"Адаптационные игры для детей раннего возраста в детском саду и дома"
методическая разработка
В статье представлены игры, которые помогут воспитателю в адаптационный период детей. Игры помогут сделать период адаптации легче и мягче для ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsionnye_igry.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 81 для детей раннего возраста»
«Адаптационные игры для детей раннего возраста
в детском саду и дома»
Воспитатель
Рочева Ксения Витальевна
Для ребёнка раннего возраста, впервые переступающего порог детского сада, открывается совершенно новый мир с неизвестным пространством, «чужим» окружением и непривычными отношениями. К этому новому, неизведанному нужно привыкнуть и каким-то образом приспособиться – адаптироваться. Что же представляет собой адаптация?
Адаптация - это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни.
Казалось бы, малыш входит в интересный и увлекательный мир детского сада. Но с поступлением в детский сад в жизни маленького человека происходят значительные изменения. Появляются новые требования, четкий распорядок дня, другой режим сна и бодрствования, непривычная еда, иной стиль общения со взрослыми и сверстниками. Все эти изменения происходят для малыша одномоментно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации детской жизни может привести к нарушениям в поведении, эмоциональном состоянии, изменениям физиологических процессов.
Следовательно, необходимо создать такие условия пребывания ребёнка в детском саду, которые воспринимались бы им, как безопасные, интересные и доброжелательные. Чтобы малыш вошёл в интересный и увлекательный мир детского сада, по возможности, легко и безболезненно. Только чувство защищенности может помочь ребенку адаптироваться к новой для него жизни в детском саду.
Успешность адаптации детей в детском саду во многом зависит и от педагога. В период адаптации ребенка воспитатель должен часто общаться с родителями. Он должен стать ребенку помощником, «другом», и тогда малыш будет посещать детский сад с большим удовольствием.
И непременным помощником преодоления стрессовых ситуаций являются адаптационные игры, которые подбираются с учетом возрастных возможностей детей.
Игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, обеспечивают:
- осознание собственных чувств и переживаний;
- поддержку интереса к сверстникам;
- развитие умения действовать согласованно.
Эти игры способствуют:
- снятию эмоционального напряжения;
- снижению чувства страха;
- формированию терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми;
- усвоению сенсорных эталонов (формы, цвета, размера) и разрешению кругозора;
- развитию уверенности в себе.
Также используются игры, направленные на развитие:
- слухового восприятия, внимания;
- речи, активного словаря;
- художественных интересов и способностей.
Развитие эмоционального мира ребенка немыслимо без игрушек и различных предметов. Именно они служат той средой, которая позволяет малышу выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться, познавать себя и других людей.
Дети раннего возраста часто испытывают стрессовое состояние из-за серьезной болезни или разлуки с мамой (или другим близким человеком). Также в этом возрасте малыши очень чутко воспринимают состояние родителей и могут «зеркалить» (то есть отражать) их напряженность.
Нужно учитывать, что ребенок будет просить читать или играть в то, что ему важно и целительно, по нескольку раз и многократно возвращаться к одним и тем же играм. Понимающий взрослый терпеливо и радостно играет с малышом и читает ему книги, рассказывает потешки, поет колыбельные. Ребенок не будет играть в игру, вызывающую у него эмоции, с которыми он не готов справиться. Поэтому надо не настаивать и относиться к этому с уважением.
Существуют современные сборники дидактических игр, в которых акцент делается преимущественно на сенсорном и речевом развитии детей раннего возраста (Е.И.Касаткина, И.А.Лыкова, О.С.Ушакова и др.). Но в адаптационный период педагоги и родители детей раннего возраста сталкиваются с проблемами поведенческого характера (плач при расставании с родными, страх остаться одному в незнакомой обстановке ит.д.). Именно эти проблемы послужили основанием для включения данных игр в адаптационный период, чтобы оказать ребенку помощь в преодолении стрессовой ситуации.
Все игры логично представлены четырьмя блоками.
- Игры забавы.
- Подвижные (моторные) игры.
- Сенсорные игры.
- Релаксационные игры.
1.Игры забавы.
- «Выпускаем пар».
- Игры с воздушными шариками.
- Игры с мыльными пузырями.
2.Подвижные (моторные) игры.
- Прыжки.
- Логоритмика.
- Сенсорные игры.
- Дидактические сенсорные игры своими руками.
- Игры с песком.
- Рисование манной крупой.
- Игры с красками (цветами).
- Игры с водой.
- Шумящие игры.
- Релаксационные игры.
- Игры на основе нервно – мышечной релаксации
- Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой.
- Игры с прищепками.
- Игры – «усыплялки», колыбельные.
«Выпускаем пар»
Любому негативному чувству надо дать выход. Так, если ребёнок испытывает агрессию или стресс, я предлагаю ему способы комфортного проживания этого состояния через игры
«Забей гвозди», «Пузырчатая упаковка», где используется упаковка с небольшими выпуклыми пустотами, заполненные воздухом, которую используют для сохранности товаров. Оказывается, щёлкание пузырьков упаковки оказывает успокаивающий эффект, отвлекает от происходящего вокруг.
«Выбивание пыли» - Дети выбивают подушку, снимая тем самым своё мышечное напряжение.
«Дорожки на зеркале» - дети совместно со взрослым намыливают руки и проводят линии на зеркале.
«Игры с воздушными шариками», «Шары с сюрпризом» Воздушные шары наполняются различной крупой и завязываются.
«Лови-лови»,
«Игры с мыльными пузырями»
«Игры со светом»
Можно использовать обычный фонарик. Предложить ребёнку поймать ладошками иди ногами на полу «Зайчика».
«Шумящие игры»
«Бутылки – шумелки», «Шуршащая коробка», «Шелестящие подушечки», «Шарики – шумелки»
Релаксационные игры «Игры на основе нервно-мышечной релаксации»
Игры помогают достичь состояния релаксации путём чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела.
«Холодно-жарко» Дети выполняют движения, подражая взрослому. «Улыбка», «Самолёт летит, самолёт отдыхает», «Лягушонок», «Ветер и деревце», «Поймай бабочку»,
«Игры на релаксацию путём чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой»
Помогают добиться состояния релаксации путём чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой.
«Часики», «Согреем бабочку», «Шелест ветра»
«Игры с песком»
Особенной чертой игр с песком является то, что песок имеет замечательное свойство – «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.
«Следы», «Песочный дождик», «Здравствуй, песок», «Песочные прятки», «Сеем, сеем»
«Игры с водой»
Все игры с водой действуют на детей успокаивающе и расслабляюще.
При организации адаптационных игр-антистрессов, необходимо соблюдать следующие требования:
- игры организуются фронтально, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием;
- непродолжительно по времени (лучше играть с детьми понемногу несколько раз в день);
- необходимо учитывать добровольное участие детей, не заставлять, чтобы не вызвать чувство протеста, негативизма. Если не все дети сразу включаются в игру, начинать её нужно с небольшой группой желающих. Для остальных наблюдение за сверстниками станет интересным и полезным занятием;
- игры необходимо повторять многократно. Систематически участвуя в игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта;
- используются качественные и при этом безопасные предметы, материал, оборудование;
- предлагаются одинаковые предметы всем участникам игры;
- и конечно, всегда инициатором и активным участником игр выступает взрослый. Своими действиями, эмоциональным общением старается вовлекать детей в игровую деятельность.
Основное условие успешности проведения антистрессовых игр – это искреннее желание и готовность взрослых играть, и общаться с детьми, перевести ребёнка из ситуации эмоционального напряжения в состояние комфорта и радости. Основной целью является предоставление «рецептов» на все случаи жизни: где бы и когда ни возникала необходимость успокоить ребенка, вы всегда сможете подыскать подходящую игру. Многие из предметов и материалов, рекомендуемых для организации игр, могут быть легко найдены среди предметов повседневного обихода – это прищепки, губки для мытья посуды, ложки, кружки, детские игрушки, песок и т.д. и поэтому использоваться как в детском саду, так и дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
Адаптационный период детей раннего возраста в детском саду
Адаптационный период детей раннего возраста в детском саду...
Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста в детском саду
В данной статье я обсуждаю роль игры в детском саду. Во время игры дети могут преодолевать свою неуверенность, больше раскрываться как личности, учиться общаться со сверстниками и взрослыми. Поскольку...
Консультация для родителей «Об играх и занятиях с детьми раннего возраста в детском саду и дома»
Каждый родитель желает видеть своего малыша не только физически здоровым, но и умным, развитым, хорошо говорящим, а в будущем – и хорошо успевающим в школе. Хотя ребенок и наделен от природы мно...
Консультация для родителей «Игры для детей раннего возраста в детском саду и семье»
Консультация для родителей...
Эффективный опыт адаптации и развития детей раннего возраста в детском саду (из опыта работы адаптационной группы «ЛАПОЧКА»)
Малыши, прошедшие цикл занятий в нашей адаптационной группе, в последствии, приходя в группу раннего возраста, легче вливаются в детский коллектив, безболезненно адаптируются к условиям детского сада,...
Мастер – класс для родителей «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду. Игры дома в период адаптации»
Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребен...