Адаптация детей раннего возраста в детском саду
методическая разработка
Период привыкания ребенка к детскому саду – это трудный период для малыша и его семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация детей раннего возраста в детском саду
Период привыкания ребенка раннего возраста к условиям, режиму дошкольного учреждения – это трудный период для малыша и его семьи.
Многим детям в период адаптации бывает нелегко. Ребенок расстается с родителями и попадает в неизвестную для него обстановку к незнакомым людям. Стресс вызывает у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с другими детьми и воспитателями. Такие дети часто плачут, и их очень сложно чем-либо увлечь.
Во время адаптации очень важно окружить каждого ребенка любовью, вниманием и заботой. Необходимо играть с ребенком с приветливым лицом, говорить спокойным и ласковым голосом, улыбаться во время общения, чтобы ребенок понял, что ничего плохого не будет, перестал бояться и начал доверять воспитателю. Обстановка в группе должна быть доброжелательной и эмоционально комфортной.
Нужно помнить о том, что каждый ребенок – это личность, поэтому воспитание ребенка, общение с ним должно быть с учетом его индивидуальных особенностей. Поэтому принимая ребенка впервые в группу, воспитатель должен все о нем знать. В своей работе я использую анкетирование родителей и беседу с ними с целью узнать особенности ребенка. Данные сведения помогают правильно организовать жизнедеятельность ребенка в группе детского сада, найти индивидуальный подход к нему. Во время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его. Необходимо принять ребенка таким, каков он есть. В первые дни пребывания малыша в группе не следует резко нарушать то, к чему он привык дома.
В период адаптации важно наблюдать за поведением каждого ребенка и фиксировать наблюдения в Листе адаптации до тех пор, пока не нормализуется поведение ребенка. Важно провести анализ течения процесса адаптации в группе. Для этого надо проанализировать какая была готовность каждого ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждение, и как протекало привыкание.
Существует три степени адаптации: легкая, средняя и тяжелая. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.
Легкая адаптация длится 1-2 недели. У ребенка постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-3 недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к яслям длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 30-40 дней, настроение неустойчиво, в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, практически не разговаривает. Эти изменения длятся до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, могут усилиться проявления диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респираторной инфекции.
Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль – не предохраняют его от инфекционных агентов, с которыми ему приходится сталкиваться; это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша. Другой вариант тяжелого протекания адаптационного периода – неадекватное поведение ребенка настолько ярко выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Ребенок плохо засыпает,
вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; сон чуткий и короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно. Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы его развития замедляются по всем направлениям.
Проанализировав Анкеты родителей и Листы адаптации, могу сказать, что адаптация была легкой у детей, чьи родители приучили малыша к режиму дня в соответствии с режимом ясельной группы, научили играть самостоятельно и с другими детьми, научили ребенка навыкам самообслуживания (мыть руки, самостоятельно кушать, пить из кружки, проситься на горшок), чтобы он не чувствовал себя беспомощным. Обычно адаптация проходит успешнее, если ребенка оставляли с бабушками и другими родственниками, если с ребенком ходили на развивающие занятия или приводили для привыкания в группу и на детскую площадку детского сада.
По результатам проделанной мной работы, можно сделать следующие выводы. Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению проходит 4 этапа.
На первом этапе у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологического дискомфорта. Малыши отказываются от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на расставание с родителями, в группе ведут себя беспокойно, часто капризничают, плачут, постоянно спрашивают про маму, просятся домой. К сверстникам и воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их.
На втором этапе дети из множества незнакомых взрослых выделяют для себя воспитателя. Они начинают откликаться на его обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой, если возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь не получается. Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своей тоске по дому и разлуке с мамой.
На третьем этапе дети начинают активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку группы.
На последнем четвертом этапе у малышей наблюдается интерес к другим детям, потребность в общении с ними. Дети стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются, смеются при встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки стремясь удержать его внимание. Дети начинают интересоваться совместными играми со сверстниками, появляются избирательные симпатии к некоторым детям.
Данные этапы привыкания проходят все малыши, пришедшие в детский сад, но их продолжительность у всех детей разная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
Рекомендации для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Из опыта работы воспитателя группы раннего возраста (2-3года).
Работая уже 5 лет в группе раннего возраста, каждый раз сталкиваешься с одной и той же проблемой: незнание родителей особенности адаптации ребенка к детскому саду. Мне бы хотелось чтобы моя статья пом...
Презентация для родителей раннего возраста "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"
Презентация для родителей раннего возраста "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"...
Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Гномики» Тема собрания: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»
Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Гномики» Тема собрания: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...
Сценарий родительского собрания Для родителей детей первой группы раннего возраста Тема: «Адаптация детей раннего возраста к детском саду».
Сценарий родительского собрания...