляется жюри для подведения итогов и вручения подарков.
Ведущая: Ну а в завершение нашей викторины предлагаю всем вместе спеть песню.
(родителям раздаются слова песни)
«У моей России длинные косички».
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Припев: Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Припев:
Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
Припев:
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями.
Используемая литература:
- Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ» - Волгоград, «Учитель», 2007 г.;
- Алешина Н.В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной. (патриотическое воспитание) – М.: Перспектива, 20011 г.;
- Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. и др. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» - Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 г.;
- Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» - Москва, ТЦ «Сфера», 2004 г.;
- Подрезова Т.И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание» - Москва, «Айрис-пресс», 2007 г.;
- Дошкольное воспитание № 4/11 г.;
- интернет-ресурсы. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/11/11/konsultatsiya-dlya-roditeley-patrioticheskoe
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С Лихачев
Патриотизм как цель и результат патриотического воспитания молодёжи - это проявление любви к Родине, отчизне, отечеству. Владимир Даль. Патриотизм живой, деятельный именно и отличается тем, что он исключает всякую международную вражду, и человек, одушевлённый таким патриотизмом, готов трудиться для всего человечества, если только может быть ему полезен. Николай Александрович Добролюбов.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации»: «Система образования призвана обеспечить < … > » воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью, историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры.
Задачи нравственно- патриотического воспитания - Воспитывать стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность; Воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов; Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России; Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России . Формировать чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; Формировать представление о России как о родной стране; воспитывать любовь к Родине Стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры .
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию Семья Детский сад Родная улица Родной город Страна, столица, символика Права и обязанности ребенка
Моя семья, как часть РОССИИ Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Семья для всех – основа всех начал.
Знакомство с народно-прикладным искусством, литературой, устно- народным творчеством, играми
Духовные и культурные традиции
Знакомство с трудом взрослых и привлечение к труду
Моя малая Родина Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства
Моя малая Родина
Государственная символика.
РОССИЯ. Знакомство с историческим прошлым России
Живут в России разные У каждого народа Народы с давних пор. Язык свой и наряд. Одним – тайга по нраву, Один – черкеску носит, Другим – степной простор. Другой надел халат.
Нашим детям есть чем гордиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на общем родительском собрании по теме: "Трудовое воспитание дошкольников".
Обсуждение с родителями темы:"Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников"....
Конспект родительского собрания на тему: «Патриотическое воспитание детей подготовительной группы»
Цель: привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников, раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей....
Родительское собрание на тему: "Патриотическое воспитание в семье".
Работа с родителями по приобщению детей к традициям и культуре родного края....
Родительское собрание по тема «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Формировать обобщенное представление родителей в вопросах воспитания патриотизма....
Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание младших дошкольников через ознакомление с родным краем»
Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание младших дошкольников через ознакомление с родным краем»...
Материалы выступления на родительском собрании по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье».
Данный материал поможет педагогам в подготовке и планировании мероприятий с родителями...
Выступление на родительском собрании на тему ""Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ц...