ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В КРУЖКЕ «МИР ЭКОНОМИКИ»
методическая разработка (старшая группа)
Современный мир за последнее десятилетие сильно изменился. Произошедшие перемены диктуют новые требования к содержанию образования. Оно переходит на новый уровень своего развития, где объектом для исследования становятся такие области знаний, как предпринимательская деятельность, рекламный бизнес, маркетинг, менеджмент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernyy_plan_ekonomiki.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В КРУЖКЕ «МИР ЭКОНОМИКИ»
Пояснительная записка:
Направленность: экономическое образование дошкольников.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
Современный мир за последнее десятилетие сильно изменился. Произошедшие перемены диктуют новые требования к содержанию образования. Оно переходит на новый уровень своего развития, где объектом для исследования становятся такие области знаний, как предпринимательская деятельность, рекламный бизнес, маркетинг, менеджмент.
Дошкольники все чаще слышат понятия: цена труда, проценты, деньги, услуги, проект, спрос, бартер и т. д. . Данные области знаний изучаются на каждом уровне образования, в высшей школе, в профессиональных учебных заведениях, в общеобразовательной школе (в том числе, предмет «Экономики» изучается детьми близлежащих школ - МОУ Лицей № 82, школа № 9).
Повышение интереса к экономическому развитию дошкольников также является закономерным, так как ребенок поневоле встречается с экономическими вопросами в повседневной жизни.
Помочь получить ответы на такие вопросы – задача педагогов и родителей. Кроме того, дети быстро впитывают атмосферу реальности, лучше взрослых адаптируются в ней. Практикой отмечено повышение интереса самих детей к знаниям в области экономики.
Включение вопросов экономического развития детей старшего дошкольного возраста в педагогический процесс МДОУ, поможет своевременно заложить основу экономической культуры ребенка.
Таким образом, введение экономического развития в систему дошкольного образования – это не модное течение, а «необходимость в дошкольном детстве дать детям представления о рыночной экономике и ее закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей».
Цель дополнительной образовательной программы: приобщение дошкольника к экономической действительности.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с доступным знаниями из области экономики (семейная экономика, мир товаров, ресурсы, экономика моего города, моей страны).
- Развивать базисные качества экономической деятельности (экономность, бережливость, элементы рациональности и трудолюбия) у дошкольников.
Отличительные особенности данной программы:
А.Д.Шатова в своей программе значительное место отводит трудовой деятельности человека. Автор считает, что «труд - основная деятельность человека, источник его существования». Через ознакомление с трудом взрослых, усваиваются понятия «продукт труда», «стоимость продукта труда». «деньги» и т.д.
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года.
Формы и режим занятий: подгрупповые занятия кружка 1 раз в неделю вечером.
Ожидаемые результаты:
Воспитанники:
- имеют четкое представление о целостной картине мира, правильно ориентируется в «экономической» действительности;
- самостоятельно, творчески действуют в различных жизненных ситуациях, реально «экономически» мыслят;
- проявляют ценностно-гуманное отношение к окружающему миру.
Способы определения результативности:
В рамках деятельности творческой группы были разработаны критерии оценки уровня экономического развития детей, которые включали в себя:
* интерес детей к экономике;
*уровень отношений к экономическим знаниям и нормам поведения;
*освоенность экономических знаний;
*овладение экономическими понятиями;
*уровень логических умений на экономическом материале.
Формы подведения итогов:
- педсоветы интеллектуального направления;
- заседания районного методического обеспечения старших воспитателей и воспитателей старших групп.
- публикация опыта в книгах. (2000 год - учебное пособие А.А. Смоленцевой «Введение в мир экономики или как мы играем в экономику», 2004 год - книга А.А.Смоленцевой «Экономика в сказках»)
Данный материал вошел в книгу А.А.Смоленцевой «Экономика в сказках», опубликованной в 2004 году. Автор книги выражает благодарность коллективу ДОУ в лице заведующей З.Е.Орловской, старшему воспитателю И.Н.Бушуевой, старшему воспитателю Е.В.Прокофьевой. Работа над задачей включала не только теоретическую, но и практическую деятельность (создана «Беседка Белоснежки» для изучения экономических понятий в знакомых детям сказках).
1 год обучения:
Учебно – тематический план
№ | Перечень разделов: | № тем | Темы: | Всего часов | Теоретич. | Практич. |
1. | Знакомство с экономикой | 3 | 2 | 1 | ||
1.1. | Что такое экономика? | 1 | 1 | - | ||
1.2. | В гостях у семьи экономистов. | 2 | 1 | 1 | ||
2. | Труд-продукт | 6 | 2 | 4 | ||
2.1. | Волшебные помощники | 2 | 1 | 1 | ||
2.2. | Труд людей, профессии людей. | 3 | 1 | 2 | ||
2.3. | Какие бывают товары? | 1 | - | 1 | ||
3. | Деньги, цена (стоимость) | 6 | 3 | 3 | ||
3.1. | Понятие о деньгах. Виды денег. | 2 | 1 | 1 | ||
3.2. | Где хранятся деньги. | 2 | 1 | 1 | ||
3.3. | Цена, стоимость товара и услуг. | 2 | 1 | 1 | ||
4. | Реклама: желания и возможности | 9 | 3 | 6 | ||
4.1. | Реклама – как социальное явление. | 3 | 1 | 2 | ||
4.2. | Виды рекламы. | 3 | 1 | 2 | ||
4.3. | Процесс создания рекламы. | 3 | 1 | 2 | ||
5. | Потребности | 8 | 3 | 3 | ||
5.1. | Заветные желания. | 2 | 1 | 1 | ||
5.2. | Потребности человека | 3 | 1 | 2 | ||
5.3. | Потребности растений и животных. | 3 | 1 | 2 |
Методическое обеспечение программы:
Игры экономического содержания:
- «Вещи, которые нас окружают». Цель: Знакомить детей с техническим прогрессом. Пополнять словарный запас. Развивать творческое мышление и воображение. Развивать умение классифицировать, обобщать. Воспитывать бережливость.
- «Волшебные помощники». Цель: Учить детей называть предметы бытовой техники, уточнить её роль в домашнем хозяйстве. Развивать выдумку поддерживать проявления творческого начала. Воспитывать бережливость.
- «Сколько дел в домашнем хозяйстве». Цель: Учить называть домашние дела, членов семьи. Закреплять представления о том, что в семье каждый выполняет ту работу, которую может делать хорошо. Воспитывать трудолюбие.
- «Бюджет семьи». Цель: учить детей определять составляющие бюджета семьи. Развивать экономическое мышление. Воспитывать трудолюбие.
- «Доход семьи». Цель: Дать представления о совокупности дохода. Развивать экономическое мышление. Воспитывать трудолюбие.
- «Расход семьи». Цель: Учить определять обязательный и необязательный расход. Развивать умение планировать расход. Развивать экономическое мышление. Воспитывать трудолюбие.
- Модели «Доход», «Расход». Цель: учить определять понятия доход и расход
- «Домик-копилка». Цель: подвести к сущности понятий сбережения, накопления. Воспитывать разумное отношение к деньгам.
- Назови профессию». Цель: знакомить детей с разными видами профессий. Развивать умения определять орудия труда. Прививать уважительное отношение к труду людей.
- «Прогулка по городу». Цель: Дать сведения об окружающем мире, созданном руками человека. Учить называть объекты социальной среды района, города. Развивать внимание, память, мышление, речь.
- «Нижний Новгород». Цель: знакомство с достопримечательностями великого русского города Нижнего Новгорода, с традициями и обычаями. Воспитывать любовь к родному городу.
- Модель «Нижний Новгород». Цель: познакомить детей с районами родного города, с Гербом города и эмблемой нашего района. Дать знания о производстве полезных товаров в разных районах города.
- «Подбери картинку». Цель: учить детей группировать предметы, выделять существенные признаки, аргументировать свой выбор, воспитывать бережное отношение к вещам.
- «Мир товаров». Цель: познакомить детей с некоторыми видами товаров. Вызвать интерес и желание классифицировать товар, выделяя существенные признаки. Воспитывать бережное отношение к вещам.
- «Товарный поезд». Цель: учить детей объединять предметы (товары) по определенному признаку, собирать из товарных вагонов логический поезд. Развивать умение классифицировать и группировать предметы (товары). Воспитывать бережное отношение к вещам.
- «Что быстрее купят?». Цель: учить устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом. Воспитывать разумное отношение к покупкам.
- «Кому, что нужно?». Цель: закреплять знания детей о потребностях человека и называть их. Развивать умение определять общие потребности и частные (индивидуальные потребности). Воспитывать уважение к товарищам.
- «Потребности человека». Цель: учить называть жизненно-важные потребности для человека.
- «Потребности». Цель: учить различать общие потребности для всего живого и человека. Развивать самостоятельность мышления, умение обосновать свой выбор. Воспитывать самостоятельность.
2 год обучения:
Учебно – тематический план
№ | Перечень разделов: | № тем | Темы: | Всего часов | Теоретич. | Практич. |
1. | Знакомство с экономикой | 3 | 1 | 2 | ||
1.1. | Золотые правила экономики | 2 | 1 | 1 | ||
1.2. | Путешествие по стране Экономике. | 1 | - | 1 | ||
2. | Труд-продукт | 5 | 3 | 2 | ||
2.1. | Содержание труда людей разных профес-сий | 3 | 1 | 2 | ||
2.2. | Товары родного города | 2 | 2 | - | ||
3. | Деньги, цена | 6 | 3 | 3 | ||
3.1. | Откуда взялись деньги. | 2 | 1 | 1 | ||
3.2. | В стране обмени. | 2 | 1 | 1 | ||
3.3. | Что такое валюта? | 2 | 1 | 1 | ||
4. | Бюджет семьи | 6 | 3 | 3 | ||
4.1. | Из чего состоит бюджет. | 2 | 1 | 1 | ||
4.2. | Доходы и расходы | 2 | 1 | 1 | ||
4.3. | Где взять ссуду? | 2 | 1 | 1 | ||
5. | Виды торговли | 4 | 2 | 2 | ||
4.1. | Торговля в розницу. | 2 | 1 | 1 | ||
4.2. | Торговля оптом. | 2 | 1 | 1 | ||
6. | Блага | 8 | 3 | 3 | ||
5.1. | Заветные желания. | 2 | 1 | 1 | ||
5.2. | Потребности человека | 3 | 1 | 2 | ||
5.3. | Потребности растений и животных. | 3 | 1 | 2 |
ё
Методическое обеспечение программы:
Игры экономического содержания:
1. «Моя квартира». Цель: Формирование знаний детей о характерных предметах обстановки квартиры. Развитие экономического мышления, сообразительности, умения объяснить и аргументировать свой выбор. Воспитывать самостоятельность.
2. «Эволюция обычных вещей». Цель: знакомство с историей развития осветительных и обогревательных приборов, одежды, жилища. Развивать логическое мышление. Воспитывать бережливость.
3. «Сколько дел в домашнем хозяйстве». Цель: Учить называть домашние дела, членов семьи. Закреплять представления о том, что в семье каждый выполняет ту работу, которую может делать хорошо. Воспитывать трудолюбие.
4. «Бюджет семьи». Цель: учить детей определять составляющие бюджета семьи. Развивать экономическое мышление. Воспитывать трудолюбие.
5. Модели «Доход», «Расход». Цель: учить определять понятия доход и расход.
6. «Сосчитай денежные сбережения». Цель: учить выполнять арифметические действия, сравнивать величину. Воспитывать разумное отношение к деньгам.
7. «Путешествие рубля». Цель: познакомить с денежными средствами разных стран. Воспитывать разумное отношение к деньгам.
8. «Монетный двор». Цель: дать сведения о производстве денежных знаков
(купюр и монет). Воспитывать разумное отношение к деньгам.
9. Модель «Банкомат». Цель: учить определять последовательность выполнения операции по получению денег. Воспитывать разумное отношение к деньгам, экономность.
10. «Профессии». Цель: Учить определять особенности профессий. Называть предназначение различных орудий труда. Воспитывать уважительное отношение к труду.
11. «Расскажи про свой город». Цель: знакомство с объектами социальной и культурной сферы города. Развивать умение определять значение среды в жизни человека. Развитие воображения и мышления. Воспитание любознательности.
12. «Нижний Новгород». Цель: знакомство с достопримечательностями великого русского города Нижнего Новгорода, с традициями и обычаями. Воспитывать любовь к родному городу.
13. «Города Нижегородской области». Цель: Познакомить с производством полезных товаров в Нижегородской области, с развитием промысла и использованием природных ресурсов. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи. Развивать экономическое мышление. Воспитывать экономность, бережливость.
14. «Из чего мы сделаны?». Цель: Расширить знания об окружающем мире, развивать экономическое мышление. Воспитывать бережное отношение к вещам.
15. «Что дороже, что дешевле». Цель: формировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент товаров по цене. Развивать самостоятельность в выборе решения. Воспитывать бережное отношение к товарам.
16. «Разные товары». Цель: закреплять знания детей о месте изготовления товара, классифицировать товары по месту производства. Развивать умения различать товары по их принадлежности к определенной группе. Воспитывать бережное отношение к товарам.
17. Модель «Экспорт-импорт». Цель: познакомить детей с необходимостью перемещения (путешествия) товаров в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к вещам.
18. «История Москвы». Цель: познакомить детей с городом Москва. Дать представление об экономических ресурсах города. Развитие гармонизации внутреннего мира ребенка.
19. «Народы мира». Цель: познакомить с народами ближнего зарубежья. Дать представления об образе жизни разных народов. Воспитывать уважение к людям разных национальностей.
20. «Страны и континенты». Цель: дать представления детям о странах и континентах. Развивать экономическое мышление.
21. «Народы России». Цель: Познакомить с народами России, дать представления об образе жизни, обычаях и традициях. Воспитывать уважение к людям разных национальностей.
22. «Экономические аналогии». Цель: учить определять виды ресурсов и
результат их использования человеком. Определять последовательность трудовых
процессов. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
23. «Природные ресурсы». Цель: учить называть природные ресурсы. Знать возможности их использования в хозяйстве человека. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
24. «Что откуда появилось?». Цель: учить устанавливать причинно-
следственные связи: город-промышленность, ресурсы - природа, промыслы.
Воспитывать бережное отношение к ресурсам.
25. «Парочки». Цель: закреплять знания детей о ресурсах. Учить определять природную основу экономических ресурсов. Воспитывать бережное отношение к ресурсам.
Список используемой литературы:
- Евменова Г.М., Меньшикова О.И. Детский экономический словарь или маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. Москва. 1993
- Кларина Л.М. Экономика и экология для малышей. Москва.1994.
- Костюкова И.М., Лукьянова Р.С. Экономика в сказках и играх. Нижний Новгород. 1994.
- Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. Москва.2002.
- Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: для детей младшего и школьного возраста. Москва. 1992.
- Попова Т.Л., Меньшикова О.И.. «Сказка о царице Экономике и злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях».
- Райзберг Б.А. и др. Современный экономический словарь. Москва 1997.
- Райзберг Б.А. Экономика для детей в играх, задачах и примерах.
- Рузанова Т.Знакомство с семейным бюджетом.// Обруч.1997 №4.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или как мы играем в экономику. Нижний Новгород. 2000.
- Смоленцева А.А. Экономика в сказках. Нижний Новгород. 2004.
- Шатова А.Д. Дошкольник и экономика. Программа. Москва. 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРО ЭКОНОМИКУ» Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
В статье предлагается решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте в русле совершенствования нравственного воспитания, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует отн...
Программа дополнительного образования экономического воспитания старших дошкольников «Экономика в детском сада или, как Ани открыла магазин»
Сегодняшним дошкольникам, живущим в 21 веке в веке сложных экономических и социальных отношений необходимо уметь самостоятельно и правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, действовать творчески...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА"
quot;ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА"...
программа дополнительного образования для дошкольников в области экономики
Дополнительная общеразвивающая программа «Экономика для малышей» разработана на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 года No 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерац...
программа дополнительного образования по финансовой грамотности "Занимательная экономика"
программа дополнительного образования...
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Занимательная экономика"
Программа дополнительного образования для работы с воспитанниками в ДОО . Расчитана на 1 учебный год....
Программа дополнительного образования "Малышам об экономике"
Актуальность знаний по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребён...