ПРОЕКТ «ЭХ, ДА МАСЛЕНИЦА!»
проект (средняя, старшая группа)
Проект «Эх, да Масленица!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_eh_da_maslenitsa.docx | 380.28 КБ |
proekt_eh_da_maslenitsa.ppt | 743.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ЭХ, ДА МАСЛЕНИЦА!»
«Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Тип проекта: познавательный, творческий.
По числу детей – групповой.
По продолжительности – краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта – воспитатели, дети средней группы, музыкальный руководитель.
Задачи:
- вызвать желание ознакомиться с народным праздником Масленица;
- дать представления о традициях празднования народного праздника Масленица;
- обогащать духовный мир детей;
- развивать выносливость, смекалку;
- воспитывать чувство патриотизма, основанное на традициях народа.
Актуальность:
Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами.
Он навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- I – подготовительный
- II – основной
- III – заключительный
СОДЕРЖАНИЕ:
- Создать условия для формирования интереса к празднику.
- Составить план совместной деятельности с детьми, поиск и сбор доступной для младших дошкольников информации о празднике.
- Подобрать материал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки, загадки, заклички, репродукции, музыкальный репертуар).
- Начать формирование игротеки народных игр.
II – ЭТАП: ОСНОВНОЙ
Цель:
Формирование знаний дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.
СОДЕРЖАНИЕ:
А). Познание, коммуникация.
- Наблюдения за изменениями в природе.
- Беседа: «Как на Руси весну встречали!».
- Рассматривание и обсуждение картин Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».
- Заучивание закличек, стихов, частушек.
- Слушание и просмотр с помощью ИКТ хороводных игр, русских народных песен: «Веснянка», «Ясна – красна», народных гуляний.
- Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины».
Б). Социализация, физкультура, безопасность.
- Обучение русским народным играм «Поймай валенок», «Карусели», «Пройди в ворота».
- Проведение соревнований и игр эстафет: «Попади в цель», «Кто быстрее на метле».
В). Продуктивная деятельность.
1. Рисование: «Зимние забавы».
2. Аппликация: «Солнышко ясное».
3. Лепка: «Ах, блины, блины, блины...».
III – ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Цель:
Обобщение знаний детей о Масленице, закрепление умения различать и называть традиционные обряды народного гуляния, формирование устойчивого интереса к национальной культуре. Приготовление блинов.
СОДЕРЖАНИЕ:
1) Музыкально-спортивный праздник в зале.
2) Приготовление и дегустация блинов.
3) Изготовление картотеки игр и забав на масленичную неделю (приложение 1)
4) Консультация для родителей «Масленица». (приложение 2)
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- Приобщение детей к традициям проведения народного праздника.
- Повышение познавательного интереса к родной истории.
- Создание в детском коллективе атмосферы радости совместного творчества.
- Развитие двигательных и музыкальных способностей.
Приложение 1
Картотека игр и забав на масленичную неделю
Главный весенний праздник в России – Масленица, - «закрывает» зимние обряды и гулянья.
Традиции празднования Масленицы пришли к нам из глубоких веков. И даже во времена, когда многие народы и религиозные праздники были забыты, люди с радостью собирались на торжественные «Проводы русской зимы» и предавались масленичным удовольствием, играм и забавам.
Масленица.
Здравствуйте, мои хорошие!
Здравствуйте, мои пригожие!
Я масленица!
К вам на праздник я пришла.
Вижу, как меня вы ждали,
Знаю, по теплу скучали.
Что же, будем веселиться,
Песни петь, играть, резвиться!
1. Хоровод «Солнышко»
Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:
Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее (круг сжимается,
А весна милее (круг расширяется)
Потом ведущий неожиданно кричит «Горю!».
Это сигнал детям разбегаться в разные стороны, а ведущий их ловит.
И девчонок, и ребят
Вызываем на канат.
Десять слева, десять справа,
Только мускулы трещат.
2. Игра перетягивание каната (команда зима – команда весна)
3. «Метание мешочка в цель», или «Попади снежком в цель».
4. Загадки
Лежал, лежал,
Да в реку побежал (снег)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья
Закрутила, замела,
Стала улица бела (метель) и многие другие…
5. «Змея» ходит перед игроками со словами:
Я змея, змея, змея,
я ползу, ползу, ползу.
Подходит к одному из игроков:
– Хочешь быть моим хвостом?
– Хочу!
– становись за мной!
Идут вдвоём:
Я змея, змея, змея,
я ползу, ползу, ползу.
Подходят к другому игроку:
– Хочешь быть моим хвостом?
– Хочу!
–Ползи!
Игрок должен проползти между ногами «змеи» и стать её «хвостом». И так далее, пока не соберут всех желающих.
6. Ленточная карусель. (под музыку)
7. Игра "Ручеек"
8. Игра "Мотальщики".
Ровно посредине длинной растянутой ленты привязывается приз. Концы ленты держат двое участников. Они должны смотать ленточку как можно быстрее. Получит приз тот, кто первым доберется до него.
9. ИГРА С СОЛНЦЕМ.
Ход игры. В центре круга - "солнце" (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче -
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят, расширяя круг. На слово "Горю!" - "солнце" догоняет детей.
10. Подари платочек симпатии
На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный.
11. «Петушки». На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих — вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).
12. «Печем блины»
В руках у ребенка детская сковорода, на ней блинчики,
(блинчики можно вырезать из тонкого поролона, добегают до стола. Выкладывают блин на блюдо, у каждого участника свое, возвращаются. передают сковороду следующему члену команды, чья команда "напечет" больше блинов.
13. Игра «Блины»
(Все участники стоят в кругу лицом к центру. Ведущий дает команду, участники её выполняют:
1. «Блин комом» - все подпрыгивают.
2. «Блин с маслом» - все приседают.
3. «Блин с мясом» - все встают, руки на пояс.
4. «Блин со сметаной» - кричат мальчики.
5. «Блин со сгущенкой» - кричат девочки)
14. Игра «Сковородки» (по окончании музыки быстро занять обруч)
15. «Русская метла».
Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без древка.
16. «Кто быстрее на метле».
На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.
17. Подвижная игра «Перепрыгни через костер»
Дети по очереди перепрыгивают через «костер» (можно сделать из бумаги), стараясь не коснуться «языков пламени».
-А мы Масленицу ожидали,
Дорогую гостьюшку встречали,
Блинами гору устилали,
Сверху маслицем поливали.
Как от блинов гора крута,
Как от маслица гора ясна,
А на горушку снег сыплют,
А нас маменьки домой кличут.
Нам домой идти не годится,
Мы надумали с горы прокатиться.
Ой ты, Масленица-кривошейка,
Покатай-ка нас хорошенько.
Приложение 2
Консультация для родителей
«Масленица»
Уважаемые родители!
Каждый год в нашем детском саду мы проводим праздник «Масленица». Веселый, добрый, удалой, а главное – вкусный праздник очень нравится детям! Разрешите пригласить Вас в небольшой исторический экскурс:
Масленица — древний языческий праздник до крещения Руси, привязанный ко дню весеннего равноденствия. Отмечали Масленицу семь дней перед равноденствием и семь дней после него. Посвящался праздник поклонению Солнцу – Ярили, которое даёт жизнь всему живому. В честь солнца и пекли блины — маленькие солнышки. Так что все то, что мы привыкли делать на Масленицу – традиции и обряды, все имеет глубокий смысл и связанно с обновлением природы, с плодородием, с почитанием предков и родной земли. Во время Масленицы женщины не должны были шить, ткать, резать, так как считалось, что они могут случайно поранить души предков, спускающиеся с небес в эти дни.
Даже игры и забавы несли в себе смысловой подтекст: удаль молодецкая должна была пробудить землю от долгого зимнего сна.
Не забудьте и о куклах – Масленицах, их мастерили в понедельник: маленькую куколку дарили молодоженам для грядущего достатка и плодородия, а большое чучело Масленицы, сжигалось в субботу, а с ним сжигались беды, невзгоды и несчастья зимы и семьи…
С введением христианства масленицу стали праздновать в последнюю неделю перед Великим постом.
Счастья, достатка и благополучия Вашей семье!
Приложение 3
Пословицы и поговорки о Масленице
На горах покататься, в блинах поваляться
***
Не житьё, а масленица
***
Масленица объедуха, деньги приберуха
***
Не все коту масленица, а будет и Великий Пост
***
Как на масленой неделе из печи блины летели
***
Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.
***
Блин не клин – брюха не расколет.
***
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.
***
Без блинов – не Масленица
***
Блины и поцелуи счёта не любят
До встречи,
на наших новых праздниках!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Паспорт проекта: Тип проекта: познавательный, творческий. По числу детей – групповой. По продолжительности – краткосрочный (1 неделя). Участники проекта – воспитатели, дети первой младшей группы и их родители, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию ДОУ.
Цель проекта: знакомство детей младшего дошкольного возраста с русскими народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица.
Задачи: вызвать желание ознакомиться с народным праздником Масленица; дать первичные представления о традициях празднования народного праздника Масленица; обогащать духовный мир детей; развивать выносливость, смекалку; воспитывать чувство патриотизма, основанное на традициях народа.
Актуальность: Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Он навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны.
Этапы реализации проекта: I – подготовительный II – основной III – заключительный
I – этап: подготовительный. I – этап: подготовительный Цель: Постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.
Содержание: Создать условия для формирования интереса к празднику. Составить план совместной деятельности с детьми, поиск и сбор доступной для младших дошкольников информации о празднике. Подобрать материал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки, загадки, заклички, репродукции, музыкальный репертуар). Начать формирование игротеки народных игр.
II – этап: основной Цель: Формирование знаний дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.
Содержание: А). Познание, коммуникация. Наблюдения за изменениями в природе. Беседа: «Как на Руси весну встречали!». Рассматривание и обсуждение картин Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка». Заучивание закличек, стихов, частушек. Слушание и просмотр с помощью ИКТ хороводных игр, русских народных песен: «Веснянка», «Маслёна», «Ясна – красна», народных гуляний. Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины».
Б). Социализация, физкультура, безопасность. Обучение русским народным играм «Поймай валенок», «Карусели», «Пройди в ворота». Проведение соревнований и игр эстафет: «Попади в цель», «Кто быстрее на метле». В). Продуктивная деятельность. 1. Рисование: «Зимние забавы». 2. Аппликация: «Солнышко ясное». 3. Лепка: «Ах, блины, блины, блины...».
III – этап: заключительный Цель: Обобщение знаний детей о Масленице, закрепление умения различать и называть традиционные обряды народного гуляния, формирование устойчивого интереса к национальной культуре.
Содержание: 1) Музыкально-спортивный праздник в зале. 2) Приготовление и дегустация блинов. 3) Оформление репортажа о проведении праздника в фотогазете. 4) Консультация для родителей «Масленица».
Прогнозируемый результат: - Приобщение детей к традициям проведения народного праздника. - Повышение познавательного интереса к родной истории. - Создание в детском коллективе атмосферы радости совместного творчества. - Развитие двигательных и музыкальных способностей. - Усвоение традиционных культурных эталонов детьми и их родителями.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "С щедрой масленицей" во второй младшей группе.
Поздравление родителей и отчёт о проделанной работе....
Проект "Госпожа честная Масленица".
Проект расчитан на детей старшего возраста. Основная цель проекта - познакомить детей с русским народным праздником Масленицей. Вызвать интерес к обрядовым русским праздникам....
Проект:"Эх, да Масленица"
Презентация проекта...
ПРОЕКТ ПРАЗДНИКА "ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА"
ЦЕЛИ ПРОЕКТА: знакомство с историей и культурой своей страны, с народными обрядами и обычаями; создание условий для совместной творческой деятельности....
Проект "Ай да Масленица!"
Данный материал поможет педагогу ДОУ в подготовке и проведении праздника Масленицы. Снабжен иллюстрациями и методическими обоснованиями....
Проект "Ай да Масленица!"
Проект в помощь педагогам ДОУ при подготовке и проведении праздника Масленицы. Снабжен иллюстрациями и методическими обоснованиями....
Проект по теме:"Масленица"
Разработка проекта о праздновании русского народного праздника "Масленица", символа окончания зимы и встречи весны....