Дидактические игры
картотека (старшая группа)

Ткаченко Анна Игоревна

Использование игр проходит через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома: освоение правил поведения, переносимых затем в "большую жизнь"; приобретение навыков совместной коллективной деятельности, отработка индивидуальных характеристик воспитанников, необходимых для достижения поставленных игровых целей; накапливание культурных традиций, внесенных в игру участниками, педагогами, привлеченными дополнительными средствами - наглядными пособиями, компьютерными технологиями; развитие партнёрских отношения между детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Не говори звук Р»

Цель: Помочь детям освоить формы речевого рассуждения: объяснительную речь, речь -доказательство.

Ход игры:

Воспитатель произносит стишок:

Это случилось лет триста назад,
Жил на Тортуге бесстрашный пират.
Был он силен, и отважен, и смел,
Но букву "Р" говорить не умел.

Затем просит детей отвечать на вопросы не произнося звук «р» ( или любой другой звук или слово)

Дидактическая игра «Загадай желание»

Цель: помочь детям выразить свою индивидуальность, рассказывая самые заветные мечты, и в то же время учить их соизмерять свои действия с окружающей природой, с действиями товарищей, как бы вписывая в общий сюжет свои элементы.

Ход игры:

Дети располагаются по кругу. Каждый ребенок по очереди вслух загадывает такие желания, как:

-  Если бы я был котом, я бы...

-  Если бы я был каким-нибудь зверьком, я бы...

-  Если бы я стал птицей, я бы...

-  Если бы я стал насекомым, я бы...

-  Если бы я был цветком, я бы...

-  Если бы я стал деревом, я бы...

-  Если бы я был слоном, я бы...

Каждый ребенок составляет небольшой рассказ, продумывая свою жизнь в этой роли. Можно заранее договориться — реальные или фантастические рассказы составляем. Когда дети освоят эту игру, можно объединить «желания». Каждый следующий загадывающий свое желание ребенок может вписываться в сюжет предыдущего рассказа и т.д.

Дидактическая игра «Лесной поезд»

Цель: систематизировать знание детей про зверей, птиц и насекомых. Материал: карточки с животными, птицами и насекомыми; два картонных поезда (к каждому прикрепляется 3 вагона).

 Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать две команды по 3 человека. Дети должны в первый вагон посадить лесных зверей, во второй – птиц, в третий – насекомых. Какая команда справится быстрее-выигрывает.

Дидактическая игра «Прорыв цепи»

Цель: Сформировать у детей представления о различных профессиях и профессиональных действиях, обогатить словарь детей названиями предметов и инструментов труда.

 Ход игры: Выбираются две команды. Дети одной команды, взявшись за руки образуют цепочку у каждого ребёнка есть карточка с нарисованными предметами необходимыми для какой-то одной профессии (например, профессия врач, предметы -градусник, халат, лекарства) Игрок другой команды пытается прорвать цепь, называя предметы необходимые для данной профессии. Если ему это удалось, и он назвал все предметы-команды меняются ролями.        

Дидактическая игра «Кто больше знает?».

Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.

Ход игры. Воспитатель, держа в руке любой предмет (например, ложку), спрашивает, для чего он может быть использован. Кто больше назовет действий, тот и выиграл.

Дидактическая игра «Вспомни разные слова»

Цель: продолжать учить вслушиваться в звучание слов; упражнять детей в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.

Ход игры: Дети становятся в круг. Каждый ребенок должен вспомнить какое-нибудь слово и сказать его следующему, как бы передать его, следующий говорит то же одно слово, повернувшись к третьему ребенку. По очереди все дети должны произнести по одному слову. Через 3 круга игра останавливается. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга. Правила игры. Нельзя повторять одно слово дважды.

Дидактическая игра «Не зевай»

Цель: Продолжать учить детей составлять сюжетные рассказы по заданной картине, руководствуясь своим воображением.

Материал: несколько картинок с изображением сказочных героев.

Ход игры: дети сидят в одном конце комнаты на стульчиках. Воспитатель стоит перед ними с картиной и придумывает рассказ. Внезапно обрывает рассказ и восклицает «Не зевай!». В это время все дети бегут к противоположной стене комнаты и возвращаются обратно на места, тот кто прибежал последним продолжает рассказ воспитателя.

Дидактическая игра «Стоп! Палочка, остановись».

Цель: продолжать учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.

Ход игры: Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное и каждый ребенок должен что-то сказать о нём, например, воспитатель говорит: «Медведь» и передает палочку ребенку, тот говорит: «Бурый» и передает палочку следующему. Кто не сможет сказать, выходит из игры.

 Дидактическая игра «Назови предмет с нужным звуком».

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Назовите предмет одежды (или мебели), в названии которых есть буквы А,…»Кто больше назовет, тот и выиграл.

Дидактическая игра «Назови действие».

Цель: обогащать словарь глаголами, обозначающими действия процесса.

Ход игры: Воспитатель просит детей посмотреть на картинки и рассказать об увиденном.

Снег- кружится, падает, блестит

Солнце-светит, греет, встаёт

Собака-лает, бегает, гуляет, играет и т.д

Дидактическая игра «О чём я сказала».

Цель: учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.

Ход игры: Воспитатель говорит, что есть слова близкие, есть противоположные по смыслу, а есть слова, которые употребляют часто и называют ими много разных предметов. Воспитатель называет слово, дети перечисляют его значения.

Иголка - у елки, сосны, швейная, у ежа…

Нос – у человека, парохода, самолета, чайника

Ушко, ножка, ручка, молния, горлышко, крыло и т. д

 Дидактическая игра «Объяснялки».

Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры: Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?

Свежий ветер – прохладный.

Свежая рыба – недавно выловленная, не испортившаяся.

Свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная.

Свежая газета – новая, только что купленная.

Свежая краска – не засохшая.

Свежая голова – отдохнувшая.

Глухой старик – тот, кто ничего не слышит.

Глухая ночь – тихая, безлюдная, темная.

Глухой лай собак – отдаленный, плохо слышный.

Дидактическая игра «Замени слово».

Цель: подобрать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

Ход игры: воспитатель говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать? Я придумала слово «печальный». Давайте попробуем заменить слова в других предложениях».

– Дождь идет – льет; Мальчик идет – шагает; Чистый воздух – свежий.

Дидактическая игра «Третий лишний» (насекомые)

Цель: учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, кто такие насекомые. Я сейчас буду называть насекомых и других живых существ вперемежку, кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...