Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами детско-родительских мастер-классов
статья
Изучение детско-родительских мастер-классов, как средство развитие художественно-эстетических способностей детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ МАСТЕР-КЛАССОВ
Автор: Левенкова Надежда Андреевна
Воспитатель ГБДОУ №76
Приморского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2021
Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущего развития личности. От многих образовательных задач зависит успешность решения. Среди этих задач не последнее место занимает художественно – эстетическое развитие. Используя разные виды искусства и средства, можно успешно влиять на формирование личности ребенка, с самого раннего возраста, развивая его воображение, фантазию, вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго.
Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, - воспитание детей. В сегодняшних условиях для сохранения психологического здоровья ребенка требуется формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых, ведь именно в детстве закладывается основа личности ребенка и его судьба. Педагоги, родители, дети – все они являются участниками образовательного процесса. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Как правило, в работе дошкольного учреждения применяются традиционные методы работы: собрания, круглые столы, индивидуальные и групповые консультации, семинары, практикумы. Но часто как родители, так и педагоги остаются недостаточно активными и заинтересованными. В этом случае на помощь приходят мастер-классы.
Мастер-класс от английского masterclass: master – специалист, достигший высокого искусства в своем деле; class – занятие, урок, действительно является семинаром, который проводит эксперт в определенной дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете [5].
Они популярны и их популярность возрастает стремительными темпами, потому что мастер-классы – это сочетание увлеченности с пользой, командной работы и творчества, это возможность подарить ребенку самые яркие и положительные эмоции и при этом, это возможность получить какой-то новый опыт в жизни, получить новые навыки. Говоря о мастер-классах для детей, хочется отметить все преимущества, которые касаются данного направления.
Преимущества мастер-классов.
- Многообразие. Мастер-классы, в первую очередь, включают в себя множество различных направлений, идущих параллельно с видами прикладных искусств. Для максимально функциональной работы при выборе направления необходимо руководствоваться возрастом ребенка, а также особенностями развития и заинтересованности в том или ином виде искусства.
- Ценности. По окончании мастер-класса все поделки, изготовленные детьми, остаются им на память – что имеет особенную ценность для семейных реликвий и архива.
- Приобретение новых навыков.
- Навыки командной работы. Совместная деятельность, как среди взрослых, так и среди детей благоприятно сказывается на развитии коммуникабельности.
- Трудолюбие и самостоятельность. Увлекательный мастер-класс
поможет приучить ребенка к труду без поучений и назиданий – он послужит доказательством, что трудиться бывает крайне интересно [1].
Мастер-классы для детей помогают развить воображение и фантазию, познавать мир, выявить скрытые таланты и развить способности ребенка. Детско-родительские мастер-классы интересны не только детям, но и родителям. Они способствуют эмоциональному сближению детей и взрослых, позволяют родителям активно усваивать новую информацию, приемы взаимодействия с детьми и, кроме того, способствуют развитию взаимопонимания между участниками.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится. Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Изучая мастер-классы мною были выделенные следующие рекомендации к их проведению:
- работа должна проходить системно и последовательно с детьми и родителями весь год. Усложнением является включение родителей в процесс проведения фрагмента мастер-класса;
- использование приемов, которые направленны на внедрение мастер-классов в совместную семейную деятельность как – приглашение для родителей, голосование за лучшие работы, фотовыставку с мастер-классов, советы «Как украсить торт»;
- разнообразие мастер-классов различаются:
- по целевой направленности - создание условий для общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала
- участников;
- по сценарию - могут основываться на различные сказки, путешествия или событий, происходящих в жизни ребенка, например, в ожидании Нового года, Пасхи. А также вольные программы, создающиеся самими участниками в процессе мастер-классов и участие самих взрослых во фрагменте мастер-классов;
- по продукту деятельности - большинство детей и родителей ориентированы на «сувенирный» продукт, в связи с этим работа мастерклассов может включает: изготовление подарка или украшения интерьера «Осенний букет», хохломской доски, «Птицы счастья» из оригами», «Новогодняя игрушка», картины «Зимний пейзаж», волшебных цветов, декорированные яиц к празднику Святой пасхи. А также учет календарнотематического планирования.
- использование разных моделей взаимодействия детей и родителей:
соревнование команд детей и родителей, семенные конкурса, совместная работа, направленная на один результат, но при этом каждый выполняет свое действие (папа вырезает, ребенок раскрашивает);
- культивирования художественно-эстетических семейных традиций, как например, совместное украшение елки, декорирование пасхальных яиц, украшение тортов, передача семейных реликвий из поколения в поколение;
- по структуре мастер-класс, предполагает вводную часть, в которой педагог приветствует родителей и детей, кратко и образно описывает предмета мастер-класса. Далее проходит основная часть – практическая деятельность детей и родителей. В заключительной части проходит демонстрация работ.
Мастер-класс может различаться по целевой направленности, по сценарию и по продукту деятельности. Все это позволяет сделать мастер-классы интересными, полезными и незабываемыми как для детей, так и для взрослых. Культивирование художественно-эстетических семейных традиций позволяет ребенку узнать больше о семье, узнать семейные традиции.
Отбор по тематике мастер-классов исходит от интересов современных детей и календарно-тематического планирования, это позволяет вызвать интерес у детей к деятельности и соответствие возрастным особенностям.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников является одним из приоритетных направлений деятельности детского сада, детско-родительские мастер-классы способствуют развитию детей в данном направлении.
Библиография
- Бобряшова О.В. Мастер-класс и творческая мастерская как педагогические технологии активного обучения будущих дизайнеров. Вестник ОГУ №11/ноябрь 2011
- Ветлугина, Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду /
В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2002.
- Воспитание дошкольников в семье: (вопросы теории и методики) / под ред. Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 2008.
- Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателей д/с / под ред. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2007.
- Зубова, Н.И. Творческие мастерские / Н.И. Зубова // Профессиональное образование. – 2008. – №6. – С. 21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников
В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...
Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...
Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.
Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...
Заседание детско-родительского клуба. Мастер класс
Мастер класс«Снеговик из носка – два шара»...
Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"
программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...
Презентация детско-родительского проекта "Мастер -класс по тестопластике "В гости к бабушке Арине" в группе раннего возраста
Тестопластика – одна из самых популярных техник среди мастеров народных промыслов. Из теста издавна выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Лепка из теста - это просто и здорово - по...
Родительское собрание «Познавательное развитие дошкольников через игры Воскобовича» (мастер-класс)
Протокол порительского собрания...