доклад
материал

Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное возраст – важный период развития человека, становление личности со своим внутренним мировоззрением. Как же мы раскрываем ребенка в дошкольном возрасте? Как помочь ему адаптироваться в окружающем мире? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры, так как игра- это ведущая деятельность дошкольника. Именно через игру ребенок вступает в мир социальных отношений, в игре активно развивается речь ребенка. Игра –это полноценная и содержательная для детей деятельность, это творческий процесс, в котором раскрываются все качества, заложенные природой в ребенка. И только через игру можно найти подход к детям застенчивым и замкнутым, так как именно в игре ребенок сам стремится научиться тому, что его интересует, накапливая знания, развивая мышление, воображение и речь.

Речь является главным компонентом общения, который зависит от воспитания и обучения и формируется под влиянием речевого окружения. Речь не является врожденной способностью и развивается в процессе становления личности. При создании эмоционально-благоприятных условий речь ребенка формируется и совершенствуется, возникает желание активно общаться с окружающими. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Поэтому целью занятий по развитию речи является формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. В ходе игровой деятельности активизируется слуховое внимание, формируется фонематическое восприятие, накапливается активный словарь.

Мною была поставлена задача- изучить особенности развития связной речи дошкольников через театрализованную игру, где объектом исследования является связная речь детей, а предметом исследования- особенности развития связной речи через театрализованную деятельность . Нам известно, что театр близок и понятен детям. Он как и игра, дает ребенку представление о мире в котором он живет, формирует опыт социальных навыков поведения, дает возможность показать себя в воображаемой ситуации. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Творческий характер театральных игр открывает для дошкольника каждый раз что-то новое, интересное, помогает обнаружить в себе ранее неизведанное, возможность стать сильным, смелым, прикладывая необходимые усилия на преодоление трудностей, обусловленных речевой патологией.

У младших дошкольников совершенствуется понимание речи (понимание словесной инструкции, указаний взрослого, несложного сюжета литературного произведения). Речь в этот период развития является не только средством общения, но и источником получения знаний посредством словесных объяснений взрослого. Более сложное и разнообразное общение ребенка со взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития речи: обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, главным образом за счет существительных и прилагательных. Кроме величины и цвета, дети могут выделять и некоторые другие качества предметов. Ребенок много действует, поэтому его речь обогащается глаголами, появляются местоимения, наречия, предлоги (употребление этих частей речи характерно для связного высказывания). Появляются первые придаточные предложения времени (когда...), причины (потому что...). Для детей 3 лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь все еще ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Здесь театрализованные игры—это пальчиковые игры, где пальчик может стать зайчиком, мишкой и любым персонажем знакомой сказки. Кукла - это игрушка, с которой малыш умеет отделять игру от реальности, чтобы создать свой собственный мир. По воле ребенка кукла ведет себя так, как это нужно ее хозяину. Если ребенок не может правильно повторить предложение или слово, то кукла, надетая им на пальчик, будет повторять и вместе с ребенком, и со взрослым. Если у вас есть кукла—перчатка, то с ее помощью можно и попеть, и рассказать интересные истории, и поиграть в разные игры. Перчаточная кукла помогает вызывать положительные эмоции и ослаблять нервное напряжение у ребенка. Кукла, выступающая в роли собеседника, концентрирует все внимание на себе и помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям.

Диалогическая речь дошкольников этого возраста спонтанна, основана на простых предложениях даже тогда, когда от них ждут полного развернутого высказывания, структура речи еще несовершенна. При употреблении сложноподчиненных предложений опускается главная часть (обычно они начинаются с союзов потому что, что, когда).

Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по сюжетным картинкам, по игрушке. Но рассказы детей не отличаются развернутостью, раскрытием темы, детям трудно установить причинно-следственные связи, выделить линию сюжета. В этот период работы по развитию речи хорошо включать инсценировку сказок. Начинать кукольные инсценировки удобнее с диалогов, что дается детям легко и весело. Они овладевают разнообразием языковых средств эмоциональной и развернутой связной речью.

Речь маленьких детей очень выразительна. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями, то есть нарушением обычного порядка слов, прерывистыми конструкциями, различными оборотами, гиперболами, иначе говоря, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоения выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, утверждают понятия «добро» и «зло», осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения- события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения

Участвуя в театрализованных играх, ребенок вживается в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, театрализованная игра является самым любимым и наглядным видом творчества .

Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями. Интеграция может быть фрагментарной; мини-игрой; введение сказочного персонажа, как сюрпризный момент.

Для развития речи, посредством театрализованной деятельности необходимо придерживаться следующих критериев:

1. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности( поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.)

2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театров, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

3. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

4. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...