Современная система создания психологического комфорта ребенка в ДОУ
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.
Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
1) Отношениями между воспитателем и детьми;
2) Отношениями между самими детьми;
3) Отношениями между воспитателями;
4) Отношениями между воспитателями и родителями.
Хороший климат возникает в группе тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.
Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.
3. Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе.
Какой же стиль педагогического общения подходит к нашим педагогам (педагогам предлагается заполнить анкеты и подсчитать баллы).
Анкета «Стиль педагогического общения»
Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный вариант ответа.
1. Считаете ли вы, что ребёнок должен:
- делится с вами своими мыслями, чувствами,
- говорит вам только то, что он сам захочет,
- оставляет свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребёнок взял у другого ребёнка без спроса игрушку, карандаш, то вы:
- доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение,
- дети сами разберутся в своих проблемах,
- известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребёнок на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как вы поступите:
- похвалите и всем детям покажете его работу,
- проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня,
- скажете ему «всегда бы так занимался,.
4. Ребёнок при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите:
- заставите его поздороваться,
- не обратите на него внимание,
- сразу же вступите с ним в общение, не упоминая его промаха.
5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы предпочтёте делать:
- спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают
- помочь, подсказать, сделать замечание,
- заниматься своими делами (записи, подготовка).
6. Какая точка зрения кажется вам правильной:
- чувства, переживания ребёнка ещё поверхностны, быстро проходящие, и на них не стоит обращать внимания,
- эмоции ребёнка, его переживания – это важные факторы, с их помощью можно эффективно обучать и воспитывать,
- чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
- ребёнок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать,
- у ребёнка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность самого ребёнка,
- ребёнок развивается неуправляемо, находится под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.
8. Как вы относитесь к активности ребёнка:
- положительно – без неё невозможно полноценное развитие,
- отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планово вести обучение и воспитание,
- положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.
9. Ребёнок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома, ваши действия:
- сказали бы «ну и не надо»,
- заставили бы выполнить работу,
- предложили бы выполнить задание.
10. Какая позиция, по-вашему, правильная:
- ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём.
- если ребёнок не осознаёт заботу взрослых о нём, не ценит, то это его дело, когда-нибудь пожалеет,
- воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.
|
| |||||
|
|
|
|
|
| |
| ||||||
| ||||||
|
Ответ Число балов по номеру вопросов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2
б 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1
с 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3
ИТОГО: ____________
25-30 очков – тяготеет к демократическому стилю
20-24 очка – преобладает авторитарный стиль
10-19 очков – характерен либеральный стиль
Авторитарный стиль
- Педагог – руководитель, организатор; дети – исполнители (несамостоятельные, безынициативные)
- Принцип педагога: «Доверяй, но проверяй» (недостает уважения, доверия к личности ребенка);
- Ожидание беспрекословного послушания, повиновения;
- Не учитывает отношения между детьми;
- Не признает ошибки;
- Низко оценивает возможности детей;
- Публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения.
Либеральный (попустительский) стиль
- Педагог безынициативен, недостаточно ответственен;
- Переоценивает возможности детей;
- Выполнение своих требований не проверяет;
- Нерешителен;
- Во власти детей;
- Учитывает взаимоотношения в группе;
- Человек настроения.
Демократический стиль
- Педагог учитывает особенности возраста детей, оптимально делит функции между собой и детьми;
- Изучает и учитывает межличностные взаимоотношения;
- Проявляет максимум требований, максимум уважения;
- Испытывает потребность в обратной связи от детей;
- Умеет признавать ошибки;
- Предпочитает плодотворный разговор с ребенком наедине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание психологического комфорта для детей и их родителей при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.
Период адаптации детей раннего возраста...
Создание психологического комфорта для детей и их родителей при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.
Консультация для родителей...
"Уголки психологической разгрузки, как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия ДОУ"
В статье описана подробная поэтапная разработка проекта модернизации предметно – развивающей среды в группе детского сада «Островок уединения». Кроме этого прилагается примерн...
«Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка»
Презентация для педагогов, основные понятия и принципы соблюдения психологического комфорта для детей в детском саду....
«Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка»
Консультация для педагогов о психологическом комфорте дошкольников всоответствиис ФГОС ДО...
Консультация для родителей (Законных представителей) "Создание условий для психологического комфорта ребенка в семье"
Консультация для родителей (законных представителей) воспитывающих детей дошкольного возраста....