Родительское собрание в старшей группе детского сада
материал (старшая группа)
Конспект родительского собрания в старшей гуппе детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_starshey_gruppe_1.docx | 35.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в старшей группе
План собрания:
1. Что должен знать и уметь ребенок 5-6 лет
2. Психологические особенности детей 5-6 лет.
3. Общие вопросы
Вступительная часть.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас!
Благодарим всех родителей за активное участие в жизни нашей группы.
1 вопрос: Что должен знать и уметь ребенок 5-6 лет.
Развитие ребенка 5-6 лет не менее важно, чем в предыдущие годы жизни.
Как стремительно бежит время. И вот ваш малыш уже почти школьник. Чем же должен овладеть ребенок в этот возрастной период, чтобы можно было с уверенностью говорить о том, что его развитие соответствует норме? Вот как развивается ребенок старшего дошкольного возраста (5-6 лет):
Физическое развитие ребенка 5-6 лет
- ребенок ходит на пятках, носках, на тыльной стороне стопы, с высоко поднятыми коленями, широкими, приставными шагами, изменяет темп и направление ходьбы;
- бегает в разных направлениях и темпе;
- чередует движения между собой;
- ловит, бросает, отбивает, перебрасывает, забрасывает мяч;
- прыгает на двух ногах на одном месте, с продвижением вперед, назад, в стороны, в высоту, в длину, через препятствия;
- прыгает на одной ноге, со сменой ног;
- спрыгивает с высоты;
- ползает разными способами;
- выполняет элементы спортивных игр, например, бадминтон, хоккей, теннис, футбол, фигурное катание и т.д.
Гигиенические умения ребенка 5-6 лет
- ребенок сам умывается, чистит зубы, полощет рот;
- культурно ведет себя за столом;
- по мере необходимости пользуется носовым платком;
- самостоятельно одевается, раздевается, складывает одежду, следит за ее опрятностью;
- положительно относится к оздоровительным и закаливающим мероприятиям.
Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 5-6 лет
- здоровается, прощается, благодарит;
- стремится к сопереживанию, защите, пониманию со стороны взрослых;
- проявляет чувство привязанности и симпатии к людям;
- проявляет навыки взаимодействия с детьми;
- активно включается в совместную со сверстниками игровую, познавательную и творческую деятельность; действует по словесной инструкции, заданию взрослого;
- знает некоторые достопримечательности своей страны и города (села);
- проявляет волевые усилия при преодолении трудностей.
Познавательное развитие ребенка 5-6 лет
- ребенок определяет форму целого объекта и отдельных деталей;
- различает цвета и оттенки;
- знает основные геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, овал, круг, треугольник);
- мысленно может представлять план продвижения по знакомому зданию, улице, менять пространственное расположение окружающих объектов;
- устанавливает причинно-следственные и пространственно-временные отношения;
- произвольно и целенаправленно запоминает;
- проявляет произвольное внимание (ставит перед собой определенную задачу);
- экспериментирует, моделирует;
- группирует, классифицирует, анализирует, синтезирует, обобщает;
- находит «один» и «много» среди окружающих его объектов;
- считает в пределах 10 (прямой и обратный счет);
- знает цифры от 0 до 10;
- решает простые задачи и примеры на сложение и вычитание в пределах 10;
- определяет пространственное расположение объектов;
- знает части суток, времена года, дни недели, месяцы;
- знает, что живет на планете Земля, что такое космос.
Речевое развитие ребенка 5-6 лет
- активно употребляет все части речи;
- использует антонимы, синонимы, многозначные слова;
- умеет образовывать имена существительные с увеличительными и уменьшительно-ласкательными суффиксами (друг-дружок-дружище);
- образовывает прилагательные от существительных (море - морской);
- подбирает однокоренные слова (сон – сонный – соня);
- правильно произносит все звуки (исключение может быть для звука [р]);
- изменяет силу, высоту, интонацию, темп речи в зависимости от ситуации;
- подбирает слова на заданный звук, находит определенный звук в разных частях слова (в начале, середине и конце);
- делит слова на слоги;
- декламирует стихи без помощи взрослого;
- составляет самостоятельно описательный или повествовательный рассказ, придумывает ему название, персонажей, изменяет голос, когда говорит за разных героев.
Художественно-творческое развитие ребенка 5-6 лет
- воспринимает вокальную и инструментальную музыку;
- различает громкость звучания, ее настроение;
- жанр музыки (вальс, полька, марш, песня);
- голоса исполняющих (детский, женский, мужской);
- самостоятельно играет как на детских, так и некоторых взрослых музыкальных инструментах (дудочка, барабан, металлофон, фортепиано, скрипка и др.);
- поет протяжно, выразительно, немного с повышенной громкостью;
- активно включается в танцевально-творческую деятельность;
- двигается под музыку, исполняет различные танцевальные движения (притопы, хлопки, шаги, кружение, приседание и т.д.);
- имеет представление о видах искусства, жанрах живописи;
- знает средства выразительности (ритм, цвет и т.д.);
- создает предметные, сюжетные и декоративные рисунки, лепные поделки и аппликации с натуры, по образцу, по подражанию, по собственному замыслу;
- знает основные традиционные и нетрадиционные изобразительные техники;
- конструирует из бумаги (оригами), строительного материла, конструкторов по образцу, по модели, по схеме, замыслу;
- использует разные формы, цвета, величины, материалы.
2 вопрос: Психологические особенности детей 5-6 лет.
С 5 лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст, а это начало активной подготовки к школе и важнейший период формирования личности.
Возраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования, а именно:
- формируется произвольность психических процессов восприятия, памяти, внимания, мышления и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением;
- изменения в образе-Я;
- отношения со сверстниками переходят на принципиально новый уровень.
Произвольность психических процессов – это психологический механизм волевой регуляции, умение заставить себя запомнить то, что само не запоминается, и быть внимательным к тому, что совсем не интересно, поскольку перед ребенком поставлена такая задача.
ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗЕ - «Я»
До 5 лет в образе – Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению ребенка, у него имеются («Я-реальное» - пол, цвет глаз, волос, что умеет, что любит).
После 5 лет появляются представления о том, кем и каким он хотел бы быть – «Я-идеальное»
Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера.
Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Появление идеального Я, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации (ребенка привлекает в учении не выписывание палочек и букв, а желание видеть себя «умным», «умеющим»).
Источник отношения ребенка к себе – это оценки и отношение к нему окружающих взрослых. Самооценка становится дифференцированной, доступна самокритичность, самооценка не завышена, то есть адекватна. Начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях (и представления о том, кем и каким он не хотел бы быть ни в коем случае – «Я-отвергаемое)
ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
Прогресс в психическом развитии создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками:
1) развитие речи достигает высокого уровня – не препятствует взаимопониманию;
2) накопление багажа различных знаний об окружающем мире, ребенок стремится поделиться;
3) развитие произвольности способствует самостоятельному налаживанию совместной игры;
4) интерес ребенка к себе и своим качествам распространяется и на сверстников создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений и общения со сверстниками.
Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж, ссылаясь на правила.
Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. Мотивами выбора может быть общая положительная оценка, выделение положительных качеств, совместная деятельность, дружеские взаимоотношения.
Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка.
Популярность ребенка в группе зависят от успеха, которого он добивается в совместной деятельности с детьми.
ВЗРОСЛЫЕ
Родители (и значимые взрослые) в этот период выступают для ребенка образцом поведения. Благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей.
Но приложить эти мерки к себе самому ребенку очень трудно. Переживания, захватывающие ребенка и толкающие его на те, или иные поступки, заслоняют от него смысл совершенных поступков.
Соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь с теми, кто наиболее симпатичен, т.е с друзьями.
ВСПЛЕСК ИНТЕРЕСА К ПРОТИВОПОЛОЖНОМУ ПОЛУ - КАК УСТРОЕН ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ПОЛ?
В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной идентичности. Дети оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, замечают проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих взрослых, ориентируются на социально одобряемые образцы.
При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки — на такие, как сила, способность заступиться за другого.
При этом если мальчики обладают ярко выраженными женскими качествами, то они отвергаются сверстниками, девочки же принимают в свою компанию таких мальчиков.
Родителям надо помнить, что в этот возрастной период для детей характерно проявление любопытства в отношении того как именно устроен противоположный пол. Т.е детей интересуют конкретные физические различия между девочками и мальчиками. Данный интерес является исключительно ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ и исключительно НОРМАЛЕН для детей данной возрастной группы.
Нужно наоборот задуматься, если ваш ребенок не проявляет никакого интереса к физическим отличиям противоположного пола. Ведь это может быть и следствием дисгармонии в ваших отношениях – почему он не задает вам (самому близкому человеку на свете) «эти» вопросы? Или быть может он уже узнал что-то об «этом» со стороны? Тут возникает вопрос, в каком формате была подана информация? И как ее воспринял ребенок? Или же в развитии психики ребенка существуют серьезные проблемы.
Взрослым не нужно искать в этом естественном проявлении любопытства у детей нечто, что характерно только для взрослых (здесь не место ханжеству!) Необходимо проявить максимум такта в случаях, когда дети от любопытных вопросов - переходят к практическому наблюдению. Неадекватная реакция взрослого в данной ситуации может нанести серьезный вред психике ребенка и помешать формированию гендерной идентичности.
Также так же могут задавать вопросы, связанные с собственным появлением на свет: «А как именно я родился?» или «А как я к тебе попал?» Родителям надо быть готовыми к подобным вопросам (хотя чаще всего мы к ним совершенно не готовы). Ведь нужно найти такие слова, чтобы суметь объяснить всю специфику разности полов на языке понятном ребенку. Попробуйте вспомнить свое собственное детство… Ведь мы, взрослые, тоже когда-то были детьми, с точно такими же жизненно важными вопросами! Какие слова взрослого были бы вам понятны, и в полной мере удовлетворили бы ваш интерес?
ФОРМИРОВАНИЕ РЕТРОСПЕКТИВНОГО ВИДЕНИЯ
В этом возрасте появляется способность представлять себе и удерживать в сознании цепочку взаимосвязанный событий: ребенок уже может понимать прошлое и будущее, накапливать знания о мире. Ребенок пытается восстановить ретроспективную линию собственной жизни.
В это время появляется вопрос: - откуда я взялся? А также у детей возникает вопрос о том, что значит умереть? (появляется осознаваемый страх смерти).
Взрослым, на вопросы о смерти, отвечать нужно по возможности честно. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность. Ведь у детей этого возраста начинает формироваться сугубо личное отношение к вопросу смерти. И ребенку необходим твердый фундамент в вопросе «Что будет со мной, когда я умру?».
Это может быть тот самый фундамент (или религиозная доктрина) который помогает вам – взрослому.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДАННОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ:
- Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи;
- Быть внимательным к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу.
- Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их.
- Помнить, что ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность.
- Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом.
- Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги.
3.Общие вопросы
- О посещении детского сада
- Наличие одежды и обуви для музыкальных и физкультурных занятий.
- О соблюдении режима дня в д/с
- О своевременном приходе
- О записи в кружки.
- О своевременной оплате за детский сад.
- Правила проведения утренников.
- Участие родителей в жизни группы.
- Памятки для родителей.
Памятка родителям.
Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.
Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.
Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.
Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и Т.д.
Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.
Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в старшей группе детского сада "Здоровый образ жизни"
Представлен конспект проведения родительского собрания "Здоровый образ жизни". Целью данного собрания является обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в...
Родительское собрание в старшей группе детского сада по теме: "О здоровье всерьёз"
Собрание посвящено работе с родителями по укреплению и сохранению здоровья детей старшего дошкольного возраста....
Родительское собрание в старшей группе детского сада Тема: «Здоровый образ жизни»
Родительское собрание в старшей группе детского сада Тема: «Здоровый образ жизни»...
Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: "Роль семьи в организации чтения"
Родительское собрание в старшей группе детского сада «Роль семьи в организации чтения» Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг в семье играет огромную роль ...
Родительское собрание в старшей группе детского сада тема: « Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника.»
Цель:1.выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителем;2. разработка основных правил семейного воспитания....
Родительское собрание в старшей группе детского сада на тему "Развитие творческих способностей детей"
Материал для освещения вопроса "Развитие творческих способностей детей"; анкеты для воспитателей, родителей; опросник для детей для подготовки к собранию....
Родительское собрание в старшей группе детского сада по проблеме формирования у детей социально-коммуникативных навыков «Я, ты, мы…»
Материал можно использовать для родительского собрания в группах старшего дошкольного возраста....