Проект "Госпожа честная Масленица".
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Проект расчитан на детей старшего возраста. Основная цель проекта - познакомить детей с русским народным праздником Масленицей. Вызвать интерес к обрядовым русским праздникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gospozha_chestnaya_maslenitsa.docx | 36.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ |
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга Педагогический проект По образовательной области «Познание» с интеграцией образовательных областей «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество», «Коммуникация». в группе № 9 «Звездочка» «Госпожа честная Масленица». Воспитатель Бычкова Ж.В. |
2014 год
Широкая Масленица – Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
Проблема и ее актуальность: Отсутствие интереса у старших дошкольников к изучению культурных традиций своего народа.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься, да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Приобщая детей к истокам русской культуры, мы даём им возможность понять всю глубину, широту и смысл этого праздника.
Краткое описание проекта.
Цель: Познакомить с русским народным праздником Масленицей, его историей, обычаями.
Задачи:
- Использовать в активной речи детей русский фольклор;
- Познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры;
- Развивать мелкую моторику, творческие способности;
- Воспитывать патриотические чувства к традициям и обычаям своего народа.
Вид проекта: творческий, игровой.
Сроки реализации: краткосрочный (1неделя с 24.02.2014г. по 28.02.2014г.).
Участники проекта: дети группы № «9», воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Обеспечение проекта:
- Книги, кукла «Домашняя масленица»;
- Иллюстрации с изображением сюжетов праздника, репродукции картин;
- Цветные карандаши, цветная бумага, клей, гуашевые краски, акварель, соленое тесто;
- Костюмы, маски, атрибуты для сервировки стола.
Предполагаемый результат проекта:
Для детей:
- Расширение и уточнение представлений о народном празднике – Масленица.
- Знание детьми устного народного творчества, песен, игр.
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Устойчивый интерес к культуре русского народа.
Для родителей:
- Сформированная активная родительская позиция.
- Активное участие родителей в жизнедеятельности группы.
Для педагога:
- Пополнение методической « копилки» тематическими конспектами совместной образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста, методическими материалами.
- Самореализация, моральное удовлетворение.
План реализации проекта.
1 этап Подготовительный
Задачи: Создать условия для реализации проекта
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1. | 1.ФГТ в ДОУ: Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. 2.Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб, 2004.304с. 3.В.Н.Косарева «Народная культура и традиции», Волгоград: Учитель, 2014.- 166с. 4. И.А.Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. Учебно-методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир». 2011. 5. Репродукции картин Б.М. Кустодиева «Масленица», Соловьёва “Тройка”, иллюстрации с изображением сюжетов праздничных гуляний. 6. Изготовление и внесение в развивающую среду Куклы «Домашняя масленица». 7.Подборка песен, закличек, частушек, стихов, пословиц и поговорок о масленице. 8. Папка – передвижка для родителей «Широкая Масленица». 9.Изготовление и внесение в развивающую среду атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Семья». | 11.02.2014г. – 24.02.2014г. | Бычкова Ж.В. |
2. | Составление конспекта занятия по образовательной области Познание (ФЦКМ). «Госпожа честная Масленица». Беседа «Гостьюшка годовая». Беседа «Едет Масленица». Познавательный рассказ «Блины». Знакомство со значением и символикой блинов. | 14.02.2014 – 24.02.2014г. | Бычкова Ж.В. |
2 этап Реализация
Задачи:
- Познакомить ребят с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой;
- Развивать у детей коммуникативные качества, совершенствовать речь, активизировать и обогащать словарь детей за счет заучивания и воспроизведения фольклорных произведений, расширять кругозор детей;
- Воспитание радости от совместного творчества участников проекта;
- Укрепление и расширение взаимодействия детского сада и семьи.
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1. | Беседа «Гостьюшка годовая». Цель: Формировать у детей представления об одном из самых веселых народных праздников, о том, как проводили масленичную неделю. Познание (ФЦКМ). «Госпожа честная Масленица». Задачи: Познакомить с традициями русского народа - обрядовым праздником Масленица; развивать речь, заучивая заклички, поговорки; воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа. П/и «Каравай». Упражнять в согласовании действий со словом, повышать двигательную активность. Активизировать словарь, развивать способность концентрировать внимание. Рассматривание иллюстраций по теме «Масленица». Расширять представления детей о народном празднике. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа. Художественное творчество (лепка) «Солнышко покажись». Музыка. Пение песенки «Пришла Масленица годовая». Задачи: Познакомить с обрядами и символикой праздника, рассказать о назначении песен, закличек, приговорок. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству. Заучивание закличек «Масленица – Прасковея», «Едет Масленица». Продолжать знакомить с русским фольклором и воспитывать интерес к нему. | 24.02.2014г. | Бычкова Ж.В. Музыкальный руководитель |
2. | Беседа «Едет Масленица». Рассказать о том, что во второй день праздника начинались игры и потехи, собирались ряженые и ходили по дворам, пели песни, совершали обряд (с горы скатывали горящие колеса). Компьютерная презентация «Широкая масленица». Задачи: Продолжить знакомить с праздником, наглядно показать как отмечают масленичную неделю. Развивать связную речь. П/и «Горелки». Учить выбирать водящего, соблюдать правила игры (водящий - горельщик не должен оглядываться и подсматривать), способствовать совершенствованию выполнения движений при беге, учить ориентироваться на действия других игроков. Художественное творчество (рисование) «Солнышко нарядись». Вызвать желание создать образ по мотивам декоративно-прикладного искусства, обратить внимание на декоративные элементы, объяснить символику. Развивать воображение. Чтение загадок по теме «Масленица». Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством – загадками. Просмотр мультфильма «Ишь ты, Масленица!». Обогащать представления детей по изучаемой теме, поддерживать интерес к празднику. | 25. 02.2014г | Бычкова Ж.В. |
3. | Беседа «Ой, блины, блины, блины Рассказать о символическом значении блинов. Предложить пригласить членов семьи к участию в конкурсе на лучший рецепт блинов и самую интересную «масленичную историю. Знакомство со значением и символикой блинов; Музыка. Разучивание песни «Вот уж зимушка проходит» р.н. мелодия. Воспитывать любовь и интерес к песенному творчеству. Заучивание считалки «Шалуны – балуны», русский фольклор. Учить с помощью считалки выбирать водящего, самостоятельно организовывать игру. П/и «Карусель». Познакомить с правилами игры, учить соотносить действия со словами. Развивать быстроту реакции, внимание, память. Рассматривание картин Б.М. Кустодиева «Масленица». Задачи: Познакомить детей с художественным творчеством. Дать представление о русской тройке, праздновании Масленицы на Руси. Развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие, активизировать словарь. Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый, да масленый», обр. И.Карнауховой. Приобщать детей к словесному искусству, воспитывать любовь к устному народному творчеству. Сладкий вечер. Чаепитие с блинами «Блинный пир на весь мир». | 26.02.2014г | Бычкова Ж.В. |
4 | Беседа: «Знакомство с пословицами и поговорками про Масленицу». Познакомить детей с жанровыми особенностями пословиц и поговорок, воспитывать любовь к устному народному творчеству. Слушание произведения Н. Римского-Корсакова «Проводы Масленицы». Учить внимательно слушать, определять жанр, обогащать опыт эмоционального познания. Разучивание масленичных закличек. Познакомить детей с жанровыми особенностями закличек. Познание. Конструирование из бумаги «Солнышко, улыбнись». Вызвать интерес к созданию солярных образов в технике аппликация. Учить вырезать из квадратов, сложенных дважды по диагонали, и составлять из них многоцветные образы. П/и «Заря-зарница». Познакомить с правилами игры, учить соотносить действия со словами. Развивать быстроту реакции, внимание, память. Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица». Обогащать представления детей по изучаемой теме, поддерживать интерес к празднику. | 27.02.2014г | Бычкова Ж.В. |
5. | Беседа «Название дней масленой недели». Познакомить детей с названием каждого дня «масленой» недели, расширять кругозор детей. П/и «Блины». Познакомить с правилами игры, развивать быстроту реакции, внимание, память. Рассматривание картины С.Кожина «Масленица. Проводы». Предложить рассмотреть картину, рассказать, что на ней изображено. Хоровод «Едет Масленица» р.н. мелодия. Развивать двигательную активность, точность движений, чувство ритма. Дать почувствовать радость от совместных действий со сверстниками. Дать детям представления о русских народных играх – забавах. Конкурс частушек «Как на масляной неделе». Поддерживать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, воспитывать любовь к устному народному творчеству. Участие в развлечении на улице «Прощай, Масленица!». Приобщать к истокам народных традиций. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Углубить представления детей о народных традициях. | 28.02.2014г | Бычкова Ж.В. |
3 этап Заключительный
Задачи: Способствовать развитию творческой самостоятельности;
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1. | Книга семейных рецептов | 27.02.2014г. | Родители Бычкова Ж.В. |
2. | Чаепитие «Блинный пир на весь мир» | 26.02.2014г. | Родители Бычкова Ж.В. |
3. | Оформление папки – передвижки для родителей «История возникновения Масленицы». | 24.02.2014г | Бычкова Ж.В. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивный праздник посвященный 23 февраля "Честный поединок" с участием родителей.".
В своей педагогической работе с детьми часто провожу спортивные праздники. Праздники подбираю по тематики всеобщих праздников. Главное в празднике - это сказочные герои и различные сюрпризы. Так в мое...
из опыта работы Ловдиковой Ольги МихайловныСценарий спортивно – музыкального праздника «Честный поединок» посвященный Дню защитника Отечества Для детей подготовительной к школе группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центрразвития ребенка-детский сад №5муниципального образования Усть-Лабинский район Сценарий спортивно – музыкального пра...
Сценарий ко Дню защитника Отечества "Честный поединок"
Спортивно-музыкальный праздник "День защитника Отечества"...
Сценарий праздника «Госпожа, честная Масленица!»
Сценарий праздника «Госпожа, честная Масленица!»...
«ГОСПОЖА ЧЕСТНАЯ МАСЛЕНИЦА»
Конспект занятия по ознакомлению детей с традициями народной культуры....
Русская народная культура в музыкальном воспитании дошкольника. "Честная Масленица - Широкая Боярыня"
Дошкольное детство — очень важный период для закладки ценностных ориентиров и культурно-нравственных основ. По мере взросления ребенка они дадут ему крепкий фундамент и хорошую подпитку дл...