предметно-пространственная развивающая среда
презентация к уроку (средняя группа)
преметно- пространственная развивающая среда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno_-prostranstvennaya_razvivayushchaya_sreda_sr.docx | 976.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление опыта построения и организации предметно-пространственной развивающей среды группы для детей среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Организация предметно-пространственной среды группы по всем направлениям развития (познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического, социально-коммуникативного), с учётом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. В группе предметно-пространственная среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам позволяет детям объединиться в различных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной), подгруппами или индивидуально.
Развивающая среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта, даёт возможность детям испытывать и использовать свои способности, утверждать себя как активного деятеля.
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Центр сюжетно-ролевых игр «Поиграйка»
Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
Компонент наполняемости для самостоятельной деятельности:
- подвижная мебель на колесиках (мобильные передвижные стеллажи на колесах с открытыми полками, передвижной контейнер для хранения атрибутов к сюжетно-ролевым играм, с помощью которых можно легко изменить пространство игровой зоны).
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр (девочкам предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики; мальчикам детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.).
- наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт (игрушечная бытовая техника, мягкая мебель, посуда, игрушки-орудия труда.
- игрушки-персонажи, куклы, фигурки животных.
- технические игрушки: заводные, с управлением.
-сборно-разборные ширмы легкой конструкции.
- предметы-заместители;
- дидактические игры, направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых («Профессии», «Чей инструмент»)
- картинки с изображением различных трудовых процессов;
- альбомы «Наша группа», «Моя семья» и др;
- схема «Правила дружной игры»;
- модель-последовательность «Убираем игрушки».
- дидактические игры социально-нравственного характера;
- ковровое покрытие.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
В группе организованы центры активности познавательного развития. Характерным является «перетекание» мини-сред: из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную, из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. Такой подход обеспечивает более глубокое понимание происходящих вокруг явлений, событий.
Центр экологии и природы «Мы любим природу»
Задачи: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.
Компонент наполняемости для самостоятельной деятельности:
- передвижные тумбы для хранения инвентаря и проведения опытов (вода, песок).
- дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира, (переносная дидактическая игра - карта «Путешествие по Красноярскому краю»);
- модели строения растений, признаков живого, фенологических изменений в природе;
- альбомы, фотографии, иллюстрации, картины, видеофильмы, слайды с изображением сред обитания, объектов живой и неживой природы;
- календари природы и погоды;
- гербарии (травы, листья, семена);
- подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе;
- рисунки о природе и поделки детей из природного материала;
- макеты;
- живые объекты: комнатные растения;
- инвентарь для ухода за растениями: лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, совочки, горшочки, передники, нарукавники;
- инвентарь для посадки семян и рассады;
- «Огород».
- алгоритм выполнения трудовых операций по уходу за комнатными растениями, другими живыми объектами;
-оценочная карта со значком-картинкой.
Центр экспериментирования «Почемучки»
Задачи: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение). Формирование умений комплексно обследовать предмет.
Компонент наполняемости для самостоятельной деятельности:
- открытые передвижные стеллажи для хранения материалов, тумбы для проведения опытов.
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.
- серии картин с изображением природных сообществ.
- книги познавательного характера, атласы.
- тематические альбомы.
- коллекции (камней, ракушек).
- картотека опытов: «Песок и вода», «Воздух», «Наука», «Природа».
Компонент оборудования: Емкости разного размера (пластмассовые стаканчики и миски, формы для льда); мерные кружки; воронки; лейки; формочки; ложки, совки; сачки; решето; медицинские шприцы без иголок; резиновые груши; совки, грабельки;
песочная/водяная мельница; плавающие игрушки. Безопасные зеркальца для игр с солнечными зайчиками; фонарики.
Стимулирующий компонент (материалы для опытов): - емкости с водой; емкости с песком; трубочки, соломинки; деревянные палочки; предметы из разных материалов
(деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, пластмассовые и резиновые игрушки); опилки; камни; песок; глина; вода; красители: пищевые и непищевые
(гуашь, акварельные краски и др.); материалы для игр с мыльной пеной: мыло, мочалки разной формы. Вертушки, султанчики; контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
Временные объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:
- Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо.
- Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.
- Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.
- Карточки-схемы проведения опытов.
- Клеенки, фартуки, полотенца, контейнеры для хранения.
Центр сенсорного и математического развития» «Знайка»
Задачи: развитие у детей математических представлений; совершенствование ориентировки в пространстве и на плоскости; развитие умения работать с геометрическим материалом.
Компонент наполняемости для самостоятельной деятельности:
- дидактические игры математического содержания. (палочки Кюизенера и т.д.);
- разнообразные головоломки (объемные Кубик Рубика, со схемами последовательных преобразований, головоломки-лабиринты);
- пособия для формирования временных представлений;
- занимательный и познавательный математический материал (доски-вкладыши, рамки-вкладыши);
- пособия и материалы для счета (комплекты цифр, математических знаков геометрических фигур)
- ковролин, наборы геометрических фигур, счетного материала для ковролинового полотна и магнитной доски;
Центр конструирования «Маленькие строители»
Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).
Компонент наполняемости для самостоятельной деятельности:
- модели, схемы, чертежи, картинки различных построек
- фотоматериалы, иллюстрации городов, мостов, улиц;
- макеты города, железной дороги, улиц ;
- альбомы «Дома в прошлом», «Дома сказочных героев»;
- фото детских построек;
- наборы конструкторов: крупногабаритный, напольный, «Лего» ( мелкий, средний), «Аэропорт», «Автостоянка», «Железная дорога»;
- мозаики крупные, средние, мелкие;
- пазлы;
- строительный материал: деревянный, пластмассовый (кубики, призмы, кирпичики, пластины);
- нетрадиционный материал: оклеенные цветной пленкой картонные коробки;
- контейнеры разных размеров;
- игрушки для обыгрывания построек;
- игрушки - трансформеры;
- передвижная платформа для долгосрочных построек
- алгоритмы выполнения различных построек;
- алгоритмы работы в уголке;
- схемы достижения (значки): «Получилось!», «Еще постараюсь» (для самооценки и самоконтроля).
- ковровое покрытие.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Центр речи и грамоты:
Задачи: развитие правильного физиологического дыхания, закрепление в речи чистого произношения звуков; обучение различным способам словообразования; формирование грамматически правильной речи.
Компонент наполняемости для самостоятельной деятельности:
- настенное зеркало, столик на два посадочных места.
- дидактические игры, направленные на развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи, развитие словаря, грамматического строя речи, для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
- картотека пальчиковых, коммуникативных, словесных игр;
- материал для звукового анализа и синтеза;
- серии сюжетных картинок;
- картотека предметных картинок
- предметы, пособия, игрушки для развития мелкой моторики, правильного дыхания, тактильных ощущений (волшебный мешочек, ящик ощущений);
- фишки, разноцветные магниты для звукового анализа и синтеза;
- ковролин, разрезная азбука, кубики «Азбука», настенный алфавит, магнитная азбука.
- мнемотаблицы для составления стихов, рассказов;
- алгоритмы для составления стихов, рассказов;
- оценочный лист.
- интерактивно-презентационный материал по тематическому планированию
Литературная гостиная
Задачи: развитие правильного физиологического дыхания, закрепление в речи чистого произношения звуков; обучение различным способам словообразования; формирование грамматически правильной речи.
Компонент наполняемости для самостоятельной деятельности:
- детские книги по программе;
- любимые книги детей (книги по интересам);
- тематические альбомы;
- сезонная литература;
- портреты детских писателей;
- книги-самоделки (изготовленные детьми, детьми совместно с родителями);
- книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки.
- стеллаж или открытая витрина для книг, стол, стульчик, мягкий диван;
- магнитофон с набором аудиокассет, дисков с записью литературных произведений.
- материал для изготовления книжек-самоделок «Сотвори книгу сам»;
- схема «Правила работы с книгой»
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Центр музыкально-театральной деятельности «Мы артисты»
Задачи: развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений; формирование навыков речевого общения, наиболее полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации; развитие творческого воображения и подражательности, работа над выразительным исполнением ролей; обучение использованию в речи слов и выражений, необходимых для характеристики персонажей.
Компонент наполняемости для самостоятельной деятельности:
- дидактические игры, направленные на развитие творческих, артистичных
способностей;
- мини-сценарии детских постановок, праздников;
- тематические альбомы о театре;
- фото детей в театральных постановках.
- ширма;
- стойка-вешалка для костюмов;
- костюмы, маски, атрибуты для постановки различных сказок;
- разные виды театра: плоскостной, пальчиковый, стержневой, кукольный, перчаточный, настольный, напольный;
- зеркало, парики;
- аудиозаписи детских песен;
- аудиозаписи различных звуков окружающего мира;
- пиктограммы с настроением; эмоциями;
- «модели перевоплощений»
Центр художественного творчества «Маленькие художники»
Задачи: развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.
Компонент наполняемости для самостоятельной деятельности:
- репродукции картин, произведения графики, альбомы;
- детские энциклопедии по изодеятельности;
- книжки-раскраски с образцами;
- картотека тематических книжек-раскрасок;
- альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись», и др.;
- дидактические игры для развития творческих способностей;
- цветная и белая бумага, картон, ватман, наклейки, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;
- восковые и акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки, угольный карандаш;
- глина, пластилин, тесто, наборы для детского творчества;
- материалы для декора: бусины, семена, фантики, тесьма, фольга
инструменты: кисти различные, ножницы, палитры, каркасы для лепки, доски для лепки, печатки, валик, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам;
- панно для выставки детских работ, магнитная доска, мольберты;
- клеенчатые скатерти, разносы, банки, подставки;
- схемы последовательного рисования предметов;
- пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию образа из глины, бумаги и других материалов;
- -схемы достижения (значки): «Что я умею», «Чему хочу научиться».
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Двигательный центр «Здоровячок»
Задачи: деятельность по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, телесную рефлексию. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей.
Компонент наполняемости для самостоятельной деятельности:
-дидактические игры, направленные на знакомство детей с разными видами спорта;
- книги о спорте и ЗОЖ;
- картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта;
- картотеки игр: подвижных, малой подвижности; на развитие дыхания;
- картотеки гимнастики;
- зарисовки о последовательности выполнения упражнений, движений;
- рисунки детей о спорте;
- спортивный инвентарь в передвижном контейнере (кегли, мячи, обручи, гантели, «кольцеброс»)
- нетрадиционное спортивное оборудование (ленточки на кольцах, на палочках, кольца для забрасывания мячей).
Наполнение центров происходит с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Роль предметно-пространственной и образовательной среды в личностном развитии, в позитивной социализации и развитии творческих способностей дошкольников"
Роль предметно-пространственной среды развитии дошкольников....
Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.
Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...
Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной математической мини-среды в группах» 06.05.2019г.
Консультация для воспитателей«Организация предметно-пространственной математической мини-среды в группах» 06.05.2019г....
"Организация предметно - пространственной математической мини - среды в группах ДОУ"
Консультация для педагогов...
«Проектирование предметно пространственного компонента образовательной среды как ключевой фактор личностного развития детей дошкольного возраста».
Актуальность проекта заключается в необходимости усиления мотивации личностного развития детей дошкольного возраста. Поэтому в рамках деятельности инновационной площадки «Теория и практика социа...
Требования к организации развивающей предметно-пространственной и образовательной среды в свете ФГОС.
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей сред...
"Построение развивающей предметно - пространственной и образовательной среды для организации инклюзивного образования"
В консультации даны рекомендации для построения развивающей предметно -пространственной и образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов....