Дидактические игры
картотека (старшая группа)
Использование игр проходит через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома: освоение правил поведения, переносимых затем в "большую жизнь"; приобретение навыков совместной коллективной деятельности, отработка индивидуальных характеристик воспитанников, необходимых для достижения поставленных игровых целей; накапливание культурных традиций, внесенных в игру участниками, педагогами, привлеченными дополнительными средствами - наглядными пособиями, компьютерными технологиями; развитие партнёрских отношения между детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Не говори звук Р»
Цель: Помочь детям освоить формы речевого рассуждения: объяснительную речь, речь -доказательство.
Ход игры:
Воспитатель произносит стишок:
Это случилось лет триста назад,
Жил на Тортуге бесстрашный пират.
Был он силен, и отважен, и смел,
Но букву "Р" говорить не умел.
Затем просит детей отвечать на вопросы не произнося звук «р» ( или любой другой звук или слово)
Дидактическая игра «Загадай желание»
Цель: помочь детям выразить свою индивидуальность, рассказывая самые заветные мечты, и в то же время учить их соизмерять свои действия с окружающей природой, с действиями товарищей, как бы вписывая в общий сюжет свои элементы.
Ход игры:
Дети располагаются по кругу. Каждый ребенок по очереди вслух загадывает такие желания, как:
- Если бы я был котом, я бы...
- Если бы я был каким-нибудь зверьком, я бы...
- Если бы я стал птицей, я бы...
- Если бы я стал насекомым, я бы...
- Если бы я был цветком, я бы...
- Если бы я стал деревом, я бы...
- Если бы я был слоном, я бы...
Каждый ребенок составляет небольшой рассказ, продумывая свою жизнь в этой роли. Можно заранее договориться — реальные или фантастические рассказы составляем. Когда дети освоят эту игру, можно объединить «желания». Каждый следующий загадывающий свое желание ребенок может вписываться в сюжет предыдущего рассказа и т.д.
Дидактическая игра «Лесной поезд»
Цель: систематизировать знание детей про зверей, птиц и насекомых. Материал: карточки с животными, птицами и насекомыми; два картонных поезда (к каждому прикрепляется 3 вагона).
Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать две команды по 3 человека. Дети должны в первый вагон посадить лесных зверей, во второй – птиц, в третий – насекомых. Какая команда справится быстрее-выигрывает.
Дидактическая игра «Прорыв цепи»
Цель: Сформировать у детей представления о различных профессиях и профессиональных действиях, обогатить словарь детей названиями предметов и инструментов труда.
Ход игры: Выбираются две команды. Дети одной команды, взявшись за руки образуют цепочку у каждого ребёнка есть карточка с нарисованными предметами необходимыми для какой-то одной профессии (например, профессия врач, предметы -градусник, халат, лекарства) Игрок другой команды пытается прорвать цепь, называя предметы необходимые для данной профессии. Если ему это удалось, и он назвал все предметы-команды меняются ролями.
Дидактическая игра «Кто больше знает?».
Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.
Ход игры. Воспитатель, держа в руке любой предмет (например, ложку), спрашивает, для чего он может быть использован. Кто больше назовет действий, тот и выиграл.
Дидактическая игра «Вспомни разные слова»
Цель: продолжать учить вслушиваться в звучание слов; упражнять детей в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.
Ход игры: Дети становятся в круг. Каждый ребенок должен вспомнить какое-нибудь слово и сказать его следующему, как бы передать его, следующий говорит то же одно слово, повернувшись к третьему ребенку. По очереди все дети должны произнести по одному слову. Через 3 круга игра останавливается. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга. Правила игры. Нельзя повторять одно слово дважды.
Дидактическая игра «Не зевай»
Цель: Продолжать учить детей составлять сюжетные рассказы по заданной картине, руководствуясь своим воображением.
Материал: несколько картинок с изображением сказочных героев.
Ход игры: дети сидят в одном конце комнаты на стульчиках. Воспитатель стоит перед ними с картиной и придумывает рассказ. Внезапно обрывает рассказ и восклицает «Не зевай!». В это время все дети бегут к противоположной стене комнаты и возвращаются обратно на места, тот кто прибежал последним продолжает рассказ воспитателя.
Дидактическая игра «Стоп! Палочка, остановись».
Цель: продолжать учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.
Ход игры: Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное и каждый ребенок должен что-то сказать о нём, например, воспитатель говорит: «Медведь» и передает палочку ребенку, тот говорит: «Бурый» и передает палочку следующему. Кто не сможет сказать, выходит из игры.
Дидактическая игра «Назови предмет с нужным звуком».
Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Назовите предмет одежды (или мебели), в названии которых есть буквы А,…»Кто больше назовет, тот и выиграл.
Дидактическая игра «Назови действие».
Цель: обогащать словарь глаголами, обозначающими действия процесса.
Ход игры: Воспитатель просит детей посмотреть на картинки и рассказать об увиденном.
Снег- кружится, падает, блестит
Солнце-светит, греет, встаёт…
Собака-лает, бегает, гуляет, играет и т.д
Дидактическая игра «О чём я сказала».
Цель: учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.
Ход игры: Воспитатель говорит, что есть слова близкие, есть противоположные по смыслу, а есть слова, которые употребляют часто и называют ими много разных предметов. Воспитатель называет слово, дети перечисляют его значения.
Иголка - у елки, сосны, швейная, у ежа…
Нос – у человека, парохода, самолета, чайника…
Ушко, ножка, ручка, молния, горлышко, крыло и т. д
Дидактическая игра «Объяснялки».
Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.
Ход игры: Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?
Свежий ветер – прохладный.
Свежая рыба – недавно выловленная, не испортившаяся.
Свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная.
Свежая газета – новая, только что купленная.
Свежая краска – не засохшая.
Свежая голова – отдохнувшая.
Глухой старик – тот, кто ничего не слышит.
Глухая ночь – тихая, безлюдная, темная.
Глухой лай собак – отдаленный, плохо слышный.
Дидактическая игра «Замени слово».
Цель: подобрать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.
Ход игры: воспитатель говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать? Я придумала слово «печальный». Давайте попробуем заменить слова в других предложениях».
– Дождь идет – льет; Мальчик идет – шагает; Чистый воздух – свежий.
Дидактическая игра «Третий лишний» (насекомые)
Цель: учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.
Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, кто такие насекомые. Я сейчас буду называть насекомых и других живых существ вперемежку, кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...