Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе по теме «Семья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_semya.docx | 33.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы.
Автор: Ефимова Светлана Афанасьевна, воспитатель МБДОУ детский сад №20 «Светлячок» города Сафоново Смоленской области
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе по теме «Семья»
Тема: «Моя семья»
Цель: закрепить представления детей о членах семьи, их родственных связях; познакомить детей с генеалогическим древом;
Задачи:
Образовательные:
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;
Развивающие:
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
- закреплять знания о родственных связях;
- развивать понимание логико-грамматических конструкций;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
Воспитательные: воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
Материал: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме "Семья"; фотоальбом, ноутбук, игрушка в виде сердечка.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.
Планируемые результаты: эмоционально заинтересованно следить за развитием действия в играх; задавать вопросы педагогу во время беседы о членах семьи, быть активными при создании генеалогического древа.
Ход занятия:
Мотивация:
В игровой зоне лежит фотоальбом. Воспитатель обращает внимание детей на фотоальбом и спрашивает их:
-Ребята а что это у нас здесь лежит, как вы думаете? (Ответ детей)
-А давайте его рассмотрим? (Ответы детей).
-Кто это на фото? Как можно сказать одним словом? (Семья)
- Сегодня мы с вами поговорим о семье.
– Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? (Домой)
-Конечно же, домой. А почему? (ответы детей)
- Всё правильно вас ждет дома ваша семья!
-Как вы могли бы ответить на вопрос: что такое семья? (ответы детей).
Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Пальчиковая гимнастика: «Семья»
(Поднять правую руку ладони к себе и в соответствии с текстом стиха в определённой последовательности пригибать пальцы начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой)
Знаю я что у меня, дома дружная семья:
Это-мама,
Это- я,
Это- бабушка моя,
Это-папа,
Это –дед.
И у нас разлада нет.
Вводная беседа.
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные.
(показ мультимедийной презентации)
1 слайд - Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас.
2 слайд -Каждая семья жила в избе. Это были большие дружные семьи, со своими обычаями и традициями
3 слайд-Взрослые работали в поле, а дети помогали им, старшие играли и заботились о младших детях.
4 слайд-В избе центральное место занимала печь. Дети помогали взрослым и дрова принести, и поленницу сложить, и печь растопить.
5 слайд - За столом собиралась вся семья. Во главе стола сидел отец, он глава семьи, а девочки помогали матери накрывать на стол.
6 слайд – Долгими зимними вечерами старшие женщины учили дочерей и внучек рукоделию, прясть, вышивать, шить, пели песни, рассказывали сказки.
7 слайд – старшие дети в семье присматривали за младшими.
Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
Семья нужна человеку, пожалуй, больше, чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.
Развитие лексико-грамматических категорий.
- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Послушайте стихотворение Я. Акима «Кто кому, кто?», в котором говорится о девочке, попытавшейся узнать у своей бабушки, кто кому кем приходится.
— Бабушка, бабушка, я чья дочка?
— Ты Федина дочь, моего сыночка.
— Мой папа большой,
а совсем не сыночек!
— Сыночек. Брат четырех моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
— Да разве у дочки мы были? У тети!
— Тетю твою я в люльке качала...
— Бабушка, стой, объясни сначала:
Кто мне Наташа и два ее братца?
— Ладно, попробуем разобраться.
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох и была шустра!
А ты им доводишься... Хитрое дело...
— Бабушка, что-то у нас пригорело!
— Тьфу ты, пока я соображала,
Все молоко из кастрюли сбежало!
— Давайте еще раз выясним, кто вы для мамы и папы, дедушки и бабушки, тети и дяди? (игра с мячом)
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
Выражение эмоционального и психофизического состояния:
Выразите отношения между членами семьи: изобразите ласковую маму, строгого дедушку, рассердившегося папу и провинившегося, непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку, пожурившую своих внучат-шалунишек.
-Были ли в вашей жизни случаи, когда вы не слушались родителей и поступали по-своему, а потом понимали, что родители были правы? (Ответы детей).
-Расскажите, какие же они, родные и дорогие нам люди?
Дидактическая игра "Подбери признаки"
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный:
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:
Валеологическая пауза «Большая семья»
(дети выполняют движения по тексту)
- Ребята, я сейчас буду рассказывать про одну семью, а вы показывайте, что я буду говорить.
В доме жила большая семья, всех назову вам, детишки, я:
Мама - красавица в доме жила, своей добротой и умом слыла.
Папа - силач, спортсмен - удалец, опора семьи - настоящий отец!
Бабушка с ними - старушка жила, целыми днями вязать могла.
Дедушка старенький в доме том жил, летом на даче рыбу удил.
Ну а ещё был в семействе сынишка - бойкий и шустрый такой шалунишка.
Бегал сынок, по лужам скакал, а вечером пейзаж рисовал.
В семье той большой не умели скучать - вечером пили с вареньем чай.
Вкусный чаёк, объеденье варенье… Пора и заканчивать стихотворенье.
Только одно лишь добавлю я - Дружная очень это семья!
Составление генеалогического древа.
- Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Перед нами генеалогическое древо. У дерева есть крепкие, глубокие корни: это дедушка и бабушка. Крепкий высокий ствол, а от него влево и вправо отходят ветви — на них расположены любимые мама и папа. А на вершине дерева, на самых его молоденьких веточках, находится девочка. Это история рода этой девочки: сама девочка, ее папа и мама, ее бабушки и дедушки. Благодаря бабушкам и дедушкам, папе и маме, у девочки появилась дружная, крепкая семья.
- А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево. (Дети выкладывают листочки с фотографиями членов своей семьи)
- Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились.
-Ребята, можно ли сказать о членах вашей семьи словами пословицы: «Один за всех, и все за одного»? Повторите пословицу.
-Как можно сказать о том же самом иначе? (Дружно, вместе, сплоченно.)
- В вашей семье все живут дружно, сплоченно.
— Значит, ваша семья какая? (Ответы детей).
Кейс с добавлением проблемной ситуации:
Направлен на: умение воспитанников аргументировано отстаивать свое мнение; способность вести конструктивный диалог; способность выбирать актуальные решения.
— У маленькой Танечки тоже есть семья: папа, мама и младший братик — Алик.
— Танечка играла с подружками во дворе. Мама позвала ее пойти вместе с папой и младшим братиком Аликом в детский парк. Танечка подошла к папе и маме и увидела, что они держат за руки брата Алика.
-Как, по-вашему, поступит девочка?
-А как на месте Танечки поступили бы вы? (Ответы детей).
-Ребята, я предлагаю вам взяться за руки и образовать круг. Представим, что мы с вами тоже большая дружная семья. Пока в семье дружба, все держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг, в семье возникает ссора, кто-то обиделся на другого члена семьи, и уже круг дружной семьи разъединился. И все добро, уважение и любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением будем относиться к членам своей семьи, уважать старших, помогать младшим.
Игра «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
Ребята у меня в руках сердечко, мы с вами будем его передавать друг другу и говорить по одному сердечному слову о своей семье.
А начнём так:
- Я люблю свою семью, потому что она… (большая семья, дружная семья, хорошая семья, здоровая семья, крепкая семья, спортивная семья, веселая, заботливая, добрая)
- Ребята, я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда не огорчали, заботились о них, когда станете взрослыми.
Рефлексия.
-Какие вы у меня молодцы!
-Спасибо вам за большое участие, за ласковые слова.
-А вечером вы расскажите своим родителям что мы сегодня делали, договорились?!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы "День рождение многоножки"
Конспект организационно образовательной деятельности разработан с использованием технологии "Ситуация"....
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: «Виртуальная экскурсия по заводу Тяжмаш»
Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Образовательная область «Познавательное развитие»Спосо...
Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Лес и его обитатели» (с использованием экологических моделей)
Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Лес и его обитатели» (с использованием экологических моделей) будет интересен для воспитателей и р...
Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес» (с использованием экологических моделей)
Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес» (с использованием экологических моделей) будет интересен воспитателям и ...
Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Четыре желания» (с использованием экологических моделей)
Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Четыре желания» (с использованием экологических моделей) будет интересен для воспитателей и родите...
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы "Город мой -Владивосток"
Расширение у детей знаний о родном городе, его достопримечатиельностях...
Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: «Амурский тигр»
Познакомить детей в игровой форме с особенностью жизни представителя дальневосточной тайги – амурского тигра....