Картотека дидактических игр по цветовосприятию
картотека

Куропаткина Юлия Леонидовна

Дидактические игры по цветовосприятию для детей младшего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

КУ «Урайский специализированный Дом ребенка»

группа №4 «Зайчата»

Картотека дидактических игр на цветовосприятие

1.«У кого какое платье»

Цель: 

  • учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет,
  • группировать оттенки одного цветового тона.

Ход игры: Воспитатель показывает детям куклу, дети – называют, какого цвета у нее платье.

2.«Сложи радугу»

Цель: Упражнять детей сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний о системе цвета.

Ход игры: Ребенок собирает радугу из цветных дуг, разрезанных пополам, по образцу воспитателя и называет цвет. Если ребенок не может назвать цвет, воспитатель называет сам.

3.«Подбери предметы похожего цвета»

Цель: Упражнять детей в сопоставлении и группировке предметов по цвету.

Ход игры: 1 вариант

На двух столах распределяются игрушки. Воспитатель дает каждому участвующему предмет или игрушку одного из цветов спектра. Каждый ребенок должен подобрать все игрушки аналогичного цвета. Выполнив задание, дети меняются игрушками, игра повторяется снова.

2 вариант: Дети образуют пары. Воспитатель раздает каждой играющей паре листы бумаги, на которых красками нанесены различные изображения разных цветов. Определив, какого цвета изображения на листе, дети подходят к столу, на котором вперемешку лежат картинки с разноцветными предметами, и выбирают нужные карточки.

4.«Подбери пару»

Цель: Упражнять детей в сравнении предметов по цвету.

Ход игры: Для игры используется цветное лото в рисунках. Воспитатель раскладывает перед ребенком картинки и просит подобрать их парами одинакового цвета.

5.«Помоги рыбкам»

Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Ребенок раскладывает детишек – рыбок соответственно цвету своих мам - рыбок.

6.«Собери цветик семи цветик»

Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Воспитатель выкладывает круги шести цветов. Ребенок подбирает лепестки соответственно цвету середины.

7.«Собери капельки в стакан»

Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Перед детьми на столе выкладываются вырезанные цветные кружки разного цвета. Воспитатель кладет в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия. В этот стакан положу капельку синего цвета, наберите полный стакан одинаковых капелек. Используется шесть цветов спектра.

8.«Стрелка, стрелка покружись»

(Упрощенный вариант игры «Цветовое лото»)

Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Дети сидят на стульях вокруг стола, по углам которого закреплены флажки (Красный, синий, желтый, зеленый). В центре стола- диск со стрелкой, вокруг которого разложены круги четырех цветов. Воспитатель (крутит стрелку)

Стрелка, стрелка покружись

Всем кружочкам покажись!

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей,

Стоп!

Берет кружок, на который указала стрелка, проговаривает названия цвета, и кладет его к соответствующему флажку. Дети повторяют игровые действия.

9. «Бегите ко мне»

Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: В зале стоят красный, зеленый, синий, желтый флажки. Дети берут по одному, воспитатель - четыре флажка (всех по цвету). Воспитатель предлагает детям посмотреть на кружки, помахать ими (далее дети выполняют задание воспитателя).  

- Положите флажки на колени. Поднимите флажки синего (красного, желтого, зеленого) цвета. Дети, которые держат флажки названного цвета, поднимают их.

-Сейчас я буду называть флажки то одного, то другого цвета. Сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой, у кого флажок такого же цвета как у меня, бегите ко мне.

Дети садятся на стулья. Воспитатель отходит на некоторое расстояние, поднимает один флажок (остальные держит за спиной) и называет его цвет, затем дает команду «Красные флажки бегите ко мне!», дети подбегают, поднимают флажки, и проверяя, правильно ли они выполнили задание, машут ими и садятся на место. Воспитатель последовательно называет флажки всех цветов, а в конце игры поднимает все четыре флажка. Все дети подбегают к воспитателю, машут флажками и танцуют.

Усложнение: Воспитатель поднимает по два флажка.

10. «Открой свой домик»

Цель:  Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Дети сидят на стульях. К спинке каждого стула приклеен кружок красного, зеленого, желтого, синего цвета. На столе лежат вырезанные из бумаги ключи такого же цвета.

Воспитатель: -Дети, встаньте и посмотрите, какого цвета ваш домик (кружок). Дети называют цвета. Подойдите к столу и выберите для своего домика ключик такого же цвета как домик.

-Какой ключик ты взял?  (Ребенок называет цвет).

После того как все ключи разобраны, дети запирают домики (говорят чик- чик) и идут гулять.

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли дети погулять. (Ходят вокруг стульев)

Постучали, (Стучат пальчиками по полу)

Покружились, (Кружатся)

Поскакали, порезвились. (Прыгают)

Погуляла детвора.

Всем домой идти пора. (Подходят к своим стульчикам, открывают «домики»,  со словами:  «чик - чик», садятся. При повторе игры, воспитатель меняет стулья местами ).

11. «Сложи пирамидку»

Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: 1 вариант

У четырех пирамидок разного цвета снять кольца и положить на разнос. Каждый ребенок собирает пирамидку определенного цвета.

2 вариант:

Ребенок, по просьбе воспитателя, подбирает нужный цвет колечек бумажной пирамидки. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно назвать цвет колечка.

12. «Подбери шарик»

Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: - Ребята, у нас сегодня праздник, давайте украсим нашу группу. Возьмите каждый по флажку (вырезанный из цветного картона). А теперь подберите воздушный шарик по цвету схожий с вашим флажком. Назовите, какого цвета у вас шарик и флажок. Давайте украсим группу.

13. «Воздушные шары»

Цель: Упражнять детей подбору по образцу шести цветов спектра.

Словарь: названия шести цветов спектра - красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый.

Ход игры:- Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки, а сейчас привяжите к ниточкам шарики такого же цвета, как и ниточки. Дети по очереди привязывают шарики и называют цвет.

14. «Спрячь мышку»

Цель: Закреплять у детей знания о шести цветах.

Ход игры: Воспитатель выкладывает домики для мышек (листы бумаги шести цветов, посередине окошко с нарисованной мышкой). Видите, в окошко выглядывает мышка? Что бы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей - квадратиком того же цвета, что и домик мышки. А то придет кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест мышку. Сначала ребенку предлагается один домик, затем усложняется, предлагая, 2-3 домина сразу.

15. «Какие шарики улетели?»

Цель: Упражнять детей в умении сравнивать предметы по цвету.

Материал: Цветное лото с флажками и шариками.

Ход игры: Воспитатель выкладывает в ряд флажки, а ребенок выкладывает под ними шарики соответствующего цвета.

16. «Цветная карусель»

Цель: Упражнять детей в умении сравнивать предметы по цвету.

Материал: Круг с изображением предметов, цветные квадратики (переворачивают цветом вниз и раскладывают на столе).

Ход игры: Каждый участник выбирает квадратик и сектор на круге. Если он совпадает, по цвету с предметом на рисунке в его секторе, то он выполняет, какое, либо задание называет предметы такого же цвета. Задание он выбирает сам. Если квадрат не совпадает по цвету с предметом сектора, то выбор делает другой участник игры. Выигрывает тот, кто первым выполняет все задания. Количество заданий можно обговорить до начала игры. Первый делает выбор тот, на ком остановится считалочка: «Радуга, дуга, дуга! Выбирай скорей меня».

17. «Угадай, какого цвета одежда».

Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Дети сидят по кругу на стульчиках, одно место свободное. Воспитатель говорит:- «Место рядом со мной с права, свободное, я хочу, что бы его заняла девочка в синей юбочки (мальчик в зеленой футболке) и т.д.».

18. «Найди предмет такого же цвета».

Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Воспитатель говорит:- «Когда я вернусь, у каждого должно быть в руках, что - нибудь зеленое (синее, красное, желтое, фиолетовое и т.д)». Воспитатель выходит, дети в группе ищут предметы заданного цвета. Воспитатель возвращается, проверяет правильность выполнения задания. Игра повторяется несколько раз.

19. «Подбери по цвету и форме»

Цель:

  • учить подбирать геометрические фигуры в соответствии с цветом и формой вкладышей;
  • закреплять знание названий геометрических фигур;
  • развивать мышление, речь;
  • воспитывать усидчивость.

Материал: цветные карточки-вкладыши и разные геометрические фигуры.
Ход  игры: Воспитатель раздаёт детям вкладыши. Дети подбирают необходимые фигуры по цвету и форме и вставляют их в отверстия вкладышей.

20. «Бабочки»

Цель:

  • учить подбирать вкладыши округлой формы в соответствии с цветом и размером;
  • упражнять в сопоставлении и обобщении предметов цвету и размеру
  • формировать понимание слов большой - маленький;
  • ввести их в активный словарь;
  • воспитывать усидчивость при выполнении работы.

Материал:   вырезанные из плотного картона бабочки разных цветов, пластиковые пробки разного цвета и размера.
Ход игры: На крыльях бабочек вырезаны круглые отверстия. Задача детей – подобрать правильно по цвету и размеру пластиковые пробки.

21. «Одень куколку»

Цель:

  • учить подбирать одежду одного цвета к силуэту куклы;
  • развивать внимание, мышление;
  • воспитывать аккуратность.

Материал: силуэт куклы, одежда разного цвета.
Ход игры: Задача – подобрать к силуэту куклы одежду по цвету.

22. «Посади бабочку на цветок»

Цель:

  • учить соотносить фигуры по цвету;
  • развивать внимание, мышление;
  • воспитывать самостоятельность.

Материал: силуэты цветов и бабочек.
Ход игры: Задача – приложить силуэт бабочки к цветку по цвету.

23.«Тучки»

Цель: Знакомить и закреплять названия цветов спектра.

Материал: вырезанные из цветного картона тучки и капельки.
Ход игры: Перед ребёнком выкладываются тучки разного цвета и таких же цветов капельки. Ребёнок должен определить, из каких тучек льются капельки. Следить за тем, чтобы ребёнок проговаривал: «Красная капелька из красной тучки» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и игровых упражнений на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста

Это не авторская разработка,а подборка с указанием дидактической задачи,игровых правил,игровых действий и хода игры....

Подборка дидактических игр на цветовосприятие для детей дошкольного возраста

Подобраны и разработаны дидактические игры на развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста. Материал можно использовать в занятийной, кружковой и индивидуальной работе с детьми....

Конспект проведения дидактической игры по цветовосприятию "Времена года"

Программное содержание:Образовательные: учить сопоставлять цвета  с характерными цветовыми особенностями времен года.Развивающая: развивать знания о свойствах цвета(характер, яркость)Воспитывающа...

Рекомендации родителям «Дидактические игры развивающие цветовосприятие у детей» (ранний возраст)

Собрана подборка дидактических игр, которые развивают у детей раннего возраста зрительную ориентировку на цвет. В раннем возрасте это очень важно, поэтому родителям предложены игры в которые можно пои...

Картотеки Дидактических игр Дошкольный возраст с 2 до 6 лет (цветовосприятие)

Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для ...

"Картотека дидактических игр по развитию цветовосприятия у детей дошкольного возраста"

Подборка дидактических игр на развитие цветовосприятия, Материал предназначен для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, родителей....