Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Светлана Афанасьевна Ефимова

конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе по теме «Семья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_semya.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы.

Автор: Ефимова Светлана Афанасьевна, воспитатель МБДОУ детский сад №20 «Светлячок» города Сафоново Смоленской области

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе по теме «Семья»

Тема: «Моя семья» 

Цель: закрепить представления детей о членах семьи, их родственных связях; познакомить детей с генеалогическим древом; 

Задачи:

Образовательные:

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;

Развивающие:

- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

- закреплять знания о родственных связях;

- развивать понимание логико-грамматических конструкций;

- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;

Воспитательные: воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

Материал: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме "Семья"; фотоальбом, ноутбук, игрушка в виде сердечка.

Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.

Планируемые результаты: эмоционально заинтересованно следить за развитием действия в играх; задавать вопросы педагогу во время беседы о членах семьи, быть активными при создании генеалогического древа.

Ход занятия:

Мотивация:

В игровой зоне лежит фотоальбом. Воспитатель обращает внимание детей на фотоальбом и спрашивает их:

-Ребята а что это у нас здесь лежит, как вы думаете? (Ответ детей)

-А давайте его рассмотрим? (Ответы детей).

-Кто это на фото? Как можно сказать одним словом? (Семья)

 - Сегодня мы с вами поговорим о семье.

 – Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? (Домой)

 -Конечно же, домой. А почему? (ответы детей)

- Всё правильно вас ждет дома ваша семья!

 -Как вы могли бы ответить на вопрос: что такое семья? (ответы детей).
Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

 Пальчиковая гимнастика: «Семья» 

(Поднять правую руку ладони к себе и в соответствии с текстом стиха в определённой последовательности пригибать пальцы начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой)

 Знаю я что у меня, дома дружная семья:

Это-мама,

Это- я,

Это- бабушка моя,

Это-папа,

Это –дед.

И у нас разлада нет.

Вводная беседа.

Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные.

(показ мультимедийной презентации)

 1 слайд - Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.

Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас.

2 слайд -Каждая семья жила в избе.   Это были большие дружные семьи, со своими обычаями и традициями

3 слайд-Взрослые работали в поле, а дети помогали им, старшие играли и заботились о младших детях.

4 слайд-В избе центральное место занимала печь. Дети помогали взрослым и дрова принести, и поленницу сложить, и печь растопить.

5 слайд - За столом собиралась вся семья.  Во главе стола сидел отец, он глава семьи, а девочки помогали матери накрывать на стол.

6 слайд – Долгими зимними вечерами старшие женщины учили дочерей и внучек рукоделию, прясть, вышивать, шить, пели песни, рассказывали сказки.

7 слайд – старшие дети в семье присматривали за младшими.

Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

Семья нужна человеку, пожалуй, больше, чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.

Развитие лексико-грамматических категорий.

- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Послушайте стихотворение Я. Акима «Кто кому, кто?», в котором говорится о девочке, попытавшейся узнать у своей бабушки, кто кому кем приходится.

— Бабушка, бабушка, я чья дочка?

— Ты Федина дочь, моего сыночка.

— Мой папа большой,

а совсем не сыночек!

— Сыночек. Брат четырех моих дочек.

Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?

— Да разве у дочки мы были? У тети!

— Тетю твою я в люльке качала...

— Бабушка, стой, объясни сначала:

Кто мне Наташа и два ее братца?

— Ладно, попробуем разобраться.

Их мама, племянницы мужа сестра,

Маленькой ох и была шустра!

А ты им доводишься... Хитрое дело...

— Бабушка, что-то у нас пригорело!

— Тьфу ты, пока я соображала,

Все молоко из кастрюли сбежало!

— Давайте еще раз выясним, кто вы для мамы и папы, дедушки и бабушки, тети и дяди?  (игра с мячом)

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

Выражение эмоционального и психофизического состояния:

Выразите отношения между членами семьи: изобразите ласковую маму, строгого дедушку, рассердившегося папу и провинившегося, непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку, пожурившую своих внучат-шалунишек.

-Были ли в вашей жизни случаи, когда вы не слушались родителей и поступали по-своему, а потом понимали, что родители были правы? (Ответы детей).

-Расскажите, какие же они, родные и дорогие нам люди?

Дидактическая игра "Подбери признаки"

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный:

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

Валеологическая пауза «Большая семья»

                (дети выполняют движения по тексту)

- Ребята, я сейчас буду рассказывать про одну семью, а вы показывайте, что я буду говорить.

В доме жила большая семья, всех назову вам, детишки, я:

Мама - красавица в доме жила, своей добротой и умом слыла.

Папа - силач, спортсмен - удалец, опора семьи - настоящий отец!

Бабушка с ними - старушка жила, целыми днями вязать могла.

Дедушка старенький в доме том жил, летом на даче рыбу удил.

Ну а ещё был в семействе сынишка - бойкий и шустрый такой шалунишка.

Бегал сынок, по лужам скакал, а вечером пейзаж рисовал.

В семье той большой не умели скучать - вечером пили с вареньем чай.

Вкусный чаёк, объеденье варенье… Пора и заканчивать стихотворенье.

Только одно лишь добавлю я - Дружная очень это семья!

Составление генеалогического древа. 

- Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Перед нами генеалогическое древо. У дерева есть крепкие, глубокие корни: это дедушка и бабушка. Крепкий высокий ствол, а от него влево и вправо отходят ветви — на них расположены любимые мама и папа. А на вершине дерева, на самых его молоденьких веточках, находится девочка. Это история рода этой девочки: сама девочка, ее папа и мама, ее бабушки и дедушки. Благодаря бабушкам и дедушкам, папе и маме, у девочки появилась дружная, крепкая семья.

- А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево. (Дети выкладывают листочки с фотографиями членов своей семьи)

- Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились.

-Ребята, можно ли сказать о членах вашей семьи словами пословицы: «Один за всех, и все за одного»? Повторите пословицу.

-Как можно сказать о том же самом иначе? (Дружно, вместе, сплоченно.)

- В вашей семье все живут дружно, сплоченно.

— Значит, ваша семья какая? (Ответы детей).

Кейс с добавлением проблемной ситуации:

 Направлен на: умение воспитанников аргументировано отстаивать свое мнение; способность вести конструктивный диалог; способность выбирать актуальные решения.

 — У маленькой Танечки тоже есть семья: папа, мама и младший братик — Алик.

 — Танечка играла с подружками во дворе. Мама позвала ее пойти вместе с папой и младшим братиком Аликом в детский парк. Танечка подошла к папе и маме и увидела, что они держат за руки брата Алика.

-Как, по-вашему, поступит девочка?

 -А как на месте Танечки поступили бы вы? (Ответы детей).

-Ребята, я предлагаю вам взяться за руки и образовать круг. Представим, что мы с вами тоже большая дружная семья. Пока в семье дружба, все держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг, в семье возникает ссора, кто-то обиделся на другого члена семьи, и уже круг дружной семьи разъединился. И все добро, уважение и любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением будем относиться к членам своей семьи, уважать старших, помогать младшим.

Игра «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»

Ребята у меня в руках сердечко, мы с вами будем его передавать друг другу и говорить по одному сердечному слову о своей семье.

А начнём так:

- Я люблю свою семью, потому что она… (большая семья, дружная семья, хорошая семья, здоровая семья, крепкая семья, спортивная семья, веселая, заботливая, добрая)

- Ребята, я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда не огорчали, заботились о них, когда станете взрослыми.

Рефлексия.

-Какие вы у меня молодцы!

-Спасибо вам за большое участие, за ласковые слова.

-А вечером вы расскажите своим родителям что мы сегодня делали, договорились?!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы "День рождение многоножки"

Конспект организационно образовательной деятельности разработан с использованием технологии "Ситуация"....

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: «Виртуальная экскурсия по заводу Тяжмаш»

Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Образовательная область «Познавательное развитие»Спосо...

Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Лес и его обитатели» (с использованием экологических моделей)

Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Лес и его обитатели» (с использованием экологических моделей) будет интересен для воспитателей и р...

Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес» (с использованием экологических моделей)

Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес» (с использованием экологических моделей) будет интересен воспитателям и ...

Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Четыре желания» (с использованием экологических моделей)

Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Четыре желания» (с использованием экологических моделей) будет интересен для воспитателей и родите...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы "Город мой -Владивосток"

Расширение у детей знаний о родном городе, его достопримечатиельностях...

Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: «Амурский тигр»

Познакомить детей в игровой форме с особенностью жизни представителя дальневосточной тайги – амурского тигра....