Сюжетно - ролевая игра
картотека (средняя группа)
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzh-rol_1.docx | 24.8 КБ |
zadachi_syuzhet.-rol.docx | 16.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Средняя группа
Сентябрь
N | Название игры | Описание | Предварительная работа | Материал для игры | |
1 | Социализация | «Семья» | Мама заботится о семье: готовит обед, кормит дочку и папу. Папа строитель. Мама несет в больницу детей. | Игры-занятия: «Малыш проснулся», «Как будто мамы нет дома», «Приготовим малышу обед», «Кормление малыша», «Куклы собираются на прогулку». Наблюдения за работой няни, воспитательницы в группах детей второго года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций на тему «Семья». | Кукла-младенец, кукольная одежда, посуда, мебель, атрибуты для оборудования домика. |
2 | Социализация | «Шоферы» | Шофер берет машину, заправляет бензином, едет по заданию. | Наблюдения за машинами на улице. Игра-занятие «Шоферы уходят в рейс». Разучивание подвижной игры «Пешеходы и такси». Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы». Чтение рассказов из книги Б. Житкова «Что я видел?». Постройка гаража для нескольких машин и грузового автомобиля из строительного материала. Постройка из песка мостов, туннелей, дорог, гаражей. | Разнообразные машины, строительный материал, рули, светофор. |
3 | Социализация | «Банный день» | Мамы моют своих дочек, переодевают их в чистую одежду, причесывают. | Чтение произведений «Девочка чумазая» и «Купание» из книги А. Барто «Младший брат». Просмотр мультфильма «Мойдодыр». Рассматривание картины Е. И. Радиной, В. А. Езикеевой «Игра с куклой». Изготовление атрибутов для ванной комнаты, оборудование совместно с родителями большой комнаты (или бани) на участке. | Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принадлежности, кукольная одежда, куклы. |
4 | Социализация | «Большая стирка» | Мама руководит стиркой. Дети стирают поласкают, развешивают, гладят белье. | Экскурсия в прачечную детского сада, наблюдения на прогулке за тем, как прачка развешивает белье, и помощь ей (подавать прищепки, уносить сухое белье). Чтение рассказа А. Кардашовой «Большая стирка». | Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принад-лежности, кукольная одежда, куклы. |
Октябрь
1 | Социализация | «Автобус» | Кондуктор рассаживает пассажиров, раздает билеты, объявляет остановки. Водитель везет пассажиров. | Наблюдения за автобусами на улице. Экскурсия на автобусную остановку. Поездка в автобусе. Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Автобус». Рисование автобуса. | Строительный материал, руль, куклы, деньги, билеты. |
2 | Социализация | «Путешествие по реке» | Капитаны везут пассажиров по реке. Повара готовят обед. | Чтение стихотворений о моряках, о флоте; совместные игры со старшими детьми. Игра-занятие «Путешествие Ясочки на теплоходе». Чтение отрывков из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Пароход», «Пристань», «На пароходе есть столовая» и др.). Аппликация из готовых геометрических фигур на тему «Теплоход». Лепка из глины лодочек. | Строительный материал, фуражка капитана, кухонная посуда, бинокль, спасательный круг, предметы-заместители. |
3 | Социализация | «Семья» | Кукла-младенец, кукольная одежда, посуда, мебель, атрибуты для оборудования домика. | ||
4 | Социализация | «Магазин» | Продают молоко, хлеб. Деньги платят кассиру, он выдает чек. | Чтение стихотворений о продавцах, о колхозниках. Чтение отрывка из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Бахча») и книгу С. Михалкова «Овощи». Рисование на тему «Экскурсия в магазин». Лепка овощей. | Строительный материал, касса, витрина, предметы-заместители, муляжи продуктов, кошельки. |
Ноябрь
1 | Социализация | «Шоферы» | Шофер берет машину, заправляет бензином, едет по заданию. | Разнообразные машины, строительный материал, рули, светофор. | |
2 | Социализация | «Театр» | Показ детям знакомой сказки. | Кукольный спектакль. Чтение стихотворений о театре. Изготовление детьми атрибутов для театра. | Ширма, таблички «Театр», «Касса», билеты. |
3 | Социализация | «Летчики» | 1-ый и 2-ой пилоты и стюардесса собирают пассажиров для полета; размещают их. Пассажиры- мамы, папы, дети, продавцы и т. д. | Чтение стихотворений из книги Б. Житкова «Что я видел?» и из книги И. Винокурова «Самолет летит» Изготовление из строительного материала или из песка взлетной полосы, ангара, самолетов, большого самолета (с использованием стульчиков и деталей из картона). Конструирование бумажных самолетов. | Игрушечные самолеты, бензовозы, тележки, фуражки для летчиков, штурвал. |
4 | Социализация | «Строители» | Строят зоопарк для животных. Ставят животных в клетки, кормят, моют. Люди заботятся о животных. | Строительный материал, куклы, машины, игрушки-животные. |
Декабрь
1 | Социализация | «Магазин» | Продавец взвешивает продукты, дает чеки, вежливо разговаривает с покупателями. | Строительный материал, касса, витрина, предметы-заместители, муляжи продуктов, кошельки. | |
2 | Социализация | «Семья» | «День рождения дочки» | Куклы, кукольная одежда, посуда, мебель, атрибуты для оборудования домика, кукольная посуда. | |
3 | Социализация | «Рыбаки» | Сооружают лодки из строитель-ного материала, из длинных прути-ков делают удочки. Ловят рыбу. | Экскурсия на реку. Чтение стихотворений о рыбной ловле. Изготовление из строительного материала лодки, весел. Лепка рыб. | Конструктор, прутики, нитки, предметы-заместители, игрушечные рыбки. |
4 | Социализация | «Театр» | Показ детям новогодней сказки. | Кукольный спектакль. Чтение стихотворений о театре. Изготовление детьми атрибутов для театра. | Ширма, таблички «Театр», «Касса», билеты. |
Январь
1 | Социализация | «Семья» | Дети наряжают елку, празднуют Новый год. Готовят обед, смотрят телевизор. | Куклы, кукольная одежда, посуда, мебель, атрибуты для оборудования домика, кукольная посуда. | |
2 | Социализация | «У врача» | Врач осматривает больных детей, ставит диагноз, назначает лечение. | Халат и шапочка врача, медицинские инструменты, куклы. | |
3 | Социализация | «Строители» | Строят гараж, башню, комнату. Строители строят красиво, работают дружно. | Строительный материал, куклы, машины, игрушки-животные. | |
4 | Социализация | «Театр» | Выезд артистов в больницу, у больных должно быть хорошее настроение. | Ширма, таблички «Театр», «Касса», билеты. |
Февраль
1 | Социализация | «Куклы» | Кормят куклу обедом, красиво расставляют посуду на столе, стелют скатерть. | Куклы, игрушечная посуда. | |
2 | Социализация | «Летчики» | 1-ый и 2-ой пилоты и стюардесса собирают пассажиров для полета; размещают их. | Игрушечные самолеты, бензовозы, тележки, фуражки для летчиков, штурвал. | |
3 | Социализация | «Кошка» | Кошка играет с котятами, ловят мышек, мяукают, лазают по лесенке, пьют молоко. | Игрушки, предметы-заместители. | |
4 | Социализация | «Семья» | Бабушка приехала в гости на день рождения. Мама идет в магазин за конфетами, готовит обед. | Куклы, кукольная одежда, посуда, мебель, атрибуты для оборудования домика, кукольная посуда. |
Март
1 | Социализация | «Детский сад» | Как живут дети в детском саду: гимнастика, еда, муз. занятия. подвижные игры. | Куклы, игрушечная посуда, предметы-заместители | |
2 | Социализация | «У врача» | Вызывают врача. Он осматривает больную, ставит диагноз: кукла простудилась, ее необходимо положить в больницу. | Халат и шапочка врача, медицинские инструменты, куклы, строительные материалы. | |
3 | Социализация | «Магазин» | Продавец взвешивает продукты, дает чеки, вежливо разговаривает с покупателями. | Строительный материал, касса, витрина, предметы-заместители, муляжи продуктов, кошельки. | |
4 | Социализация | «Театр» | Дети показывают знакомую сказку. Зрители: мамы, папы, дочки. | Ширма, таблички «Театр», «Касса», билеты. |
Апрель
1 | Безопасность | «Автобус» | Кондуктор рассаживает пассажиров, раздает билеты, объявляет остановки. Водитель везет пассажиров. | Строительный материал, руль, куклы, деньги, билеты. | |
2 | Социализация | «Строительство плотины» | Дети делают плотину: грузят песок на машину и перевозят его к ручейку. | Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Строители». Постройка плотины из строительного материала. Постройка из песка мостов, туннелей, дорог, плотины. | Машины, строительный материал. |
3 | Социализация | «Поездка» | Строят машину, садятся в нее, едут в магазин, покупают подарки. Едут в гости. | Строительный материал, куклы, игрушки-животные, предметы-заместители. | |
4 | Социализация | «Воробьиха» | Воробьиха зовет воробышков поклевать зерна, посидеть на крыше, почирикать. | Игрушки, предметы-заместители. |
Май
1 | Социализация | «Поезд» | В вагонах сидят пассажиры, поезд едет по станциям, сажает и высаживает пассажиров. Пассажиры покупают билеты. | Строительный материал, игрушечный поезд, руль, чемоданчики, сумочки, куклы, игрушки-животные. | |
2 | Социализация | «Рыбаки» | Рыболовы взяли сети, поплыли ловить рыбу. Вся команда заботится друг о друге. | Конструктор, прутики, нитки, предметы-заместители, игрушечные рыбки. | |
3 | Безопасность | «Автобус» | Шофер ведет машину, кондуктор продает билеты, люди едут на работу, домой в гости, в магазин. | Строительный материал, руль, куклы, деньги, билеты. | |
4 | Социализация | «Летчики» | 1-ый и 2-ой пилоты и стюардесса собирают пассажиров для полета; размещают их. Пассажиры- мамы, папы, дети, продавцы. | Игрушечные самолеты, бензовозы, тележки, фуражки для летчиков, штурвал. |
Июнь
1 | Социализация | «Шоферы» | Шофер берет машину, заправляет бензином, едет по заданию. | Разнообразные машины, строительный материал, рули, светофор. | |
2 | Социализация | «Магазин» | Продавец взвешивает продукты, дает чеки, вежливо разговаривает с покупателями. | Строительный материал, касса, витрина, предметы-заместители, муляжи продуктов, кошельки. | |
3 | Социализация | «Строительство плотины» | Делается плотина, усовершенствуется, шоферы подвозят песок и глину. | Машины, светофор, бензоколонка, строительный материал, руль, куклы, фуражка и палка милиционера. | |
4 | Социализация | «Кошка» | Кошка играет с котятами, ловят мышек, мяукают, лазают по лесенке, пьют молоко. | Игрушки, предметы-заместители. |
Июль
1 | Социализация | «Поезд» | В вагонах сидят пассажиры, поезд едет по станциям, сажает и высаживает пассажиров. Пассажиры покупают билеты. | Строительный материал, игрушечный поезд, руль, чемоданчики, сумочки, куклы, игрушки-животные. | |
2 | Социализация | «Лиса» | У лисы убежали лисята. Кто хочет быть моими лисятами? Я вас накормлю булочками. | Предметы-заместители, игрушки, булочки. | |
3 | Социализация | «У врача» | Врач лечит больных зверей, укладывает их спать, ухаживает за ними. | Халат и шапочка врача, медицинские инструменты, куклы, строительные материалы. | |
4 | Социализация | «Кошка» | Кошка играет с котятами, ловят мышек, мяукают, лазают по лесенке, пьют молоко. | Игрушки, предметы-заместители. |
Август
1 | Социализация | «Детский сад» | Как живут дети в детском саду: гимнастика, еда, муз. занятия. подвижные игры. | Куклы, игрушечная посуда, предметы-заместители | |
2 | Социализация | «Рыбаки» | «Рыболовное судно». Ловят рыбу, привозят в магазин и продают людям. | Конструктор, прутики, нитки, предметы-заместители, игрушечные рыбки. | |
3 | Социализация | «Магазин» | Продавец взвешивает продукты, дает чеки, вежливо разговаривает с покупателями. | Строительный материал, касса, витрина, предметы-заместители, муляжи продуктов, кошельки. | |
4 | Социализация | «Шоферы» | Шофер берет машину, заправляет бензином, едет по заданию. | Разнообразные машины, строительный материал, рули, светофор. |
Предварительный просмотр:
младшая | II младшая | Средняя | Старшая | Подготовительная |
· Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. · Помогать играть рядом, не мешая друг другу. · Развивать умение играть вместе со сверстниками. · Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. · Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители. · Подводить детей к пониманию роли в игре. · Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью. | · Поощрять участие детей в совместных играх. · Развивать интерес к различным видам игр. · Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. · Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила. · В процессе игр с игрушками, природными и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру. · Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений; · Обогащать игровой опыт/ посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. · Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий. · Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами ; в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку. · Показывать детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры. · Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той пли иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. · Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек. · Учить детей использовать в играх строительный, простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы, природный материал; разнообразно действовать с ними. · Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той пли иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. · | · Развивать у дошкольников интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игр; побуждать к активной деятельности. · Формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения. · Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. · В совместных с воспитателем играх, содержащих 2-3 роли, совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. · Развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры. · Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки разной конструктивной сложности из строительного материала. · Формировать у детей умение договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать, действия и совместными усилиями достигать результата. · Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых. | · Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. · Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры. · Поощрять расширение выбора тем для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач, экскурсий, выставок, путешествий, походов. · Развивать умение согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д.; самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. · Способствовать укреплению возникающих устойчивых детских игровых объединений. · Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. · Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами. · Закреплять умение усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий. · Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями, включением в нее продуктивной деятельности. · Создавать условия для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и их развития. · Развивать умение детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное; применять конструктивные умения. · Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место. | · Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения. · Развивать инициативу, организаторские способности. · Воспитывать умение действовать в команде. · Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал. · Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы. · Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмах. · Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. · Продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих. · Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. |
Развитие игровой деятельности. Сюжетно-ролевые игры Задачи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур
Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...
Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников
Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...
Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»
Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...
Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе» Конспект по руководству сюжетно-ролевой игры
Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе»Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрыАвтор проекта: Лобанова Татьяна Михайловна, ГБОУ Прогимназия «...
Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»
Задачи:1) расширение представлений об окружающем;2) формирование игровой деятельности: а/ развивать сюжет б/ обучение игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу иг...
Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению атрибутики для сюжетно-ролевой игры "Морское путешествие" и сама сюжетно-ролевая игра
Дети с родителями готовят из бросового материала атрибутику для сюжетно-ролевой игры "Морское путешествие" и играют...
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...