Консультация для педагогов: «Формы и методы работы опытно-экспериментальной деятельности с детьми с ОВЗ»
консультация

Сулейманова Гульнара Раисовна

Консультация для педагогов: «Формы и методы работы опытно-экспериментальной деятельности с детьми с ОВЗ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_opytno.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: «Формы и методы работы опытно-экспериментальной деятельности с детьми с ОВЗ»

    Одним из эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «экспериментум», что переводится как «проба, опыт».

   Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.

     Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. 

     Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».   

     Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

     В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

     Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

     Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение у детей представлений об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.

     Экспериментальная деятельность с детьми организуется по пяти взаимосвязанным направлениям:

      1.«Живая природа» (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.).

2.«Неживая природа» (воздух, вода, почва и др.).

3.«Физические явления» (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.).

4.«Человек» (функционирование организма и др.).

5.«Рукотворный мир» (материалы и их свойства).

     

    Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми включает в себя несколько этапов:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

- формулирование выводов: (бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и.д.)

    Содержание этой работы реализуется в следующих трёх блоках педагогического процесса:

Формы работы с детьми:

-специально организованные занятия по познавательной деятельности с включёнными опытами по заданной теме;

- совместная деятельность педагога с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность детей.

     В работе по организации экспериментальной деятельности дошкольников используется комплекс разнообразных методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно - образовательных задач.

Наглядные методы:

- просмотр познавательных видео презентаций;

- наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы;

- рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских энциклопедиях.

Практические методы:

- решение занимательных задач, проблемных ситуаций;

- элементарные опыты с предметами и их свойствами,

-  действия с измерительными приборами, с лупой, компасом, оборудованием из стекла;

- долговременные эксперименты, как серия опытов и наблюдений, и кратковременные, возникшие как ответ на детские вопросы.

  Они проводятся как в условиях группы, так и на участке детского сада;

- сюжетно – ролевые игры с элементами экспериментирования.

Словесные методы:

- беседы при наличии у детей богатых и точных представлений о явлениях природы;

- чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов;

Инновационные:

- фиксирование и запоминание результатов эксперимента, ведение дневников наблюдений и зарисовка опытов.

     У детей с ОВЗ беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях, многие из них практически не задают вопросов. Восприятие  у таких детей поверхностное, они не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. 

     В связи с этим можно говорить о специфики организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми с ОВЗ. 

     Подготовка и проведение опытов отличаются от таковых в общеобразовательных группах детского сада: простые эксперименты, меньшая самостоятельность детей, соблюдение четкой последовательности действий, игровая форма проведения. Экспериментальная деятельность должны проходит на высоком эмоциональном уровне - это способствует сосредоточению и концентрации внимания детей, с учетом использования сохранных анализаторов. А задачи, решаемые опытно – экспериментальным  путём  обязательно должны соответствовать возрастным особенностям, лежать в зоне ближайшего развития детей  и их практических интересов.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Формы и методы работы по ознакомлению детей с родным краем».

На сегодняшний день важно через различные формы и методы работы по экологическому, нравственному воспитанию помочь приблизить любопытных и пытливых дошкольников к окружающему, ближе познакомить и изуч...

Методическая разработка Консультация для педагогов «Формы и метода работы по развитию речи у детей»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....

Консультация для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание....

Семинар "Инновационные формы и методы работы по художественной деятельности с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности".

Нетрадиционные способы художественно-эстетической деятельности -это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать , экспериментировать и выражать свои мысли в продуктах деятельности....

Семинар "Инновационные формы и методы работы по художественной деятельности с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности".

Нетрадиционные способы художественно-эстетической деятельности -это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать , экспериментировать и выражать свои мысли в продуктах деятельности....