Конспект занятия. Познавательное развитие.«Тайны Югорской земли»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Программное содержание
Цель: расширение представлений о родном крае – Югре.
Обучающие задачи:
познакомить с историей освоения края родного края: 900 лет - первое упоминание об Угре, 90 лет – день рождения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, с его культурой и традициями народов ханты и манси (ворота Нума, стойбище, чум, тумчан, Мис-нэ, шаманский бубен, обские народы, кедр – священное дерево);
дать понятие уникальности природного края Югры (тайга, река Обь);
закрепить знания о хвойных деревьях (кедр, сосна, ель) и рыбах (карась, окунь, щука, налим, плотва).
Развивающие задачи:
- способствовать формированию познавательного интереса, любознательности;
- развивать коммуникативные навыки: умение вступать в диалог, говорить по очереди, высказывать суждение, выслушивать мнение другого, не перебивать собеседника.
Воспитательные задачи:
- воспитывать навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_zanyatie_tayny_yugorskoy_zemli.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
с воспитанниками подготовительной группы
«Тайны Югорской земли»
Возраст: подготовительная группа (6-8 лет).
Образовательная область: познавательное развитие.
Форма проведения: путешествие (подгруппа детей, 10 человек).
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие: история освоения края родного края (Югра), культура и традиции народов ханты и манси; природа (тайга, реки);
социально-коммуникативное развитие: умение общаться друг с другом;
речевое развитие: расширение словарного запаса, умение рассуждать, рассказывать об увиденном;
художественно-эстетическое развитие: знакомство с национальным костюмом, импровизация ходьбы под бубен.
Программное содержание
Цель: расширение представлений о родном крае – Югре.
Обучающие задачи:
познакомить с историей освоения края родного края: 900 лет - первое упоминание об Угре, 90 лет – день рождения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, с его культурой и традициями народов ханты и манси (ворота Нума, стойбище, чум, тумчан, Мис-нэ, шаманский бубен, обские народы, кедр – священное дерево);
дать понятие уникальности природного края Югры (тайга, река Обь);
закрепить знания о хвойных деревьях (кедр, сосна, ель) и рыбах (карась, окунь, щука, налим, плотва).
Развивающие задачи:
- способствовать формированию познавательного интереса, любознательности;
- развивать коммуникативные навыки: умение вступать в диалог, говорить по очереди, высказывать суждение, выслушивать мнение другого, не перебивать собеседника.
Воспитательные задачи:
- воспитывать навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Дидактическое обеспечение.
Демонстрационный материал:
Ворота Нума – фигуры детей ханты-манси, березки;
Стойбище - чум, зона костра, куклы в национальных костюмах ханты и манси, бубен;
Тайга - макеты хвойных деревьев (ель, сосна, кедр), шишки;
Река Обь - полоска ткани синего цвета, место для сушки, макеты рыб.
Раздаточный материал: удочки, ведерки, увеличительные стекла, тарелки с хвоями разных деревьев, рыбки из картона, подарки (сумочки тутчаны).
Методы и приемы (словесные, наглядные, практические):
- игровая мотивация (появление персонажа Мис-нэ, приглашение в путешествие);
- решение проблемных ситуаций;
- показ и рассматривание;
- словесная инструкция;
- познавательные рассказы;
- исследовательская деятельность;
- дидактическая игра «Чьи детки?»,
- игровое упражнение «Рыбалка»;
- диалог, обсуждение, похвала;
- физминутка (ритмичная ходьба под бубен);
- рефлексия;
- сюрпризный момент «Хантыйская сумочка Тутчан с тайнами Югорской земли.
Ход занятия:
Дети заходят в музыкальный зал, здороваются с жюри, воспитатель стоит перед Воротами Нума. Воспитатель в национальном костюме народов Югры обращается к ним:
- Ребята, как вы думаете, что обозначает слово «тайна»? (Ответы детей: новое, незнакомое, волшебное, загадка). Прямо сейчас, я открою свою тайну. Она связана с моим именем. Я - МИС-НЭ. Повторите - МИС-НЭ. А в переводе с хантыйского языка, оно означает «лесная девочка». Так вот, у каждого из нас имя что означает. И это тайна, которую хочется открыть. Вы можете спросить об этом у своих родителях.
- Сегодня, я к вам пришла в национальном костюме народов Севера. Какие народы здесь живут? (Ответы детей). Правильно, ханты и манси.
- А в каком городе мы с вами живём? (Ответы детей). В Лангепасе. Как вы думаете, какая тайна скрыта в его названии? (Ответы детей - белка, беличьи угодья).
- А Лангепас где находится? (Ответы детей - Россия, ХМАО, Югра).
- Ребята, сколько тайн на нашей Югорской земле! Давайте, вместе их откроем. (Ответы детей).
- Но с начала нам надо пройти ВОРОТА НУМА. Вот они перед вами. НУМ – это главный покровитель Югорской земли. И чтобы пройти через его ворота – его надо поприветствовать СЛОВАМИ-ПОЖЕЛАНИЯМИ. Что мы обычно желаем? (Ответы детей: счастья, здоровья, мира).
- Пройти надо по одному. Встаньте друг за другом. Я пойду первой и буду вас ждать вон там, на СТОЙБИЩЕ. Помним, НУМА надо поприветствовать.
- ВУЩА ВУЛА! ДОБРА ТЕБЕ ЮГРА! (проходит ворота). А вы можете говорить любые добрые слова.
Дети проходят через ворота, педагог по ходу их движения предлагает им расположиться на стойбище, занимая почётные места гостей.
- Вот мы с вами на Югорской земле. В стойбище, где одно из главных правил – не переступать линию желтого круга, линию огня, чтобы не обжечься. Здесь находится не одна тайна.
- СТОЙБИЩЕ! Что это такое? (Ответы детей: хантыйская деревня).
- Интересно, а когда появились первые стойбища на Югорской земле? Сколько лет назад? (Ответы детей).
- Смотрите, а здесь что-то лежит. Как вы думаете, что это? (Ответы детей: послание, письмо). Давайте откроем.
- У меня в руках древний свиток - запись в летописи Великого Новгорода. И оказывается, что это земля раньше называлась УГРА, и ей, ребята, 900 лет.
- А сейчас называется, Ханты-Мансийский Автономный Округ-ЮГРА, которому недавно исполнилось 90 лет. Смотрите (показывает свиток).
воспитатель разворачивает свиток, и обращает внимание УГРА – ЮГРА; 900 – 90.
- Ещё одна тайна скрывается вот здесь. Как называется дом, где живут ханты? (Ответы детей). Верно – ЧУМ. Какая в нём тайна!? (Ответы детей).
- Ребята как вы думаете, дома в которых вы живёте, можно перенести? (Ответы детей). А ЧУМ? (Ответы детей).
- Верно, чум – это разборный дом, похожий на конус, из длинных жердей, которые покрываются оленьими шкурами. И северные народы их перевозят. Для чего они это делают? (Ответы детей).
- Да, они разводят оленей, и в поисках еды они перемещаются.
- Интересно, что нас ждет дальше? Давайте встанем, возьмёмся за руки.
- Вот, ещё один предмет. Что это? И чей это предмет? (Ответы детей).
- Да, это БУБЕН ШАМАНА и брать его в руки может только он.
- Для того чтобы он пришёл надо закрыть глаза.
Дети закрывают глаза, воспитатель надевает головной убор шамана и ударяет в бубен. Шаман предлагает под звуки бубна отправиться на поиск других тайн.
- Вперед! Отправляемся на поиск других тайн, а звуки бубна помогут нам набраться сил. Дорога длинная, дальняя (дети идут с Шаманом э к новой точке путешествия.)
- Ребята, куда мы пришли? (Ответы детей).
- Да, мы с вами находимся в тайге. Тайга — самый большой в мире лес. А главные богатства тайги? ХВОЙНЫЕ деревья. Назовите, какие знаете? (Ответы детей: ель, сосна, кедр, пихта, лиственница, можжевельник).
- Что на ветках у хвойных деревьев? (Ответы детей).
- Как вы думаете, они одинаковые или разные?
- У нас есть возможность это проверить. Предлагаю вам пройти к столам и послушать, что мы будем делать. У вас в тарелках лежат хвои сосны, ели и кедра. С помощью увеличительного стекла рассмотрите и сравните их.
Шаман предлагает детям рассмотреть хвою с помощью увеличительного стекла, сравнить разные образцы, подвести к пониманию того, что у разных пород разная хвоя, по внешние хвои можно определить название дерева. По ходу рассматривания идёт разговор.
- Ребята, вы готовы сделать вывод. Хвоя у этих деревьев одинаковая или разная? (Ответы детей - разная). Да разная, она отличается и по длине и по толщине. У какого дерева самая длинная хвоя? (У кедра). И здесь ещё одна тайна.
- Кедр – самое могучее, высокое, сильное дерево. Живёт 500 лет! Оно СВЯЩЕННОЕ дерево народов ханты и манси. (Превращение Шамана в МИС-НЭ).
- Помимо того, что у них разные хвоинки, у них еще и разные плоды. А вы знаете, как называются плоды у хвойных деревьев? (Шишки). Пока вы исследовали хвоинки, в тайге подул сильный ветер и сдул все шишки с деревьев. Надо их собрать. Обратите внимание, в тайге есть подсказки: картинки. У елки шишки длинные. У сосны круглые шишки. А у кедра необычные шишки, что внутри у них? (Кедровые орехи). Предлагаю вам взять любую шишку, рассмотреть и найти свое дерево и положить ее в корзину.
Игра «Отгадай, чьи детки?»
- А наш путь ведет к большой реке Югорской земли. Ребята, может быть, как она называется? (Обь). Это наша великая, могучая река Сибири – ОБЬ. А ещё, народы ханты и манси называют – ОБСКИЕ НАРОДЫ (жили вдоль реки ОБЬ).
- Мои предки издавна занимаются не только оленеводством, но и рыбалкой. Давайте вместе порыбачим. Займите места вдоль её берега. (Миснэ вместе с детьми подходит к импровизированной реке).
Закидывайте удочку и ловите рыбу. (Дети берут удочки).
- Прошу вас: будьте аккуратны и не упадите в воду.
- А рыба в реке РАЗНАЯ. Карась. Щука. Налим. Плотва. Окунь.
- Свой улов надо обязательно просушить. Уберите удочки в ведро и развешивайте на веревке свою рыбу, прикрепив ее прищепками. (Дети прикрепляют рыбу на веревку, попутно закрепляя их названия.).
- Кто выполнил задание, возвращается в стойбище. Но помните – за линию костра, желтого круга, заступать нельзя.
- Давайте с вами вспомним, какие тайны мы открыли.
Ответы детей:
тайна ИМЕНИ (НАЗВАНИЯ) – МИС-НЭ, ЛАНГЕПАС, ТУТЧАН;
тайна происхождения (название и дата): УГРА – Югра, 900 – 90;
тайна ЧУМА (разборный дом);
тайна КЕДРА - священное дерево;
тайна реки – ОБЬ – самая большая река Сибири, обские народы.
- Всё это Югорская земля, на которой мы с вами живем. Сегодня, я рассказала только небольшую часть - всего пять тайн, которые я храню в своей сумочке. А вы знаете, как она называется у народов ханты и манси. (Ответы детей).
- ТУТ ЧАН. Повторите - ТУТ ЧАН.
- Я хочу каждому подарить ТУТ ЧАНЫ, в которых хранятся открытые нами тайны и карта, на которой изображены все места, где мы сегодня с вами побывали. И я вам предлагаю рассказать о них свои друзьям в группе и родителям.
Мне очень понравилось с вами сегодня путешествовать. Спасибо, наше занятие окончено!
ВОСПИТАТЕЛЬ ЛГ МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №1 «РОСИНКА»
АЛУТИНА НАТЕЛА ГИВИЕВНА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкально-познавательного развлечения "Наша коми земля"
Музыкально-познавательное развлечение для детей старшего возраста в период проведения тематической недели "Я живу в России"...
Конспект НОД познавательного цикла: «Наша планета - Земля» (подготовительная группа)
конспект проведения итогового занятия по теме "Наша планета"...
Конспект НОД по познавательному развитию "Тайны снега и льда"
Конспект для детей подготовительной группы....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию "Тайны птичьего мира" для детей 5-6 лет.
В ходе организованной образовательной деятельности "Тайны птичьего мира", дети старшего дошкольного возраста смогут развить знания и представления об особенностях жизненных проявлений...
Викторина по познавательному развитию "Тайны подводного мира"
Викторина "Тайны подводного мира" по организационно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы.Цель данной викторины заключается в расширении старших д...
Конспект занятия. Познавательное развитие. День Земли.
Конспект занятия. Познавательное развитие. День Земли....
Конспект занятия по познавательному развитию "Тайны космоса". младший дошкольный возраст.
Космические дали всегда интересовали человечество. Вот наши малыши с удовольствием знакомятся с космосом, космонавтами и многим, многим интересным....